План-конспект урока по теме «Эволюция пищеварительной системы у животных. Обмен веществ и энергии»
план-конспект урока по биологии (7 класс)

 Качалин Владимир Александрович

7 класс

Тема Эволюция строения и функций органов и их систем.

Учебник: Латюшин В.В., Шапкин В.А., М., Дрофа, 2014 г

Цель урока:

Организация продуктивной деятельности школьников, направленной на достижение ими результатов:

Предметных:

Метапредметных:

Личностных:

1. Связанных с формированием общенаучных знаний:

- повторить   понятя: органы и системы органов;

- создать условия для развития способностей связывать степень развития пищеварительной системы с принадлежностью к определённой систематической группе

2.Связанные с формированием общепредметных знаний:

- создать условия для формирования понятия «эволюция строения и функции»

-развить способности описывать строение и принцип работы органов и их систем

-  закрепить умения различать   на таблицах и рисунках структурные части физиологических систем;

3.Связанные с формированием опыта деятельности:

дать возможность учащимся использовать знания об особенностях строения органов и их систем для решения простейших ситуационных задач;

- создать условия для участия обучающихся в формировании целей и задач урока;

-развивать   речь   учащихся   через организацию  работы в группах, посредством алгоритмизации познавательной деятельности, а также при представлении результатов своей деятельности;

- продолжать через разрешение простейших ситуационных задач  создавать условия для  развития логического мышления и творческих способностей обучающихся;

- отражать результаты своей деятельности в устной или письменной форме

 

Создание условий для :

-конструктивного взаимодействия  со сверстниками и учителями;

-повышения самомотивации учебной деятельности (интересно, важно для меня, доставляет удовольствие, нужно, могу и хочу поделиться с другими новыми знаниями);

-развития способности к  оказанию  самому себе помощи  и  поддержки  в ситуациях затруднения;

-безопасной здоровьесберегающей среды через применение физкультминутки.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan-konspekt_uroka_evolyutsiya_pishchevareniya.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока по теме «Эволюция пищеварительной системы у животных. Обмен веществ и энергии»

Учитель: Качалин В.А

Предмет: биология

7 класс

Тема Эволюция строения и функций органов и их систем.

Учебник: Латюшин В.В., Шапкин В.А., М., Дрофа, 2014 г

Цель урока:

Организация продуктивной деятельности школьников, направленной на достижение ими результатов:

Предметных:

Метапредметных:

Личностных:

1. Связанных с формированием общенаучных знаний:

- повторить   понятя: органы и системы органов;

- создать условия для развития способностей связывать степень развития пищеварительной системы с принадлежностью к определённой систематической группе

2.Связанные с формированием общепредметных знаний:

- создать условия для формирования понятия «эволюция строения и функции»

-развить способности описывать строение и принцип работы органов и их систем

-  закрепить умения различать   на таблицах и рисунках структурные части физиологических систем;

3.Связанные с формированием опыта деятельности:

дать возможность учащимся использовать знания об особенностях строения органов и их систем для решения простейших ситуационных задач; 

- создать условия для участия обучающихся в формировании целей и задач урока;

-развивать   речь   учащихся   через организацию  работы в группах, посредством алгоритмизации познавательной деятельности, а также при представлении результатов своей деятельности;

- продолжать через разрешение простейших ситуационных задач  создавать условия для  развития логического мышления и творческих способностей обучающихся;

- отражать результаты своей деятельности в устной или письменной форме

Создание условий для :

-конструктивного взаимодействия  со сверстниками и учителями;

-повышения самомотивации учебной деятельности (интересно, важно для меня, доставляет удовольствие, нужно, могу и хочу поделиться с другими новыми знаниями);

-развития способности к  оказанию  самому себе помощи  и  поддержки  в ситуациях затруднения;

-безопасной здоровьесберегающей среды через применение физкультминутки.

Оборудование:

Таблицы с изображением дыхательной и пищеварительной систем у представителей разных систематических групп животных , таблицы с изображением представителей класса Млекопитающих, компьютер, мультимедийная установка

Структура и ход урока.

№№

Этап урока

Используемые

ЭОР

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время ( мин)

1.

Организационно-мотивационный.

Постановка учебной задачи

-

Приветствие.  

Предлагает определить ключевое слово урока. Что это?

 Процесс постепенного развития животных от простых форм  к более сложным, постепенное усложнение строения, образа жизни и функций организма в целом.

 

Эволюцию каких органов животных мы с вами уже проследили на предыдущих уроках?

(эволюцию покровов тела, опорно- двигательного аппарата, органов дыхания)

Отвечают на вопросы учителя.

Эволюция дыхательной системы, эволюцию покровов тела, опорно- двигательного аппарата, органов дыхания у животных.

5 мин

2

Актуализация знаний по пройденному материалу

1. Актуализирует знания обучающихся, предлагает выполнить интерактивное задание.

Ребята, перед вами  силуэты  животных различных типов и классов, и их органы дыхания.

Восстановите эволюционный ряд животных и их органов дыхания по мере их эволюционного усложнения

(Силуэты животных в таком порядке)

Тип Членистоногие -  паук,                                        

Тип Кольчатые Черви- дождевой червь,                                        

Тип Простейшие- амеба                                              

Тип Хордовые

Классы:  рыбы, пресмыкающиеся,                земноводные, млекопитающие,

 Птицы

2.Организует анализ выполнения задания

Какие эволюционные изменения прослеживаются?  

Как можно объяснить возникновение данных изменений?

Возможно ли существование животных без дыхательной системы?

 Почему именно в таком порядке вы поставили силуэты?

Может ли организм животного существовать вообще без дыхания?

(Возникновение многоклеточности, освоение суши, увеличение площади легочных перегородок, в которых идет газообмен, развитие систем, которые обеспечивают вентиляцию органов дыхания, усовершенствование транспортных систем доставки  кислорода, освоение различных сред обитания, освоение различных экологических ниш

Работают у доски и в тетради, восстанавливают эволюционный ряд животных и их органов дыхания

Совместно  с учителем анализируют  выполнение задания, отвечают на вопросы, дополняют и уточняют ответы друг друга

5 мин

3

Изучение нового материала

Компьтерная презентация  Pover Point  «Эволюция органов и систем органов у животных»

Презентация «Эволюция пищеварительной системы у животных», слайд №17

Формулирует  тему и цели урока   совместно с учениками

Ребята, а без чего еще не может  жить организм животного?

( Слайд №1)

Тема урока - «Пищеварительная система у животных и ее эволюция»

Цель урока - проследить эволюцию органов

пищеварения, обосновать усложнение строения        пищеварительной системы в процессе эволюционных изменений.

Значение питания, сущность и способы питания у животных

Организует  работу учеников по вопросам

Каково значение питания для организмов?

Работа с учебником (§ 40, с. 209)

Что такое пищеварение?

Способы пищеварения. Какие типы питания существуют у животных?

Что такое ферменты, их значение

Работа с учебником (§ 40, с. 213)

(Слайды № 3-8)

Выводы

1.Пища это:  а) строительный материал для роста и развития организма; б)источник  энергии для процессов жизнедеятельности.

2. Пищеварение - это процесс механической, химической переработки пищи и всасывания продуктов пищеварения в кровь.

3.Способы пищеварения- …..

4. Ферменты- ….

Пищеварительная система у животных различных систематических групп

1.Как изменялась пищеварительная система у животных?

2.С чем это связано?

3. В каком направлении происходили эволюционные изменения в пищеварительной систему у данных животных?

Особенности пищеварительной системы у

•        Одноклеточных;

•        Кишечнополостных;

•        Червей;

•        Моллюсков;

•        Пресмыкающихся;

•        Птиц;

•        Млекопитающих;

(Слайды №8-16)

Выводы:

Эволюция шла в направлении усложнения строения пищеварительной системы, появления специальных пищеварительных желез . дифференциации зубов.  Связано это  с необходимостью усваивать разные типы пищи,  использованием различных кормовых ресурсов, освоением различных экологических ниш

Физминутка.

Обмен веществ

Формирует понятие «Обмен веществ»

(Слайд 17).

Организует самостоятельную работу по вопросам

1.Изменяет ли уровень  обмена веществ в зависимости от активности животного? От времени суток?

Есть ли связь между уровнем обмена веществ и строением органов дыхания (их мы изучали на прошлом уроке)?

Выводы:

1.Обмен веществ - непрерывный процесс изменения веществ в живых организмах.

2.Уровень обмена веществ существенно изменяется от активности животных и напрямую зависит от температуры окружающей среды.

3.Строение дыхательной системы обуславливает уровень обмена  веществ- чем более развита дыхательная система, тем более высок обмен веществ и наоборот

Называют тему и цели урока,

сравнивают свои ответы.

Отвечают на вопросы,  дополняют ответы друг друга

Записывают  выводы в тетради

Изучают материал учебника, рассматривают иллюстрации, изучают содержание учебной презентации

Совместно с учителем определяют основные направления эволюции пищеварительной системы; записывают выводы в тетеради

Выполняют несложные физические упражнения

Записывают определения в тетради

Готовят ответы на вопросы, дополняют и уточняют ответы друг друга

Формулируют совместно с учителем выводы и записывают их в тетради

20  мин

4

Диагностика уровня первичного усвоения учебного материала

Организует самостоятельную работу с целью диагностики первичного усвоения учебного материала при выполнении тестового задания

Выберите 1 правильный ответ

1.        Обмен веществ – это

а) поступление веществ в организм;

б) удаление из организма непереваренных остатков пищи;

в) происходящие в организме превращения веществ;

г) поступление и удаление из организма газообразных веществ.

2. Пища для животного организма является источником

а) строительного материала;

б) простых органических веществ;

в) строительного материала и энергии;

г) удовольствия.

3. Ферменты – это вещества:

а) характерные для живого организма;

б) ускоряющие реакции;

в) участвующие в процессе пищеварения;

г) обеспечивающие газообмен.

4. Пищеварение – это процесс:

а) поступления и расщепления пищи;

б) расщепления и всасывания пищи;

в) всасывания, удаления непереваренных остатков;

г) измельчения, расщепления, всасывания пищи; удаления непереваренных остатков.

5. Для кишечнополостных характерно пищеварение:

а) внутриклеточное;

б) внеклеточное;

в) наружное;

г) внеклеточное и внутриклеточное

Организует анализ выполнения тестового задания

Учащиеся выполняют тест.

После выполнения теста – самопроверка.

Ответы:

1 – а, б, в;

2 – в;

3 – а, б, в;

4 – г;

5 – г

Анализируют выполнение тестового задания

5 мин

5.

Рефлексия

-

Организует беседу по вопросам

Какую цель ставили?

Достигли мы цели?

Что узнали нового и интересного?

Спасибо за работу

Отвечают на вопросы учителя

3 мин

6.

Домашнее задание

§ 40 изучить, термины, подготовить устные ответы на вопросы к  параграфу

Учащиеся записывают домашнее задание

2 мин

Приложение №1              

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

                                                                                                                                                                                                                           

                                                                                                                                                                                                                                   

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока по теме: "Закрепление лексических навыков по теме: "Рождество и "Новый год".

План открытого урока в з-ем  классе по теме: "Закрепление лексических навыков по теме "Рождество и Новый год"....

План-конспект Открытый урок по теме \'\'Путешествие\'\'\' 9 класс

Конспект открытого урока  по английскому языку. Тема урока:  "Путешествие".  ...

Открытый урок по биологии в 7 классе на тему "Эволюция пищеварительной системы"

Интерактивный материал для проведения открытого урокадля начала просмотра открыть START.html...

План - конспект "открытого" урока по теме "Среда обитания животных. Степени сравнения имён прилагательных".

Этот урок предназначен для обучающихся 4 класса, которые изучают английский язык по учебнику "Английский с удовольствием". Это урок обобщения и систематизации знаний. С помощью этого урока можно проко...

План-конспект обобщающего урока по теме «Животные» по учебнику Биболетовой Enjoy English-6

Данный урок  может использоваться для контроля и коррекции знаний, речевых умений и навыков по теме «Animals» в 6 классе....

План-конспект открытого урока по теме «Животные. Числительные» Класс: 3 «А»

Практическая цель: Совершенствование полученных лексико-грамматических навыков по темам «Животные. Числительные» («Furry friends», «Numbers»)....