Формирование универсальных учебных действий учащихся с помощью обобщающих игровых уроков
статья по биологии

Галактионова Марина Валерьевна

В статье "Формирование универсальных учебных действий учащихся с помощью обобщающих игровых уроков" рассматривается возможность и целесообразность применения обобщающих игровых уроков при изучении биологии в школе для формирования УУД учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ № 538

с углубленным изучением

информационных технологий

Кировского района Санкт-Петербурга

 Учитель биологии высшей категории

Галактионова Марина Валерьевна

Формирование универсальных учебных действий учащихся

с помощью обобщающих игровых уроков

В современных условиях, когда перед школой поставлены новые социальные задачи, обучение биологии должно отвечать требованиям социально-экономического и научно-технического прогресса, умением применять знания в практической деятельности, способствовать формированию научного мировоззрения, правильного экологического отношения к биосфере, самостоятельности мышления и развития познавательных интересов, культуры труда, этичного поведения, в особенности при работе в коллективе. Эти компетенции современных учащихся формируются ежедневно в работе учителя над развитием универсальных учебных действий (УУД).  

Биология как учебный предмет располагает большими возможностями для решения задач по формированию УУД учащихся.

Одно из условий эффективности урока – повышение удельного веса самостоятельности школьников. Хорошо организованная самостоятельная работа позволяет ликвидировать пробелы в знаниях и умениях, пассивность большинства учащихся. Другое условие повышения эффективности урока – создание гибкой неформальной системы проверки сформированности УУД учащихся на разных этапах изучения предмета.

На мой взгляд, для достижения этих целей очень важны  обобщающие уроки. Им принадлежит главная роль в систематизации знаний на основе ведущих идей, в применении их для диалектико-материалистического объяснения биологических явлений, для показа роли науки в развитии практики.

В курсе биологии 6 класса (ботаника) к числу ведущих следует отнести идеи взаимосвязи строения и функций растительного организма и его целостности, взаимосвязи организма со средой, эволюции, многоуровневой организации, влияния деятельности человека на живую природу и ее охрану, связи теории с практикой, взаимосвязи и взаимообусловленности биологических явлений.

В курсе биологии 7 класса (зоология) также выделяются несколько ведущих идей: связь строения и функции животного организма, единство организма и условий его жизни, постепенное развитие и усложнение систем органов, материальность природы, ее существование независимо от человека, относительный характер приспособленности того или иного животного к условиям окружающей среды, развитие мира животных от простого к сложному, от низшего к высшему.

Классификация в обоих курсах должна изучаться, поскольку она облегчает эволюционный подход к материалу. Учащиеся должны иметь понятие об основных таксономических единицах, представлять отношения главнейших систематических групп живых организмов и принципы их классификации.

Возрастные особенности психологии детей изучающих ботанику и зоологию в 6 – 7 классах требуют применения на одном уроке многообразных методов. Для детей этого возраста характерна большая эмоциональность, повышенная возбудимость, неустойчивость внимания и настроения. Они нуждаются в достаточно быстрой смене видов деятельности.

У учащихся 6 -7 классов преобладает конкретно-образное мышление, они еще не способны к усвоению абстрактных понятий и испытывают затруднения  в осуществлении не только мысленного, но и предметного анализа и синтеза.  Большие трудности вызывает у них проведение обобщений, осуществление перехода от знаний к умениям использовать знания для отстаивания научных взглядов.

Исходя из вышеизложенных требований к обобщающим урокам, возрастных особенностей детей, изучающих ботанику из зоологию, считаю целесообразным проводить обобщающие уроки в 6 -7 классах с использованием групповых форм работы учащихся.

Основная цель групповой работы – развитие мышления учащихся. В то же время эффективность групповой работы проявила себя в скорости решения задач, и в создании благоприятных условий для учебного самоопределения, и в формировании навыков организаторской работы, и, пожалуй, самое важное, в формировании рефлексивных способностей учащихся.

Необходимо использовать групповую работу, поскольку организационная "нагрузка" групповой работы при соблюдении правильной технологии чрезвычайно велика, а способы организации взаимодействия учащихся в группе довольно просты для освоения школьниками.

Групповые формы взаимодействия намного прочнее удерживают внимание ученика и его включенность в работу, чем, например, работа у доски одного ученика. Она может быть использована для объяснения задания тем учащимся, которые не могут справиться с ним сами.

Наличие нескольких оппонентов постоянно провоцирует учащихся на выдвижение все новых и новых версий и поиск аргументов в защиту своей точки зрения, которая тут же проходит проверку остальными членами группы. А любой мыслительный или организационный ход любого участника расценивается как дополнительный ресурс, обогащающий группу и наращивающий темп работы.

Учащиеся должны принять обязательные нормы групповой работы, т.е. говорить не одновременно, а по очереди, отвечать на один поставленный вопрос, а не на несколько сразу и т.д.

В групповой работе как нигде, многое осваивается практически, поэтому учащиеся обычно не начинают делать правильно сразу после того, как им объяснили нормы и процедуру групповой работы. Нужна практика, опыт, разбор ошибок. Нормы имеют обыкновение осваиваться медленно. Это требует от педагога определенной терпеливости.

Групповая работа – это, прежде всего, игра, игра в обучение, игра в организацию, игра в мышление. Как и в любой игре, здесь есть свои правила.

Азарт этой игре предает сложность и неординарность задания. Любое высказанное предположение, не будучи принятым группой, не расценивается никем как провал или проявление невежества, это просто "не очень удачный игровой ход". Здесь идет состязание с самим собой, где учащийся должен обрести способность рефлексировать и делать новые и новые попытки, способность быть организованным и подчиняться групповой организации, способность понимать других, способность защитить свою точку зрения, способность быть критичным, способность организовывать работу других и т.д.

Именно в игровой деятельности происходит развитие личности ребенка, его речи, мышления, произвольной памяти, самостоятельности, активности, моторики, формируется умение управлять своим поведением.

В игре дети осваивают социальный опыт межчеловеческих отношений. Использование игры в педагогических целях усиливает социальный аспект данной деятельности.

Игра способствует созданию мажорного климата в коллективе, развитию творческих способностей, воображения и фантазии детей. Игра – это генетически обусловленный вид человеческой деятельности. В ходе игровой деятельности школьник, может быть, не сумеет полностью освоить систему научных знаний, но игра поможет сделать процесс усвоения знаний желанным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Средства формирования универсальных учебных действий учащихся 5-6 классов на уроках русского языка и литературы

Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. Первая глава «К вопросу об универсальных учебных действиях учащихся» содержится два параграфа, в которых рас...

Средства формирования универсальных учебных действий учащихся 5-6 классов на уроках русского языка и литературы

Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения строится на системно-деятельностном подходе. Следовательно, сегодня предстоит от...

Средства формирования универсальных учебных действий учащихся 5-6 классов на уроках русского языка и литературы. (ФГОС)

В данной презентации представлены  современные образовательные результаты. Как формировать и развивать универсальные. учебные действия у учащихся. Создание проблемных ситуация. Работа с текстом. ...

Методическая разработка «Средства формирования универсальных учебных действий учащихся 5-9 классов на уроках русского языка »

Теоритические сведения и практическая работа по формированию УУД на уроках русского языка...

Методический семинар Тема: «Проектная деятельность учащихся на уроках технологии как средство развития творческих способностей и формирования универсальных учебных действий учащихся»

В настоящее время –  время перемен, когда государству нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Широкую популярность приобрели проектные и исследоват...