Рабочая программа 11 класс Беляев, Дымшиц
рабочая программа по биологии (11 класс)

Галактионова Марина Валерьевна

Рабочая программа 11 класс Беляев, Дымшиц 34 часа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_biologiya_11.doc285 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 538  

с углубленным изучением информационных технологий

Кировского района Санкт-Петербурга

РАССМОТРЕНА

на заседании ШМО учителей естественных наук

Протокол №5 от 25.05.2021 г.

УТВЕРЖДЕНА

Приказ №47                 от 25.05.2021 г.

Директор школы:                          Е.А.Полукарова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса  

«Биология. 11 класс»

на 2021-2022 учебный год

Учитель: Галактионова Марина Валерьевна

высшая квалификационная категория

Санкт-Петербург

Пояснительная записка

Нормативная база

Рабочая программа по биологии для 10 - 11 классов (базовый уровень), составлена с учетом следующих нормативно-методических документов:

  1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
  2. Федеральный         государственный образовательный стандарт        основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17      декабря 2010 года № 1897;
  3. Учебный план ОП ООО в соответствии с ФГОС ОО ГБОУ СОШ № 538 на 2021-2022 учебный год;
  4. «Положение о разработке и утверждении рабочих  программ учебных предметов, курсов ГБОУ СОШ № 538»;
  5. «Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся ГБОУ СОШ № 538 Кировского района Санкт-Петербурга»;
  6. Учебный план ГБОУ СОШ № 538 на 2021-2022 учебный год;
  7. На основе  примерной программы по биологии 10 - 11 класса, предметная линия по биологии под редакцией Д.К.Беляева и Д.М.Дымшица  (базовый уровень);

и ориентирована на использование

Учебно-методического комплекса:

  1.  Биология. 10 класс/  учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень/ под ред. Д.К.Беляева и Д.М.Дымшица , М.: Просвещение, 2019.
  2. Биология. 11 класс/  учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень/ под ред. Д.К.Беляева и Д.М.Дымшица , М.: Просвещение, 2019.

 3. Биология. Рабочие программы. 10-11 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций: базовый уровень /  под ред. Д.К.Беляева и Д.М.Дымшица , М.: Просвещение, 2018.

Цели обучения:

  • социализация обучаемых - вхождение в мир куль туры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность - носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
  • приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки;
  • освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;
  • развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;
  • овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
  • развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
  • ориентация в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе, экологическое сознание.
  • овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной.

Задачи обучения:

  • освоение знаний обосновных биологических теориях, идеях и принципах, являющихся составной частью современной естественнонаучной картины мира; о методах биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии);о строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;
  • овладение умениями характеризовать современные научные открытия в области биологии; устанавливать связь между развитием биологии и социально-этическими, экологическими проблемами человечества;
  • самостоятельно проводить биологические исследования (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотно оформлять полученные результаты; анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения проблем современной биологической науки; проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и процессов;
  • воспитание убежденности в возможности познания закономерностей живой природы, необходимости бережного отношения к ней, соблюдения этических норм при проведении биологических исследований;
  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; выработки навыков экологической культуры; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции.

Общая характеристика курса биологии в 10-11 классах

В системе естественно-научного образования биология как учебный предмет занимает важное место в формировании: научной картины мира; функциональной грамотности, необходимой для повседневной жизни; навыков здорового и безопасного для человека и окружающей среды образа жизни; экологического сознания; ценностного отношения к живой природе и человеку; собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников. Изучение биологии создаёт условия для формирования у обучающихся интеллектуальных, гражданских, коммуникационных и информационных компетенций.

Изучение курса «Биология» в старшей школе направленно на решение следующих задач:

1) формирование системы биологических знаний как компонента естественно-научной картины мира;

2) развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности;

3) выработку понимания общественной потребности в развитии биологии, а также формирование отношения к биологии как возможной области будущей практической деятельности.

Цели биологического образования в старшей школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.

Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объёмы и способы получения информации порождают ряд особенностей развития современных подростков). Наиболее продуктивными для решения задач развития подростка являются социоморальная и интеллектуальная взрослость.

Для достижения базового уровня биологического образования необходимо добиться определенной завершенности знаний об условиях жизни, о разнообразии биосистем, закономерностях живой природы и о зависимостях в ее процессах и явлениях. Хотя в содержание курса включены основы различных областей биологии, его отличает целостность, поскольку главной идеей является выделение закономерностей исторического развития и разнообразия жизни на Земле, взаимозависимостей этих процессов и роли их в культуре человечества.

Содержание программы отражает состояние науки и ее взаимосвязи с решением современных проблем общества. Учитывая, что проблема экологического образования приобрела в наши дни первостепенное значение, в программе данного курса существенное место занимает тема «Основы экологии», экологический аспект введен и в другие разделы курса.

 Отбор содержания проведен с учетом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить материал, значимый для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

Материал курса биологии в 10 классе разделен на три раздела.

Раздел 1 «Клетка – единица живого» знакомит учащихся со строением и функциями веществ клетки, строением и функциями органоидов, процессами, обеспечивающими жизнедеятельность клетки.

При изучении раздела 2 «Размножение и развитие организмов» учащиеся актуализируют знания о процессе размножения и его типах, знакомятся с различными способами деления клеток, этапами индивидуального развития организмов.

Раздел 3 «Основы генетики и селекции» посвящен изучению основ наследственности и изменчивости организмов. В ходе изучения учащиеся учатся составлять схемы скрещиваний в соответствии с законами генетики, получают представление о генетических основах некоторых наследственных заболеваний человека. Учащиеся знакомятся с общими методами селекции,  применяемыми для работы с представителями отдельных царств.

Материал курса биологии в 11 классе разделен на два раздела.

При изучении раздела 1 «Эволюция» учащиеся знакомятся с различными гипотезами происхождения жизни на Земле, как историческими, так  и ныне существующими; изучают  теории эволюции Ж.Б.Ламарка, Ч.Дарвина, современную синтетическую теорию. Учащиеся знакомятся с основными направлениями и закономерностями эволюционного процесса; рассматривают различные гипотезы появления и эволюции рода Человек на Земле.

Раздел 2 «Экосистемы» раскрывает закономерности действия факторов среды в природе, доказывает преимущество многообразия видов в природных экосистемах. Рассматривается влияние человека на природу, рациональное использование и охрана окружающей среды.

Место предмета в  учебном плане

Согласно базисному учебному плану планирование учебного материала и авторской программой рабочая программа по биологии для 10 класса  составлена из расчета 1 часа в неделю, итого 34 часа за учебный год, для 11 класса  составлена из расчета 1 часа в неделю, итого 34 часа за учебный год.

Формы  промежуточной и итоговой аттестации: промежуточная аттестация проводится в форме тестов, самостоятельных работ и проверочных работ.

Срок реализации учебной программы: два учебных года.

Планируемые результаты изучения предмета

Личностные

● Постепенное выстраивание собственного целостного мировоззрения.

● Осознание потребности и готовности к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.) .

● Оценивание жизненных ситуаций с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

● Оценивание экологического риска взаимоотношений человека и природы.

● Учиться самостоятельно выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение здоровья – своего, а так же близких людей и окружающих.

Метапредметные

Регулятивные УУД: 

● Самостоятельно обнаруживать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

● Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать средства достижения цели.

● Составлять в группе или индивидуально план решения проблемы.

● Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

● Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действия.

 ● В ходе представления проекта давать оценку его результатам.

 ● Давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»).

 Познавательные УУД:

● Анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления.

● Давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала.

● Осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений.

● Осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом.

● Представлять информацию в виде таблиц, схем, графиков.

● Выявлять причины и следствия простых явлений.

● Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

● Строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей.

● Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

● Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

● Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приемы слушания.

● Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации. Представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата.

● Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

 Коммуникативные УУД:

● Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

● Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

● В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль.

● Учиться критично относится к своему мнению, признавать ошибочность своего мнения (если оно таковое) и корректировать его.

● Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми с иной позицией.

 Предметные

В познавательной (интеллектуальной) сфере:

  • характеристика содержания биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Дарвина); учения Вернадского о биосфере; законов Менделя, закономерностей изменчивости; вклада выдающихся учёных в развитие биологической науки;
  • выделение существенных признаков биологических объектов (клеток: растительных и животных, доядерных и ядерных, половых и соматических; организмов: одноклеточных и многоклеточных; видов; экосистем, биосферы) и процессов (обмен веществ, размножение, деление клетки, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере);
  • объяснение роли биологии в формировании научного мировоззрения; вклада биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; отрицательного влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие человека; влияния мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; причин эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем;
  • приведение доказательств (аргументация) единства живой и неживой природы, родства живых организмов; взаимосвязей организмов и окружающей среды; необходимости сохранения многообразия видов;
  • умение пользоваться биологической терминологией и символикой;
  • решение элементарных биологических задач; составление элементарных схем скрещивания и схем переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
  • описание особей видов по морфологическому критерию;
  • выявление изменчивости, приспособлений организмов к среде обитания, источников мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенных изменений в экосистемах своей местности; изменений в экосистемах на биологических моделях;
  • сравнение биологических объектов (химический состав тел живой и неживой природы, зародыша человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессов (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и формулировка выводов на основе сравнения.

В ценностно-ориентационной сфере:

  • анализ и оценка различных гипотез сущности жизни, происхождения человека и возникновения жизни, глобальных экологических проблем и путей их решения, последствий собственной деятельности в окружающей среде; биологической информации, получаемой из разных источников;
  • оценка этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение, направленное изменение генома). 

В сфере трудовой деятельности:

  • овладение умениями и навыками постановки биологических экспериментов и объяснения их результатов.

 В сфере физической деятельности:

  • обоснование и соблюдение мер профилактики вирусных заболеваний, вредных привычек (курение, употребление алкоголя, наркомания); правил поведения в окружающей среде.

Основное содержание программы

10 класс

Введение.

Биология как комплексная наука, методы научного познания, используемые в биологии. Современные направления в биологии. Роль биологии в формировании современной научной картины мира, практическое значение биологических знаний.

Биологические системы как предмет изучения биологии. Основные критерии живого. Уровни организации живой природы. Структурные и функциональные основы жизни. Молекулярные основы жизни.

Раздел 1. Клетка — единица живого

Глава 1. Химический состав клетки. Неорганические вещества, их значение. Роль воды в составе живой материи. Органические вещества (углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты, АТФ), их строение и функции. Биополимеры. Другие органические вещества клетки.

Лабораторная работа. Активность ферментов каталазы в животных и растительных тканях. 

 Глава 2. Структура и функции клетки. Цитология, методы цитологии. Современная клеточная теория. Клетки прокариот и эукариот. Основные части и органоиды клетки, их функции. Строение и функции хромосом. 

Лабораторные работы. Плазмолиз и деплазмолиз  в клетках кожицы лука. Строение растительной, животной, грибной и бактериальной клеток под микроскопом.

Глава 3. Обеспечение клеток энергией. Жизнедеятельность клетки. Метаболизм. Энергетический и пластический обмен. Фотосинтез, хемосинтез.

Глава 4. Наследственная информация и реализация её в клетке. Хранение, передача и реализация наследственной информации в клетке. Генетический код. Ген, геном. Биосинтез белка. Вирусы — неклеточная форма жизни, меры профилактики вирусных заболеваний. 

Раздел 2. Размножение и развитие организмов.

Глава 5. Размножение организмов. Организм. Организм — единое целое. Основные процессы, происходящие в организме. Регуляция функций организма, гомеостаз.

Самовоспроизведение организмов и клеток. Клеточный цикл: интёрфаза и деление. Митоз и мейоз, их значение. Соматические и половые клетки. 

Размножение организмов (бесполое и половое). Способы размножения у растений и животных. 

Глава 6. Индивидуальное развитие организмов. Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития. Репродуктивное здоровье человека; последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное развитие человека. Жизненные циклы разных групп организмов.

Раздел 3. Основы генетики и селекции.

 Глава 7. Основные закономерности наследственности. Генетика, методы генетики. Генетическая терминология и символика. Законы наследственности Г. Менделя. Хромосомная теория наследственности. Определение пола. Сцепленное с полом наследование.

Генетика человека. Наследственные заболевания человека и их предупреждение. Этические аспекты в области медицинской генетики.

 Глава 8. Основные закономерности изменчивости. Генотип и среда. Модификационная изменчивость. Наследственная изменчивость. Мутации. Мутагены, их влияние на здоровье человека. 

Глава 9. Генетика и селекция. Доместикация и селекция. Методы селекции. Биотехнология, её направления и перспективы развития. Биобезопасность.

11 класс

Раздел 1. Эволюция.

Глава 1. Свидетельства эволюции. Теория эволюций. Развитие эволюционных идей, эволюционная теория Ч. Дарвина. Синтетическая теория эволюции. Свидетельства эволюции живой природы. Микроэволюция и макроэволюция. 

Глава 2. Факторы эволюции. Вид, его критерии. Популяция — элементарная единица эволюции. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Направления эволюции. Микроэволюция и макроэволюция. 

Лабораторные работы. Морфологические особенности растений различных видов. Изменчивость организмов. Приспособленность организмов к среде обитания.

Глава 3. Возникновение и развитие жизни на Земле. Развитие жизни на Земле.

Гипотезы происхождения жизни на Земле. Основные этапы эволюции органического мира на Земле. Многообразие организмов как результат эволюции. Принципы классификации, систематика.

Глава 4. Происхождение человека. Современные представления о происхождении человека. Эволюция человека (антропогенез). Движущие силы антропогенеза. Расы человека, их происхождение и единство.

Раздел 2. Экосистемы

Глава 5. Организмы и окружающая среда. Организмы и окружающая среда

Экологические факторы и их влияние на организмы. Приспособления организмов к действию экологических факторов. Экологическая ниша. Биогеоценоз. Экосистема. Разнообразие экосистем; Взаимоотношения популяций разных видов в экосистеме. Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме. Устойчивость и динамика экосистем. Последствия влияния деятельности человека на экосистемы. Сохранение биоразнообразия как основа устойчивости экосистемы. 

Практические работы. Оценка влияния температуры воздуха на человека. Аквариум как модель экосистемы.

Глава 6. Биосфера. Структура биосферы. Закономерности существования биосферы. Круговороты веществ в биосфере. 

Практическая работа. Сравнительная характеристика природных и нарушенных экосистем.

Глава 7. Биологические основы охраны природы. Роль человека в биосфере. Глобальные антропогенные изменения в биосфере. Проблемы устойчивого развития. Перспективы развития биологических наук. 

Практическая работа. Определение качества воды водоема. 

Планируемые результаты изучения курса биологии в 10 - 11 классах

Ученик на базовом уровне научится:

  • раскрывать на примерах роль биологии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности людей;
  • понимать и описывать взаимосвязь между естественными науками: биологией, физикой, химией; устанавливать взаимосвязь природных явлений;
  • понимать смысл, различать и описывать системную связь между основополагающими биологическими понятиями: клетка, организм, вид, экосистема, биосфера;
  • использовать основные методы научного познания в учебных биологических исследованиях, проводить эксперименты по изучению биологических объектов и явлений, объяснять результаты экспериментов, анализировать их, формулировать выводы;
  • формулировать гипотезы на основании предложенной биологической информации и предлагать варианты проверки гипотез;
  • сравнивать биологические объекты между собой по заданным критериям, делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
  • обосновывать единство живой и неживой природы, родство живых организмов, взаимосвязи организмов и окружающей среды на основе биологических теорий;
  • приводить примеры веществ основных групп органических соединений клетки (белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот);
  • распознавать клетки (прокариот и эукариот, растений и животных) по описанию, на схематических изображениях; устанавливать связь строения и функций компонентов клетки, обосновывать многообразие клеток;
  • распознавать популяцию и биологический вид по основным признакам;
  • описывать фенотип многоклеточных растений и животных по морфологическому критерию;
  • объяснять многообразие организмов, применяя эволюционную теорию;
  • классифицировать биологические объекты на основании одного или нескольких существенных признаков (типы питания, способы дыхания и размножения, особенности развития);
  • объяснять причины наследственных заболеваний;
  • выявлять изменчивость у организмов; объяснять проявление видов изменчивости, используя закономерности изменчивости; сравнивать наследственную и ненаследственную изменчивость;
  • выявлять морфологические, физиологические, поведенческие адаптации организмов к среде обитания и действию экологических факторов;
  • составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (цепи питания);
  • приводить доказательства необходимости сохранения биоразнообразия для устойчивого развития и охраны окружающей среды;
  • оценивать достоверность биологической информации, полученной из разных источников, выделять необходимую информацию для использования ее в учебной деятельности и решении практических задач;
  • представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, графика, диаграммы и делать выводы на основании представленных данных;
  • оценивать роль достижений генетики, селекции, биотехнологии в практической деятельности человека и в собственной жизни;
  • объяснять негативное влияние веществ (алкоголя, никотина, наркотических веществ) на зародышевое развитие человека;
  • объяснять последствия влияния мутагенов;
  • объяснять возможные причины наследственных заболеваний.

Ученик на базовом уровне получит возможность научиться:

  • давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, используя биологические теории (клеточную, эволюционную); учение о биосфере, законы наследственности, закономерности изменчивости;
  • характеризовать современные направления в развитии биологии; описывать их возможное использование в практической деятельности;
  • сравнивать способы деления клетки (митоз и мейоз);
  • решать задачи на построение фрагмента второй цепи ДНК по предложенному фрагменту первой, иРНК (мРНК) по участку ДНК;
  • решать задачи на определение количества хромосом в соматических и половых клетках, а также в клетках перед началом деления (мейоза или митоза) и по его окончании (для многоклеточных организмов);
  • решать генетические задачи на моногибридное скрещивание, составлять схемы моногибридного скрещивания, применяя законы наследственности и используя биологическую терминологию и символику;
  • устанавливать тип наследования и характер проявления признака по заданной схеме родословной, применяя законы наследственности;
  • оценивать результаты взаимодействия человека и окружающей среды, прогнозировать возможные последствия деятельности человека для существования отдельных биологических объектов и целых природных сообществ.

Тематический  план 11 класс

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Кол-во контрольных работ

Практическая часть

1

Эволюция.

22

1.1

Свидетельства эволюции.

4

1.2

Факторы эволюции. 

8

Л/р №1.  Морфологические особенности растений различных видов.

Л/р № 2.  Изменчивость организмов.

Л/р № 3.  Приспособленность организмов к среде обитания. Ароморфозы у растений.

1.3

Возникновение и развитие жизни на Земле.

5

1.4

Происхождение человека.

5

2

Экосистемы. 

12

2.1

Организмы и окружающая среда.

7

П/р № 1. Оценка влияния температуры воздуха на человека.

П/р № 2. Аквариум как модель экосистемы.

2.2

Биосфера.

3

П/р № 3. Сравнительная характеристика природных и нарушенных экосистем.

2.3

Биологические основы охраны природы. 

2

П/р № 4. Определение качества воды водоема. 

Итого:

34

Л/р - 3

П/р -  4

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 11 КЛАСС

Сокращения для столбца «Тип урока»: (в программах на основе ФГОС)

УОНЗ –         урок открытия новых знаний (лекции, инсценировка, экскурсия, беседа, путешествия, конференция)

УОУиР –         урок отработки умений и рефлексии (сочинение, практикум, диалог, ролевая игра, деловая игра и др.)

УСЗ –         урок систематизации знаний (конкурс, консультация, обсуждение, лекция, диспут и др.

УРК –         урок развивающего контроля (письменная работа, устные опросы, викторина, творческие отчеты)

УИ –         урок исследование

КУ –                 комбинированный урок

№1урока

Тема

Дата проведения

Тип урока

Планируемые результаты

Контроль

план

факт

Предметные

Личностные

Метапредметные

Раздел 1. Эволюция (22 часа).

Глава 1. Свидетельства эволюции (4 часа).

1

Возникновение и развитие эволюционной биологии.

КУ

Называть предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина.

Объяснять важность значения трудов Ж.Б.Ламарка для формирования эволюционной теории.

Объяснять важность трудов Г.Менделя, С.Четверикова, Д.Холдейна, и других ученых для формирования современного учения об эволюции.

Воспитание у учащихся чувства гордости за российскую биологическую науку.

Осознавать единство и целостность окружающего мира. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. Умение слушать и вступать в диалог. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат.

Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы.  

2

Молекулярные свидетельства эволюции.

УОНЗ

Называть механизмы хранения, передачи и реализации наследственной информации. Характеризовать молекулярно-генетическую летопись эволюции.

Осознавать единство и целостность окружающего мира. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; проводить анализ и обработку информации. Умение слушать и вступать в диалог.

3

Морфологические и эмбриологические свидетельства эволюции.

КУ

Приводить примеры морфологических и эмбриологических свидетельств эволюции. Называть рудименты и атавизмы животных.

Развитие самостоятельности в поиске решения различных задач; личной ответственности и адекватного реагирования на трудности.

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.  Отвечать на вопросы темы, выполнять задания.

4

Палеонтологические и географические свидетельства эволюции.

КУ

Приводить примеры палеонтологических и биогеографических свидетельств эволюции.

Развитие самостоятельности в поиске решения различных задач; личной ответственности и адекватного реагирования на трудности.

Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; проводить анализ и обработку информации.  Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

Глава 2. Факторы эволюции (8 часов).

5

Популяционная структура вида. Л/р №1  «Морфологические особенности растений различных видов».

КУ

Уметь  характеризовать (описывать) популяционно-видовой  уровень организации жизни и его роль в природе. Знать определение вида и его критерии.

Уметь характеризовать виды по критериям.

Развитие самостоятельности в поиске решения различных задач; личной ответственности и адекватного реагирования на трудности.

Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; проводить анализ и обработку информации.  Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

6

Наследственная изменчивость – исходный материал для эволюции. Л/р № 2  «Изменчивость организмов».

КУ

Называть различные мутации и приводить их примеры. Объяснять роль наследственной изменчивости для эволюции..

Умение реализовывать теоретические познания на практике. Развитие самостоятельности в поиске решения различных задач.

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Преобразовывать информацию  из одного вида в другой (текст в  таблицу  и пр.).

Овладение исследовательскими умениями: определять цели, этапы и задачи лабораторной работы.

7

Направленные и случайные изменения генофондов в ряду поколений.

КУ

Объяснять значение, естественного отбора дрейфа генов для изменения генофонда популяции.

Умение реализовывать теоретические познания на практике. Развитие самостоятельности в поиске решения различных задач.

Умение слушать и вступать в диалог.  Выделять существенную информацию из текстов разных видов; перерабатывать полученную информацию (структурирование знаний).

8

Формы естественного отбора.

УОНЗ

Характеризовать различные формы естественного отбора. Понимать значение каждой формы отбора для направления эволюции вида.

Развитие самостоятельности в поиске решения различных задач; личной ответственности и адекватного реагирования на трудности.

Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; проводить анализ и обработку информации.   Преобразовывать информацию  из одного вида в другой (графики в текст и пр.).

9

Возникновение адаптаций в результате естественного отбора. Л/р № 3  «Приспособленность организмов к среде обитания. Ароморфозы у растений».

КУ

Различать по рисунку  различные адаптации организмов. Называть и характеризовать пути эволюции.

Умение реализовывать теоретические познания на практике.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение. Осознавать единство и целостность окружающего мира.

Выделять существенную информацию из текстов разных видов; перерабатывать полученную информацию (структурирование знаний). Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

10

Видообразование.

КУ

Характеризовать различные способы видообразования. Понимать значение изоляции для эволюции.

Развитие самостоятельности в поиске решения различных задач; личной ответственности и адекватного реагирования на трудности.

Выделять существенную информацию из текстов разных видов; перерабатывать полученную информацию (структурирование знаний). Умение слушать и вступать в диалог. Преобразовывать информацию  из одного вида в другой (текст в схему и пр.).

11

Прямые наблюдения процесса эволюции.

УОНЗ

Приводить примеры явлений, характеризующих эволюционные изменения в настоящем времени.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение. Осознавать единство и целостность окружающего мира.

Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; проводить анализ и обработку информации.  Выделять существенную информацию из текстов разных видов; перерабатывать полученную информацию (структурирование знаний). Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.  

12

Макроэволюция.

КУ

Давать определение понятиям микроэволюция, макроэволюция. Характеризовать понятия дивергенция и конвергенция, приводить их примеры в эволюции, значение для эволюции.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение. Осознавать единство и целостность окружающего мира.

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

Глава 3. Возникновение и развитие жизни на Земле (5 часов).

13

Современные представления о возникновении жизни.

УОНЗ

Объяснять важность трудов Л.Пастера, А.Опарина, Д.Холдейна и других ученых для формирования современных представлений о возникновении жизни на Земле.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.  Воспитание у учащихся чувства гордости за российскую биологическую науку.

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.  Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

14

Основные этапы развития жизни.

УОНЗ

Давать определения понятию геохронология. Называть временные отрезки в геохронологии.  Характеризовать сущность катастроф в развитии жизни на Земле.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение. Осознавать единство и целостность окружающего мира.

Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; проводить анализ и обработку информации.

15

Развитие жизни в криптозое и палеозое.

УОНЗ

Характеризовать временные отрезки (эры, периоды) в развитии жизни на Земле.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; проводить анализ и обработку информации. Преобразовывать информацию  из одного вида в другой (текст в таблицу и пр.).

16

Развитие жизни в мезозое и кайнозое.

УОНЗ

Характеризовать временные отрезки (эры, периоды) в развитии жизни на Земле.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; проводить анализ и обработку информации. Преобразовывать информацию  из одного вида в другой (текст в таблицу и пр.).

17

Многообразие органического мира.

КУ

Объяснять важность трудов К.Линнея для развития науки систематики. Называть основные систематические группы организмов. Давать систематическое положение организмов в царстве живой природы. Характеризовать царства живого.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение. Осознавать единство и целостность окружающего мира.  Умение реализовывать теоретические познания на практике.

Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; умение работать с информацией. Отвечать на итоговые вопросы темы, выполнять задания.

Глава 4. Происхождение человека (5 часов).

18

Положение человека в системе живого мира.

КУ

Давать систематическое положение вида человек разумный. Называть черты строения тела человека, обусловленные прямохождением. Приводить примеры сравнительной анатомии, молекулярной биологии, биологии развития, цитогенетические данные, доказывающие сходство человека с другими животными.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение. Осознавать единство и целостность окружающего мира.

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; проводить анализ и обработку информации.

19

Предки человека. Первые представители рода Homo.

КУ

Называть возможных предков и первых представителей рода человек.  Характеризовать их по особенностям строения, образу жизни, умениям, местам обитания.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение. Осознавать единство и целостность окружающего мира.

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Преобразовывать информацию  из одного вида в другой (текст в  таблицу  и пр.).

Овладение исследовательскими умениями: определять цели, этапы и задачи лабораторной работы.

20

Появление человека разумного.

УОНЗ

Характеризовать исторические формы человека современного типа по особенностям строения, образу жизни, умениям, местам обитания.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение. Осознавать единство и целостность окружающего мира.

Выделять существенную информацию из текстов разных видов; перерабатывать полученную информацию (структурирование знаний). Преобразовывать информацию  из одного вида в другой (текст в схему и пр.).

21

Факторы эволюции человека.

КУ

Называть биологические и социальные факторы антропогенеза.

Развитие самостоятельности в поиске решения различных задач; личной ответственности и адекватного реагирования на трудности.  Умение реализовывать теоретические познания на практике.

Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; проводить анализ и обработку информации.

22

Эволюция современного человека.

УРК

Давать определения основным понятиям темы.  Делать выводы о значимости  влияния биологических и социальных факторов на эволюцию человека.

Умение реализовывать теоретические познания на практике.

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.  Отвечать на итоговые вопросы темы, выполнять задания.

Раздел 2. Экосистемы (12 часов).

Глава 5. Организмы и окружающая среда (7 часов).

23

Взаимоотношения организма и среды. П/р № 1 «Оценка влияния температуры воздуха на человека».

УОНЗ

Перечислять, характеризовать и приводить примеры различных экологических факторов среды.

Умение реализовывать теоретические познания на практике; понимание ценности влияния деятельности человека на живую природу. Умение выделять нравственный аспект поведения. Самоопределение.

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.   Овладение исследовательскими умениями: определять цели, этапы и задачи практической работы.

24

Популяция в экосистеме.

УОНЗ

Давать определения понятиям популяция, структура популяции. Характеризовать половую, возрастную, пространственную, временную структуру популяции.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение. Осознавать единство и целостность окружающего мира. Формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; проводить анализ и обработку информации.

25

Экологическая ниша и межвидовые отношения.

УОНЗ

Давать определения понятиям ареал, экологическая ниша, симбиоз, мутуализм. Приводить примеры взаимоотношений особей одного или разных видов в природе.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

Выделять существенную информацию из текстов разных видов; перерабатывать полученную информацию (структурирование знаний). Умение слушать и вступать в диалог.

26

Сообщества и экосистемы.

УОНЗ

Выделять основные характеристики сообщества: видовое богатство численность, биомасса, продукция. Называть функциональные группы организмов в сообществе. Составлять трофические сети (цепи питания).

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение. Осознавать единство и целостность окружающего мира. Формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Выделять существенную информацию из текстов разных видов; перерабатывать полученную информацию (структурирование знаний). Умение слушать и вступать в диалог.

27

Экосистема: устройство и динамика. П/р № 2 «Аквариум как модель экосистемы».

КУ

Давать определения понятиям консорция, флуктуация, сукцессия.

Объяснять причины и приводить примеры различных сукцессий.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение. Осознавать единство и целостность окружающего мира. Формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Преобразовывать информацию  из одного вида в другой (текст в  таблицу  и пр.).

Овладение исследовательскими умениями: определять цели, этапы и задачи практической работы. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

28

Биоценоз и биогеоценоз.

КУ

Различать понятия биоценоз, биотоп, биогеоценоз.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

29

Влияние человека на экосистемы.

КУ

Приводить примеры агроэкосистем (агроценозов), давать их характеристику. Сравнивать биоценозы и агроценозы.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение. Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; проводить анализ и обработку информации.

Глава 6. Биосфера (3 часа).

30

Биосфера и биомы.

УОНЗ

Давать определение понятиям биосфера, эубиосфера, биом. Приводить примеры различных биомови характеризовать их.

Формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

31

Живое вещество и биогеохимические круговороты в биосфере.

УОНЗ

Называть функции живого вещества в биосфере. Характеризовать круговороты кислорода, углерода, азота, воды в биосфере.

Умение реализовывать теоретические познания на практике.

Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; проводить анализ и обработку информации.  Умение слушать и вступать в диалог.

32

Биосфера и человек. П/р № 3 «Сравнительная характеристика природных и нарушенных экосистем».

УОНЗ

Характеризовать потребности людей и связь их с научно-техническим прогрессом.

Формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Ориентация в межличностных отношениях.

Умение выделять нравственный аспект поведения. Самоопределение.

Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; проводить анализ и обработку информации. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Овладение исследовательскими умениями: определять цели, этапы и задачи практической работы.

Глава 7. Биологические основы охраны природы (2 часа).

33

Охрана видов и популяций. Охрана экосистем.

КУ

Характеризовать варианты изменений разнообразия видов и популяций. Называть возможные причины вымирания видов. Приводить примеры сохранения генетического биоразнообразия.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение. Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

34

Биологический мониторинг. П/р № 4 «Определение качества воды водоема». 

УРК

Анализировать содержание основных понятий. Называть практическое значение генетики для селекции. Характеризовать  роль учения Вавилова для развития селекции.

Развитие самостоятельности в поиске решения различных задач; личной ответственности и адекватного реагирования на трудности.  Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение. Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.  Отвечать на итоговые вопросы темы, выполнять задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 10 класс (профильный уровень) ( Г.М.Дымшиц,П.М. Бородин)

Рабочая программа предназначена для изучения курса «Общая биология» в профильных 10-11 классах средней общеобразовательной школы и составлена на основе Федерального Государственного стандарта,...

Рабочая программа по биологии 11 класса(базовыйуровень)(2 часа в неделю по учебнику Беляева, Дымшица)

Рабочая программа по биологии для 11 класса составлена для базового уровня общеобразовательных школ, 2 часа в неделю(1час по учебному плану+1 час из школьного компонента)...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочие программы класс(география)

рабочие программы 5-9 класс(2019)...

Рабочие программы класс(обществознание )

рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...

рабочая программа класса предшкольной подготовки

рабочая программа класса предшкольной подготовки...

Рабочая программа по биологии 10 класс Беляев, Дымшиц

Рабочая программа по биологии 10 класс Беляев, Дымшиц 34 часа...