«Мотивация обучающегося к выполнению учебного проекта»
статья по биологии

Стандарты нового поколения ориентируют педагога на развитие у учащихся мотивации к творческому труду, готовности к профессиональному выбору, умения ориентироваться в мире социальных ценностей. На данном этапе становления личности особого внимания заслуживает исследовательская деятельность школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Мотивация обучающегося к выполнению учебного проекта»

Одной из приоритетных образовательных технологий, обеспечивающих реализацию компетентностно - ориентированного подхода к обучению и формирование специальной компетенции, является метод проектов.

Организация проектной деятельности в учебном процессе предполагает под собой специально организованный преподавателем процесс, который выполняется обучающимися самостоятельно исходя из собственного субъективного целеполагания, при этом реализация проекта ориентируется на выполнение целого комплекса действий, которые совершает обучающийся самостоятельно. Итогом проектной деятельности могут выступать какой-либо продукт деятельности обучающегося, например: презентация, эссе, макет и т.п. при этом на завершающем этапе проектная деятельность предусматривает представление обучающимся или группой обучающихся результата своей деятельности.

В основу метода проекта положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности обучаемых на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Как правило, перед началом формулирования каждой конкретной тематики проектной деятельности перед обучающимся ставится проблема, которая обязательно должна носить индивидуально значимый характер, таким образом, создается личная заинтересованность в решении данной проблемы. Кроме того, проект должен быть сформулирован таким образом, чтобы затрагивать уже имеющиеся знания обучающегося, но в тоже время и создавалась необходимость в получении новых знаний. Таким образом, при выполнении проекта обучающийся столкнется с необходимостью получения новых. Таким образом, при самостоятельной реализации проекта обучающийся вынужден будет искать источник нужной ему информации в следствии чего он вынужден будет анализировать новую информацию, формулировать интересующую его тематику и определять ключевые слова поиска.  

«Решить проблему» значит применить в данном случае необходимые знания и умения из различных областей жизни, получив реальный и ощутимый результат.

В основе метода проектов лежит креативность, умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания.

Типология проектов

Учебный проект как метод является многообразным и достаточно сложным как по структуре, так и по содержанию, в следствии чего необходимо изначально ориентироваться на возраст и индивидуальные возможности обучающихся. Кроме того, учебный проект может иметь достаточно большое количество видов, а тем более разновидностей. Таким образом для достаточно полного отражения все особенностей данного метода необходимо рассмотреть, как минимум три классификации:

1. По доминирующей деятельности обучающихся 

Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.

Продукт заранее определён и может быть использован в жизни группы, лицея, микрорайона, города, государства. Палитра разнообразна – от учебного пособия для кабинета биологии до пакета рекомендаций по решению глобальных экологических проблем. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.

Исследовательский проект по структуре напоминает подлинное научное исследование.

Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей её проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.

Информационный проект направлен на сбор информации, о каком-то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом такого проекта является публикация в СМИ, в т.ч. в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды группы или лицея.

Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, соревнования, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.

Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нём, проектанты берут на себя роли, каких-либо персонажей, героев и т.п. Результат проекта остаётся открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешён конфликт и заключён договор?

Конечно, все пять перечисленных целевых направлений деятельности обучающихся-проектантов реализуются в каждом проекте. В этом смысле любой проект – исследовательский, точно так же, как любой – творческий, ролевой, практико-ориентированный или информационный. Поэтому нужно подчеркнуть: речь идёт не о единственной, а о доминирующей направленности деятельности участников того или иного проекта.

2. Классификация проектов по комплексности и характеру контактов 

По комплексности (иначе говоря, по предметно-содержательной области) можно выделить два типа проектов:

  1. Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности. Руководителем такого проекта выступает преподаватель – предметник, консультантом – преподаватель другой дисциплины.

Такие проекты могут быть, например, естественнонаучными, экологическими и др. Интеграция осуществляется в данном случае на этапе подготовки продукта и презентации.

  1. Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания. Они требуют глубокой содержательной интеграции уже на этапе постановки проблемы. Например, проект по теме «Эволюция человека» требует присутствия одновременно исторического, географического, палеонтологического, биологического и социологического подходов.

3. Классификация проектов по продолжительности 

Мини-проекты могут укладываться в один урок или менее.

Краткосрочные проекты требуют выделения 4-6 занятий. Занятия используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома.

Недельные проекты как правило выполняются в группах в ходе проектной недели. Выполнение подобных проектов длиться в течение 30-40 часов при этом выполнение проекта проходит под полным контролем преподавателя. В тоже время выполнение проекта может проходить как в форме классных, так и внеклассных занятий. Так сочетание классных форм работы (лабораторный эксперимент, лекции) с внеклассными (экскурсии, натуральные видеосъёмки и др.). Всё это в сочетании с глубоким «погружением» в проект делает проектную неделю оптимальной формой организации проектной деятельности.

        Годичные проекты могут        выполняться как в группах, так и

индивидуально. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации (защиты) выполняется во внеурочное время.

В зависимости от длительности проекта могут быть выделены как положительные, так и отрицательные моменты. Так, например, краткие по времени реализации проекты (мини-проекты, краткосрочные проекты), с одной стороны, быстрые по результату, но в тоже время не могут в полной мере сформировать универсальные учебные действия в рамках исследовательской работы. Но вместе с тем могут мотивацию к обучению.

Вместе с тем средними по продолжительности проекты (недельные) могут способствовать развитию УУД и результат проектов относительно быстрый.

С другой стороны, длительные по времени реализации проекты (годичные) в значительной степени способствуют формированию исследовательских навыков, но в тоже время их результат значительно отодвинут во времени.

Таким образом, для максимально эффективного использования проектной деятельности на наш взгляд необходимо сочетать между собой виды проектов, складывая из кратковременных проектов один крупный и длительный по времени. В результате краткие тематические проекты могут складываться в более крупные разделы дисциплины.

Проект ориентирован на достижение целей самих обучаемых и поэтому уникален. Он формирует невероятно большое количество умений и навыков, поэтому он эффективен. Он формирует опыт деятельности, и поэтому он незаменим.

Проект (проектирование) – это содержание обучения. Современные области человеческой деятельности основаны на проектировании. Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны обучающихся, потому что оно:

  • является личностно-развивающим;
  • самомотивируемое,         что         означает         возрастание         интереса         и вовлеченности в работу по мере её выполнения;
  • приносит удовлетворение обучаемым, видящим продукт своего собственного труда.

Эффективность системы профессионального образования, повышение качества образования до уровня международных требований напрямую зависит от применяемых образовательных технологий. Проектное обучение – полезная альтернатива классно – урочной системе, но оно отнюдь не должно вытеснять её и становиться некоторой панацеей. Специалисты из стран, имеющих обширный опыт проектного обучения, считают, что его следует использовать как дополнение к другим видам прямого или косвенного обучения.

Используя проектирование как метод познания, обучаемые приходят к переосмысливанию роли знаний в социальной практике. Реальность работы над проектом, а, главное, рефлексивность планируемых и достигнутых результатов помогают им осознать, что знания – это не столько самоцель, сколько необходимое средство, обеспечивающее способность человека грамотно выстраивать свои мыслительные и жизненные стратегии, принимать решения, адаптироваться в социуме и самореализовываться как личность.  

В настоящее время актуальна задача создания образовательного пространства, в котором будет осуществлена подготовка поколения, которое будет способно к решению постоянно изменяющихся, нестандартных проблем. "Признаком времени является повышенная профессиональная мобильность. На первый план выходит важнейшая социальная деятельность - обеспечить способность системы образования к реагированию на запросы личности, изменение потребностей экономики и нового общественного устройства".

Современная школа живёт и развивается в изменяющемся мире, который предъявляет к ней всё возрастающие требования. Одним из важнейших критериев педагогического мастерства считается результативность работы учителя, которая проявляется в стопроцентной успеваемости учеников и таком же интересе к предмету. Одним из методов повышения интереса к учебным предметам, и как следствие повышение качества образования является вовлечённость учащихся в исследовательскую и проектную деятельность.

Развитие интеллектуального потенциала молодежи, поиски и отбор талантливых учеников, оказание им поддержки в профессиональном развитии – являются важнейшими задачами, стоящими перед школой.

Исследование и проектирование имеют высокую ценность для современного образования. Проектная деятельность ценна тем, что в ходе ее реализации направлена на развитие познавательных интересов учащихся, умения конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой

проекта, развитие критического мышления. Эта форма организации учебной деятельности ориентирована на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную или групповую, которую ребята выполняют в течение определенного отрезка времени.

Важно то, что проектное обучение строится на принципах личностно-ориентированного развивающего обучения. Через осмысление и принятие проблемы проекта как своей личной учеником самостоятельно организуется его собственная мотивированная личностно значимой целью проекта работа, в которой происходит ревизия уже имеющихся знаний, выявление недостающих и добывание новых знаний. Таким образом, возникает индивидуальный маршрут познавательной деятельности, приобретается уникальный личный опыт самостоятельного учения.

Повышение качества знаний обучающихся в результате исследовательской и проектной деятельности возможно при соблюдении следующих условий:

  1. Проектно-исследовательская деятельность должна быть организована с учётом возрастных и психологических особенностей личности;
  2. Исследовательская и проектная деятельность должна строиться на добровольной основе; обучающимся должны быть представлены возможности для развития и самореализации;
  3. Занятость исследовательской и проектной деятельностью должна быть организована с учётом рационального распределения времени обучающимися.

Исходные теоретические позиции проектного обучения:

  • в центре внимания – обучающийся, содействие развитию его творческих способностей;
  • образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для обучающегося, что повышает его мотивацию в учении;
  • индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого обучающегося на свой уровень развития;
  • комплексный подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций обучающегося;
  • глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.

Освоение технологии современного проектного обучения С.Т. Шацкого: построение образовательного процесса происходит в зависимости от деятельности, которая имеет смысл для обучающегося. При обучении методом проектов каждый обучающийся выходит на свой уровень развития, используя свой индивидуальный темп деятельности. В результате комплексного подхода развитие психики и физиологии обучающийся соответствует его возможностям при работе над проектом. Специфическое использование знаний при решении разных проблем способствует более глубокому и осознанному их усвоению. Ценность проекта определяется не столько внешней формой, сколько внутренней раскрывающей творческие возможности развития личности ребенка на уроке.

Совершенствование имеющегося опыта работы по инновационным педагогическим технологиям, направленных на личностно ориентированное обучение: технология проектного обучения должна стать ведущей технологией в школе, ибо она позволяет направить деятельность учащихся на результат при решении той, или иной практически, или теоретически значимой проблемы.

Используя проектную деятельность с поддержкой средствами информационно-коммуникационных технологий, можно увидеть её преимущества перед традиционной методикой. Прежде всего, данная технология позволяет формировать ключевые компетенции учащихся. Во-вторых, реализуются принципы личностно-ориентированного обучения, когда учащиеся могут выбрать дело по душе в соответствии со своими способностями и интересами. В-третьих, она дает возможность обеспечить содержательное единство тем проектов по предмету. В-четвертых, можно оказать помощь другим учителям и учащимся, которые могут воспользоваться готовыми проектами в своей работе. И, наконец, это положительные результаты в учебно-воспитательном процессе.

Инновационной составляющей внедрения современного проектного обучения является привлечение всех учащихся школы к проектной деятельности:

- на уровне класса, с учетом личностно-ориентированного подхода;

  • уровень образовательных ступеней начальной, средней и старшей школы;
  • общешкольный         уровень         (участие         в         научно-практической

конференции, посвященной Дню науки, фестивале проектных работ); - представление на муниципальном, региональном уровнях.

Основные требования к использованию метода проектов:

Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы или задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных концов земного шара по одной проблеме (проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду).

Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, передача доклада в соответствующие службы о демографическом состоянии региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии изучаемой проблемы). Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность обучающихся.

Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.

В процессе проектной деятельности задача педагога – не столько воздействовать на подростка, формируя и развивая его, желая добиться определенных результатов, сколько создавать условия для самопознания, саморазвития и самореализации личности обучающегося, вовлекая его в выполнение социально значимых проектов. Необходимой составляющей является субъект-субъектное взаимодействие взрослых и подростка, создание среды для активного развития субъектности последнего. Творческий, нестандартный подход учителя к проведению уроков ведет к повышению мотивации и ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся. Роль преподавателя заключается в постоянной консультативной помощи. Меняется и психологический климат на уроке. Из авторитетного источника информации преподаватель становится соучастником исследовательского, творческого процесса, наставником, консультантом, организатором самостоятельной деятельности обучающихся. Это и есть подлинное сотрудничество.

В определенном смысле учитель перестает быть только "чистым предметником" – он становится педагогом широкого профиля, педагогом, помогающим обучающемуся увидеть мир во всем его единстве, красоте, многообразии.

С целью выделения систем действий учителя и обучающегося предварительно важно определить этапы разработки проекта. Обязательное требование - каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт.

Деятельность педагога широкого профиля, ориентированного на универсальные компетентности обучающихся (в рамках индивидуального учебного плана), будет не столько обучающей, сколько развивающей. И базироваться она должна не на узкодидактических знаниях, а на владении разнообразными тактиками педагогической поддержки – консультирования, взаимодействия, сотрудничества и на практическом знании основ проектной деятельности, на развитом проектном мышлении педагога.

При правильной организации работы, обучающиеся активно включаются в исследовательскую деятельность и поддерживают учителя в этой работе. Наиболее эффективным способом реализации данной технологии является вариант, когда учитель, обсуждая с обучающимися тему и проблематику исследовательской работы на ранних этапах (5-6 класс), учитывает возможность дальнейшего развития и углубления изучаемых вопросов с той целью, чтобы на выходе выпускник мог представить продукт своей деятельности в качестве полноценной всесторонне изученной проблемы. В результате правильно разработанный и оформленный проект может быть представлен к защите на государственной итоговой аттестации.

Формируя навыки научно-исследовательской и проектной деятельности, свою работу мы выстраиваем от однопредметных проектов к межпредметным. Существует определённый алгоритм исследовательской деятельности. Длительность выполнения проекта в режиме урочновнеурочных заданий целесообразно ограничить одним уроком, одной - двумя неделями и постепенно переходить к долгосрочным проектам, рассчитанным на месяц, четверть, полугодие и т.д.

Организуя проектно-исследовательскую деятельность, учителям полезно помнить о возможностях межпредметного взаимодействия. Представляя собой учителей разных дисциплин (биология, химия), имеется возможность совместного курирования работ обучающихся, что позволяет детям более широко изучить интересующий их материал. Каждый этап проектной работы, в зависимости от его завершенности, может быть представлен в виде доклада на уроке, внеурочном занятии, заседании школьного научного общества, конференциях разных уровней.

Литература:

  1. Биология [Текст]: пособие / Н. К. Саваневский, Е. Н. Саваневская, Г. Е. Хомич. – Минск: Новое знание, 2012. – 703 с.
  2. Биология [Текст]: учебник и практикум / В. Н. Ярыгин и др. – Москва: Юрайт, 2014. – 452 с.
  3. Биология [Текст]: учебное пособие / О.-Я. Л. Бекиш. – Витебск, 2012. – 289 с.
  4. Бондаревская, Е.В. Гуманистическая парадигма личностно- ориентированного образования [Текст] / Е.В. Бондаревская // Педагогика. - 2009. -№12. – С.12-16.  
  5. Борзова, З.В. Дидактические материалы по биологии [Текст] Методическое пособие / З.В. Борзова. - М.: Сфера, 2005. - 659 c.
  6. Будымко, И.Е. «Развитие познавательных, регулятивных, личностных и коммуникативных УУД на уроках биологии». [Электронный ресурс] URL: https://open-lesson.net/1610/
  7. Буряк, В.К. Активность и самостоятельность учащихся в познавательной деятельности [Текст] / В.К.Буряк // Педагогика. – 2012. – № 8. – С. 71–78.  
  8. Калинова, Г. С. Методика обучения биологии. 6-7 классы [Текст] пособие для учителя
  9. Лысов, П.К. Биология с основами экологии [Текст]: Учебник /П.К.Лысов, А.П.Акифьев, Н.А.Добротина- М.: Высшая школа., 2007. - 655 с.
  10. Марина, А. В. Методическое пособие к учебнику Н. И. Сонина, В. Б. Захарова «Биология. Многообразие живых организмов. Животные. 7 класс» [Текст] / А. В. Марина. И. Сивоглазов. - М.: Дрофа, 2016. - 367, [1] с.
  11. Методика         преподавания         биологии:         учебник [Текст]/М.А. Якунчев, И. Ф. Маркинов, А. Б. Ручин. – Москва: Академия, 2014. – 332 с.
  12. Молис, С.С. Активные формы и методы обучения биологии. Животные [Текст] / С.С. Молис, С.А. Молис. – М.: Просвещение, 1988. – 176 с.
  13. Пономарева, И. Н. Методика обучения биологии [Текст]
  14. Пономарева, И.Н. Общая методика обучения биологии [Текст] / И.Н. Пономарева, В.П. Соломин, Г.Д. Сидельникова. - М.: Академия, 2008. - 280 c.
  15. Практикум по биологии [Текст]: учебное пособие / О.– Я.Л. Бекиш, Вл. Я. Бекиш. – Витебск: ВГМУ, 2012. – 133 с.
  16. Усова,         А.В.         Формирование         у         учащихся         общих учебно- познавательных умений в процессе изучения предметов естественного цикла. Учебное пособие [Текст] / А. В. Усова. - Челябинск, ЧГПУ, 2009. – 88 с.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по выполнению учебного проекта учащимися

Раскрытие основных методов и приемов  подготовки, реализации и защиты  учащимися учебного проекта на примере учебного проекта  «Космические маршруты Калининграда», показав роль учителя ...

Формирование мотивации обучающихся к выполнению испытаний физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»

Презентация: Формирование мотивации  обучающихся  к выполнению испытаний физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»...

Метод проектов как условие повышения учебной мотивации обучающихся с академическими трудностями

Анализ опыта работы с детьми с академическими трудностями через метод проектов...

Организация и сопровождение учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся, выполнение индивидуального проекта по предмету ОБЖ

Статья посвещена организации исследовательской и проектной деятельности на уроках и внеурочной работе по предмету ОБЖ. Приведена технология социального проектирования. Пошагово обьяснено как выполнить...

Формирование метапредметных и личностных образовательных результатов учащихся в ходе выполнения учебных проектов в процессе обучения технологии

Формирование метапредметных и личностных образовательных результатов учащихся в проектной деятельности...

Использование ЦОС с целью повышения мотивации обучающихся к освоению учебного предмета

Федеральный проект «Цифровая образовательная среда» направлен на создание и внедрение в образовательных организациях цифровой образовательной среды, а также обеспечение реализации цифровой...