Разработка урока по биологии на тему "Насекомые нашего края"
план-конспект урока по биологии

Шевцова Оксана Юрьевна

Разработка урока по биологии для 7 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока -  «Разнообразие насекомых нашего края. Пчёлы. Пчеловодство»

Биология 7 класс.

Цель урока: Познакомить учащихся с многообразием насекомых НСО, раскрыть особенности строения медоносной пчелы в связи с общественным образом жизни;  изучить  роль пчел в природе и жизни человека.

Задачи урока:

Развивающая:

  1. Развитие интереса к родной природе.
  2. Развитие умения приобретать знания самостоятельно.
  3. Формирование  навыков работы с учебником и  раздаточным материалом.
  4. Развитие умения делать выводы, анализировать и обобщать полученную информацию.

Познавательная:

  1. Знакомство с многообразием насекомых родного края.
  2. Знакомство с особенностями строения и жизнедеятельности  медоносной пчелы.
  3. Выяснение значения медоносных пчел в природе и жизни человека.
  4. Знакомство с историей пчеловодства.

Воспитательная:

  1. Воспитание бережного отношения к природе и любви к родному краю.
  2. Совершенствование умения слушать и слышать собеседника.

Используемые технологии, приёмы и формы организации учебного занятия:  ИКТ технологии, работа в парах, индивидуальная, опережающее домашнее задание, рассказ с элементами беседы, демонстрация, самостоятельная работа, составление опорного конспекта.

Планируемые результаты учебного занятия: На данном уроке у обучающихся формируются знания о многообразии насекомые НСО, общественных насекомых, пчелах, пчеловодстве; актуализируются такие качества как бережное отношение к природе, живым существам; закрепляются такие умения и навыки как память, мыслительные операции и волевое удержание внимания, способность к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности, коммуникативные навыки и ответственность за знание.

Виды деятельности обучающихся на уроке: 

Этап урока

Деятельность учащихся

Актуализация опорных знаний. Формулирование  темы и задач урока

Слушают, высказывают предположения относительно темы.

Записывают тему урока.

Пытаются сформулировать цель и задачи урока.

Усвоение  новых знаний и способов деятельности.

Слушают, отвечают на вопросы.

Составляют классификацию вида Медоносная пчела.

Слушают сообщения.

Смотрят слайды презентации.

Работают с дополнительной информацией.

Рассматривают таблицу. Составляют схему на основе таблицы и текста учебника.

Закрепление изученного материала.

Участие в коллективной беседе.

Отвечают на вопросы.

Рефлексия учебной деятельности

Осуществляют самоанализ деятельности. Оценивают свою работу. Высказывают впечатления об уроке.

Подведение итогов. Домашнее задание.

Выбирают и записывают домашнее задание.

Ход урока:

 Я очень рада видеть Вас сегодня на уроке.

Скажите, какую группу животных мы с вами изучаем.

 Рассмотрите предметы, расположенные на столе, названия книг и атласов на стенде, на слайд презентации и скажите: О чем сегодня пойдет речь на уроке?

Что бы вы хотели узнать о насекомых, которые встречаются в нашей местности?

(Определение цели и задач.)

  1. Познакомиться с многобразием насекомых Искитимского района и особенностях медоносных пчел как общественных насекомых.
  2. Познакомиться с историей пчеловодства и продуктами пчеловодства.

Задачи:

Учитель: У Вас на партах лежат листочки , с которыми вы сегодня будете работать. Подпишите их и запишите тему сегодняшнего урока.

Сегодня  урока несколько ребят  ребята приготовили сообщения.

Давайте узнаем о насекомых НСО побольше.

Насекомые НСО.  Сообщение (насекомые НСО)

Учитель. О каждом животном можно говорить очень долго . Можно узнать много интересного.

Очень разнообразен мир насекомых. А каких насекомых, по вашему, называют «домашними»? Почему?

Семейство Пчелиные очень многочисленное. Многие из пчел, в природе,  ведут одиночный образ жизни, поселяясь в различных местах, даже в норках или просто земляных щелях. Иногда гнезда этих пчел располагаются одно возле другого – получаются целые колонии пчел в земле.

Мы сегодня познакомимся поближе с пчелой медоносной – представителем общественных пчелиных, живущих большими семьями. 

Используя знания науки систематики, мы уже в начале урока можем рассказать о медоносной пчеле очень много. Попробуем определить систематическое положение медоносной пчелы, уточняя признаки, по которым отнесли это животное к определенной таксономической группе.

Открыть заготовленные к уроку названия таксономических единиц и 

предложить учащимся дополнить.(Задание №2)

Слайд:

Царство …

Класс ….

Подцарство …  

Отряд …

Тип …

Семейство … 

. Вид …

А что еще знаете о пчелах? Давайте поиграем. Я буду быстро задавать вопросы. А вы поищете в своей памяти на них ответы. Только слушайте внимательно, дважды вопросы не повторяются.

Вопросы. – Кто видел этих животных в природе?

  • Что собирает пчела на лугах, в садах?
  • Какое значение в жизни растений имеют пчелы?
  • Кто испытывал на себе действие пчелиного яда?
  • Пчела жалит или кусает?
  • Как называется дом у пчел?
  • Один улей- улей, а много ульев-……(пасека)
  • Поднимите руку, кто не пробовал основной продукт пчеловодства
  • Как называется этот продукт?
  • (оцените себя)

Люди и пчелы  уже давно нашли между собой общий язык. Причина, в общем – то,  проста:  пчела щедро делится плодами своего труда с человеком, который, научился разумно распоряжаться этими дарами.  

А поскольку человек давно приспособился использовать труд медоносных пчел, то познакомимся и с историей пчеловодства. Сообщение (История Пчеловодства)

 Что собой представляет это трудолюбивое насекомое? (Сообщение «Строение медоносной пчелы» продукты, которые производят пчелы) Гуменюк С.

Выполнение задания №3

Физкультминутка: Упражнение на расслабление глазных мышц. Снятие напряжения с мышц шеи и спины. Самомассаж пальцев рук .

Все ли члены пчелиной семьи одинаковы? (Сообщение «Состав пчелиной семьи» Станиславская А.) 

Выполнение задания №4

Как развиваются представитель пчелиной семьи?

H:\временная для разработок\000029.jpg

Роение и танцы пчел – пример инстинктивных действий. (Фильм)

 Все таки основной продукт пчеловодства – это мед. Но, к сожалению, этот целебный продукт иногда нечестные люди подделывают.

Есть много способов проверить, какой мед вы приобрели – натуральный или подделку. Может быть вы знаете, каким должен быть мед?

1 способ: по запаху. Натуральный мед должен иметь приятный запах.

 (Детям предлагается определить запах меда)

2 способ: по вкусу. Натуральный мед должен быть горьковатым на вкус.

 (Детям предлагается определить вкус меда).

3 способ: на содержание примесей.

Натуральный мед не должен содержать примесей (крахмала, мела, сахара).

Сегодня ребята нам покажут несколько способов определения качества меда. (дети показывают опыты)

«Определение наличия в меде примесей: крахмала, мела.

1. Определение примесей.

В химический стаканчик помещаем небольшое количество меда и воды. Перемешиваем.

Что наблюдаем? Выпал ли осадок? Если осадок появился, значит, в меде присутствует примесь.

2. Определение крахмала.

В химический стаканчик помещаем небольшое количество меда и воды. Перемешиваем. Добавляем несколько капель йода.

Что наблюдаем? Если появляется синее окрашивание раствора меда - значит мед содержит примесь - крахмал или муку.

3. Определение мела.

В химический стаканчик помещаем небольшое количество меда и воды. Перемешиваем. Добавляем несколько капель уксусной кислоты.

Что наблюдаем?

Если произошло вскипание вследствие выделения углекислого газа, значит, мед содержит мел.

При помощи таких простых химических реакций можно в домашних условиях определить качество меда.

Заключение:  Какую тему сегодня мы рассматривали? Что хотели узнать?

6. Выводы к уроку.

А теперь сформулируем выводы о том, что мы узнали на уроке.

Рефлексия.

  1. Какие цели ставили? Достигли ли вы их?
  2. Что мешало достижению целей?
  3. Ваше ощущение урока: (карточки разных цветов с надписями: «Ух, ты!», «Я одобряю», «Так себе…»).

Что нового для себя узнали.

Домашнее задание. 1. Выполнить тестовую работу. Составить синквей со слом «пчела»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Разнообразие насекомых нашего края . Пчёлы. Пчеловодство

Слайд 3

Что надо узнать? История пчеловодства Состав пчелиной семьи Продукты пчеловодства Особенности строения Насекомые НСО Мёд Размножение пчёл

Слайд 4

Разнообразие насекомых нашего края . Пчёлы. Пчеловодство

Слайд 6

Систематическое положение Царство … Класс …. Отряд … Тип … Семейство … Вид … Род Пчелиные Животные Членистоногие Насекомые Перепончатокрылые Настоящие пчелы Медоносная пчела

Слайд 7

Систематическое положение Царство Тип Класс Отряд Семейство Род Вид Животные Членистоногие Насекомые Перепончатокрылые Пчел Настоящие пчелы Медоносная пчела

Слайд 8

История пчеловодства

Слайд 11

Современное пчеловодство 1) В 1814 году украинский пчеловод П.И. Прокопович изобрел разборной рамочный улей . 2) В 1857 году, благодаря немецкому пчеловоду Мерингу, возникла искусственная вощина . В 1865 году чешский пчеловод Грушка изобрел медогонку .

Слайд 13

Внешнее строение

Слайд 15

Производимые продукты: Мёд; Воск; Прополис; Пчелиный яд; Маточное молочко

Слайд 18

Размножение медоносной пчелы

Слайд 20

Что хотели узнать? История пчеловодства Состав пчелиной семьи Продукты пчеловодства Особенности строения Насекомые НСО Мёд Строение пчелы

Слайд 21

Домашнее задание Выполнить тестовую работу Составить синквейн со словом «пчела»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Насекомые степной зоны встречающиеся в НСО Выполнила ученица Колгашкина Дарья 7 класс

Слайд 2

Насекомые Как известно, насекомые - самые многочисленные по числу видов животные. В Новосибирской области несколько тысяч видов только насекомых. Среди них бабочки - более 1400 видов, прямокрылые - более 100 видов, мухи - более 400 видов, стрекозы - 62 вида

Слайд 3

Около 150 видов дневных бабочек, среди которых есть представители экзотического семейства кавалеров - махаон и аполлон.

Слайд 4

Из многочисленных перепончатокрылых заметны осы, пчёлы и шмели

Слайд 5

А в лесах нередко встречаются муравейники рыжего лесного муравья, достигающие иногда двух метров в высоту.

Слайд 6

В наших краях, обильных озёрами и болотами, очень много гнуса - двукрылых насекомых (комаров, мошек, слепней).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока по биологии в 11 классе по теме "Деление клетки. Митоз" по программе "Природоведение. Биология. Экология." под редакцией И.Н.Пономаревой

Разработка урока предлагается для работы в профильном 11 классе, включает практическую и теоретическую части....

Разработка урока английского языка "Животные в нашей жизни"

Цель урока: формирование самостоятельной познавательной деятельности учащихсяЗадачи урока:Учебные: Формировать лексические навыки, совершенствовать навыки аудирования, устной монологической и диалогич...

Методическая разработка урока по теме "Телевидение в нашей жизни" для учащихся XI класса.

Урок-зачет в системе уроков по теме "Средства массовой информации" с использованием современных педагогических технологий: интерактивной технологии диалогового общения, критического мышления, проблемн...

Методическая разработка урока по биологии в 8 класса "Кровь - река нашей жизни"

Методическая разработка урока по биологии в 8 класса "Кровь - река нашей жизни"...

Разработка урока по теме "Степные просторы донского края"

Урок с использованием регионального компонента. На уроке используются отрывки из произведений донских писателей. Учащиеся работают индивидуально и а группах....

Разработка урока по биологии "Птицы нашего края"

Методическая разработка урока по биологии в 7 классе на тему: " Птицы нашего края"...

методическая разработка Эколого-краеведческая игра путешествие"Природа нашего края"

В методической разработки  представлен  материал по блоку программы «Природа нашего края». Форма подачи материала - игра-путешествие, позволяющая  вовлечь учащихся в эколого...