Жизнь в палеозойскую эру, 9-й класс.
план-конспект урока по биологии (9 класс)

Шабанова Наталья Сергеевна

Комбинированный урок с элементами квест–технологий. Влияние климата на изменение планеты в палеозойскую эру. Животные и растения Палеозоя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок биологии, 9 класс.66.24 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Жизнь в палеозойскую эру. 9-й класс.

Тип урока: изучение новых понятий.

Форма урока: комбинированный урок с элементами квест–технологий.

Цель: изучить климатические условия и особенности эволюционного развития живых организмов в палеозое.

Задачи:

1.Образовательная задача: способствовать пониманию эволюционных процессов, протекающих на планете Земля в древней эре: изменение климата, флоры и фауны планеты.

2. Коррекционно-развивающая задача: коррекция форм логического мышления учащихся в процессе выполнения заданий на основе сопоставления, умозаключения, сравнения понятий, их признаков; формирование пространственного восприятия изучаемых объектов.         

3.Воспитательная задача: воспитание толерантности и личной ответственности за выполнение работы.

Оборудование:

1.Проектор, компьютер, презентация PowerPoint, презентация «Оранжевый смайлик».

2.Пригласительные билеты.

3. Технологические (индивидуальные) карты.

4. Иллюстрационный материал.

5. Разноцветные «звезды».

6.Почтовые конверты.

7. Лист ватмана и отдельный ученический стол.

8.Отчет палеонтологического музея (по количеству учащихся).

9.Карточки с названиями: теплый – розовый цвет, влажный - голубой цвет, жаркий – красный цвет.

10. Видеофрагменты: «Пермский период»; «Земля в палеозойскую эру».

11. Магнитики.

Оформление кабинета:

1.Названия: «Звездная атмосфера», «Книжная полка».

2.Иллюстрация «На голубом фоне планета Земля».

3. Галерея «Эволюция животных и растений». Иллюстрации флоры и фауны периодов палеозойской эры.

4.Цветные смайлики: зеленые, фиолетовые, розовые, желтые, голубые, оранжевые. На обороте смайликов печатный текст с описанием иллюстраций.

5.Карандаши цветные: красный, голубой, розовый.

6.Название лаборатории «Родник».

7.Оформление книжной полки: иллюстрации «Времена года»; «Животный и растительный мир». Фразы: «Нет ничего более упорядоченного, чем природа» (Цицерон); «Простой цветок из моего сада подсказал мне истину. Постигни, человек, - сказал он мне, - мое рождение и мой рост – и ты уразумеешь тайну жизни» (Б.Спиноза).

                                                      Структура урока

I.Организационный этап урока.  

II.Этап целеполагания.

III. Этап актуализации изученных понятий.

IV.Этап проверки домашнего задания.

V.Изучение нового материала.

VI.Физкультминутка.

VII. Этап обобщения.

VIII. Итоги урока.

IX. Домашняя работа.

X. Рефлексия.

                                                             Ход урока

I.Организационный этап урока.  

         На перемене, за несколько минут до звонка. Учащиеся входят в кабинет и выбирают вырезанные из цветной бумаги «звезды». Фигурки выкладывают на белый лист ватмана. Учащиеся готовятся к уроку. (Презентация, слайд№1 «Звездное небо»)

 Учитель:

        Здравствуйте девятиклассники! Сегодня каждый из вас станет еще на один шаг ближе к пониманию развития органического мира на планете Земля. Мы находимся в исследовательской лаборатории «Родник». Каждый из вас является сотрудником лаборатории. Вы все, только что прошли тест-контроль (учитель показывает на звезды), получили пригласительные билеты и приступили к выполнению своих обязанностей.

II.Этап целеполагания.

Учитель озвучивает цель и задачи урока. (Слайд №2)

Цель урока: изучить особенности протекания эволюционных процессов  в палеозойской эре.

III. Этап актуализации изученных понятий.

Пояснительные вопросы к сотрудникам лаборатории. (Слайд №3)

1.Наша лаборатория называется «Родник». Каким синонимом можно заменить это слово?

(учитель предлагает воспользоваться толковым словарем).

Ответ: Родник – это ключ.

2. Согласны ли вы с выражением «Учение –  это ключ к просвещению»?

(Вывод: родник знаний; ключ к пониманию эволюционных процессов, протекающих в природе).

3.Дополните по смыслу народные пословицы. (Слайд №4)

-Землю красит Солнце, а ……………(человека труд).

-Терпение и труд, …………… (все перетрут).

4.Дополните текст по содержанию. (Слайд №5)

-Знание ключ к пониманию, ……………..(осмыслению, умению и т.д. добавляют учащиеся).

5.Количественное восприятие объектов. (Слайды №6;7)

-Сколько планет в Солнечной системе?

 -Сколько обитаемых планет?

-Сколько материков на Земле?

-Сколько океанов на планете?

IV.Этап проверки домашнего задания. 

     Сегодня в нашу лабораторию пришло письмо. На конверте отправитель: «Палеонтологический музей» и три ключевых вопроса (пароль), чтобы открыть загадочный конверт. (Слайд №8)

-Согласны ли вы с таким определением: «Эволюция – это исторический обратимый процесс, протекающий в природе». Ответ: Эволюция – это исторический необратимый процесс, протекающий в природе. (Слайд №9)

-Ароморфоз-упрощение или усложнение структурно-функциональной организации всего живого. Ответ: Ароморфоз - это усложнение структурно-функциональной организации организмов. (Слайд №10)

-Сердце, легкие, мышцы, челюсти – это примеры идиоадаптации, ароморфоза или общей дегенерации. Ответ: примеры ароморфоза. (Слайд №11)

V.Изучение нового материала.

Учитель (открывает загадочный конверт): Какую флору и фауну изучает палеонтологический музей: современную или исчезнувшую? (Ответ учащихся)

        Учитель зачитывает письмо. (Слайд №12)

        Уважаемые девятиклассники, сотрудники лаборатории «Родник»!

        В ходе изучения палеозойской эры эксперты палеонтологического музея оказались затруднительной ситуации, они потеряли очень важные данные о климатических условиях планеты и эволюционных изменениях флоры и фауны Земли.  Помогите восстановить утраченную информацию. В письме необходимая информация для успешного выполнения заданий: отчет палеонтологического музея, технологические (индивидуальные) карты и видеофрагменты.

        Фрагмент видеофильма о палеозойской эре. (Слайд №13)

Учитель:

        «Красочный мир, затуманенный взор,

         Нам открывает тайны,

         Что мы увидим, и что мы найдем,

         Скоро узнаем, ответ перед нами!».

         Алгоритм работы по технологическим (индивидуальным) картам.

  1. «Узнай свою пару». Цветные навигаторы: зеленый, розовый, фиолетовый, желтый, оранжевый, голубой. Учащиеся поднимают руки и узнают свои пары.
  2. Внимательно прочитайте проблемный вопрос.
  3. Вы будете использовать в работе: учебник; отчет палеонтологического музея; Галерея «Эволюция животных и растений» - это иллюстрации и прикрепленные к ним цветные навигационные смайлики (при необходимости можно аккуратно отклеить их от иллюстраций); «книжная полка» с дополнительной литературой; компьютер для просмотра презентации с видеофрагментом и компьютер для работы с текстовым документом.
  4. Информация собирается и систематизируется вами в ходе изучения проблемного вопроса.
  5. Итог работы, сформулированный вывод.

        Учитель предлагает учащимся предварительно оценить работу. В пригласительных билетах (вкладыш) с оценками «3», «4», «5». Учащиеся обводят кружком планируемый результат урока.

        Отчет палеонтологического музея содержит краткую информацию о периодах палеозойской эры. (Приложение№1)

       Технологические карты. (Приложение №2, в табличном варианте); (Приложение №3, Иллюстративные и технические навигаторы).

1.Зеленый навигатор.

Проблемный вопрос. В каких периодах Палеозойской эры климат оказался «благоприятным» для развития живых организмов?  Определите периоды с «неблагоприятными» климатом для развития флоры и фауны на планете.

Первый вариант задания. Выписать периоды палеозойской эры, которые были теплые и влажные.

Второй вариант задания.  Выпишите периоды палеозойской эры, которые были засушливые, жаркие.

Вывод (работа учащихся у доски). Расположите на доске номера периодов, названия периодов с указанием условий.

2. Розовый навигатор.

Проблемный вопрос. Какой период палеозойской эры называют «рыбий»?

Первый вариант задания. Используйте информацию о животных. Напишите, какие ароморфозы (изменения) произошли с рыбами в этот период времени?

Второй вариант задания. Заполнение таблицы.

Выводы. Учащиеся перечисляют группы рыб, которые эволюционировали в Девоне. Указывают характерные изменения (ароморфозы) появившиеся у рыб.

3.Фиолетовый навигатор.

Проблемный вопрос. Какие ароморфозы появились у животных в начале палеозоя?

Первый вариант задания: Какие изменения позволили эволюционировать трилобитам?

Второй вариант задания: Какие изменения позволили эволюционировать псилофитам?

Выводы: Являются ли псилофиты «первопроходцами суши»? Можно ли считать трилобитов «предками ракообразных»?

4.Желтый навигатор.

Проблемный вопрос: Какие ароморфозы появились у животных в середине палеозоя?

Первый вариант задания: Приведите изменения, которые наблюдаются у силурийских рыб и у «предка головоногих».

Второй вариант задания: Приведите примеры животных, обитающих в морях палеозоя. Описание ракоскорпиона.

Выводы:  Приведите примеры «живых ископаемых» палеозойской эры.

5. Голубой навигатор.

Проблемный вопрос. Какие ароморфозы появились у животных в конце палеозоя?

Первый вариант задания: Определите, какие изменения произошли с животными в морях (акулы) и животными на суши (насекомые)?

Второй вариант: Объясните, смыл выражения «стегоцефалы – предки лягушек».

Выводы: Перечислите, какие изменения произошли с животными в конце палеозоя?

6. Оранжевый навигатор.

Проблемный вопрос.  В  каком периоде Палеозоя произошла массовая гибель всего живого?

Первый (второй) варианты задания. Причины гибели живых организмов.

Выводы: Почему произошла массовая гибель всего живого в конце Палеозоя?

VI.Физкультминутка.

    В процессе заполнения технологических карт с учащимися проводится физкультминутка на воображаемые образы: «Поймать каплю дождя», «Спрятаться от дождя», «На опушке срезать гриб».

   

VII. Этап обобщения. (Презентация, слайд №14)

1. Шестой период палеозойской эры длился около 46 млн. лет. В конце периода произошла гибель животных и растений. (Пермь, слайд №15)

2. В это время происходит активное формирование горных массивов. На поверхности суши обитают лишь бактерии и водоросли. (Кембрий, слайд №16)

3. Период продолжался 24 млн. лет. Освоение суши древними предками пауков, многоножек и скорпионов. (Силур, слайд №17)

 4. Самый продолжительный период. (Девон, слайд №18)

5. Морские животные.  Панцирные бесчелюстные рыбы, морские звезды и лилии, громадные скорпионы. Покровы животных твердеют, так как пропитываются известью. (Ордовик, слайд №19)

6. Иллюстрация «Каменноугольный период». (Слайд №20)

VIII. Итоги урока.

Учащиеся выставляют себе оценки (пригласительный билет, вкладыш, обводят в квадратик оценку за проделанную работу) и показывают полученный результат на пальчиках (три, четыре, пять).

Учитель подводит итоги урока.

1. С какими трудностями вы столкнулись в процессе работы по технологическим картам?

2. Поднимите руки, у кого предварительная оценка в начале урока совпала с итоговой оценкой урока?

3.Если бы вам предложили путешествие в «машине времени», то в каком периоде палеозойской эры, вы бы хотели оказаться?

4. Как вы думаете, с какими сложностями в работе по изучению эволюционных процессов сталкиваются сотрудники палеонтологических музеев?

         Результаты работы участников лаборатории запечатываются в конверт для отправки в палеонтологический музей.

IX. Домашняя работа.

Дифференцированные задания. Задания находятся в пригласительных билетах, которые учащиеся получили в начале урока.

Задание для всех! (Слайд №21)

Верны ли утверждения:

1.В архейскую эру возникли первые живые организмы.

2.Океан планеты в Археи можно сравнить с «первичным бульоном».

3.В Археи произошло разделение на растительный и животный мир, которое связано с появлением фотосинтеза.

4.Первыми фотосинтезирующими организмами были цианеи или сине-зеленые водоросли.

5.На рубеже Архейской и Протерозойской эры появился половой процесс и многоклеточность.

6.Красные водоросли, простейшие, медузы, губки, кораллы, плоские черви, двоякодышащие рыбы являются обитателями протерозойской эры.

Третья группа. (Слайд №22)

1. Определите, какой период не относится к палеозойской эре (подчеркните ответ):

                             Кембрий, Мел, Ордовик, Силур, Карбон.

2.Определите самые теплые и влажные периоды в палеозойской эре (подчеркните ответ):

                Каменноугольный, Кембрийский, Силурийский, Пермский

3.Определите из перечисленных периодов Палеозоя «рыбий» период:

                              Ордовик, Девон, Карбон, Силур

4.Задание по учебнику (страница 197):

Выберите (подчеркните), крупные ароморфозы у животных, возникшие в палеозойской эре:

-хватательный ротовой аппарат;

-появление плавников;

-змееобразная форма тела;

-появление конечностей.

Вторая группа. (Слайд №23)

1.Сколько периодов в Палеозое:  1,  2,  3, 4, 5, 6, 7,  8, 9, 10.

2.Перечислите периоды палеозойской эры.

3.В каком периоде появились псилофиты – наземные растения: кембрий, ордовик, силур.

4.Задание по учебнику: (страница 195-196):

     Выберите (подчеркните) крупные ароморфозы, возникшие у растений в Палеозое:

     -переход к семенному размножению;

     -разделение тела на вегетативные органы и ткани;

    -появление цветов;

    -семена снабжены приспособлениями для распространения животными.

Первая группа. (Слайд №24)

1. В палеозойской эре возникли три группы рыб (соедините стрелками) ответы:

-кистеперые                                              протоптер                                                    

-лучеперые                                                латимерия                                  

 двоякодышащие                                      ………………….                                                  

    Приведите недостающий пример.

2. В каком периоде произошло массовое вымирание живых организмов?

X. Рефлексия.

Веселые смайлики.

Учитель: Наши навигационные смайлики разного цвета и они полны чувств! (учащиеся изображают любимый смайлик).

Спасибо всем за работу! Спасибо за урок!

В конце урока учащиеся выбирают и наклеивают цветные звездочки на плакате «Голубая планета».

Список литературы:

1.Биология: Общие закономерности. 9 кл.: учебник /С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, И.Б.Агафонова, Н.И.Сонин. – М.:Дрофа, 2014.-301.:ил.

2. -Животные: полная энциклопедия /В.Б.Бейко, Ф.М.Березина, Е.Л.Богатырева и др.-М.:РОСМЭН, 2017.-304С.: ил.

3.Живой мир. Энциклопедия. –М.:РОСМЭН,1994.-127с.: ил.

4.Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов и Н.Ю.Шведова.                                                                                                            

                                                                                                                         Приложение №1.

                                      Отчет палеонтологического музея

                             Геологические периоды палеозойской эры

Продолжительность периода

Периоды палеозойской эры

541 млн.л.н. – 485 млн.л.н.

Кембрий

Палеозойская эра

485 млн.л.н. – 443 млн.л.н.

Ордовик

443 млн.л.н. – 419 млн.л.н.

Силур

419 млн.л.н. – 358 млн.л.н.

Девон

358 млн.л.н. – 298 млн.л.н.

Карбон

298 млн.л.н. – 252 млн.л.н.

Пермь

                                                       Кембрий

1.Первый период палеозойской эры продолжался 56 млн. лет.

2. Активное формирование горных массивов.

3.На поверхности суши обитают лишь бактерии и водоросли.

4. В морских глубинах наблюдалось разнообразие живых организмов.

    Трилобиты – беспозвоночные членистоногие, похожие на современных представителей семейства раков. Тела их были защищены крепкими хитиновыми панцирями, разделенными примерно на 40 частей. Некоторые особи достигали длины более 50 см. Питались трилобиты морскими растениями и останками других животных.

     В водоемах увеличивается количество магния и кальция. Минеральные соли, содержащиеся в земле, начинают поступать в моря. Это дает возможность животным, обитающим в воде, эволюционировать, т.е. создавать твердый скелет.

     В морском иле копошились разные виды червей, кишечнополостных и многоножек. Появились первые хордовые, панцирные рыбы.

5.Климат кембрийского периода: теплый и влажный.

     

                                                     Ордовик

1. Второй период палеозойской эры длился 42 млн. лет.

2. Горные породы выветриваются и попадают в состав почвы.

3. Информация о поверхности суши отсутствует.

4. В мировом океане повысилась концентрация металлов.

 5. Климат теплый.

 6. Панцирные бесчелюстные рыбы, морские звезды и лилии, громадные скорпионы. Покровы животных твердеют, так как пропитываются известью.

                                                         Силур                                      

1. Третий период палеозойской эры продолжался 24 млн. лет.

2. Происходит активное формирование горных массивов Шотландии и Гренландии, образована небольшая часть Кордильер.

3. Освоение суши древними предками пауков, многоножек и скорпионов.

4. Климат теплый и влажный.

5. Беспозвоночные животные: моллюски, трилобиты, морские лилии.  Господствовали ракоскорпионы, головоногие моллюски и силурийские рыбы.

6. Первые растения суши – псилофиты.

                                                          Девон                        

1. Четвертый период палеозойской эры длился 61 млн. лет.

2. Таяние ледников. Уровень океана поднимается, образование коралловых рифов.

3. На суши растут папоротники, плауны  и псилофиты.

4. В океане появились первые акулы.

 5. Климат жаркий и засушливый.

6. Девон - это «рыбий» период. Миноги, миксины и угреобразные обитают в морях и океанах до сих пор.

7. Животные суши - насекомые и амфибии.

                                          Карбон или каменноугольный период                             

1. Пятый период палеозойской эры продолжался 60 млн. лет.

2. На суши растут папоротники, плауны, хвощи. Время формирования месторождений каменного угля. Появляются хвойные леса (голосеменные растения). Растут грибы, мхи и лишайники.

 3. Климат теплый и влажный.

4. Животные: жуки, кузнечики, стрекозы, тараканы. Появляются первые рептилии.

5.Активный процесс фотосинтеза, атмосфера насыщается кислородом.

                                                       Пермский период                                 

1. Шестой период палеозойской эры длился около 46 млн. лет.

2. На Земле появляются пустыни.

3. На суши растут папоротники, плауны, хвощи, хвойные растения.

4. Господство позвоночных животных.

 5. Климат жаркий.

6. Причина вымирания живых организмов активная вулканическая деятельность, выброс в атмосферу газообразных веществ и других возможных загрязнителей.

                                                                                                                       Приложение №2

                             Технологические (индивидуальные) карты

      Дата урока

         

                   Тема урока: Жизнь в палеозойскую эру.

Ряд (парта)

     

Проблемный вопрос

В каких периодах Палеозойской эры климат был теплый и влажный?

Ф.И.сотрудника

№№

п/п

Навигатор подсказок

Результат поиска (Ваш навигатор «зеленый цвет»)

1.

Отчет палеонтоло-

гического музея

Выпишите известные периоды Палеозойской эры.

п/п

Названия периодов

Климат

1.

2.

Определите, в каких периодах климат был теплый и влажный?

Цветными карандашами выделите теплые (розовым)  и влажные (голубым) периоды. Таблица, третий столбик (название «Климат»).

3.

Обобщите полученный результат.

Вывод: Теплый и влажный климат наблюдался, по мнению ученых, в следующих периодах палеозойской эры:

…………………….., ……………………….,

………………………, ……………

4.

Работа у доски.  

Подсказка

«Зеленый смайлик».

Расположите периоды на доске под указанными цифрами (название периодов на ученическом столе рядом с доской).

Расположите под периодами цветовое обозначение (розовые и голубые карточки).

               

     Дата урока

         

                   Тема урока: Жизнь в палеозойскую эру.

Ряд (парта)

     

Проблемный вопрос

В каких периодах палеозойской эры климат оказался  «неблагоприятный» для развития флоры и фауны на планете?

Ф.И.сотрудника

№№

п/п

Навигатор подсказок

Результат поиска  (Ваш навигатор «зеленый цвет»)

1.

Отчет палеонтоло-

гического музея

Выпишите известные периоды Палеозойской эры.

п/п

Названия периодов

Климат

1.

2.

Определите, в каких периодах климат был жарким, засушливым?

Цветным карандашом выделите жаркие (красным) периоды. Таблица, третий столбик (название «Климат»).

3.

Обобщите полученный результат.

Вывод: Жаркий или засушливый климат наблюдался, по мнению ученых, в следующих периодах палеозойской эры:

…………………….., ……………………….

4.

Работа у доски.  

Подсказка

«Зеленый смайлик».

Расположите неблагоприятные для развития флоры и фауны периоды на доске под указанными цифрами (название периодов на ученическом столе рядом с доской).

Расположите под периодами цветовое обозначение (красные карточки).

               

     Дата урока

         

                   Тема урока: Жизнь в палеозойскую эру.

Ряд (парта)

     

Проблемный вопрос

Какой период Палеозойской эры называют «рыбий»?

Ф.И.сотрудника

№№

п/п

Навигатор подсказок

Результат поиска  (Ваш навигатор «розовый цвет»)

1.

Отчет палеонтоло-

гического музея

Определите, о каком периоде идет речь?

Ответ: _______________

2.

Учебник, страницы 198-199

Определите группы рыб:

1.________________________

2.________________________

3.________________________

3.

Галерея «Эволюция животных и растений».

Розовый

смайлик.

Используйте информацию о животных.

Напишите, какие ароморфозы (изменения) произошли с рыбами в этот период?

____________________________________________________

4.

Галерея «Эволюция животных и растений».

Розовый

смайлик.

Какие растения произрастали на суши? (напишите)

____________________________________________________

5.

Обобщите полученный результат.

Учебник, страница 198, работа по тексту.

Вывод:

В _____________ периоде большая часть суши была

_______________________________.  Растения суши: (пункт№4).

В этот период эволюционировали рыбы.

Выделяют три группы рыб (пункт №2).

Акулы девонского периода приобрели  (пункт №3).

6.

Работа у доски.  

Прочитайте выводы.

   

      Дата урока

       

                   Тема урока: Жизнь в палеозойскую эру.

Ряд (парта)

     

Проблемный вопрос

Какой период Палеозойской эры называют «рыбий»?

Ф.И.сотрудника

№№

п/п

Навигатор подсказок

Результат поиска  (Ваш навигатор «розовый цвет»)

1.

Отчет палеонтоло-

гического музея

Определите, о каком периоде идет речь?

Ответ: _______________

2.

Учебник, страницы 198-199

Определите группы рыб:

1.________________________

2.________________________

3.________________________

3.

Компьютер. Текстовой документ с названием «Розовый смайлик».

Заполнение таблицы по учебнику.

Используя правильные выводы, перенесите информацию в таблицу. Готовую таблицу распечатайте. Печать, номер станицы.

4.

Обобщите полученный результат.

Вывод.

Составленную таблицу используйте в качестве вывода.

5.

Работа у доски.

Прочитайте полученную информацию.

      Дата урока

         

                   Тема урока: Жизнь в палеозойскую эру.

Ряд (парта)

     

Проблемный вопрос

В  каком периоде Палеозоя произошла массовая гибель всего живого?

Ф.И.сотрудника

№№

п/п

Навигатор подсказок

Результат поиска  (Ваш навигатор «оранжевый цвет»)

1.

Отчет палеонтоло-

гического музея.

Последний период Палеозоя.

Ответ: _______________

2.

Учебник, страница 201, рисунки.

Какие организмы господствовали на планете?

__________________________________________

3.

Учебник, страница 200.

Причины гибели амфибий? (запишите ответ)

4.

Обобщите полученный результат.

Вывод.

В период _________ (пункт №1), на Земле господствовали (пункт №2). По одной из причин живые организмы погибли (пункт №3).

5.

Работа у доски.

Прочитайте полученную информацию.

     Дата урока

         

                   Тема урока: Жизнь в палеозойскую эру.

Ряд (парта)

     

Проблемный вопрос

В  каком периоде Палеозоя произошла массовая гибель всего живого?

Ф.И.сотрудника

№№

п/п

Навигатор подсказок

Результат поиска  (Ваш навигатор «оранжевый цвет»)

1.

Отчет музея.

Определите, о каком периоде идет речь?

Ответ: _______________

2.

Учебник, страница 200.

Предок рептилий и млекопитающих (запишите ответ).

3.

Отчет музея.

Причины гибели живых организмов (запишите ответ).

4.

Презентация «Оранжевый смайлик»

Какое количество видов растений и животных погибло в конце Палеозоя?

5.

Обобщите полученный результат.

Вывод.

В ___________ периоде появился предок (пункт №2). Массовая гибель произошла (пункт №3), это примерно ___ % (пункт №4).

6.

Работа у доски.

Прочитайте полученную информацию.

      Дата урока

         

                   Тема урока: Жизнь в палеозойскую эру.

Ряд (парта)

     

Проблемный вопрос

Какие ароморфозы появились у животных в начале Палеозоя?

Ф.И.сотрудника

№№

п/п

Навигатор подсказок

Результат поиска  (Ваш навигатор «фиолетовый цвет»)

1.

Отчет музея.

Первый период - ______________, длился ________

2.

Отчет музея.

Описание трилобитов (напишите краткий ответ)        

3.

Отчет музея.

Выделите, какие ароморфозы (изменения) позволили эволюционировать трилобитам.

__________________________________

3.

Обобщите полученный результат.

____________, первый период Палеозоя, длился _________ млн. лет. Трилобиты – (пункт №2). Изменения (пункт №3)

4.

Работа у доски.

Прочитайте полученную информацию.

      Дата урока

         

                   Тема урока: Жизнь в палеозойскую эру.

Ряд (парта)

     

Проблемный вопрос

Верно ли выражение «псилофиты – первопроходцы суши»?

Ф.И.сотрудника

№№

п/п

Навигатор подсказок

Результат поиска  (Ваш навигатор «фиолетовый цвет»)

1.

Отчет музея.

В каком периоде эволюционировали псилофиты?

2.

Книжная полка

«В мире знаний». Энциклопедия

«Живой мир», страница 4.

Когда появились первые наземные растения?

__________ миллионов лет назад

3.

Отчет музея. Таблица.

Определите, какому геологическому периоду относится указанное время?

4.

Учебник, страница 195-196.

Описание псилофитов.        

5.

Галерея «Эволюция животных и растений».

Дополните ответ.

6.

Обобщите полученный результат.

Первые растения суши появились в _________ или _________. Псилофиты имели (пункт №3 и пункт №4)

7.

Работа у доски.

Прочитайте полученную информацию.

      Дата урока

         

                   Тема урока: Жизнь в палеозойскую эру.

Ряд (парта)

     

Проблемный вопрос

Какие ароморфозы появились у животных в конце Палеозоя?

Ф.И.сотрудника

№№

п/п

Навигатор подсказок

Результат поиска  (Ваш навигатор «голубой цвет»)

1.

Отчет музея.

Пятый период Палеозоя. Напишите название.

2.

Галерея «Эволюция животных и растений».

Используйте информацию на иллюстрациях. Дайте ответ по каждому пункту:

-акула каменноугольного периода:

-насекомое каменноугольного периода.

3.

Обобщите полученный результат.

Пятый геологический период - __________, длился ____________ миллионов лет. В этом периоде в океанах плавали (пункт №2, краткое описание) и летали (пункт №2, краткое описание).

4.

Работа у доски.

Прочитайте полученную информацию.

    Определение: Ароморфозы – это усложнение организации организмов и не является частным приспособлением, они носят общий характер и позволяют шире использовать условия внешней среды.

      Дата урока

         

                   Тема урока: Жизнь в палеозойскую эру.

Ряд (парта)

     

Проблемный вопрос

Объясните, смыл выражения «стегоцефалы – предки лягушек».

Ф.И.сотрудника

№№

п/п

Навигатор подсказок

Результат поиска  (Ваш навигатор «голубой цвет»)

1.

Отчет музея.

Четвертый период Палеозоя. Напишите название.

2.

Книжная полка

«В мире знаний». Энциклопедия

«Живой мир», страница 4.

Первые земноводные стали осваивать сушу

__________ миллионов лет назад.

3.

Учебник, страницы 199-200.

Какие рыбы дали начало первым земноводным животным?

4.

Учебник, страница 200.

Перечислите приспособления на суши:

-между позвонками развиваются _________;

-появляются ___________ железы;  _________ веки;

-мышцы втягивают ____________ внутрь (характерная особенность лягушек, когда они проглатывают пищу);

- большое количество ________;

- сильное развитие _____________ мышц.

5.

Учебник, страница 200

Где жили, питались и размножались стегоцефалы?

___________

Кто для стегоцефалов являлся главным врагом на суше? ___________

На какие формы разделились стегоцефалы?

__________________________

6.

Обобщите полученный результат.

Четвертый геологический период - __________, длился ____________ миллионов лет. В конце этого периода появились «первые земноводные» - ____________, которые имели следующие приспособления (пункт №4). Перечислите вопросы и ответы (пункт №5).

Работа у доски.

Прочитайте полученную информацию.

      Дата урока

         

                   Тема урока: Жизнь в палеозойскую эру.

Ряд (парта)

     

Проблемный вопрос

Какие ароморфозы появились у животных в середине Палеозоя?

Ф.И.сотрудника

№№

п/п

Навигатор подсказок

Результат поиска  (Ваш навигатор «желтый цвет»)

1.

Отчет музея.

Самый короткий геологический период в палеозойской эре __________ длился около

_________________ млн. лет

2.

Галерея «Эволюция животных и растений».

1.Описание силурийских рыб.

___________________________________________

2. Ортоцерас (описание).

____________________________________________

____________________________________________

3.

Учебник, страница 197

(последний абзац).

Каких животных можно считать «первопроходцами» суши?

_____________________________________

4.

Обобщите полученный результат.

Самый короткий период ________, длился

____________. В океане господствовали (пункт №2)

и плавали (пункт №2). В этот период осваивали

сушу _______________ (пункт №3).

5.

Работа у доски.

Прочитайте полученную информацию.

      Дата урока

         

                   Тема урока: Жизнь в палеозойскую эру.

Ряд (парта)

     

Проблемный вопрос

Какие ароморфозы появились у животных в середине Палеозоя?

Ф.И.сотрудника

№№

п/п

Навигатор подсказок

Результат поиска  (Ваш навигатор «желтый цвет»)

1.

Отчет музея.

Второй геологический период в палеозойской эре длился

_________________ млн. лет

2.

Галерея «Эволюция животных и растений».

Описание ракоскорпионов (краткий ответ, письменно).

3.

Книжная полка

«В мире знаний». Энциклопедия

«Полная энциклопедия. Животные»,

страница 14

Какие животные обитали в это время?

4.

Отчет музея.

Какие животные дожили до наших дней?

1.

2.

3.

Книжная полка

«В мире знаний». Энциклопедия

«Полная энциклопедия. Животные»,

страница 14

4.

5.

5.

Обобщите полученный результат.

Второй период -____________, длился ________

Обитатели океанов ракоскорпионы (пункт №2) и (пункт №3). Несмотря на резкое похолодание в конце Ордовика и гибель многих морских животных, в современной фауне встречаются (пункт №4)

6.

Работа у доски.

Прочитайте полученную информацию.

                                   

                                                                                                               

                                                                                                                         

                                                                                                                   Приложение №3

                              Галерея «Эволюция животных и растений»

                                      Иллюстративные навигаторы

1.Акула каменноугольного периода. Количество акул в океанах превосходило количество жертв, и тогда они сами становились жертвами. В качестве защиты у них появлялись острые щипы, увеличилось количество зубов в каждом ряде. (Голубой смайлик)

2. Леса каменноугольного периода состояли из гигантских папоротников, хвощей, плаунов. (Голубой смайлик)

3. Насекомое каменноугольного периода. От древних прямокрылых появились стрекозы, муравьи и термиты. (Голубой смайлик)

4. Животные и растения каменноугольного периода. (Голубой смайлик)

5. Растения девонского периода. На суши растут папоротники, плауны, псилофиты.

6. Животные девонского периода. Девонские акулы отрастили себе плоские, мясистые плавники и обтекаемое, гибкое тело. (Розовый навигатор)

7. Псилофиты (растения) силурийского периода. (Фиолетовый смайлик)

8.Рыбы силурийского периода.   Все их тело, как и ротовая полость, покрывали мелкие кожные зубы. (Желтый смайлик)

9.Силур. Ортоцерас в переводе «прямой рог». Длина тела 1 метр, плавал вытянутой раковиной вперед. Ортоцерас своим строением напоминал  современных головоногих моллюсков (осьминогов). (Желтый смайлик)

10.Силур. Ракоскорпион . (Желтый смайлик)

                                             Технические навигаторы.

1.Компьютер. Розовый смайлик. Текстовый документ.

                                                            Палеозойская эра (Девон)

Кистеперые

Двоякодышащие

Лучеперые

Ответы, копируются или переносятся в нужный столбик.

-выпячивания стенки кишки, служили легкими.

-зарываются в ил и дышат атмосферным воздухом, окутывая себя плотным коконом (как например протоптер в коконе).

-плавники имеют вид лопастей, состоящих из отдельных костей к прикрепленным к ним мышцам.

-с помощью этих плавников крупные, от полутора до нескольких метров в длину животные могли ползать по дну, перебираться с одного водоема в другой.

2. Компьютер. «Оранжевый смайлик», презентация с фрагментом видеофильма.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«МАТЕМАТИКА В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ» (элективный курс для учащихся 9 класса, 10 часов)

Курс является межпредметным и характеризуется содержательным раскрытием понятий, утверждений и методов, относящихся к решению задач на проценты, сложные проценты, выявлением их практической знач...

Практическое занятие по обществознанию в 11 классе "Смысл жизни и предназначение человека" в 11 классе

Урок в форме работы в группах с заданиями к  текстам философского содержания.  Проводила в классах  разного уровня подготовки,  тексты вызывали у ребят    большой интерес...

Урок о жизни и творчестве М.Цветаевой (11 класс).

Урок по биографии М.Цветаевой....

Урок обществознания "Семья, её роль в жизни человека и в обществе" 8 класс

Тема изучена учащимися в 8 и 10 классе. По итогам опроса общественного мнения она названа одной из наиболее интересных тем, т.е. лично значимой,  поэтому выбрана учителем в качестве темы дл...

жизнь в палеозойскую эру

урок для 9 класса...

Презентация "Развитие жизни в палеозойской эре"

Основные события  развитие растительного и животного мира в палеозойской эре. Задания на закрепление темы в форме ЕГЭ....