Рабочая программа по биологии для 8 класса
рабочая программа по биологии (8 класс)

Кондратьева Мария Павловна

Рабочая программа разработана в соответствии ФГОС, расчитана на 68 часов (2 часа в неделю)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_dlya_8_klassa.docx42.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное   бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя школа № 3 г. Лысково

Рассмотрено на  ШМО учителей естественно-математического цикла

Средней школы №3 г. Лысково

Руководитель ШМО

_____________(М. В. Алексеева)

Протокол №1 от 26 августа 2021 г.

Согласовано

Заместитель директора

________________

( О. Ю. Чехлова)

26 августа 2021 года

Утверждено

Приказом Средней школы №3

г. Лысково

№ 310 – 0 от 31. 08.2021 г.

Рабочая программа

Учителя: Кондратьевой Марии Павловны

 по биологии для 8-ых классов

Составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений. Биология: Человек. 8 класс. : учебник/Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев.- 5-е изд., испр. – М. : Дрофа, 2018. -416 с.: ил. – (Российский учебник)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне, на основе примерной программы по биологии для основной школы и на основе оригинальной авторской программы под руководством В.В. Пасечника М.: «ДРОФА» - 2014г .

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 70 часов (2 часов в неделю). Лабораторных и практических работ – 25, контрольных работ 5. Резервное время 1 час.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе.

УМК по биологии 8 класс.

1. Программа основного общего образования по биологии 6-9 классы. Авторы: В.В.Пасечник, В.В.Латюшин, В.М.Пакулова

2. Биология. Человек. 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/Д.В.Колесов,Р.Д.Маш, И.Н.Беляев.-13-е изд., стереотип.-М.: Дрофа, 2008.- 332,с.:ил.  

3. Биология. Человек. 8 класс: тематическое и поурочное планирование к учебнику Д.В. Колесова, Р.Д.Маша, И.Н. Беляева «Биология. Человек. 8 класс» /Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н. Беляев. - 5-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2014. -174,с.  

4.Биология. Человек.8 класс: рабочая тетрадь к учебнику Д.В.Колесова, Р.Д.Маша, «Биология. Человек. 8 класс» / Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев. -2 –е изд., стереотип. -М.: Дрофа, 2015. -121, с.: ил

Цели и задачи курса

        Развитие знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья.

        Изучение места и роли человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличие от них.

        Изучение строения и процессов жизнедеятельности организма человека.

Базовое биологическое образование должно обеспечить выпускникам высокую, прежде всего экологическую, природоохранительную грамотность. Решить эту задачу можно на основе преемственного развития ведущих законов, теорий, идей, обеспечивающих фундамент для практической деятельности учащихся, формирования их научного мировоззрения.  Изучение биологического материала позволяет решить задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового, санитарно-гигиенического, полового воспитания школьников. Знакомство с красотой природы Родины, ее разнообразием и богатством вызывает чувство любви к ней и ответственность за ее сохранность. Учащие должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек – часть природы и его жизнь зависит от неё и поэтому он обязан сохранять ее для себя и последующих поколений.  

Основными задачами данного раздела являются следующие:

Познакомить учащихся с анатомией, морфологией, гигиеной – науками о человеке, этапами их развития

Познакомить с особенностями строения внутренних систем организма человека

Раскрыть роль человека в природе

Продолжить формировать представление о единстве живой природы

Содержание программы.

Раздел 1. Введение. Науки, изучающие организм человека (2 ч).

Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования.

Раздел 2. Происхождение человека (3 ч)

Место человека в систематике. Доказательства животного происхождения человека. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на эволюцию человека. Человеческие расы. Человек как вид.

Раздел 3. Строение организма (4 ч)

Общий обзор организма человека. Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов. Клеточное строение организма. Ткани. Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функции клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки. Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление, их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки. Состояния физиологического покоя и возбуждения. Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани. Строение и функция нейрона. Синапс. Рефлекторная регуляция органов и систем организма. Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Нервы и нервные узлы. Рефлекс и рефлекторная дуга. Нейронные цепи. Процессы возбуждения и торможения, их значение. Чувствительные, вставочные и исполнительные нейроны. Прямые и обратные связи. Роль рецепторов в восприятии раздражений.

Раздел 4. Опорно-двигательная система (8 ч)

Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро- и микростроение, типы костей. Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Типы соединений костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы). Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы-антагонисты и синергисты. Работа скелетных мышц и их регуляция. Понятие о двигательной единице. Изменение мышцы при тренировке. Последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа. Нарушения осанки и развитие плоскостопия: причины, выявление, предупреждение и исправление. Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.

Раздел 5. Внутренняя среда организма (3 ч)

Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Функции клеток крови. Свёртывание крови. Роль кальция и витамина К в свёртывании крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение. Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Л. Пастер и И. И. Мечников. Антигены и антитела. Специфический и неспецифический иммунитет. Клеточный и гуморальный иммунитет. Иммунная система. Роль лимфоцитов в иммунной защите. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болезни. Ворота инфекции. Возбудители и переносчики болезни. Бацилло- и вирусоносители. Течение инфекционных болезней. Профилактика. Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки. Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови. Группы крови. Резус-фактор. Пересадка органов и тканей.

Раздел б. Кровеносная и лимфатическая системы организма (7 ч)

Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.

Раздел 7. Дыхание (5 ч)

Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь. Газообмен в лёгких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Жизненная ёмкость лёгких. Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Флюорография. Туберкулёз и рак лёгких. Первая помощь утопающему, при удушении и заваливании землёй, электротравме. Клиническая и биологическая смерть. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимация. Влияние курения и других вредных привычек на организм.

Раздел 8. Пищеварение (7 ч)

Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях.

Раздел 9. Обмен веществ и энергии (3 ч)

Обмен веществ и энергии — основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро- и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины. Энергозатраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая ёмкость пищи.

Раздел 10. Покровные органы. Терморегуляция. Выделение (4 ч)

Наружные покровы тела человека. Строение и функции кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах. Рецепторы кожи. Участие в теплорегуляции. Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви. Причины кожных заболеваний. Грибковые и паразитарные болезни, их профилактика и лечение у дерматолога. Травмы: ожоги, обморожения. Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударах. Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их строение и функции. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и конечная моча. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение.

Раздел 11. Нервная система (6 ч)

Значение нервной системы. Мозг и психика. Строение нервной системы: спинной и головной мозг — центральная нервная система, нервы и нервные узлы — периферическая. Строение и функции спинного мозга. Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка. Передний мозг. Функции промежуточного мозга и коры больших полушарий. Старая и новая кора больших полушарий головного мозга. Аналитико-синтетическая и замыкательная функции коры больших полушарий головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры. Соматический и вегетативный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический подотделы вегетативной нервной системы, их взаимодействие.

Раздел 12. Анализаторы. Органы чувств (5 ч)

Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Достоверность получаемой информации. Иллюзии и их коррекция. Зрительный анализатор. Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Коррекция зрения. Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха. Причины тугоухости и глухоты, их предупреждение. Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса и их анализаторы. Взаимодействие анализаторов.

Раздел 13. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика (5 ч)

Вклад отечественных учёных в разработку учения о высшей нервной деятельности. И. М. Сеченов и И. П. Павлов. Открытие центрального торможения. Безусловные и условные рефлексы. Безусловное и условное торможение. Закон взаимной индукции возбуждения-торможения. Учение А. А. Ухтомского о доминанте. Врождённые программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретённые программы поведения: условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стереотип. Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Стадии сна. Сновидения. Особенности высшей нервной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Потребности людей и животных. Речь как средство общения и как средство организации своего поведения. Внешняя и внутренняя речь. Роль речи в развитии высших психических функций. Осознанные действия и интуиция. Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представления, память, воображение, мышление. Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм. Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства). Внимание. Физиологические основы внимания, его виды и основные свойства. Причины рассеянности. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления.

Раздел 14. Железы внутренней секреции (эндокринная система) (2 ч)

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желёз, надпочечников и поджелудочной железы. Причины сахарного диабета.

Раздел 15. Индивидуальное развитие организма (5 ч)

Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового размножения. Мужская и женская половые системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Роль половых хромосом в определении пола будущего ребёнка. Менструации и поллюции. Образование и развитие зародыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, укрепление зародыша в матке. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Биогенетический закон Геккеля— Мюллера и причины отступления от него. Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека. Наследственные и врождённые заболевания. Заболевания, передающиеся половым путём: СПИД, сифилис и др.; их профилактика. Развитие ребёнка после рождения. Новорождённый и грудной ребёнок, уход за ним. Половое созревание. Биологическая и социальная зрелость. Вред ранних половых контактов и абортов. Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни, межличностные отношения. Стадии вхождения личности в группу. Интересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути.

Формирование УУД.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

—        общее строение организма человека;

—        строение тканей организма человека;

—        рефлекторную регуляцию органов и систем организма человека.

—        строение нервной системы;

—        соматический и вегетативный отделы нервной системы.

—        объяснять значение нервной системы в регуляции процессов жизнедеятельности;

—        объяснять влияние отделов нервной системы на деятельность органов.

—        вклад отечественных учёных в разработку учения о высшей нервной деятельности;

—        особенности высшей нервной деятельности человека.

—        выделять существенные особенности поведения и психики человека;

—        жизненные циклы организмов;

—        мужскую и женскую половые системы;

—        наследственные и врождённые заболевания и заболевания, передающиеся половым путём, а также меры их профилактики.

Учащиеся должны уметь:

—        выделять существенные признаки органов размножения человека;

—        объяснять вредное влияние никотина, алкоголя и наркотиков на развитие плода;

—        приводить доказательства (аргументировать) необходимости соблюдения мер профилактики инфекций, передающихся половым путём, ВИЧ-инфекции, медико-генетического консультирования для предупреждения наследственных заболеваний человека.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

—        сравнивать клетки, ткани организма человека и делать выводы на основе сравнения;

—        проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов.

  • классифицировать железы в организме человека;
  • устанавливать взаимосвязи при обсуждении взаимодействия нервной и гуморальной регуляции.
  • классифицировать железы в организме человека;

—        устанавливать взаимосвязи при обсуждении взаимодействия нервной и гуморальной регуляции.

— приводить доказательства (аргументировать) взаимосвязи человека и окружающей среды, зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды, необходимости защиты среды обитания человека.

—        сравнивать клетки, ткани организма человека и делать выводы на основе сравнения;

—        проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов.

Личностные результаты обучения

—        Воспитание у учащихся чувства гордости за российскую биологическую науку;

—        соблюдать правила поведения в природе;

—        понимание основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы;

—        умение учащимися реализовывать теоретические познания на практике;

—        понимание учащимися ценности здорового и безопасного образа жизни;

—        признание учащихся ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

—        осознание значения семьи в жизни человека и общества;

—        готовность и способность учащихся принимать ценности семейной жизни;

—        уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

—        понимание значения обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;

—        проведение учащимися работы над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;

—        признание права каждого на собственное мнение;

—        эмоционально-положительное отношение к сверстникам;

—        готовность учащихся к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

—        умение отстаивать свою точку зрения;

—        критичное отношение к своим поступкам, осознание ответственности за их последствия;

—        умение слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.

Календарно-тематическое планирование уроков биологии

в 8-ых классах

Программа: Программы для общеобразовательных учреждений. Биология: Человек. 8 класс. : учебник/Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев.- 5-е изд., испр. – М. : Дрофа, 2018. -416 с.: ил. – (Российский учебник)

Общее количество часов:68

Количество часов в неделю: 2

Учитель: Кондратьева М.П.

Тема урока (уроков)

Количество часов

8 «а»

8 «б»

8 «в»

Дата

Коррект.

Дата

Коррект.

Дата

Коррект.

Глава 1 «Введение. Науки, изучающие организм человека».  

2

1.

Науки о человеке. Здоровье и его охрана.

1

2.

Становление наук о человеке

1

Глава 2  Происхождение человека

3

3.

Систематическое положение человека.

1

4.

Историческое прошлое людей

1

5.

Расы человека. Среда обитания 

1

Глава 3 Строение организма

4

6.

Общий обзор организма человека

1

7.

Клеточное строение организма

1

8.

Ткани: эпителиальная, соединительная, мышечная.

Лабораторная работа№1

«Изучение микроскопического строения тканей организма человека»

1

9.

Нервная ткань. Рефлекторная регуляция

1

Глава 4:  Опорно-двигательный аппарат

8

10.

Значение опорно-двигательного аппарата, его состав. Строение костей.

1

11.

Скелет человека. Осевой скелет

1

12.

Добавочный скелет: скелет поясов и свободных конечностей. Соединение костей.

1

13.

Строение мышц.

1

14.

Работа скелетных мышц и их регуляция

1

15.

Нарушения опорно-двигательной системы.

Лабораторная работа №2 «Осанка и плоскостопие»

1

16.

Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов

1

17.

Контрольная работа по теме: «Строение организма. Опорно-двигательная система»

1

Глава 5 Внутренняя среда организма

3

18.

Внутренняя среда организма. Кровь.

1

19.

Борьба организма с инфекцией. Иммунитет.

1

20.

Иммунология на службе здоровья. Тканевая совместимость и переливание крови

1

Глава 6: Кровеносная и лимфатическая системы

6

21.

Транспортные системы организма

1

22.

Круги кровообращения.

Лабораторная работа №3 «Изучение особенностей кровообращения». 

1

23.

Строение и работа сердца.

1

24.

Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения.

Лабораторная работа №4 «Измерения скорости кровотока в сосудах ногтевого ложе».

1

25.

Гигиена сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при заболеваниях сердца и сосудов.

1

26.

Первая помощь при кровотечениях

1

Глава 7: Дыхание  

5

27.

Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Дыхательные пути, голосообразование.

Заболевание дыхательных путей.

1

28.

Лёгкие. Газообмен в легких и других тканях.

1

29.

Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды.

1

30.

Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Болезни и травмы органов дыхания: их профилактика, первая помощь. Приемы реанимации.

1

31.

Контрольная работа по теме «Кровеносная система. Дыхание»

1

Глава 8: Пищеварение

6

32.

Питание и пищеварение

1

33.

Пищеварение в ротовой полости

Лабораторная работа №5 «Действие слюны на крахмал»

1

34.

Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке.

Действие ферментов.

1

35.

Всасывание. Роль печени. Функции толстого кишечника

1

36.

Регуляция пищеварения

1

37.

Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций

1

Глава 9: Обмен веществ и энергии

4

38.

Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых существ

1

39.

Витамины.

1

40.

Энерготраты человека и пищевой рацион.

Лабораторная работа №6 «Установление зависимости между дозированной нагрузкой и уровнем энергетического обмена».

1

41.

Контрольная работа по теме: «Дыхание. Пищеварение. Обмен веществ и энергии».

1

Глава 10: «Покровные органы. Терморегуляция. Выделение»

5

42.

Покровы тела. Строение и функции кожи.

1

43.

Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи

1

44.

Терморегуляция организма. Закаливание

1

45.

Выделение

1

Глава11: «Нервная система»  

6

46.

Значение нервной системы

1

47.

Строение нервной системы. Спинной мозг

1

48.

Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка.

Лабораторная работа№7 «Пальценосовая проба и особенности движения, связанные с функцией мозжечка».

1

49.

Передний мозг: промежуточный мозг и большие полушария

1

50.

Соматический и автономный (вегетативный) отделы нервной системы

1

51.

Контрольная работа по теме «Нервная система»

1

Глава 12:   Тема «Анализаторы»

4

52.

Анализаторы. Зрительный анализатор.

1

53.

Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней

1

54.

Слуховой анализатор.

1

55.

Органы равновесия, кожно-мышечное чувство, обоняние и вкус.

1

Глава 13:Высшая нервная деятельность. Поведение психика.

5

56.

Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности

1

57.

Врожденные и приобретенные программы поведения

1

58.

Сон и сновидения

1

59.

Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Познавательные процессы

1

60.

Воля. Эмоции. Внимание

1

Глава 14: Эндокринная система

2

61.

Роль эндокринной регуляции.

1

62.

Функция желёз внутренней среды.

1

Глава 15: Индивидуальное развитие организма.

6

63.

Размножение. Половая система

1

64.

Развитие зародыша и плода. Беременность и роды

1

65.

Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем

1

66.

Развитие ребенка после рождения. Становление личности. Интересы, склонности, способности

1

67.

Итоговая контрольная работа.

1

68.

Обобщение

1

Всего

68


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника

Рабочая программа составлена на  основе Примерной программы  по биологии основного общего образования и  Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 8 класс к учебнику А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш . Биология 8 класс

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 9 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилов, Н.М. Чернова Основы общей биологии 9 класс.

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии, 5 класс к учебнику Д.И. Трайтак, Н.Д.Трайтак «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 5-6 классы»

Рабочая программа включает в себя:1. Календарно-тематическое планирование.2.Пояснительная записка.3.Система оценивания знаний и умений учащихся по биологии.4.Требования к уровню подготовки....