Представление педагогического опыта 2021-2022 учебный год
статья по биологии

Журавлева Людмила Викторовна

В современном информационном обществе для системы образования все более характерными становятся такие принципиально новые черты как компетентность и мобильность. В этой связи акценты при изучении биологии переносятся на сам процесс познания, эффективность которого полностью зависит от познавательной активности самого учащегося. Все большее значение в жизни приобретают коммуникативные умения, способность к моделированию ситуаций, приобретению опыта ведения диалога, дискуссий.

         Биологические знания должны стать основой для формирования у учащихся различных умений и навыков, в частности таких важных, как умение проводить эксперименты, самим получать и обрабатывать информацию. Выполнение такого рода задач становится возможным только в условиях активного обучения, стимулирующего мыслительную деятельность учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predstavlenie_pedagogicheskogo_opyta_2.docx23.13 КБ

Предварительный просмотр:

Представление педагогического опыта

Журавлевой Людмилы Викторовны

учителя биологии МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучение отдельных предметов №32» » г.о. Саранск

«Интеграция уроков биологии с другими предметами, с использованием ИКТ»

  1. Актуальность и перспективность опыта для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

        Образование - один из главных институтов социализации личности. Главная цель образования - формирование свободной, ответственной, гуманной личности, способной к дальнейшему развитию и самосовершенствованию.

        В настоящий момент мы видим непрерывную смену не только содержания образования, но и структуры учебных предметов, технологий их преподавания, методов и приемов развития познавательной активности учеников. Особую роль в этом приобретают инновационные технологии, способствующие максимальной реализации познавательной и творческой активности школьника.  

        Одна из проблем современной школы состоит в том, что в ней недостаточно развиты межпредметные связи. Часто ученик, успешно занимающийся в рамках одной дисциплины, не может применить имеющиеся у него знания не то, что в реальной жизни, но и в других предметах.

      Основная причина этого заключается в том, что в общеобразовательной школе основное внимание традиционно уделяется накоплению знаний, в современный же период необходимо подготовить выпускника умеющего применять свои знания в реальных жизненных ситуациях. Наши учащиеся должны уметь воспринимать и обрабатывать большие объемы информации, овладевать современными средствами, методами и технологией работы с ними в любой предметной области. В связи с этим информационные технологии становятся не только объектом изучения, но также средством и рабочей средой обучения.

        Образованный человек, легко ориентирующийся в изменяющемся обществе, быстро осваивающий новые сферы деятельности, обладающий высоким уровнем толерантности, способный проанализировать любую ситуацию, оценить ее и принять соответствующее решение - это гражданин современного общества. Уровень развития общества, на сегодня, требует высокообразованных специалистов, людей творческих, способных к свободному мышлению. Это ставит перед педагогикой задачу выработать методы для развития такой конкурентно-способной личности. В последнее время эта задача успешно решается с помощью разработки и внедрения в образовательный процесс различных информационных технологий.

        Таким образом, интеграция биологии и информационных технологий с другими общеобразовательными предметами уже сейчас является реальной необходимостью. Такая интеграция является средством расширения возможностей школьного образования, проводником инновационных идей, способом методического обогащения педагога и повышения качества обучения.

 2.     Условия формирования ведущей идеи опыта (возникновение и становление педагогического опыта)

        В современном информационном обществе один из перспективных подходов связан с внедрением в школьную практику различных нетрадиционных форм обучения, сущность которых состоит в нацеленности на активизацию познавательной деятельности учащихся, развитие, их мысли, умения самостоятельно ставить и решать сложные познавательные задачи. 

 Интегрированный урок - одно из новшеств современной методики. Эта технология смело вторгается в непоколебимые школьные программы и связывает на первый взгляд несовместимые предметы. Не является исключением и биология. Напротив, по своей сути, школьный предмет «Биология» является интегрированным. Он весь пронизан межпредметными связями и предлагает учащимся знания многих областей науки, искусства, культуры, а также реальной повседневной жизни Учитель биологии - профессия особенная.  Кажущаяся обывателю простота таит в себе огромную кладовую знаний и умений, и здесь все больше возникает вопросов, на которые пока нет ясного и понятного ответа.  Для себя  я  решила, что необходимо показать ребятам, что знания, полученные на одном уроке, пригодятся и на другом. Необходимо интегрировать уроки. Именно стремление к интеграции в области образования, диктует необходимость выхода в единое мировое образовательное пространство .

При проведении интегрированных уроков наблюдается много плюсов:

  • Повышает и развивает интерес обучающихся к предметам;
  • Развивает потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. В большей степени, чем обычные, они способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы.
  • Форма проведения интегрированных уроков нестандартна, увлекательна.
  • Использование различных видов работы поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о развивающей эффективности таких уроков.
  • Они снимают утомляемость, перенапряжение учащихся за счет переключений на разнообразные виды деятельности, резко повышают познавательный интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти школьников.
  • Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя, способствует раскрытию способностей его учеников.
  • Повышает качество знаний.
  • Формирует убеждение обучающихся, что они могут изучать с пониманием более сложные вещи в сравнении с теми, которые предлагаются в учебнике.
  • Способствует исследовательской деятельности.
  • Разнообразие форм подачи учебного материала

В целом все это способствует повышению, как качества образования, так и эффективности научно-исследовательской работы школьников.

3. Теоретическая база опыта

         Внедрение интегрированных уроков  способствует достижению основной цели модернизации образования - улучшения качества обучения, увеличения доступности образования, обеспечение гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий.

        Теоретическая база опыта опирается на многочисленные исследования инновационных подходов к обучению, содержащих элементы различных  технологий. Опубликовано большое количество методических указаний в помощь учителю :

  • Балагурова, М.И. Интегрированные уроки как способ формирования целостного восприятия мира   – М.: Просвещение, 2006.
  •   Белышева, М.И. Интегрированные уроки как особый вид формирования целостного восприятия   Биология – СПб., 2005. – №2
  •  Брыкина, Н.Т. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу
  • Юрьев, А.В. Межпредметная связь на уроках биологии

– Ростов-на-Дону, 2006.

                 Как организовать урок  в школе? Как заинтересовать учащихся? Подобным вопросом задаются многие педагоги, и я в том числе, и каждый находит какое-то свое решение. Высокоэффективным творческим методом, реализующим разнообразные формы развития воспитания и обучения, на мой взгляд, является интеграция уроков биологии с другими предметами. Такой способ организации учебной деятельности позволяет в увлекательной творческой форме продуктивно решать все задачи урока осуществлять обучающую коммуникативную познавательную деятельность.

                Межпредметная интеграция –это не просто соединение близких понятий из разных предметов для прочных знаний , это объединение разных предметов при изучении одной темы , целого блока тем в одно целое на основе общего подхода в обучении.   

                В школе  созданы комфортные условия для внедрения  и проведения интегрированных уроков   с использованием информационных технологий. Кабинеты оснащены компьютерами, подключенными к локальной сети с выходом в Интернет, мультимедийными проекторами, установлены интерактивные доски.   

4. Технология опыта

             Известно, что многие школьные предметы издавна имеют интегративный характер, здесь уместно говорить о внутрипредметной интеграции: литература и русский язык, химия и биология, история и общество, физика и математика.  Внутрипредметная интеграция, на мой взгляд, необходима, т.к. ученики, к сожалению, каждый предмет воспринимают изолированно, и наша задача показать, что это неверное восприятие, что, наоборот, всё взаимосвязано.
         Формирование активной личности в образовательном поле ФГОС, способной к самоопределению и  самореализации в современном обществе. Формирование компетентности в сфере самостоятельной  познавательной деятельности; совершенствование навыков исследовательской деятельности и умения извлекать нужную информацию из различных источников.

Применение  интегрированных  уроков  биологии дает возможность: представить более наглядно разнообразный биологический материал. Что дает  , данная работа учителю:

Рождение нового уровня мышления – глобального, интегрированного, а не замкнутого в своей узкой специализации.
Освобождает учебное время для изучения другого явления.
Исключает дублирование учебного материала.
Усиление межпредметных связей
.
 Что дает , данная работа ученику :
 Активизация мыслительной деятельности.
Интенсификация учебного материала.
Расширение сферы получаемой информации.
Подкрепление мотивации в обучении.
Умение сопоставлять и анализировать отдельные явления с различных точек зрения, рассматривать их в единстве взглядов.
Снижение перегрузок.
Кроме того, интеграция обеспечивает совершенно новый психологический климат для ученика и учителя в процессе обучения.

                                                                                   

6. Анализ результативность опыта

1.положительная динамика результатов по предмету;

2. учащиеся 6 – 11 классов систематически посещают спецкурсы курсы , элективные курсы  по  биологии и экологии;

3. участие и победы в конкурсах исследовательских проектов различного уровня:

4. участие и победы в олимпиадах различного уровня:

– муниципальный этап Всероссийской олимпиады по биологии

– муниципальный этап Всероссийской олимпиады по экологии

–Республиканский этап Всероссийской олимпиады по биологии

(см. портфолио учителя)

5. Повышение мотивации обучения биологии, следствием чего является большое количество выпускников, поступивших в медицинский институт МГУ им. Н.П. Огарева, биологический факультет МГУ им. Н.П. Огарева,  вузы соответствующего профиля Москвы.

6. Участие и победы педагога в профессиональных конкурсах различного уровня.

7. Трудности и проблемы  при использовании опыта

         Трудности и проблемы  при использовании опыта заключаются в том, что педагог должен на достаточно высоком уровне владеть знаниями для проведения  интегрированных уроков.  Данная проблема решается посредством проведения мастер-классов, организацией практикумов, лекториев.

 

8. Адресные рекомендации по использованию опыта

Опыт моей работы представлен на Интернет-ресурсах:

— Сайт школы №32  htt:/ sc32 sar.scoolrm.ru

— Личный сайт  http://nsportal.ru/zhuravleva-lyudmila-viktorovna


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного педагогического опыта учителя истории МБОУ «Кушкинская основная общеобразовательная школа» Терешкиной Е.Г. «Использование новых педагогических технологий в учебно-воспитательном процессе»

Публичное представление собственного педагогического опыта учителя  истории  МБОУ «Кушкинская основная общеобразовательная школа»  Терешкиной Е.Г. «Использование новых педагогических те...

Представление педагогического опыта Журавлевой Людмилы Викторовны 2015-2016 учебный год

В настоящий момент мы видим непрерывную смену не только содержания образования, но и структуры учебных предметов, технологий их преподавания, методов и приемов развития познавательной активности учени...

Представление педагогического опыта педагогического работника. Формирование ключевых компетенций на уроках истории и обществознания через интерактивные формы работы.

        Актуальность продиктована глобальными изменениями в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества, требующих корректировки...

План-конспект занятия. Представления собственного инновационного педагогического опыта. План учебно-тренировочного занятия

laquo;Технико-тактические действия в стойке. Развитие взрывной силы, координации, выносливости»...

Представление педагогического опыта педагогического работника

Представление педагогического опыта учителя начальных классов«Самостоятельная работа на уроках, как средство развития познавательной активности учащихся начальной школы в условиях ФГОС вто...

Представление педагогического опыта по реализации системы формирования регулятивных универсальных учебных действий на уроках биологии в общеобразовательной организации

Семинар Формирование регулятивных универсальных учебных действий в процессе обучения биологииКорягин Дмитрий Александрович...