Школьный кванториум, практическое занятие на тему Дыхание
методическая разработка по биологии (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Бальжиева Марина Аранзаевна

 Дыхание — это физиологический процесс получения кислородапри котором человек или животное регулярно втягивает в лёгкие воздух и выпускает его оттуда.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЛАБОРАТОРНЫЙ  ПРАКТИКУМ  ПО  ТЕМЕ  «ДЫХАНИЕ»

Цель деятельности учителя  : систематизация, обобщение и расширение знаний по теме «Дыхание»

Задачи:  

  • организовать деятельность учащихся по закреплению знаний по регуляции дыхания и дыхательным движениям, жизненной емкости лёгких и влиянию физических упражнений на работу органов дыхания
  • Развивать умения учащихся проводить эксперимент и анализировать его результаты, наблюдать и делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи
  • Способствовать развитию познавательного интереса к своему организму, к основам здорового образа жизни

Результаты изучения темы:

1. Предметные – применяют знания о строении и функциях органов дыхания в новых ситуациях для решения практических задач; принимают коллективное решение в процессе совместной деятельности; оценивают уровень своего познавательного интереса к изучаемой теме; владеют навыками установления и выявления причинно-следственных связей в организме человека; наблюдают, фиксируют явления, связанные с дыханием, закрепляют характерные особенности регуляции дыхания, дыхательных движений

2. Личностные –   в сфере социально-нравственных представлений осваивают социальную роль ученика, воспринимают образование как личностную ценность, дают адекватную самооценку с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

3.  Метапредметные.

Регулятивные:– регулируют учебную деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей человеческого организма.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из результатов экспериментов об особенностях дыхательных движений и регуляции дыхания и обсуждают полученные сведения; соблюдают нормы  информационной избирательности, этики и этикета.

Коммуникативные: осваивают правила и нормы социокультурного взаимодействия со сверстниками в классе, умения работать в группе

Оборудование:

  • Рабочая тетрадь
  • Секундомер
  • Модель Дондерса
  • Ведро с водой
  • Трёхлитровая банка с крышкой
  • Цифровая лаборатория по экологии (датчик кислорода и углекислого газа).

Ход урока

         И не прервутся жизни нити,

В дыханье истину найдём.

Дышите, глубже все дышите!

Пока мы дышим , мы живём!!!!

        Вот эти строки чётко подчёркивают значение дыхание для организма. Жизненные функции нашего организма требуют энергии, а она образуется в процессе клеточного дыхания. Чтоб образовалась энергия, требуется кислород. А образующийся при  окислении органических веществ углекислый газ удаляется из организма. Поступление и удаление газов осуществляют наши органы дыхания. Их работа зависит от потребностей организма и от условий, в которых он находится. Задача практикума – доказать это экспериментальным путём. Результаты эксперимента заносим в таблицу

Название  опыта

Ход работы

Наблюдения

Выводы

  1. Влияние нагрузки на дыхательные движения

Положите руку на грудь  и сосчитайте число дыхательных движений в минуту в положении сидя и после 20 приседаний. Сравните полученные данные и сделайте выводы

  1. Задержка дыхания на глубоком вдохе и выдохе

Сделайте глубокий вдох, включив секундомер, задержите дыхание на максимально возможное время. Отметьте время задержки дыхания и через сколько секунд произойдёт непроизвольное восстановление дыхания.  

Через некоторое время ( 1 минуту) проделайте то же самое при глубоком выдохе. Сравните полученные результаты  и сделайте выводы.

  1. Задержка дыхания до и после дозированной нагрузки

Трёхфазная проба профессора  Л.Г.Серкина

        Фаза 1. Определите время задержки дыхания на вдохе в  положении сидя

        Фаза 2. Проделайте 20 приседаний за 30 секунд и вновь определите время задержки дыхания на вдохе

       Фаза 3. Отдохните ровно 1 минуту и повторите первую фазу

                     Оцените полученные результаты по таблице

Состояние здоровья

Фаза 1

Фаза 2

Фаза 3

Здоров. Тренирован

50-70 сек

Более 50% 1фазы

Более 100% 1 фазы

Здоров Нетренирован

45-50 сек

30-50% 1 фазы

70-100%т1фазы

Скрытая недостаточность кровообращения

30-45сек

Менее 30% 1 фазы

Менее 70% 1 фазы

Название третьего эксперимента попросите учащихся сформулировать самим

  1. Определение жизненной ёмкости лёгких теоретически и практически

Мальчики 13-16 лет

Ж. Ё.Л = { (рост в см х 0,022) } – {( возраст лет х о,022)} – 4,2

Девочки  8-16 лет   ( рост  х  0,041) – ( возраст  х 0,018)

Показатели средней   Ж Ё Л   подростков

Возраст

Мальчики

Девочки

11

2,1

1,8

12

2,2

2,0

13

2,3

2,2

14

2,8

2,5

15

3,3

2,7

16

3,8

2,8

Можно  использовать и другие формулы

Для мальчиков, рост которых  165 см и менее ЖЁЛ = 4,53х рост (м) -3,9

Если выше 165. То ЖЁЛ = 10 х рост 9 (м) – 12, 85

Девочки  работают по одной формуле  ЖЁЛ = 3,75 х рост (м) – 3,15

Есть ещё формулы

Мальчики   ЖЁЛ= 40 х рост (см) + 30 х массу тела (кг)  - 4400

Девочки     ЖЁЛ = 40 х рост (см) + 10 х массу тела (кг) – 3800

Отклонение  от нормативных результатов на 15%  считается нормальным.

        В целях экономии времени можно сначала рассказать о способах определения жизненной ёмкости лёгких, если нет спирометра.  Для этого мы брали  двухведёрные баки, наливали туда  треть воды. Воду наливали в трёхлитровую банку, прикрывали её крышкой, чтоб вода не вытекала , и горлышком вниз опускали в бак под слой воды. Там крышку снимали вставляли в банку резиновый шланг. Испытуемый обматывал конец шланга чистым листом и после глубокого вдоха в шланг делал глубокий выдох. При этом второй ученик чуть поддерживал банку. Выдыхаемый воздух вытеснял воду. Затем не вынимая банку из воды, ее закрывали крышкой и поднимали. Объём вытесненной воды равен ЖЁЛ .

        Есть и другой вариант

В тот же бак наливают 4 л воды и отмечают мелом её уровень. Надувной шарик перед опытом рекомендуется несколько раз надуть или просто растянуть его. После глубокого вдоха сделайте глубокий выдох в шарик, завяжите его и опустите полностью в воду. Отметьте уровень, на который поднялась вода. V вытесненной воды равен V воздуха. А его можно определить по формуле   пи х радиус бака и на высоту, на которую поднялась вода.

Источники:

Пугал Н.А., Козлова Т.А. Лабораторные и практические занятия по биологии: Человек и его здоровье: 8кл. – М.: Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС, 2003, -88с.

Биологический эксперимент в школе: Кн. Для учителя/ А.В.Бинас, Р.Д. Маш, А.И.Никишов и др.-М.: Просвещение,1990.-192 с.

Воронин Л.Г., Маш Р.Д. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека: Кн. Для учителя, - М.: Просвещение, 1983. – 160с.  

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - практическое занятие по теме "Постороение и чтение графиков линейных функций"

Данная работа представляет собой методическую разработку урока или внеклассного мероприятия по математике в рамках предметных недель. Тема занятия «Построение и чтение графика линейной функции». Заня...

Задание в тестовой форме для практического занятия на тему "Инфаркт миокарда"

Задание в тестовой форме предназначено для итогового контроля знаний на практическом занятии на тему "Инфаркт миокарда"...

Практические занятия по теме: "Теория вероятностей и математическая статистика"

             Материал методической разработки может быть использован студентамиили учащимися, интересующиеся Математической статистикой,  при отраб...

Практическое занятие по теме "Работа с мультимедиа"

В данном материале содержится необходимая информация для проведения практического занятия по теме "Работа с мультимедийными данными. Разработка приложения "Мутимедийный проигрыватель". В материале сод...

Методическая разработка для преподавателя к практическому занятию по теме "Анатомия сердца".

Данна методическая разработка  для преподавателя к практическому  курсу по анатомии и физиологии человека по теме: "Общий обзор строения сердечно- сосудистой системы. анатомия сердца.""...

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ по теме: «Дыхание – источник звука. Роль дыхания в вокальном обучении». 2 год обучения, продвинутый уровень

     Пение – одно из проявлений высшей психической деятельности, и если учащийся будет работать вяло, не сосредоточенно и без должного творческого подъема, правильного звуч...

Методическая разработка на практическое занятие по теме "Легкая атлетика" занятию "Обучение технике бега на короткие дистанции"

Методическая разработка подготовлена для подготовки преподавателя физической культуры к проведению занятий по разделу "Легкая атлетика"...