Решение генетических задач
материал для подготовки к егэ (гиа) по биологии (10 класс)

Смирнова Евгения Павловна

Для успешного решения задач по генетике необходимо уметь выполнять некоторые несложные операции.

Сначала необходимо внимательно изучить условие задачи. Ученики часто допускают грубые ошибки, причинами которых является невнимательное или неправильное прочтение условия.

Следующим этапом является определение типа задачи. Для этого необходимо выяснить, сколько пар признаков рассматривается в задаче, сколько пар генов кодирует эти признаки, а также число классов фенотипов, присутствующих в потомстве от скрещивания гетерозигот или при анализирующем скрещивании, и количественное соотношение этих классов.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Оформление задач по генетике

1. При скрещивании растений кукурузы с гладкими окрашенными семенами с растением, дающим морщинистые неокрашенные семена (гены сцеплены), потомство оказалось с гладкими окрашенными семенами. При анализирующем скрещивании гибридов из F1 получены растения с гладкими окрашенными семенами, с морщинистыми неокрашенными, с морщинистыми окрашенными, с гладкими неокрашенными. Составьте схему решения. Определите генотипы родителей, потомства F1 и F2. Какие законы наследования проявляются в данных скрещиваниях? Объясните появление 4 фенотипических групп особей в F2.

Дано:

Р – глад., окр.                                                   Решение:

и морщ., неокр.                1)     1 скрещивание:

F1 – все глад., окр.             Р: семена глад., окр.         Х          семена морщ., неокр.

F2 – 4 фенот.группы                ААВВ                                                  аавв

____________________    G:   АВ                                                       ав                                  

Определить                         F1:                            АаВв

генотипы Р; F1 и F2                                                        семена глад., окраш.

                                               2)         2 скрещивание:

                                             Р: семена глад,, окраш.           Х                    морщ., неокр.

                                                            АаВв                                                                аавв

                                            G:  АВ, ав (некроссоверные гаметы)                        ав

                                                  Ав, аВ (кроссоверные,

                                                 при нарушении сцепления)

                           F2:             АаВв;             Аавв;                     ааВв;                   аавв

                                            гл., окр.       гл., неокр.           морщ., окр.        морщ., неокр.

Ответ: генотипы родителей: ААВВ; аавв;        генотипы потомства F1: АаВв;

             генотипы потомства F2: АаВв, аавв ,ааВв , Аавв

В F1 проявляется закон единообразия гибридов, т.к. у всех особей проявляется признак одного из родителей. В F2 – закон сцепленного наследования и нарушение сцепления генов, появление 4 фенотипических групп обусловлено нарушением сцепления генов АВ и ав при кроссинговере.

2. У кур полосатая окраска оперения доминирует над отсутствием полос (ген сцеплен с полом), а наличие гребня – над его отсутствием (аутосомный признак). Какое потомство можно ожидать от скрещивания гетерозиготной безполосой курицы с гребнем и гетерозиготного петуха с полосатым оперением без гребня? У кур гомогаметными являются самцы, а гетерогаметными – самки. Составьте схему решения, определите генотипы родителей, фенотипы и генотипы потомства, соотношение фенотипов в потомстве. Какие законы имеют здесь место?

Дано:                                                       Решение:

ХА – полосатый                            Р:         ♀ ВвХаУ                Х            ♂ ввХАХа

Ха – безполосый                                   с греб., безпол.                        без греб., полосат.

В – с гребнем                              G:       ВХа; вХа; ВУ; вУ                        ВХА;    вХа

в – без гребня                              F1:  25% ВвХАХа;   ВвХАУ – с гребнем,полосат.

_______________                               25% ввХАХА; ввХАУ – без греб., полосат.

Генотипы Р -?                                      25% ВвХаХа;  ВвХаУ – с греб., безполос.

Генотипы и                                          25% вв ХаХа;   ввХаУ – без греб., безполос.                          фенотипы F1-?              

Ответ: генотипы родителей:  ВвХаУ;   ввХАХа

           Генотипы и фенотипы потомства: ВвХАХа;   ВвХАУ – с гребнем,полосат.

                                                                              ввХАХА; ввХАУ – без греб., полосат.

                                                                              ВвХаХа;  ВвХаУ – с греб., безполос.

                                                                               вв ХаХа;   ввХаУ – без греб., безполос.

 Проявляются законы независимого наследования признаков        (гребень) и  сцепленного с полом   наследования признаков (полосы).

3. При скрещивании душистого горошка с яркой окраской цветков и усами с растением  с бледной окраской цветков и без усов (гены сцеплены) в F1 все растения были с яркими цветками и усами. При скрещивании между собой гибридов F1 были получены растения: с яркими цветками и усами, с бледными цветками и без усов. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства в F1 и F2. Какие законы наследственности проявляются? Объясните появление двух фенотипических групп особей в F2.

Дано:                                                              Решение:

Р – ярк.окр. и усы;          1)         1 скрещивание

Блед.окр. и без усов              Р: ярк. окр. и усы            Х                       блед. окр. и без усов                  

Гены сцеплены                              ААВВ                                                                     аавв

F1 – ярк.цв. и усы                   G:     АВ                                                                            ав

F2 – 2 фенот. гр.                      F1:                                    АаВв

__________________                                                 ярк. окр. и усы

Генотипы Р - ?                        2)      2 скрещивание

Генотипы F1 и F2 - ?             Р:    АаВв             Х         АаВв

                                                   G:  АВ; ав                      АВ; ав    

                                                    F2: 1 ААВВ,  2 АаВв  - ярк. окр. и усы

                                                            1 аавв – блед.цв. и без усов

Ответ:

             генотипы родителей – ААВВ и аавв;

             генотипы потомства в F1 – АаВв;  

             генотипы потомства в F2 - ААВВ,  АаВв, аавв  

 В F1 проявляется закон единообразия гибридов; в F2 – закон сцепленного наследования. Сцепление генов АВ и ав приводит к появлению двух фенотипических групп. Кроссинговер не происходит.

4. У кур аутосомный признак – наличие гребня - доминирует над его отсутствием, а оперенные ноги – над голыми. Скрестили кур с гребнем и оперенными ногами  с петухом с гребнем и голыми ногами. В потомстве оказалось 4 фенотипические группы: с гребнем и оперенными ногами, с гребнем и голыми ногами, без гребня и с оперенными ногами, без гребня и с голыми ногами в соотношении 3:3:1:1. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства. Объясните причины появления 4 фенотипических групп. Какой закон проявляется в данном случае?

Дано:                                                                       Решение:

А – наличие гребня        Р:   с гребнем и оперенн. ногами  Х  с гребнем и гол. ногами

а – отсутствие гребня                         АаВв                                                        Аавв

В – оперен. ноги                   G:     АВ; аВ; Ав; ав                                       Ав; ав

в – голые ноги               F1: ААВв;   АаВв;    ААвв;         Аавв;   АаВв;   ааВв;   Аавв;   аавв

♀ - с греб. и опер. ног.     гр.оп.н.; гр.оп.н.; гр.гол.н.;      гр.г.н.;  гр.оп.н, б/гр. оп.н., гр. г.н.  б/г, г.н

 - с греб. и гол. ног.     Ответ: генотип  Р – АаВв; Аавв    

______________________ F1 – 3 АаВв; ААВв;  – с греб. и опер ног.

Генотипы Р и F1 - ?                      3 Аавв – с гребнем и голыми ногами

                                                          1 ааВв – без гребня с опер. ногами

                                                          1 аавв – без гребня с гол. ногами.

Появление 4 фенотипических групп объясняется тем, что гены не сцеплены, они располагаются в негомологичных хромосомах; проявляется закон независимого наследования признаков.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Решение генетических задач

Разработка уроков на профильном уровне по теме "Решение генетических задач", 10 класс....

Элективный курс "Практикум по решению генетических задач, с использованием ИКТ"

Элективный курс "Практикум по решению генетических задач, с использованием ИКТ" для обучающихся 9 класса. Основная цель: Создание обучающимися проекта "Генетические задачи"....

Элективный курс «Практикум по решению генетических задач с использованием ИКТ»

Практикум по решению генетических задач является элективным курсом к предмету «Общая Биология» и предназначен для учащихся 9 классов, изучающих естественно-научные дисциплины, а также можно и...

Основы наследственности. Решение генетических задач.

Урок путешествие по решению генетических задач.Работа по группам, где учащиеся должны из виртуального путешествия вернуться с полным кариотипом хромосом. У групп будет возможность отыграться в интелле...

Решение генетических задач и анализ составленных родословных

Урок-презентация, в ней приведены примеры родословных известных людей, символика используемая при составлении родословны, тренировочные зачачи для работы на уроке.  Материал больше чем 3 МБ, поэт...

Методическое пособие по биологии "Технология решения генетических задач"

В пособии приведена основная терминология, необходимая для понимания и успешного решения генетических задач, общепринятые условные обозначения, так же приведены примерные алгоритмы решения задач на ра...

Презентация по биологии "Один из методов решения генетических задач"

Презентация по биологии "Один из методов решения генетических задач"      Хочу ознакомить с методикой решения биологических задач по генетике курса 10-го класса на дигибридное скре...