Программа дополнительного образования "Юный краевед"
рабочая программа по биологии

Филатова Ирина Павловна

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №11» Левокумского муниципального района Ставропольского края

 

 

 

 

«Рассмотрено»                                                                    «Утверждаю»

На заседании педагогического совета                            Директор школы

Приказ №1 от 30.08.2019                                                                Приказ №136 ото 30.08.2019

 

 

 

 

 

 

 

 Дополнительная образовательная программа

детского объединения

«Юный краевед»

Срок реализации программы – 1 года

Возраст обучающихся -12-15 лет

 

 

 

 

 

 

 

Автор программы:

педагог дополнительного образования,

Филатова Ирина Павловна,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

село Николо-Александровское

2019-2020 уч.год

 

Пояснительная записка

Дополнительное образование детей – целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных общеразвивающих программ, оказания дополнительных образовательных услуг  и информационно – образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, государства.

Реализация дополнительного образования обучающихся МКОУ  СОШ №11 по общеразвивающим программам осуществляется на основе следующих нормативно-правовых документов:

- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Приказ Министерства образования и науки РВ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726 - р);

- Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06 – 1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;

- Постановление Главного  государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172 – 14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству и содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996 – р;

- Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников, утвержденные приказом Минобрнауки от 28 декабря 2010 г. № 2106;

- Методические рекомендации по разработке и оформлению дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ;

- Устав МКОУ  СОШ №11.

Дополнительное образование в соответствии с частью 1 статьи 75 Федерального закона № 273 – ФЗ направлено на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени.

Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни  в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Программы дополнительного образования составлены с учетом возрастных и индивидуальных способностей детей.

Дополнительное образование позволяет создавать условия для оптимального развития личности и наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей детей и их родителей, что особенно важно, поскольку не все дети обладают способностями к академическому учению.

Дополнительное образование в Учреждении создано в целях реализации процесса становления личности, разностороннего развития личности в разнообразных развивающихся средах.  Дополнительное образование детей является равноправным, взаимодополняющим компонентом базового образования, удовлетворяющим потребности детей в самообразовании.

Образовательная деятельность по дополнительным программам направлена на:

- формирование и развитие творческих способностей обучающихся;

- удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также занятиях физической культурой и спортом;

- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья обучающихся;

- обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического и трудового воспитания обучающихся;

- выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;

- профессиональную ориентацию обучающихся;

- социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе;

- формирование общей культуры обучающихся;

-удовлетворение образовательных потребностей и  интересов обучающихся.

Актуальность программы: программа «Юный краевед» является актуальной т.к. занимается воспитанием юных патриотов своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края.

Цель: изучение природы Ставропольского края и истории своего округа, района, поселка, семьи.

Задачи:

1. Обучающие

  • изучать окружающий мир: природу, историю и культуру своего края;
  • обучать навыкам экологически грамотного и безопасного поведения;
  • знакомить детейс существующими в природе взаимосвязями растений, животных и человека;
  • обучать исследовательской работе по изучению своей семьи, истории поселка, его знаменитых земляков.

 2. Воспитательные

  • воспитывать высокую духовную нравственность: любовь к людям и природе, стремлению к добрым поступкам, чистым мыслям и чувствам;
  • воспитывать у детей ответственное отношение к окружающей среде;
  • воспитывать такие личностные качества как доброта, честность, взаимопомощь.

3. Развивающие

  • развивать потребности общения с природой;
  • развивать эмоционально доброжелательное отношение  к растениям и животным, нравственные и эстетические чувства;
  • развивать умения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса;
  • развивать умения и навыки правильного взаимодействия с природой.

Возраст детей: 12-15 лет

Срок реализации рабочей программы: 1 год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебный- тематический план дополнительной образовательной программы

Наименование образовательных модулей, тем, разделов

Количество занятий

Общее количество часов

Количество часов, минут теория

Количество часов практика

1

Вводное занятие

1

45МИН.

45МИН.

 

2

Что такое краеведение?

1

45МИН.

45МИН.

 

3

Невидимые нити.

2

90 МИН

 

90 МИН

4

Организм и окружающая среда.

2

90 МИН

45МИН

45МИН

5

Мы – жители Земли.

2

90 МИН

45МИН

45МИН

6

Климат Ставропольского края

2

90 МИН

90 МИН

 

7

Что такое экология?

2

90 МИН

90 МИН

 

8

Водоемы  Ставропольского края

2

90 МИН

90 МИН

 

9

Лес и человек.

2

90 МИН

90 МИН

 

10

Охрана природы

2

90 МИН

90 МИН

 

11

Заповедники  Ставропольского края

4

180 МИН

180 МИН

 

12

Редкие и исчезающие виды животных  Ставропольского края

2

90 МИН

90 МИН

 

13

Редкие и исчезающие виды растений  Ставропольского края

2

90 МИН

90 МИН

 

14

Лекарственные растения

2

90 МИН

90 МИН

 

15

Подведение итогов

2

90 МИН

90 МИН

 

16

Вводное занятие.

2

90 МИН

90 МИН

 

17

Ставропольский край

2

90 МИН

90 МИН

 

18

Знакомство с символикой района

2

90 МИН

45МИН

45МИН

19

История Левокумского района

4

180 МИН

180 МИН

 

20

Экскурсия

1

45МИН.

 

45МИН.

21

Климат  Левокумского района

2

90 МИН

90 МИН

 

22

Что такое экология?

2

90 МИН

90 МИН

 

23

Улицы села.

2

90 МИН

 

90 МИН

24

Мое Николо-Александровское

6

270 МИН

 

270 МИН

25

Наши соседи

4

180 МИН

180 МИН

 

26

Топонимика  Левокумского района

6

270 МИН

270 МИН

 

27

Итоговое занятие

2

90 МИН

90 МИН

 

28

Вводное занятие.

1

45МИН.

45МИН.

 

29

Культура и искусство.

2

90 МИН

45МИН

45МИН

30

Традиционный быт.

2

90 МИН

 

90 МИН

31

Итоговое занятие

2

90 МИН

 

90 МИН

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание дополнительной образовательной программы

 

1. Вводное занятие (1ч.)

Теория: Инструктаж по технике безопасности, знакомство с программой кружка.

2. Что такое краеведение? (1ч.)

Теория: Наука о родном крае.

3. Невидимые нити.(2ч.)

Теория: Осознание места человека как части природы.

Практика: Экскурсия.

4. Организм и окружающая среда. (2ч.)

Теория: Положительное и отрицательное влияние окружающей среды на живой организм.

Практика: Презентация «Кто на планете первый?».

5. Мы – жители Земли.(2ч.)

Теория: Влияние человеческой деятельности наокружающую среду. Охрана природы..

Практика: Презентация. Викторина.

6. Климат Ставропольского края(4ч.)

Теория: Климат, в котором мы живем. Растительный и животный мир..

7. Что такое экология? (2ч.)

Теория: Влияние окружающей среды на здоровье человека.

8. Водоемы  Ставропольского края (2ч.)

Теория: Реки и озера.

9. Лес и человек. (2ч.)

Теория: Значение леса в жизни человека..

10. Охрана природы (2ч.)

Теория: Охрана природы.

11. Заповедники  Ставропольского края. (2ч.)

Теория: Заказники Ставропольского края.

12. Редкие и исчезающие виды животных  Ставропольского края. (2ч.)

Теория: Знакомство с Красной книгой  Ставропольского края..

13. Редкие и исчезающие виды растений  Ставропольского края (2ч.)

Теория: Знакомство с Красной книгой  Ставропольского края.

14. Лекарственные растения. (2ч.)

Теория: Знакомство с лекарственными растениями  Ставропольского края.

15. Подведение итогов(2ч.)

Теория: Викторина. Тестирование по пройденному материалу.

16. Вводное занятие. (2ч.)

Теория: Повторный инструктаж по ТБ. Краткая история  Ставропольского края.

17. Ставропольский край(2ч.)

Теория: Физико-географическая характеристика района. Географическое положение.

18. Знакомство с символикой района. (2ч.)

Теория: Знакомство с символикой района.

19. История Левокумского района.(4ч.)

Теория: История образования и переименования района..

20. Экскурсия (1ч.)

Теория: Исторический экскурс в прошлое села  Николо-Александровское . Когда оно было образовано? Рассказ о переселенцах в 30-е годы прошлого столетия..

21. Климат  Левокумского района

Теория:Климат, в котором мы живем. Растительный и животный мир.

22. Что такое экология? (2ч.)

Теория: Влияние окружающей среды на здоровье человека.

23. Улицы села. (2ч.)

Теория: В честь кого названы улицы? Экскурсия по улицам.

Практика:Экскурсия.

24. Мое  Николо-Александровское (6ч.)

Практика: Сбор и подготовка информации на тему: «Мои любимые места».

25. Наши соседи. (4ч.)

Теория: Рассказ о соседних национальных  поселениях.

26. Топонимика  Левокумского района.(6ч.)

Теория: Изучение географических названий района и исследование их происхождения.

Практика: Презентация. Викторина. Презентация.

27. Итоговое занятие(2ч.)

Практика: Обобщающее занятие. Тестирование.

28. Вводное занятие. (1ч.)

Теория: Презентация.

29. Культура и искусство. (4ч.)

Теория: Пребывание писателей, художников, и других деятелей культуры в нашем крае. Памятные места, связанные с ними. Обстоятельства пребывания здесь. Влияние деятелей культуры на общественную и культурную жизнь края..

Практика:Архивные документы, старые фотографии.

30. Итоговое занятие. (2ч.)

Практика: Квест -игра.

 

 

 

 

 

 

 

 

Метод обеспечениядополнительной образовательной программы.

Рабочая программа направлена на формирование у учащихся целостного представления о своём крае, сохранения и развития социально-экономических и культурных достижений и традиций края за счёт становления ключевых компетенций. Это способствует развитию креативных способностей учащихся:

  • становление гражданской позиции по отношению к окружающему миру и общественным явлениям;
  • формирование толерантности и толерантного поведения;
  • укрепление семейных связей: заинтересованность содержанием работы программы не только учащимися, но и родителями; изучение истории края  через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников; изучение жизни в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей; семейные экскурсии;
  • формированию экологической культуры; способность самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;
  • формирование стремления знать как можно больше о родном крае;
  • формирование интереса учащихся к краеведению через тематические акции, конкурсы;
  • ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы;
  • формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни, видению своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.

Количество учебных часов, на которое рассчитана программа: 72

Формы и режим занятий:

  • индивидуальная;
  • парная;
  • групповая;

Занятия в проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа (1 академический час=45 минут).

Формы проведения  промежуточной и  итоговой аттестации:

  • наблюдение;
  • викторины;
  • задание.

 

Ожидаемые результаты

В результате реализации программы учащийся должен знать:

  • правила ТБ в кружке;
  • название страны, региона, где живет учащийся, родного села;
  • традиции своей семьи;
  • традиции народов Ставропольского края;
  • правила экологически грамотного и безопасного поведения в природе;
  • условия жизни животных в естественных условиях, животных, вошедших в Красную книгу Ставропольского края;
  • окружающий растительный мир, роль растений в жизни людей, знать растения, занесенные в красную книгу Ставропольского края;
  • существующие в природе взаимосвязи растений, животных и человека;
  • технологию изготовления поделок из природного материала.

 

  • уметь:
  • видеть и понимать красоту живой природы;
  • вести простейшие наблюдения в природе;
  • воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса;
  • проводить самостоятельно наблюдения в природе;
  • распознавать в окружающем мире растения и животных, которые изучали;
  • сравнивать природные объекты и находить в них существенные отличительные признаки;
  • самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной тематике и излагать их в виде сообщений или рассказа;
  • составлять небольшие рассказы о своей Родине ее культуре, истории и великих людях, о достопримечательностях малой Родины.

 

По результатам обучения у учащегося будут сформированы:

предметные результаты:

  • осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
  • обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
  • овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);
  • использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
  • расширение кругозора и культурного опыта учащегося, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
    • метапредметные результаты:
  • умение осуществлять учебно-исследовательскую работу;
  • понимание информации, представленной в виде текста, рисунков, схем;
  • осуществление контроля и внесение необходимых дополнений, исправлений в свою работу, если она расходится с образцом;
  • в сотрудничестве с педагогом определение последовательности изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа»;
  • умение сравнивать предметы и объекты, группировать и классифицировать их на основе существенных признаков, по заданным критериям
    • личностные результаты:
  • формирование основ российской гражданской идентичности, воспитание чувства гордости за  достижения своих односельчан;
  • воспитание уважительного отношения к своему селу, его истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
  • понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
  • формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.

 

Результаты образовательного процесса

Формы контроля

Предметные

Текущий – регулярно, промежуточный – в декабре, итоговый – в мае

Метапредметные

Индивидуальный, групповой, фронтальный

контроль (устный опрос, наблюдение, и т.д.).

Личностные

Индивидуальный контроль (наблюдение, беседа)

 

Конкурсы и мероприятия различного уровня,  в которых планируется участие:мероприятия учреждения: День открытых дверей, исследовательские, районные конкурсы.

(Календарно – тематическое планирование на 2019-2020  учебный год (Приложение№1))

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы для составления дополнительной образовательной программы

  • 1. Федеральный закон от 24.11.96 г. № 1332-ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ»?.
  • 2. Романов А.А., Саакянц Р.Г. География туризма: Учебное пособие.- 2-е издание -М.: Советский спорт, 2004.-464 с.
  • 3. География туризма: учебник/ кол. авторов; под ред. А.Ю. Александровой.- 2-е изд., испр. и доп. -М.: КНОРУС, 2009.- 592 с.
  • 4. География российского внутреннего туризма: учебное пособие/ А.Б. Косолапов.- 2-е изд., стер. -М.: КНОРУС. 2009.-272 с.
  • 5. Курортное дело: учебное пособие/ А.М. Ветитнев, Л.Б. Журавлева.- 2-е изд., стер. -М.: КНОРУС, 2007.-528 с.
  • 6. Колотова. Рекреационное ресурсоведение: Учебное пособие - М.:РМАТ, 2007.
  • 7. Филиппова И.Г., Погодина В.Л., Лукьянов Е.А., География туризма: Учебник - М.: Бизнес-Пресса, 2007.
  • 8. Шейко Н.И., Маньшина Н.В. Кавказские минеральные воды: Учебное пособие -М.: Вече, 2006.
  • 9. Самойленко А.А., География туризма, учебник - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.
  • 10. Строгов М., Броше П.-К., Озиас Д., Ставропольский край-Путеводитель, - М.: Авангард, 2005.
  • 11. Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма: Учеб.пособие. - Мн.: БГЭУ, 2004. - 644 с.
  • 12. Ю.Г. Волков, Регионоведение: Учебное пособие. .2-е изд., испр. доп., -Ростов-на-Дону : Феникс, 2004. - 448 с.
  • 13. Третьякова Т.Н., Основы курортного дела: Учебное пособие., -М.:ACADEMIA, 2008.
  • 14.https://stavropolye.tv/school

 

 

 

Приложение №1

Календарно – тематическое планирование на 2019-2020  учебный год

наименование объединения «Юный краевед»,  руководитель Филатова И.П.

№ п/п

Тема занятия

Содержание занятия

Учебно-методическое

обеспечение

Количество часов

Дата проведения занятия по плану

Фактическая дата проведения занятия

всего

теория

практика

1

Вводное занятие

Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с программой кружка.

Программа кружка «Юный краевед». Инструкции по ТБ.

1

1

 

 

 

2

Что такое краеведение?

Краеведение – наука о родном крае. Что изучает краеведение. Источники изучения родного края

 

1

1

 

 

 

3

4

Невидимые нити.

Осознание места человека как части природы

Экскурсия.

2

 

2

 

 

5

6

Организм и окружающая среда.

.Положительное и отрицательное влияние окружающей среды на живой организм.

Презентация «Кто на планете первый?».

2

1

1

 

 

7

8

Мы – жители Земли.

 Влияние человеческой деятельности наокружающую среду. Охрана природы.

Презентация. Викторина.

2

1

1

 

 

9

10

Климат Ставропольского края

Климат, в котором мы живем. Растительный и животный мир.

Энциклопедии, презентация

2

2

 

 

 

11

12

Что такое экология?

Влияние окружающей среды на здоровье человека.

Энциклопедии, презентация, видеофильм

2

2

 

 

 

13

14

Водоемы  Ставропольского края

Реки и озера

Энциклопедии, презентация, видеофильм

2

2

 

 

 

15

16

Лес и человек.

Значение леса в жизни человека.

Презентация, иллюстрации.

2

2

 

 

 

17

18

Охрана природы

Охрана природы

Видеофильм.

2

2

 

 

 

19

20

Заповедники  Ставропольского края

заказник "Русский лес"

заказник "Малый Ессентучок" 

Энциклопедии, презентация, видеофильм

2

2

 

 

 

21

22

Заповедники  Ставропольского края

заказник "Иргаклинский"

Энциклопедии, презентация, видеофильм

2

2

 

 

 

23

24

Редкие и исчезающие виды животных  Ставропольского края

Знакомство с Красной книгой  Ставропольского края

Красная книга Презентация, иллюстрации

2

2

 

 

 

25

26

Редкие и исчезающие виды растений  Ставропольского края

Знакомство с Красной книгой  Ставропольского края

Красная книга Презентация, иллюстрации

2

2

 

 

 

27

28

Лекарственные растения

Знакомство с лекарственными растениями  Ставропольского края

Просмотр видеофильма

2

2

 

 

 

29

30

Подведение итогов

Викторина. Тестирование по пройденному материалу

Викторина. Контрольные тесты

2

2

 

 

 

31

32

Вводное занятие.

Повторный инструктаж по ТБ. Краткая история  Ставропольского края

Энциклопедии. Иллюстрации.

2

2

 

 

 

33

34

 

Ставропольский край

Физико-географическая характеристика района. Географическое положение.

Энциклопедии. Иллюстрации. Презентация

2

2

 

 

 

35

36

 

Знакомство с символикой района

Знакомство с символикой района

Энциклопедии. Иллюстрации. Презентация

2

1

1

 

 

37

38

 

История Левокумского района

История образования и переименования района.

Энциклопедии. Иллюстрации. Презентация

2

2

 

 

 

39

40

 

История  Левокумского района

Важнейшие исторические события и даты в развитии села Николо-Александровское

Энциклопедии. Иллюстрации. Презентация

2

2

 

 

 

41

 

Экскурсия

Исторический экскурс в прошлое села  Николо-Александровское. Когда оно было образовано? Рассказ о переселенцах в 30-е годы прошлого столетия.

Фотографии. Презентация.

1

 

1

 

 

42

43

Климат  Левокумского района

Климат, в котором мы живем. Растительный и животный мир.

Энциклопедии, презентация, видеофильм

2

2

 

 

 

44

44

Что такое экология?

Влияние окружающей среды на здоровье человека.

Энциклопедии, презентация, видеофильм

2

2

 

 

 

45

46

 

Улицы села.

В честь кого названы улицы? Экскурсия по улицам.

Экскурсия.

2

 

2

 

 

47

48

 

Мое Николо-Александровское

Сбор и подготовка информации на тему: «Мои любимые места».

Фотографии и сочинения.

2

 

2

 

 

49

50

 

Мое Николо-Александровское

Сбор и подготовка информации на тему: «Мои любимые места».

Фотографии и сочинения.

2

 

2

 

 

51

52

 

Мое Николо-Александровское

Сбор и подготовка информации на тему: «Мои любимые места».

Фотографии и сочинения.

2

 

2

 

 

53

54

 

Наши соседи

Рассказ о соседних национальных  поселениях.

Презентация

2

2

 

 

 

55

56

 

Наши соседи

Рассказ о соседних национальных  поселениях.

Презентация

2

2

 

 

 

57

58

 

Топонимика  Левокумского района

Изучение географических названий района и исследование их происхождения.

Справочная литература. Презентация

2

2

 

 

 

59

60

 

Топонимика  Левокумского района

Изучение географических названий района и исследование их происхождения.

Справочная литература. Презентация

2

 

2

 

 

61

62

 

Топонимика  Левокумского района

Изучение географических названий района и исследование их происхождения.

Справочная литература. Презентация

2

 

2

 

 

63

64

Итоговое занятие

Обобщающее занятие. Тестирование

 

2

 

2

 

 

65

 

Вводное занятие.

Введение.

Презентация.

1

1

 

 

 

66

67

 

Культура и искусство.

Писатели и поэты

Художественная литература.

2

1

1

 

 

68

69

 

Культура и искусство.

Пребывание писателей, художников, и других деятелей культуры в нашем крае. Памятные места, связанные с ними. Обстоятельства пребывания здесь. Влияние деятелей культуры на общественную и культурную жизнь края.

Архивные документы, старые фотографии.

2

2

 

 

 

70

71

Традиционный быт.

Посещение национальных музеев.

Экскурсия

2

 

2

 

 

72

Итоговое занятие

Обобщающее занятие

Квест -игра

2

 

2

 

 

Итого за год

72

 

 

 

 

          

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunyy_kraeeved_stavropolskogo_kraya_2.docx61.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №11» Левокумского муниципального района Ставропольского края

«Рассмотрено»                                                                                 «Утверждаю»

На заседании педагогического совета                                           Директор школы

Приказ №1 от 30.08.2019                                                                Приказ №136 ото 30.08.2019

 

 Дополнительная образовательная программа

детского объединения

«Юный краевед»

Срок реализации программы – 1 года

Возраст обучающихся -12-15 лет

           

                  Автор программы:

педагог дополнительного образования,

     Филатова Ирина Павловна,

 

село Николо-Александровское

2019-2020 уч.год

Пояснительная записка

Дополнительное образование детей – целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных общеразвивающих программ, оказания дополнительных образовательных услуг  и информационно – образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, государства.

Реализация дополнительного образования обучающихся МКОУ  СОШ №11 по общеразвивающим программам осуществляется на основе следующих нормативно-правовых документов:

- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Приказ Министерства образования и науки РВ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726 - р);

- Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06 – 1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;

- Постановление Главного  государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172 – 14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству и содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996 – р;

- Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников, утвержденные приказом Минобрнауки от 28 декабря 2010 г. № 2106;

- Методические рекомендации по разработке и оформлению дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ;

- Устав МКОУ  СОШ №11.

Дополнительное образование в соответствии с частью 1 статьи 75 Федерального закона № 273 – ФЗ направлено на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени.

Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни  в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Программы дополнительного образования составлены с учетом возрастных и индивидуальных способностей детей.

Дополнительное образование позволяет создавать условия для оптимального развития личности и наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей детей и их родителей, что особенно важно, поскольку не все дети обладают способностями к академическому учению.

Дополнительное образование в Учреждении создано в целях реализации процесса становления личности, разностороннего развития личности в разнообразных развивающихся средах.  Дополнительное образование детей является равноправным, взаимодополняющим компонентом базового образования, удовлетворяющим потребности детей в самообразовании.

Образовательная деятельность по дополнительным программам направлена на:

- формирование и развитие творческих способностей обучающихся;

- удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также занятиях физической культурой и спортом;

- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья обучающихся;

- обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического и трудового воспитания обучающихся;

- выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;

- профессиональную ориентацию обучающихся;

- социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе;

- формирование общей культуры обучающихся;

-удовлетворение образовательных потребностей и  интересов обучающихся.

Актуальность программы: программа «Юный краевед» является актуальной т.к. занимается воспитанием юных патриотов своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края.

Цель: изучение природы Ставропольского края и истории своего округа, района, поселка, семьи.

Задачи:

1. Обучающие

  • изучать окружающий мир: природу, историю и культуру своего края;
  • обучать навыкам экологически грамотного и безопасного поведения;
  • знакомить детей с существующими в природе взаимосвязями растений, животных и человека;
  • обучать исследовательской работе по изучению своей семьи, истории поселка, его знаменитых земляков.

 2. Воспитательные

  • воспитывать высокую духовную нравственность: любовь к людям и природе, стремлению к добрым поступкам, чистым мыслям и чувствам;
  • воспитывать у детей ответственное отношение к окружающей среде;
  • воспитывать такие личностные качества как доброта, честность, взаимопомощь.

3. Развивающие

  • развивать потребности общения с природой;
  • развивать эмоционально доброжелательное отношение  к растениям и животным, нравственные и эстетические чувства;
  • развивать умения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса;
  • развивать умения и навыки правильного взаимодействия с природой.

Возраст детей: 12-15 лет

Срок реализации рабочей программы: 1 год

Учебный- тематический план дополнительной образовательной программы

Наименование образовательных модулей, тем, разделов

Количество занятий

Общее количество часов

Количество часов, минут теория

Количество часов практика

1

Вводное занятие

1

45МИН.

45МИН.

2

Что такое краеведение?

1

45МИН.

45МИН.

3

Невидимые нити.

2

90 МИН

90 МИН

4

Организм и окружающая среда.

2

90 МИН

45МИН

45МИН

5

Мы – жители Земли.

2

90 МИН

45МИН

45МИН

6

Климат Ставропольского края

2

90 МИН

90 МИН

7

Что такое экология?

2

90 МИН

90 МИН

8

Водоемы  Ставропольского края

2

90 МИН

90 МИН

9

Лес и человек.

2

90 МИН

90 МИН

10

Охрана природы

2

90 МИН

90 МИН

11

Заповедники  Ставропольского края

4

180 МИН

180 МИН

12

Редкие и исчезающие виды животных  Ставропольского края

2

90 МИН

90 МИН

13

Редкие и исчезающие виды растений  Ставропольского края

2

90 МИН

90 МИН

14

Лекарственные растения

2

90 МИН

90 МИН

15

Подведение итогов

2

90 МИН

90 МИН

16

Вводное занятие.

2

90 МИН

90 МИН

17

Ставропольский край

2

90 МИН

90 МИН

18

Знакомство с символикой района

2

90 МИН

45МИН

45МИН

19

История Левокумского района

4

180 МИН

180 МИН

20

Экскурсия

1

45МИН.

45МИН.

21

Климат  Левокумского района

2

90 МИН

90 МИН

22

Что такое экология?

2

90 МИН

90 МИН

23

Улицы села.

2

90 МИН

90 МИН

24

Мое  Николо-Александровское

6

270 МИН

270 МИН

25

Наши соседи

4

180 МИН

180 МИН

26

Топонимика  Левокумского района

6

270 МИН

270 МИН

27

Итоговое занятие

2

90 МИН

90 МИН

28

Вводное занятие.

1

45МИН.

45МИН.

29

Культура и искусство.

2

90 МИН

45МИН

45МИН

30

Традиционный быт.

2

90 МИН

90 МИН

31

Итоговое занятие

2

90 МИН

90 МИН

Содержание дополнительной образовательной программы

1. Вводное занятие (1ч.)

Теория: Инструктаж по технике безопасности, знакомство с программой кружка.

2. Что такое краеведение? (1ч.)

Теория: Наука о родном крае.

3. Невидимые нити. (2ч.)

Теория: Осознание места человека как части природы.

Практика: Экскурсия.

4. Организм и окружающая среда. (2ч.)

Теория: Положительное и отрицательное влияние окружающей среды на живой организм.

Практика: Презентация «Кто на планете первый?».

5. Мы – жители Земли. (2ч.)

Теория: Влияние человеческой деятельности на окружающую среду. Охрана природы..

Практика: Презентация. Викторина.

6. Климат Ставропольского края (4ч.)

Теория: Климат, в котором мы живем. Растительный и животный мир..

7. Что такое экология? (2ч.)

Теория: Влияние окружающей среды на здоровье человека.

8. Водоемы  Ставропольского края (2ч.)

Теория: Реки и озера.

9. Лес и человек. (2ч.)

Теория: Значение леса в жизни человека..

10. Охрана природы (2ч.)

Теория: Охрана природы.

11. Заповедники  Ставропольского края. (2ч.)

Теория: Заказники Ставропольского края.

12. Редкие и исчезающие виды животных  Ставропольского края. (2ч.)

Теория: Знакомство с Красной книгой  Ставропольского края..

13. Редкие и исчезающие виды растений  Ставропольского края (2ч.)

Теория: Знакомство с Красной книгой  Ставропольского края.

14. Лекарственные растения. (2ч.)

Теория: Знакомство с лекарственными растениями  Ставропольского края.

15. Подведение итогов (2ч.)

Теория: Викторина. Тестирование по пройденному материалу.

16. Вводное занятие. (2ч.)

Теория: Повторный инструктаж по ТБ. Краткая история  Ставропольского края.

17. Ставропольский край (2ч.)

Теория: Физико-географическая характеристика района. Географическое положение.

18. Знакомство с символикой района. (2ч.)

Теория: Знакомство с символикой района.

19. История Левокумского района. (4ч.)

Теория: История образования и переименования района..

20. Экскурсия (1ч.)

Теория: Исторический экскурс в прошлое села  Николо-Александровское . Когда оно было образовано? Рассказ о переселенцах в 30-е годы прошлого столетия..

21. Климат  Левокумского района

Теория: Климат, в котором мы живем. Растительный и животный мир.

22. Что такое экология?  (2ч.)

Теория: Влияние окружающей среды на здоровье человека.

23. Улицы села. (2ч.)

Теория: В честь кого названы улицы? Экскурсия по улицам.

Практика: Экскурсия.

24. Мое  Николо-Александровское (6ч.)

Практика: Сбор и подготовка информации на тему: «Мои любимые места».

25. Наши соседи. (4ч.)

Теория: Рассказ о соседних национальных  поселениях.

26. Топонимика  Левокумского района. (6ч.)

Теория: Изучение географических названий района и исследование их происхождения.

Практика: Презентация. Викторина. Презентация.

27. Итоговое занятие (2ч.)

Практика: Обобщающее занятие. Тестирование.

28. Вводное занятие. (1ч.)

Теория: Презентация.

29Культура и искусство. (4ч.)

Теория: Пребывание писателей, художников, и других деятелей культуры в нашем крае. Памятные места, связанные с ними. Обстоятельства пребывания здесь. Влияние деятелей культуры на общественную и культурную жизнь края..

Практика: Архивные документы, старые фотографии.

30. Итоговое занятие. (2ч.)

Практика: Квест -игра.

Метод обеспечения дополнительной образовательной программы.

Рабочая программа направлена на формирование у учащихся целостного представления о своём крае, сохранения и развития социально-экономических и культурных достижений и традиций края за счёт становления ключевых компетенций. Это способствует развитию креативных способностей учащихся:

  • становление гражданской позиции по отношению к окружающему миру и общественным явлениям;
  • формирование толерантности и толерантного поведения;
  • укрепление семейных связей: заинтересованность содержанием работы программы не только учащимися, но и родителями; изучение истории края  через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников; изучение жизни в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей; семейные экскурсии;
  • формированию экологической культуры; способность самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;
  • формирование стремления знать как можно больше о родном крае;
  • формирование интереса учащихся к краеведению через тематические акции, конкурсы;
  • ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы;
  • формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни, видению своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.

Количество учебных часов, на которое рассчитана программа: 72

Формы и режим занятий:

  • индивидуальная;
  • парная;
  • групповая;

Занятия в проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа (1 академический час=45 минут).

Формы проведения  промежуточной и  итоговой аттестации:

  • наблюдение;
  • викторины;
  • задание.

Ожидаемые результаты

В результате реализации программы учащийся должен знать:

  • правила ТБ в кружке;
  • название страны, региона, где живет учащийся, родного села;
  • традиции своей семьи;
  • традиции народов Ставропольского края;
  • правила экологически грамотного и безопасного поведения в природе;
  • условия жизни животных в естественных условиях, животных, вошедших в Красную книгу Ставропольского края;
  • окружающий растительный мир, роль растений в жизни людей, знать растения, занесенные в красную книгу Ставропольского края;
  • существующие в природе взаимосвязи растений, животных и человека;
  • технологию изготовления поделок из природного материала.

  • уметь:
  • видеть и понимать красоту живой природы;
  • вести простейшие наблюдения в природе;
  • воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса;
  • проводить самостоятельно наблюдения в природе;
  • распознавать в окружающем мире растения и животных, которые изучали;
  • сравнивать природные объекты и находить в них существенные отличительные признаки;
  • самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной тематике и излагать их в виде сообщений или рассказа;
  • составлять небольшие рассказы о своей Родине ее культуре, истории и великих людях, о достопримечательностях малой Родины.

По результатам обучения у учащегося будут сформированы:

предметные результаты:

  • осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
  • обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
  • овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);
  • использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
  • расширение кругозора и культурного опыта учащегося, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
  • метапредметные результаты:
  • умение осуществлять учебно-исследовательскую работу;
  • понимание информации, представленной в виде текста, рисунков, схем;
  • осуществление контроля и внесение необходимых дополнений, исправлений в свою работу, если она расходится с образцом;
  • в сотрудничестве с педагогом определение последовательности изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа»;
  • умение сравнивать предметы и объекты, группировать и классифицировать их на основе существенных признаков, по заданным критериям
  • личностные результаты:
  • формирование основ российской гражданской идентичности, воспитание чувства гордости за  достижения своих односельчан;
  • воспитание уважительного отношения к своему селу, его истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
  • понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
  • формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.

Результаты образовательного процесса

Формы контроля

Предметные

Текущий – регулярно, промежуточный – в декабре, итоговый – в мае

Метапредметные

Индивидуальный, групповой, фронтальный

контроль (устный опрос, наблюдение, и т.д.).

Личностные

Индивидуальный контроль (наблюдение, беседа)

Конкурсы и мероприятия различного уровня,  в которых планируется участие: мероприятия учреждения: День открытых дверей, исследовательские, районные конкурсы.

(Календарно – тематическое планирование на 2019-2020  учебный год (Приложение№1))

Список литературы для составления дополнительной образовательной программы

  • 1. Федеральный закон от 24.11.96 г. № 1332-ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ»?.
  • 2. Романов А.А., Саакянц Р.Г. География туризма: Учебное пособие.- 2-е издание -М.: Советский спорт, 2004.-464 с.
  • 3. География туризма: учебник/ кол. авторов; под ред. А.Ю. Александровой.- 2-е изд., испр. и доп. -М.: КНОРУС, 2009.- 592 с.
  • 4. География российского внутреннего туризма: учебное пособие/ А.Б. Косолапов.- 2-е изд., стер. -М.: КНОРУС. 2009.-272 с.
  • 5. Курортное дело: учебное пособие/ А.М. Ветитнев, Л.Б. Журавлева.- 2-е изд., стер. -М.: КНОРУС, 2007.-528 с.
  • 6. Колотова. Рекреационное ресурсоведение: Учебное пособие - М.:РМАТ, 2007.
  • 7. Филиппова И.Г., Погодина В.Л., Лукьянов Е.А., География туризма: Учебник - М.: Бизнес-Пресса, 2007.
  • 8. Шейко Н.И., Маньшина Н.В. Кавказские минеральные воды: Учебное пособие -М.: Вече, 2006.
  • 9. Самойленко А.А., География туризма, учебник - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.
  • 10. Строгов М., Броше П.-К., Озиас Д., Ставропольский край-Путеводитель, - М.: Авангард, 2005.
  • 11. Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма: Учеб. пособие. - Мн.: БГЭУ, 2004. - 644 с.
  • 12. Ю.Г. Волков, Регионоведение: Учебное пособие. .2-е изд., испр. доп., -Ростов-на-Дону : Феникс, 2004. - 448 с.
  • 13. Третьякова Т.Н., Основы курортного дела: Учебное пособие., -М.:ACADEMIA, 2008.
  • 14. https://stavropolye.tv/school

 

Приложение №1

Календарно – тематическое планирование на 2019-2020  учебный год

наименование объединения «Юный краевед»,  руководитель Филатова И.П.

№ п/п

Тема занятия

Содержание занятия

Учебно-методическое

обеспечение

Количество часов

Дата проведения занятия по плану

Фактическая дата проведения занятия

всего

теория

практика

1

Вводное занятие

Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с программой кружка.

Программа кружка «Юный краевед». Инструкции по ТБ.

1

1

2

Что такое краеведение?

Краеведение – наука о родном крае. Что изучает краеведение. Источники изучения родного края

1

1

3

4

Невидимые нити.

Осознание места человека как части природы

Экскурсия.

2

2

5

6

Организм и окружающая среда.

.Положительное и отрицательное влияние окружающей среды на живой организм.

Презентация «Кто на планете первый?».

2

1

1

7

8

Мы – жители Земли.

 Влияние человеческой деятельности наокружающую среду. Охрана природы.

Презентация. Викторина.

2

1

1

9

10

Климат Ставропольского края

Климат, в котором мы живем. Растительный и животный мир.

Энциклопедии, презентация

2

2

11

12

Что такое экология?

Влияние окружающей среды на здоровье человека.

Энциклопедии, презентация, видеофильм

2

2

13

14

Водоемы  Ставропольского края

Реки и озера

Энциклопедии, презентация, видеофильм

2

2

15

16

Лес и человек.

Значение леса в жизни человека.

Презентация, иллюстрации.

2

2

17

18

Охрана природы

Охрана природы

Видеофильм.

2

2

19

20

Заповедники  Ставропольского края

заказник "Русский лес"

заказник "Малый Ессентучок" 

Энциклопедии, презентация, видеофильм

2

2

21

22

Заповедники  Ставропольского края

заказник "Иргаклинский"

Энциклопедии, презентация, видеофильм

2

2

23

24

Редкие и исчезающие виды животных  Ставропольского края

Знакомство с Красной книгой  Ставропольского края

Красная книга Презентация, иллюстрации

2

2

25

26

Редкие и исчезающие виды растений  Ставропольского края

Знакомство с Красной книгой  Ставропольского края

Красная книга Презентация, иллюстрации

2

2

27

28

Лекарственные растения

Знакомство с лекарственными растениями  Ставропольского края

Просмотр видеофильма

2

2

29

30

Подведение итогов

Викторина. Тестирование по пройденному материалу

Викторина. Контрольные тесты

2

2

31

32

Вводное занятие.

Повторный инструктаж по ТБ. Краткая история  Ставропольского края

Энциклопедии. Иллюстрации.

2

2

33

34

Ставропольский край

Физико-географическая характеристика района. Географическое положение.

Энциклопедии. Иллюстрации. Презентация

2

2

35

36

Знакомство с символикой района

Знакомство с символикой района

Энциклопедии. Иллюстрации. Презентация

2

1

1

37

38

История Левокумского района

История образования и переименования района.

Энциклопедии. Иллюстрации. Презентация

2

2

39

40

История  Левокумского района

Важнейшие исторические события и даты в развитии села Николо-Александровское

Энциклопедии. Иллюстрации. Презентация

2

2

41

Экскурсия

Исторический экскурс в прошлое села  Николо-Александровское . Когда оно было образовано? Рассказ о переселенцах в 30-е годы прошлого столетия.

Фотографии. Презентация.

1

1

42

43

Климат  Левокумского района

Климат, в котором мы живем. Растительный и животный мир .

Энциклопедии, презентация, видеофильм

2

2

44

44

Что такое экология?

Влияние окружающей среды на здоровье человека.

Энциклопедии, презентация, видеофильм

2

2

45

46

Улицы села.

В честь кого названы улицы? Экскурсия по улицам.

Экскурсия.

2

2

47

48

Мое  Николо-Александровское

Сбор и подготовка информации на тему: «Мои любимые места».

Фотографии и сочинения.

2

2

49

50

Мое  Николо-Александровское

Сбор и подготовка информации на тему: «Мои любимые места».

Фотографии и сочинения.

2

2

51

52

Мое  Николо-Александровское

Сбор и подготовка информации на тему: «Мои любимые места».

Фотографии и сочинения.

2

2

53

54

Наши соседи

Рассказ о соседних национальных  поселениях.

Презентация

2

2

55

56

Наши соседи

Рассказ о соседних национальных  поселениях.

Презентация

2

2

57

58

Топонимика  Левокумского района

Изучение географических названий района и исследование их происхождения.

Справочная литература. Презентация

2

2

59

60

Топонимика  Левокумского района

Изучение географических названий района и исследование их происхождения.

Справочная литература. Презентация

2

2

61

62

Топонимика  Левокумского района

Изучение географических названий района и исследование их происхождения.

Справочная литература. Презентация

2

2

63

64

Итоговое занятие

Обобщающее занятие. Тестирование

2

2

65

Вводное занятие.

Введение.

Презентация.

1

1

66

67

Культура и искусство.

Писатели и поэты

Художественная литература.

2

1

1

68

69

Культура и искусство.

Пребывание писателей, художников, и других деятелей культуры в нашем крае. Памятные места, связанные с ними. Обстоятельства пребывания здесь. Влияние деятелей культуры на общественную и культурную жизнь края.

Архивные документы, старые фотографии.

2

2

70

71

Традиционный быт.

Посещение национальных музеев.

Экскурсия

2

2

72

Итоговое занятие

Обобщающее занятие

Квест -игра

2

2

Итого за год

72


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа Дополнительного образования детей Кружок Эколого – краеведческого направления «Юный краевед»

Данная программа расчитана для организации внеурочной работы эколого-краеведческого направления с учащимися 6-8 классов...

Образовательная программа дополнительного образования детей "Школа юного туриста и эколога-краеведа."

Полевой учебный практикум для детей 12-14 лет. Содержание образовательной программы соответствовует: уровню основного общего образования,  туристической, краеведческой, экологической направленно...

Программа дополнительного образования эколого-краеведческого направления "Юный краевед"

Адаптированная программа данного курса подготовлена с учетом познавательной деятельности учащихся среднего звена школы для учащихся 6-8 классов. Учебно – воспитательный процесс требует от учащего в ос...

Программа дополнительного образования "Юный краевед" (Экологическое направление)

Данная программа имеет экологическую направленность. В современную эпоху необычайную  важность приобрели вопросы взаимодействия природы и человека....

Программа дополнительного образования "Юный краевед"

Реализация данной программы ориентирует учителя на организацию личностного познания родного края от непосредственного восприятия, ощущения к осмыслению. Ученики не только самостоятельно изучают особен...

Рабочая программа дополнительного образования "Турист - краевед"

Актуальность данной программы заключается в том, что туризм обладает огромным воспитательным потенциалом, способствует воспитанию патриота, определению социально-значимых нравственных ориентиров, сохр...