Программа дополнительного образования "Юный краевед"
рабочая программа (5, 6 класс)

Коробова Анастасия Алексеевна

Реализация данной программы ориентирует учителя на организацию личностного познания родного края от непосредственного восприятия, ощущения к осмыслению. Ученики не только самостоятельно изучают особенности географии своей местности с помощью специально организованных наблюдений, зарисовок, сравнений, проведения практических работ, высказывания собственных гипотез, но и как бы проживают явления природы и культуры, пропуская их через собственное творчество.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_dopolnitelnogo_obrazovaniya_yunyy_kraeved.doc156.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 8

с углубленным  изучением  отдельных  предметов»

(МАОУ «Средняя школа № 8»)

Рассмотрено на

МС МАОУ «Средняя школа № 8»

«____»_______20__г.

Протокол №1

 от «__» _______ ___

Согласовано

зам. директора по УВР

__________________

М.В. Филатова

                             «____»____________

 

Утверждаю

          Директор МАОУ «Средняя школа №8»

                                                                          _________________

Е.В. Александрова

«____»___________

Программа

дополнительного образования

 «Юный краевед»

Возраст участников: 10-11 лет

Срок реализации программы: 1 год

                                                                                                                       

                                                                                 Составитель:

учитель географии

Коробова А.А.

г.  Когалым

 2020г.

Рабочая программа кружка "Юный краевед"

Пояснительная записка

По программе на изучение курса (первый год обучения) выделено 140 часов.

Курс “Краеведение” расчитан на учащихся 6 класса (4 часа в неделю).

Необходимость развития интересов у учащихся в области краеведения связана с социальным заказом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его лучших людях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, уважении к традициям своего народа, патриотизма.

Местный край изучается на уроках разных учебных дисциплин, но самое широкое использование краеведческого материала возможно в преподавании географии и истории.

Реализация данной программы ориентирует учителя на организацию личностного познания родного края от непосредственного восприятия, ощущения к осмыслению. Ученики не только самостоятельно изучают особенности географии своей местности с помощью специально организованных наблюдений, зарисовок, сравнений, проведения практических работ, высказывания собственных гипотез, но и как бы проживают явления природы и культуры, пропуская их через собственное творчество.

При отборе содержания основное внимание было уделено следующим принципам:

  • Проблемности
  • Краеведческий принцип  
  • Деятельностный принцип

Формы обучения: школьная лекции, уроки – практикумы, экскурсии, групповая работа.

Основные цели курса

  • Сформировать активную жизненную позицию любви к своему округу, городу.
  • Формирование знаний учащихся о православных святынях своего города, района, округа.

Задачи курса

  1. Расширить и углубить знания учащихся при изучении своего города, округа.
  2. Показать роль г. Когалыма  в экономике Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
  3. Формирование основ географического мышления.
  4. Сформировать знания учащихся о особенностях природы своего города, района и необходимости ее охраны.
  5. Сформировать знания учащихся о православных святынях своего города, района, округа.

В результате изучения курса учащиеся должны знать:

  • особенности природы своего края края;
  • этапы развития города Когалыма;
  • крупнейшие предприятия города Когалыма и их специализацию.
  • православные святыни своего города, района, округа.

Объяснять:

  • взаимосвязь между компонентами природных комплексов своего края;
  • роль географических знаний в решении проблем города, экологические проблемы;
  • особенности топонимики своего города, района, округа.

Краеведческий подход к изучению материала:

  • непосредственное ознакомление учащихся с местными особенностями природы;
  • изучение топонимики, геральдики города, района, отдельных территорий округа;
  • использование собранных материалов на занятиях при изучении курса “География ХМАО”.

Учебно-тематический план

Тема

Количество часов

Теория

Практика

Экскурсия

1.

Введение. Цели и задачи курса “Краеведение”

2

 

 

2.

Географическое положение города Когалыма , координаты.

4

6

 

3

Рельефа и полезных ископаемых своего края.

4

6

 

4

Природные условия своего края (климат, внутренние воды, почвы).

6

6

4

5

Растительный и животный мир, его охрана.

4

 

4

6

История основания города.

4

 

4

7

Основные вехи его развития.

4

 

4

8

Роль города Когалыма в экономике округа и страны.

4

6

 

9

Общий обзор предприятий города.

4

6

4

10

Изучение топонимики, геральдики города, района.

6

6

 

11

Православные святыни своего города, района, округа.

4

6

4

12

Обобщение: подведение итогов, викторина

4

6

 

 

Итого

50

48

36

Резерв времени 6 часа.


Содержание программы

1. Введение (2 часа)

Цели и задачи курса «Юный краевед»: знакомство с общей структурой курса, его содержанием, формами и видами работ. Обсуждение тем коллективных и самостоятельных работ, форм предоставления материалов и критерии их оценивания. Обзор литературы.

2. Географическое положение города Когалыма, координаты (10 часов)

Географическое положение города Когалыма, его географические координаты.

Практическая работа: изучение особенностей географического положения города Когалыма, округа и его влияние на природу, и хозяйственную деятельность населения.

3. Рельефа и полезных ископаемых своего края (10 часов)

Рельеф и полезные ископаемы Когалыма, округа.

Практическая работа: изучение по картам особенностей рельефа своей местности и его влияние на природу, и хозяйственную деятельность населения.

Работа с образцами горных пород своей местности.

4. Природные условия своего края: климат, внутренние воды, почвы (16 часов)

Изучение климата, внутренних вод, почв своего края. Влияние на природу, и хозяйственную деятельность населения. Особенности формирования.

Практическая работа: наблюдение элементов погоды (температура, влажность, атмосферное давление, высота Солнца над горизонтом, облачность, направление и сила ветра, осадки, природные явления). Ведение календаря погоды, фенологического календаря.

Экскурсия: на метеостанцию города Когалыма. Знакомство с методами наблюдения.

5. Растительный и животный мир, его охрана (8 часов)

Изучение с помощью различных источников информации растительного и животного мира своего края, его охраной. Проблемами стоящими перед экологами.

Экскурсия:. Знакомство с обитателями, методами наблюдения за животными.

6. История основания города (8 часа)

Изучение различных источников географической информации по истории основания города Когалыма. Выпуск буклета.

Экскурсия: в исторический музей города Когалыма.

7. Основные вехи его развития (8 часа)

Этапы освоения, заселения и развития города. Характеристика населения города. Состав и численность населения. Демографическая ситуация. Заполнение таблицы: этапы формирования города (по материалам экскурсии)

Экскурсия: Обзорная экскурсия по городу .

8. Роль города Когалыма в экономике округа и страны (10 часов)

Когалым –промышленный и транспортный узел Ханты-Мансийского округа. Задачи и перспективы развития.

Практическая работа: Выпуск газеты: “Наш город”, презентация “Когалым”.

9. Общий обзор предприятий города (14 часов)

Выступления учащихся с докладами.

Практическая работа: Заполнение таблицы “Крупнейшие предприятия города и их специализация”

Экскурсия на предприятие, знакомство с выпускаемой продукцией. Выступления сотрудников предприятия: “Мир профессий и профессиональных требований”

10. Изучение топонимики, геральдики города, района (12 часов)

Понятие о геральдике. Геральдика города Когалыма, округа.

Изучение происхождения названий города, улиц города Когалыма, рек, озер, отдельных территорий.

Практическая работа: Составление буклетов, сообщений, докладов.

11. Святыни своего города, района, округа (14 часов)

Изучение по различным источникам информации Православных святынь своего города, округа.

Практическая работа: с различными источниками информации, составление докладов, буклета.

Экскурсия: в храм, мечеть  города.

12. Обобщение: подведение итогов, викторина (10 часов)

Обобщение знаний. Подведение итогов.

Викторина “Наш город”.


Библиография

Литература для учителя:

  1. География Тюменской области. Учебное пособие для 7-8 классов. С.Т. Будьков. В.А. Лезин Свердловск “Средне-Уральское книжное издательство” 1989.
  2. Школьный учебник. География Ханты-Мансийского автономного округа. 8-9 класс. В.В. Бакулин и др.под ред. Э.В. Ким Москва “Экопрос” 1996, 2000.
  3. Великие стройки Сибири М.И. Помус Москва “Знание” 1978.
  4. Моя земля. И. Захаров, Сургут “Нефть Приобья” 1999.
  5. История народа манси (вогулов) и его духовная культура Е.И. Ромбандеева. Сургут “Северный дом” 1993.
  6. Их именами улицы назвали. Очерк-путеводитель. И. Маляр Алма-Ата “Жалын”, 1983.
  7. Улицы Сургута Сост. А.П. Зубарев Тюмень “Мандр и Ка” 2006. 

Литература для обучающихся:

  1. Улицы Сургута Сост. А.П. Зубарев Тюмень “Мандр и Ка” 2006.
  2. Геологическая история и минеральные богатства Тюменской земли. В.Д. Старков. Л.А. Тюлькова Тюмень ИПП “Тюмень” 1996.
  3. Долгая дорога к нефти. Авт. Коллектив А. Зубарев Н. Козлови др. Сургут “Нефть Приобья” 1997.
  4. История народа манси (вогулов) и его духовная культура Е.И. Ромбандеева. Сургут “Северный дом” 1993.
  5. Материальная культура юганских ханты. А.М. Тахтуева Сургут “Северный дом”, 1993.
  6. Моя земля. И. Захаров Сургут “Нефть Приобья” 1999.
  7. Прошлое Урала в фотографиях. Каталог фотоархива Института истории материальной культуры РАН. Сост. Г.В. Длужневская Б.Б. Овчинникова и др. Екатеринбург “Виролл ЛТД” 1993.
  8. Редкие животные Тюменской области В.А. Азаров Г.К. Иванов Свердловск: “Средне-Уральское книжное издательство” 1981.
  9. Где у растения дом. Я. Марголин, Москва “Детская литература”, 1981.
  10. Загадки минералогии Б.И. Сребродольский Москва “Наука” 1987г.
  11. Рассказы о растениях-переселенцах. Книга для внеклассного чтения учащихся 5-7 классов). Б.Н. Головкин Москав “Просвещение” 1984.
  12. Великие сибирские реки. В.С. Антонов Москва “Знание” 1976.
  13. С чего начинается Родина…Сост. Е. Токаренко Е. Ермолина Москва “Здоровье и общество”. 2003.

Календарно – тематическое планирование курса.

Дата

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Основные вопросы, рассматриваемые на уроке.

Д/з

Основные понятия

Формы и методы работы

Литература. Оборудование

1. Введение

1

Введение. Краеведение – наука, изучающая родной край.

2

Цели и задачи курса «Краеведение»: знакомство с общей структурой курса, его содержанием, формами и видами работ.

Обсуждение тем коллективных и самостоятельных работ, форм предоставления материалов и критерии их оценивания.

Выбрать тему творческого проекта.

Краеведение; поиск, практика, экскурсия, анализ, архив; музей.

Рассказ учителя.

Эвристическая беседа.

Подборка литературы по родному краю.

Карта города Когалыма.

Карта ХМАО.

2. Географическое положение города Когалыма, координаты

2

Географическое положение города Когалыма, координаты.

4

Географическое положение города Когалыма  на крте мира, России, округа.

Координаты города.

Влияние географического положения на тприроду и хозяйственную деятельность населения.

Оформление информации в тетрадь.

Работа на к.к.

Географическое положение.

Географические координаты.

Широта.

Долгота.

Умеренный пояс.

Объяснение учителя.

Эвристическая беседа.

Практическая работа.

Физическая карта полушарий.

Физическая карта ХМАО.

Глобус.

3

Практическая работа №1

Определение географической широты, географичекой долготы, географиеских координат города, местоположение Храма.

6

Определение географической широты на местности.

Определение географичекой долготы на местности.

Определение географиеских координат города, местоположение Храма.

Оформление информации в тетрадь.

Работа на к.к.

Астролябия.

Объяснение учителя.

Практическая работа.

Компасы для всех учащихся.

Планшеты.

3. Рельеф и полезные ископаемые своего края

4

Рельеф и полезные ископаемы Когалыма, Сургутского района, округа.

4

Особенности рельефа округа.

Особенности рельефа Сургутского района.

Особенности рельефа Когалыма.

Оформление информации в тетрадь.

Индивидуальные задания.

Рельеф.

Овраг. Балка.

Рассказ учителя.

Эвристическая беседа.

Физическая карта полушарий.

Физическая карта ХМАО.

Подборка литературы.


Дата

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Основные вопросы, рассматриваемые на уроке.

Д/з

Основные понятия

Формы и методы работы

Литература. Оборудование

5

Практическая работа №2: Изучение по картам особенностей рельефа своей местности.  

6

Изучение по картам особенностей рельефа своей местности.

Влияние на природу, и хозяйственную деятельность населения.

Работа с образцами горных пород своей местности.

Оформление информации в тетрадь.

Индивидуальные задания.

Горные породы.

Полезные ископаемые.

Объяснение учителя.

Частично-поисковый.

Практическая работа.

Физическая карта полушарий.

Физическая карта ХМАО.

Подборка литературы.

Образцы минералов и горных пород своей местности.

4. Природные условия своего края: климат, внутренние воды, почвы (10 часов)

6

Изучение климата своего края.

2

Особенности климата Когалыма.

Фенологические особенности Когалыма.

Влияние на природу, и хозяйственную деятельность населения.

Особенности формирования.

Приготовить календари наблюдений.

Индивидуальные задания.

Фенология. Снежный покров.

Признаки смены времен года в наблюдении и статистике.

Сезоны года, смена времен года.

Объяснение учителя.

Частично-поисковый.

Климатическая карта мира.

Климатическая карта ХМАО.

Данные метеостанции прошлых лет.

Приборы для наблюдения за погодой: термометр, барометр, гигрометр, осадкомер, снегомерная линейка, мензурка.

7

Экскурсия №1: на метеостанцию города Когалыма.

4

Экскурсия на городскую метеостанцию.

Экскурсия №1: на метеостанцию города Когалыма. Знакомство с методами наблюдения.

Составление синоптической карты по данным с метеостанции.

Метеостанция. Термометр, Барометр, Гигрометр. Флюгер.

Объяснение учителя.

Частично-поисковый.

Экскурсия.

Блокноты для записей.

8

Практическая работа №3: Наблюдение элементов погоды.

6

Наблюдение элементов погоды (температура, влажность, атмосферное давление, высота Солнца над горизонтом, облачность, направление и сила ветра, осадки, природные явления). Ведение календаря погоды, фенологического календаря.

Комплексная характеристика погоды в Когалыме за день, неделю, месяц.

Климат. Тепловой пояс. Умеренный пояс. Полярный круг.

Частично-поисковый.

Практическая работа.

Блокноты с записями.

Календари погоды.

9

Изучение внутренних вод своего края.

2

Внутренние воды своего края.

Влияние на природу, и хозяйственную деятельность населения.

Особенности формирования.

Индивидуальные задания.

Ледоход. Ледостав.

Объяснение учителя.

Частично-поисковый.

Физическая карта полушарий.

Физическая карта ХМАО.

Подборка литературы.

Буклет «Внутренние воды ХМАО-Югры»

10

Изучение почв своего края.

2

Почвы нашего края.

Особенности формирования.

Влияние на хозяйственную деятельность населения.

Опережающие инивидуальные задания.

Почва. Подзолистые почвы. Дерново-подзолистые почвы.

Объяснение учителя.

Частично-поисковый.

Почвенная карта мира и России.

Коллекция «Почвы».

Дата

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Основные вопросы, рассматриваемые на уроке.

Д/з

Основные понятия

Формы и методы работы

Литература. Оборудование

5. Растительный и животный мир, его охрана (6 часов).

11

Растительный и животный мир нашего края.

2

Изучение с помощью различных источников информации растительного и животного мира своего края.

Охрана растений и животных края.

Красная книга.

Проблемы стоящие перед экологами.

Приготовить сообщения.

Индивидуальные задания.

Эндемики.

Перелетные птицы.

Зимняя спячка.

Фенология.

Объяснение учителя.

Частично-поисковый.

Карта Растительность и животный мир России.

Красная книга ХМАО.

Буклеты с изображением растений и животных.

Гербарий.

12

Природа Когалыма  и его окрестностей.

2

Фенологические признаки времен года в Когалыме.

Экологические проблемы в г.Когалыме.

Проблемы вывоза и утилизации мусора, листвы.

Выхлопные газы и выбросы с пром.предприятий.

Проблемами стоящими перед экологами.

Приготовить сообщения.

Микроклимат города.

Парк. Сквер. Природный парк. Экология города.

 

Объяснение учителя.

Частично-поисковый.

Карта Растительность и животный мир России.

Красная книга ХМАО.

Буклеты с изображением растений и животных.

Гербарий.

13

Экскурсия №2: 

Знакомство с обитателями, методами наблюдения за животными.

4

Знакомство с обитателями, методами наблюдения за животными.

Приготовить сообщения.

Индивидуальные задания.

Натуралист.

Эколог.

Объяснение учителя.

Частично-поисковый.

Экскурсия.

Блокноты для записей.

6. История основания города (4 часа).

14

Истории основания города Когалыма

4

История возникновения города Когалыма.

Индивидуальные задания.

Архив. Музей. «Визитка города».

Изучение по различным источникам географической информации истории основания Когалыма

Объяснение учителя.

Частично-поисковый.

Карта «Географические открытия и исследования Сибири».

Подборка литературы.

15

Экскурсия №3: в исторический музей города Когалыма.

4

Экскурсия в краеведческий музей.

Индивидуальные задания.

Выпуск буклета.

Сообщение/реферат/ об истории Когалыма

Объяснение учителя.

Частично-поисковый.

Экскурсия.

Блокноты для записей.


Дата

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Основные вопросы, рассматриваемые на уроке.

Д/з

Основные понятия

Формы и методы работы

Литература. Оборудование

7. Основные вехи его развития (4 часа).

16

Этапы освоения, заселения и развития города. Характеристика населения города.

Состав и численность населения. Демографическая ситуация.

4

Этапы освоения, заселения и развития города. Характеристика населения города.

Состав и численность населения. Демографическая ситуация.

Индивидуальные задания

Изучение по различным источникам географической информации истории основания Когалыма.

Объяснение учителя.

Частично-поисковый.

Подборка литературы.

17

Экскурсия №4: Обзорная экскурсия по городу.

4

Экскурсия по историческим памятникам города Когалыма. «Визитка» города Когалыма.

Заполнение таблицы: этапы формирования города (по материалам экскурсии)

Объяснение учителя.

Частично-поисковый.

Беседа.

Экскурсия.

Блокноты для записей.

8. Роль города Когалыма в экономике округа и страны (4 часа).

18

Когалым –промышленный и транспортный узел ХМАО.

4

Когалым–промышленный и транспортный узел Ханты-Мансийского округа.

Задачи и перспективы развития.

Индивидуальные задания.

Промышленный узел.

Транспортный узел.

Объяснение учителя.

Частично-поисковый.

Беседа.

Карта Когалыма.

Экономическая карта России.

Подборка материалов по теме.

19

Практическая работа №4: Выпуск газеты: «Наш город», презентация.

6

Выпуск газеты: «Наш город». Презентация «Когалым».

Выпуск буклета.

Сообщение/реферат/ о Когалыме

Частично-поисковый.

Практическая работа.

Карта Когалыма.

Экономическая карта России.

Подборка материалов по теме.

9. Общий обзор предприятий города (6 часов).

20

Градообразующие предприятия Когалыма.

4

Выступления учащихся с докладами.

Сообщение/реферат/ о предприятиях Когалыма (по выбору).

Градообразующее предприятие.

Объяснение учителя.

Частично-поисковый.

Беседа.

Карта Когалымаэ

Экономическая карта России.

Подборка материалов по теме.

21

Экскурсия  №5

на предприятие

4

Знакомство с выпускаемой продукцией.

Сообщение/реферат/ о предприятиях Когалыма (по выбору).

Беседа.

Экскурсия.

Блокноты для записей.

Дата

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Основные вопросы, рассматриваемые на уроке.

Д/з

Основные понятия

Формы и методы работы

Литература. Оборудование

22

Практическая работа №5: Заполнение таблицы «Крупнейшие предприятия города и их специализация»

6

Заполнение таблицы «Крупнейшие предприятия города и их специализация»

Закончить работу с таблицей.

Частично-поисковый.

Практическая работа.

Карта Когалыма.

Экономическая карта России.

Подборка материалов по теме.

10. Изучение топонимики, геральдики города, района (6 часов).

23

Понятие о геральдике.

Топонимика города.

6

Понятие о геральдике. Геральдика города Когалыма, Сургутского района, округа.

Изучение происхождения названий города, улиц города Сургута, рек, озер, отдельных территорий.

Индивидуальные задания.

Геральдика.

Топонимика. Топонимы.

Объяснение учителя.

Частично-поисковый.

Беседа

Политико-административная карта России. Гербы городов России, мира.

Герб России, Когалыма.

Подборка материалов по теме.

24

Практическая работа №6: Составление буклетов, сообщений, докладов.

3

Составление буклетов, сообщений, докладов.

Продолжить работу.

Геральдика.

Топонимика. Топонимы.

Частично-поисковый.

Практическая работа.

Политико-административная карта России. Гербы городов России, мира.

Герб России, Когалыма.

Подборка материалов по теме.

25

Практическая работа №7: Составление буклетов, сообщений, докладов.

3

Составление буклетов, сообщений, докладов.

Окончание работы

Геральдика.

Топонимика. Топонимы.

Частично-поисковый.

Практическая работа.

Политико-административная карта России. Гербы городов России, мира.

Герб России, Когалыма.

Подборка материалов по теме.

11. Православные святыни своего города, района, округа (10 часов)

26

Святыни города.

2

Изучение по различным источникам информации Православных святынь своего города.

Индивидуальные задания.

Православные святыни.

Объяснение учителя.

Частично-поисковый.

Беседа

Карта Когалыма.

Подборка материалов по теме.

27

Православные святыни Когалыма, ХМАО.

2

Изучение по различным источникам информации Православных святынь Когалыма района, округа.

Индивидуальные задания.

Православные святыни.

Объяснение учителя.

Частично-поисковый.

Беседа

Карта ХМАО.

Подборка материалов по теме.

28

Экскурсия №6:

в Храм, Мечеть

4

Индивидуальные задания.

Беседа.

Экскурсия.

Блокноты для записей.


Дата

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Основные вопросы, рассматриваемые на уроке.

Д/з

Основные понятия

Формы и методы работы

Литература. Оборудование

29

Практическая работа №8: с различными источниками информации, составление докладов, буклета.

3

Работа: с различными источниками информации, составление докладов, буклета.

Индивидуальные задания.

Частично-поисковый.

Практическая работа.

Карта ХМАО.

Подборка материалов по теме.

Блокноты с записями.

30

Практическая работа №9: с различными источниками информации, составление докладов, буклета.

3

Работа: с различными источниками информации, составление докладов, буклета.

Индивидуальные задания.

Частично-поисковый.

Практическая работа.

Карта ХМАО.

Подборка материалов по теме.

Блокноты с записями.

12. Обобщение: подведение итогов, викторина (4 часа)

31

Обобщение знаний. Подведение итогов

4

Подготовка и защита творческих проектов.

Подготовка к викторине «Наш город»

Объяснение учителя.

Частично-поисковый.

Практическая работа.

Политико-административная карта России. Гербы городов России, мира.

Герб России, Когалыма.

Подборка материалов по теме.

32

Практическая работа№10:

Викторина «Наш город»

6

Викторина «Наш город».

Практическая работа.

Игра.

Политико-административная карта России. Гербы городов России, мира.

Герб России, Когалымаа.

Подборка материалов по теме.

Резерв времени  6 часов  (с 09.05 по 28.05)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа Дополнительного образования детей Кружок Эколого – краеведческого направления «Юный краевед»

Данная программа расчитана для организации внеурочной работы эколого-краеведческого направления с учащимися 6-8 классов...

Образовательная программа дополнительного образования детей "Школа юного туриста и эколога-краеведа."

Полевой учебный практикум для детей 12-14 лет. Содержание образовательной программы соответствовует: уровню основного общего образования,  туристической, краеведческой, экологической направленно...

Программа дополнительного образования эколого-краеведческого направления "Юный краевед"

Адаптированная программа данного курса подготовлена с учетом познавательной деятельности учащихся среднего звена школы для учащихся 6-8 классов. Учебно – воспитательный процесс требует от учащего в ос...

Программа дополнительного образования "Юный краевед" (Экологическое направление)

Данная программа имеет экологическую направленность. В современную эпоху необычайную  важность приобрели вопросы взаимодействия природы и человека....

Программа дополнительного образования "Юный краевед"

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №11» Левокумского муниципального района Ставропольского края    «Рассмотр...

Рабочая программа дополнительного образования "Турист - краевед"

Актуальность данной программы заключается в том, что туризм обладает огромным воспитательным потенциалом, способствует воспитанию патриота, определению социально-значимых нравственных ориентиров, сохр...