технологическая карта внеурочного занятия
план-конспект занятия по биологии (5 класс)

Технологическая карта внеурочного занятия по биологии для 5-х классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВНЕУРОЧНОЕ УЧЕБНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО БИОЛОГИИ НА ТЕМУ: «ЗЕЛЕННЫЕ КИРПИЧИКИ»

Оформление:

  • «Проблемный слайд», заранее выдать на листах А4 – Лабораторные листы (Приложение 1), и лабораторное оборудование.

Цели:

  1. Создать условия для формирования у учащихся знаний о растительной клетке, и усвоения учащимися начальных знаний о строении клетки.
  2. Содействовать формированию у учащихся понимания единства строения всех живых организмов.
  3. Продолжить работу по формированию у учащихся умений слушать и понимать друг друга, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, вести дискуссию.

Задачи:

  1. Дать определение понятию: клетка; выяснить (вспомнить) строение растительной клетки.
  2. Развивать умение сравнивать, анализировать, ставить проблему, выдвигать гипотезу и находить ее научное обоснование в практической деятельности. Вспомнить правила работы с микроскопом. Техника безопасности в кабинете биологии.
  3. Воспитывать умение работать в группе, уважительное отношение друг к другу.

Оборудование: ноутбук, проектор, экран, листы лабораторной работы, образцы винограда, киви, яблока (зеленое), микроскоп ученический, предметное и покровное стекло, чашка Петри, пинцет, игла для препарирования, скальпель, сосуд с дистиллированной водой, пипетка.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Вызвать у детей познавательный интерес к строению растительной клетки через практическую составляющую (приготовление микропрепарата).

Продолжить формировать представление об клетке и ее месте в организме. Познакомить с разнообразием растительных клеток. Соблюдать алгоритм создания микропрепарата (следуя инструкции).

Метапредметные

Научить проводить простейшие исследования и наблюдения, ставить учебную задачу под руководством учителя, систематизировать и обобщать различные виды информации, составлять план выполнения учебной задачи, и делать выводы.

Личностные

Сформировать ответственное отношение к обучению, познавательных интересов и мотивов к обучению, навыков работы с приборами для выполнения экспериментов.

Решаемые учебные проблемы

Самостоятельно провести первое исследование.

Приготовить микропрепарат растительной клетки, проанализировать и сравнить, следуя инструкции. Какое значение имеет клетка для жизни растений и всего живого.

Правила оформления лабораторной работы.

Основные понятия, изучаемые на занятии

Клетка, микроскоп, предметное и покровное стекло, пипетка, игла для препарирования, скальпель, пинцет.

Вид используемых на уроке ИКТ

Слайд - презентация, поясняющая основные понятия и ход занятия.

Форма работы

Групповая

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ

1 этап. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

Актуализация знаний по вопросам, изученным на биологии «Строение клетки».

  • Развитие произвольного внимания и памяти, познавательных интересов.
  • Формирование устной речи и записи информации.
  • Формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества при работе в группах.

2 этап. СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ (Слайд 1)

Деятельность учителя:

Создает проблемную ситуацию:

  • Что вы видите?
  • Что общего между этими изображениями?
  • Задает вопросы, которые приводят к правильному ответу, используя слайды презентации.

Проговаривается тема занятия (Слайд 2).

Деятельность учащихся:

  • Делают выводы, что общего между изображениями на картинках.
  • С помощью чего можно наблюдать такие изображения

Ученик:

Вступая в диалог с учителем, выявляют противоречия – проговаривают и осознают их.

3 этап. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

  • Формирование представлений о простейших связях между неживой и живой природой
  • Учитель должен: формировать рефлексивные умения, определять границу между знанием и незнанием.
  • Формирование познавательных мотивов учебной деятельности: элементарная живая система, основа строения и жизнедеятельности всех животных и растений – клетка (Слайд 3).

Учитель:

 создает готовность предстоящей деятельности

Учащиеся: проявляют познавательную инициативу.  Осознание цели предстоящей деятельности, изучение этапов создания микропрепарата.

4 этап. ПЛАНИРОВАНИЕ (Слайд 4)

Задачи учителя:

  • Определение содержания и последовательность действий для решения поставленной задачи.
  • Умение сравнивать состояние экспериментальных данных учащихся.
  • В течение урока учиться проводить исследование.
  • Продолжить формирование навыков работы в группе, делать выводы на основе увиденного во время эксперимента.

Учитель: представляет достаточное количество материала, побуждающего к высказыванию.

Учащиеся:

Участие в самостоятельном исследовании

Коррекция знаний о строении растительной клетки.

5 этап: ОТКРЫТИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ. РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТИ К УЧЕНИЮ (Слайд 5-7)

Задачи учителя / учеников:

  • Воспитание способности объяснять увиденное во время эксперимента, самостоятельно проводить исследование.
  • Воспитание культуры диалога, положительного отношения к мнению партнера, умение дополнять, исправлять, корректировать ответы одноклассников.

Учитель:  

  • Восприятие  деятельности  для решения проблемной ситуации
  • Побуждает  к теоретическому  объяснению фактов
  • Стимуляция всех детей в поисковой деятельности.
  • Формулирует обобщенные вопросы: Что мы узнали нового?

Учащиеся:

  • Мотивируются на самостоятельное проведение исследования.
  • Обсуждают в группе увиденное во время эксперимента.
  • Оформление результатов исследования в листах лабораторной работы, оценивание правильности своих выводов

6 этап: УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПЛАНА.
ВЫРАЖЕНИЕ РЕШЕНИЯ, ПРИМЕНЕНИНИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ

Учитель:

  • Создает ситуации успеха
  • Побуждает к дальнейшему желанию узнать больше о клетке и её значении.
  • Групповая и межгрупповая работа по устранению недочётов и ошибок.
  • На основе полученных знаний мы выяснили, строение растительной клетки, её месте в организме. Познакомились с разнообразием растительных клеток.

Вступают в диалог (пассивно или активно)

.

Принципиально важно при этом:

  • Использование форм работы: индивидуальную, парную, внутригрупповую, межгрупповую.
  • Предлагать ученикам рассказывать о результатах выполнения задания, чтобы развивалась речь

Алгоритм подготовки учеником ответа на продуктивный вопрос (Слайд 8):

  1. Осмысление задания
  2. Добыть информацию из дополнительной справочной литературы.
  3. Найти закономерности строения растительной клетки.
  4. Мысленно сформулировать ответ
  5. Дать устный ответ.

7 этап: РЕФЛЕКСИЯ (Итог занятия) (Слайд 9)

Учитель:  

  • Предлагает вспомнить тему и задачи занятия
  • Что нового узнали на занятии?
  • Понравилось ли проводить эксперименты?

Ученики:

  • Называют тему занятия.
  • Отмечают наиболее понравившиеся этапы.
  • Отмечают успешные ответы, интересные вопросы, трудности в проведении исследовательской работы.

Приложение 1

Приложение 2

Ф.И.___________________________

Класс___ «__»

Дата:__.__.2022

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №__

Название

Цель

Оборудование

Этапы

Наблюдения

1

2

3

4

5

Вывод

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Что я узнал(а) нового (моё впечатление) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта внеурочного занятия по географии в 5 классе по теме "Глобус и карта"(моделирование) ФГОС

Образовательные: ·         Сформировать знания о глобусе как модели Земли.·         Расширить представления детей о глоб...

Технологическая карта внеурочного занятия по музыке для 1 класса "Инструментальное музицирование"

Технологическая карта внеурочного занятия по теме "Инструментальное музицирование для 1 класса...

Технологическая карта внеурочного занятия. Начальная школа

Технологическая карта - новый вид методической продукции...

Технологическая карта внеурочного занятия «Творческая палитра. Аппликация в технике «Квиллинг».

Цель деятельности педагога:  Познакомить с новым видом ДПТ и новым приемом работы с бумагой (скручивание), учить выполнять собственную творческую работу в технике квиллинг, развивать мелкую...

Технологическая карта внеурочного занятия в 3 классе Тема Там, где ступала нога человека. (ФГОС)

внеурочное занятие разработано по программе Самковой "Моя первая экология" для учащихся 3 класса. Время занятия- 45 мин.1.     Обучающая (когнитивная) цель: Организовать деят...

Технологическая карта внеурочного занятия "История вооруженных сил России", 7 класс.

Комбинированный урок  изучения нового материала по внеурочной деятельности....

Технологическая карта внеурочного занятия по английскому языку

Конспект внеурочного занятия в 5 классе предназначен для повторения грамматики английского языка....