«Развитие познавательной деятельности учащихся на уроках естественного цикла ».
статья по биологии

Анастасия Петровна Алешунайте

Эффективность обучения может быть обеспечена только в том случае, если ученик является активным участником учебно-воспитательного процесса, если на уроке присутствует разумная смена деятельности, дающая толчок развитию познавательных интересов, инициативы. Идея формирования познавательных интересов учащихся, на мой взгляд, является одной из самых значимых и актуальных. Более важным, чем знание определенных вопросов программы, является увлечение ученика делом, которому он решил посвятить свое время. Нужно разбудить живой интерес в каждом ученике, что возможно не очень – то и просто, так как не всякая деятельность привлекает ученика. Из опыта своей работы сделала вывод, что привлекает ребят поиск, исследования, а так же работа, где можно проявить личную изобретательность, смекалку, так как это позволяет ощутить свою самостоятельность, значимость, оценить свои возможности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_uch.goda_.docx121.68 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие познавательной деятельности учащихся на уроках естественного цикла ».

Эффективность обучения может быть обеспечена только в том случае, если ученик является активным участником учебно-воспитательного процесса, если на уроке присутствует разумная смена деятельности, дающая толчок развитию познавательных интересов, инициативы. Идея формирования познавательных интересов учащихся, на мой взгляд, является одной из самых значимых и актуальных. Более важным, чем знание определенных вопросов программы, является увлечение ученика делом, которому он решил посвятить свое время. Нужно разбудить живой интерес в каждом ученике, что возможно не очень – то и просто, так как не всякая деятельность привлекает ученика. Из опыта своей работы сделала вывод, что привлекает ребят поиск, исследования, а так же работа, где можно проявить личную изобретательность, смекалку, так как это позволяет ощутить свою самостоятельность, значимость, оценить свои возможности.

Учителя  постоянно ищут оптимальное сочетание форм, средств и методов педагогического воздействия, чтобы пробудить интерес и познавательные способности учащихся. Это значит, сделать урок по-настоящему интересным, добиваться полного усвоения нового материала на уроке. Они используют в своей работе элементы различных технологий.

  Моя тема самообразования: «Развитие познавательной деятельности учащихся на уроках естественного цикла ».

Цель работы: пробудить интерес и познавательные способности  у учащихся.

Считаю необходимым выделить научно-педагогические задачи, которых я придерживаюсь при работе с детьми:

  • Выявление причин затруднений в учении школьников с пониженными учебными способностями и оказание им помощи.
  • Формирование у учащихся необходимого комплекса знаний, умений, навыков; развитие специфических творческих способностей.
  • Обеспечение углубленной подготовки учащихся для формирования направленности личности на будущие профессиональные интересы.
  • Обеспечение разнообразия форм учебной деятельности и внеклассной работы.

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках является одной из важнейших задач, стоящих перед учителем. Как сделать так, чтобы учение проходило с увлечением, чтобы учебный материал стал понятным, доступным для учащихся, а уроки были интересными, чтобы учащиеся были активными участниками учебного процесса? Как развить индивидуальные особенности ученика, как повысить мотивацию к предмету?

В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них - разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся.

 

При планировании и проведении уроков, применяю :

1.Компьютерную технологию,

2.ЛСМ,

3.Исследовательскую деятельность и др.

1.1. Компьютерная технология.

Компьютерная технология – эффективный метод предоставления и изучения любого материала. При предоставлении материала в графиках, картинках схемах, тезисах, виртуальных моделях включаются механизмы не только звуковой, а зрительной и ассоциативной памяти. При изучении сложных тем, если необходимо показать модели  (модели  молекул  ДНК, РНК, строение атома, строение кристаллических решёток), процессы (механизм реакций, ход реакций, растворение веществ, явления гибридизации, процесс митоза, мейоза и т.д.) компьютерная  технология  делает любые объекты привлекательными. В случае использования компьютерных технологий любой объект может быть представлен не только в строго определённой зафиксированной форме на плоскости. Его можно перемещать в пространстве и рассматривать под разными углами. На первых этапах изучения общей биологии большую трудность представляет пространственное строение молекул. Так как рисунок в учебнике, на таблицах плоский и двухмерный, то пространственный образ приходится додумывать, воображать. Вот здесь неоценима роль такой технологии  в процессе обучения. В этом учебном году был мною проведён урок по теме: «Химический состав клетки. Биополимеры – белки» с применением выше указанной технологии.

1.2. Дидактическая многомерная технология.

 Дидактическая многомерная технология позволяет представить большой объём учебного материала в виде наглядной и компактной логико-смысловой модели (ЛСМ).  ЛСМ позволяет также шире охватывать материал, вырабатывать качества запоминания, мыслить и рассуждать логически, а во вторых, высвобождаются часы для отработки умений и навыков учащихся. Применение ЛСМ облегчает учителю подготовку к уроку, усиливает наглядность изучаемого материала, делает обратную связь оперативной, улучшает запоминание учащимися теоретических знаний. ЛСМ позволяет одновременно увидеть всю тему целиком, и каждый её составной элемент в отдельности. Тем самым у учащихся складывается целостное представление по всей теме. Приведу в качестве примера разработанные мною логико-смысловые модели по курсу биологии (есть разработки и по химии).

1.4. Исследовательская работа.

 Исследовательская работа  дает возможность развивать познавательную активность, творческие способности у учащихся, помогает формировать интерес к научному познанию, развивает мышление.

Из своего опыта работы могу отметить, что, занимаясь с учащимися исследовательской деятельностью, мы учим их работать с научной литературой, проводить наблюдения, обобщать свой опыт и опыт разных авторов.

Важным моментом в организации исследовательской деятельности школьников во внеурочное время является создание ситуации успеха, где ребенок имеет возможность испытать радость, почувствовать веру в себя, что способствует дальнейшему продвижению учащихся в их учебно-познавательной деятельности. Работа над исследованием и дальнейшее представление работы на научно-практических конференциях помогают развить у учащихся коммуникативную компетенцию. 

Таким образом, подготовка исследовательской работы обучающимися во внеурочное время повышает интерес к изучению предмета, развивает творческие способности детей, их нравственные качества, активизирует познавательные интересы.

1.5.  Другие технологии.

На своих уроках использую и другие технологии: лекционное обучение, обучение с помощью учебной книги (самостоятельная работа), использование дидактических игр:  “Третий лишний”, “Биологический диктант” , “Допиши предложение, “Исправь ошибки “т.д., позволяют не только активизировать познавательную деятельность учащихся, но и способствуют развитию коммуникативных навыков,  систему «малых групп (практические и лабораторные работы), уроки биологии  химии без лабораторных и практических занятий немыслимы. Наглядно проследив изменения того или иного процесса, ученик больше, лучше запоминает. К сожалению у нас нет современной лаборатории, но что в моих силах я стараюсь осуществить. Многое имитирую по рисункам, фотографиям , показываю презентации, фрагменты, фильмы.

систему «репетитор» (индивидуальное обучение), традиционную форму обучения.

Эвристический прием. Учитель, опираясь в своем вопросе на имеющиеся у учащихся знания, помогает им с помощью наводящих вопросов найти правильный ответ.

Предположим, что во время обеда вы съели салат из томатов, картофельное пюре с котлетой.  В каких отделах пищеварительной системы и с помощью каких веществ будут перевариваться его составные части?

Использование натуральных объектов в заданиях для учащихся.

Рассмотрите кактус и найдите у него признаки приспособленности к недостатку влаги.

Прием моделирования. Учащиеся получают набор (в пакете) организмов, обитающих на определенной территории. Задание: смоделируйте, используя набор, все возможные пищевые цепи.

Учащиеся получают в пакете структуры (органоиды) клетки. Построить в тетради (приклеив органоиды) растительную клетку, обозначив все структуры и указав их функции.

Учащиеся получают структуры клетки во время митоза. По команде изображают различные фазы митоза.

Накопленный опыт работы с учениками позволил мне убедиться, что данные методики позволяют привнести в урок нечто новое, увлечь учащихся, привить интерес к предмету, что позволяет лучшему усвоению материала.

Вывод:

Можно отметить, что при разумном сочетании различных форм урока, и использовании нетрадиционных приемов и методов на уроке, у учащихся возрастает учебно-познавательный интерес к предмету. Наблюдается динамика роста качества знаний.

Заключение.

В процессе обучения необходимо предусматривать пути, которые вели бы к развитию познавательного интереса учащихся. Необходимо применять приёмы, побуждающие и активизирующие учащихся, нужно оживлять уроки элементами занимательности, практиковать индивидуальные задания, требующие знаний, выходящих за пределы программы, использовать дополнительную литературу при подготовке различного рода сообщений учениками и т. д.

C:\Users\Admin\Desktop\Безымянный2.png

C:\Users\Admin\Desktop\Безымянный1.png

Безымянный.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая конференция ПЛ-78 имени О.В. Терешкина «Организация творческой работы и развитие познавательной деятельности учащихся на уроке п/о »

Педагогическая конференция«Организация творческой работы и развитие познавательной деятельности учащихся на уроке п/о »...

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках естественного цикла через исследовательскую работу.

В статье раскрывается опыт работы по теме "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках естественного цикла через исследовательскую работу"....

Использование технологии развития критического мышления как средство развития познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС.

Одной из образовательных технологий, которая отвечает всем требованиям ФГОС и способствует формированию УУД, является Технология развития критического мышления, целью которой является развитие критиче...

«Развитие познавательной деятельности учащихся на уроках естественного цикла

laquo;Развитие познавательной деятельности учащихся на уроках естественного цикла...

Развитие познавательной деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочной деятельности

Развитие познавательной деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочной деятельности...

Выступление по теме "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках естественно-научного цикла"

Выступление на районном методическом семинаре по теме "Актуализация познавательной деятельности учащихся на уроках естественно-научного цикла"...