Развитие познавательной деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочной деятельности
материал (5, 6 класс)

Зеленова Галина Алексеевна

Развитие познавательной деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочной деятельности

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие познавательной деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочной деятельности

Автор: Зеленова Г.А

«Предмет математики настолько серьёзен,

что надо не упускать случая сделать его

занимательным».

Блез Паскаль.

Математика в школе — это учебный предмет, а не наука, а учебный предмет

должен быть интересен. Если будет интерес, тогда и «учение будет с увлечением». Будет развиваться и память, и мышление, и внимание. А это в свою очередь приводит к формированию культуры познавательной деятельности, потребностей в непрерывном самообразовании.

Реализовывать новые образовательные цели невозможно без развития познавательных возможностей учащихся.

«Современный» мир требует «новых» людей, готовых творчески подходить к решению проблем, компетентных как в своей профессиональной области, так и в целом. А может ли школа готовить именно таких выпускников? Что требует от нас, учителей, сегодняшний день? Умения быть креативными. Творчески подходить к своей работе. Учитывать изменения, произошедшие в сознании и здоровье учащихся. Быть в курсе современных

событий. Уверенно владеть современными технологиями...

Одной из особенностей ФГОС второго поколения является их деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

1) в направлении личностного развития:

  • формирование представлений о математике как части  общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
  • развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
  • формирование интеллектуальной честности и объективности , способности к преодолению мыслительных стереотипов,  вытекающих из обыденного  опыта;
  • воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
  • формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
  • развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;

2) в метапредметном направлении:

  • развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта  математического моделирования;
  • формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;

3) в предметном направлении:

  • овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения образования, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
  • создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.

Применение различных форм обучения

Учеба – это серьезный труд. И именно поэтому обучение должно быть интересным и занимательным, так как интерес вызывает удивление, будит мысль, вызывает желание понять явление.

Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственными положительными эмоциями, не становятся полезными – это мертвый груз. Когда ребёнок занимается из-под палки, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с охотой, то дело идёт совсем по-другому. Больших успехов добиваются дети в тех учебных предметах, к которым испытывают интерес.

В современной школе центральной задачей является развитие у всех детей способностей и формирования интереса к учёбе. Именно поэтому такая тема, как «Развитие познавательной деятельности учащихся на уроках математики», я считаю, сегодня очень актуальна.

 Мне очень хочется, чтобы  мои ученики не тяготились школой, моя забота - пробудить такие мотивы, чтобы ребёнок учился потому, что ему хочется учиться, чтобы он испытывал удовольствие от самого учения

 Формирование познавательных интересов учащихся в обучении может происходить по двум основным каналам, с одной стороны само содержание учебных предметов содержит в себе эту возможность, а с другой – путём определенной организации познавательной деятельности учащихся.

Далеко не всё в учебном материале может быть для учащихся интересно. И тогда выступает второй, важный источник познавательного интереса – сам процесс деятельности.

 Одним из средств, способствующих активизации на уроках математики, являются 

устные упражнения.

Проводимые в начале урока устные упражнения помогают учащимся быстро включаться в работу, в середине или конце урока служат своеобразной разрядкой после напряжения и усталости, вызванной письменной или практической работой.

Одно из эффективных средств развития интереса к учебному материалу является

 игра. «…без педагогической игры на уроке невозможно увлечь учеников в мир знаний и нравственных переживаний, сделать их активными участниками и творцами урока» Ш.А. Амонашвили

В процессе игры на уроке математики учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, сравнивают, выполняют арифметические действия, участвуют в устном счёте, решают задачи. Конечно, трудно сделать каждый урок игровым, но можно на любом этапе урока использовать некоторые элементы. Я стараюсь включать игры и игровые упражнения, в которых могли бы принять участие сами ученики

Наблюдая за учащимися, всё больше убеждаюсь в том, что плохая успеваемость часто результат неорганизованного внимания детей.

Невнимательный ребёнок нередко слышит только половину того, что говорит учитель, поэтому в его сознании не образуется нужных логических связей.

Для поддержки внимания детей на нужном уровне, я разрешаю ответы с места, когда по знаку учителя дети продолжают рассуждения самостоятельно. Это помогает им внимательнее следить за ходом объяснения.

Учу детей рассуждать с карандашом в руке, делая нужные пометки в тетради и в учебнике. Делая пометки карандашом, невнимательный ученик невольно включается в ход рассуждений. Предупреждаю, что пометки следует делать лёгким нажимом карандаша. Приём работы с карандашом в руке помогает учащимся разобраться в содержании задачи и наметить правильный ход её решения. Например, при решении записанной на карточке задачи: «В роще 300 берёз, лип на 240 меньше, чем берёз, а клёнов на 120 больше, чем лип. Сколько деревьев растёт в роще?» - учащиеся подчёркивают слова берёз, лип, клёнов. Это помогает им правильно записать кратко условие задачи. 

 Затем перехожу к обучению умению пользоваться условием, записанным в краткой форме. Рядом с соответствующим знаком вопроса ставим карандашом знак действия, а в начале строки номер действия.

Данный приём работы с краткой записью позволяет детям самостоятельно и сравнительно быстро ориентироваться в условии задачи, правильно находить последовательность действий и пояснения к ним.

Чтобы вызвать у учащихся интерес к предмету, пользуюсь технологией проблемного обучения.

        Пример 1. При решении какой-либо задачи умышленно делаю ошибку. Естественно при проверке ответ не сходится. Я удивляюсь, делаю вид, что не понимаю, в чем же тут дело. И даю задание: «Найдите мою ошибку». В результате все до единого увлеченно решают самостоятельно данный пример и с восторгом находят ошибку учителя. Они решили проблему. Многократные тренировки такого рода заставляют учеников очень внимательно следить за мыслью и решением учителя и, естественно, за своими записями. Результат внимательность и заинтересованность на уроках.

 

Пример 2. Даю на дом задачу и говорю, что у меня не получается. Если же и у вас не получается – прошу обращаться за помощью к любому, но главное - обязательно попытаться решить задачу. Естественно задача вполне решается, и на следующем уроке  радостные лица, задача решилась.

 

Пример 3. Я оставляю задачу или пример, решаемый на уроке, незавершенным. Ученики вынуждены самостоятельно решать до конца поставленную задачу.

Конечно, ученики постепенно начинают разгадывать хитрость учителя, но игра уже захватывает их самих. В результате математика превращается для них в увлекательную игру, в которой для победы требуются и ум, и смекалка, и смелость.

На этапе закрепления изученного материала влияние на детей оказывает самостоятельная работа.

Поэтому на уроках стараюсь больше времени отводить на самостоятельную работу. В своей работе я практикую проведение разнообразных самостоятельных работ: обучающих, контролирующих.

1) Самостоятельная работа с предварительным разбором. Дается подробный разбор задачи или упражнения со всеми теоретическими обоснованиями. Затем для самостоятельной работы предлагается сначала подобная задача, затем задание с усложненным элементом.

2)Решение задач с последующей проверкой. (Ученики выполняют задание самостоятельно, затем проверяют свою работу по показываемому им образцу, при этом выясняет осмысленность решения путем постановки соответствующих вопросов.)

3) Математические диктанты с самопроверкой или взаимопроверкой.

4) Работа по заданному алгоритму приучает учащихся к четкому, последовательному выполнению задания, целенаправленно организует мыслительную деятельность учащихся.

Очень нравится ученикам на весь урок самостоятельная работа. Готовится несколько комплектов упражнений различной степени сложности. В начале работы всем учащимся дается карточка с простым заданием. Решив ее, учащийся берет следующий, и так в течение урока. Степень сложности повышается с каждым следующим заданием. Следующая карточка выдается только при условии правильного решения предыдущего задания.  К концу урока  подводим результат, считаем количество заработанных баллов.

Один из приемов активизации - нетрадиционные уроки.

Такие уроки я применяю, в основном, для обобщения тем.  Наиболее распространенные типы нетрадиционных уроков -  урок-КВН, урок-викторина, урок-игра. Ученики становятся активными, заинтересованными, равноправными участниками обучения.

 ИКТ на уроках и во внеурочное время – одни из главных моих помощников в работе.

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать » - гласит народная пословица. Общеизвестно, что большую часть информации мы получаем визуально. Разрабатываю мультимедийные презентации к урокам. что позволяет вызвать интерес к изучаемому материалу  и получить дополнительную информацию.

 Чтобы дети на каждом уроке переживали радость открытия, чтобы у них формировалась вера в свои силы, учителю важно помнить, что этот процесс происходит не автоматически, он связан с активизацией познавательной деятельности учащихся в процессе всего обучения.

 Наиболее остро проблема активизации познавательной деятельности учащихся встает при обучении детей подросткового возраста. Это связано с тем, что в 13-14 лет начинается интенсивное нравственное и социальное формирование личности, наблюдается стремление ребенка к «взрослости», главной проблемой становится общение со сверстниками, желание подростка найти себя, самоопределиться. Интерес к учебе ослабевает, снижается работоспособность, следовательно, качество знаний ухудшается. Между тем подростковый возраст является важным в становлении личности ребенка, именно в этот период закладывается фундамент ценностей и знаний, полезных и необходимых для жизни.

Я стараюсь, пробуждая интерес к своему предмету, не просто осуществлять передачу опыта, но и укреплять веру в свои силы у каждого ребенка независимо от его способностей. Следует развивать творческие возможности у слабых учеников, не давать остановиться в своем развитии более способным детям, учить всех воспитывать у себя силу воли, твердый характер и целеустремленность при решении сложных заданий. Все это и есть воспитание творческой личности в самом широком и глубоком понимании этого слова. Но для создания глубокого интереса учащихся к предмету, для развития их познавательной активности необходим поиск дополнительных средств, стимулирующих развитие общей активности, самостоятельности, личной инициативы и творчества учащихся.

Актуальность проблемы развития познавательной активности учащихся обусловлена необходимостью внедрения в образовательный процесс педагогических технологий, обеспечивающих пробуждение у детей интереса не только к знаниям, но и к способам их приобретения.

Ведущая педагогическая идея

Ведущая педагогическая идея состоит в создании учителем условий, способствующих повышению уровня мотивации, как одного из критериев эффективного педагогического процесса. Уроки математики, а также внеурочная деятельность не ограничиваются приобретением учащимися определённых знаний, навыков и умений, а выходят на практические действия школьников, затрагивая их эмоциональную сферу, благодаря чему усиливается познавательный интерес к изучению математики.  Это даёт возможность учителю ввести своих учеников в процесс познания, нацелить их на поиск, а значит способствовать развитию личности и развивать познавательную компетенцию учащихся.

Поэтому ведущая педагогическая идея опыта – создание на уроках и во внеурочное время условий для сознательного, активного участия школьников в творческой деятельности, приносящей радость преодоления, радость открытия, достижения поставленной цели.

Современное образование, на взгляд педагога, должно ориентироваться на развитие личности учащихся, их познавательных и созидательных способностей; на формирование у школьников глубокого личностного мотива, стимула к получению образования. Важной является задача научить школьников учиться и хотеть учиться, а не просто обеспечить овладение суммой знаний. Поэтому, необходимо формировать у учащихся такую познавательную активность, которая придавала бы учёбе значимый для каждого ученика смысл..

.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочное время, формирование творческой инициативы учащихся

На современном этапе развития школьного образования проблема активной познавательной деятельности учащихся приобретает особо важное значение в связи с высокими темпами развития и совершенствован...

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочное время с использованием информационно-коммуникационных технологий

 Развитие внутренних сил человека- это не только социальный заказ общества, но и потребность самого человека, осознающего свою опосредованность от объективного мира практикой и желающего реализовать с...

"Развитие познавательной деятельности учащихся на уроках математики."

В течение нескольких лет я работаю по  программе для общеобразовательных учреждений. Математика 5 - 6 классы. /Авт.-сост. В. И. Жохов/, Москва, «Мнемозина», 2010 г.      ...

Развитие познавательного интереса обучающихся на уроках математики и во внеурочной деятельности

Данный проект реализуется с обучающимися МБОУ «Бакчарская СОШ» в течении 1,5 -2 лет (с 2012 по 2014 годы).  Цели и задачи проекта актуальны и для меня, как для учителя математики, так и для...

Обобщение передового педагогического опыта по теме "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочное время"

Цель данного  опыта – активация  познавательной  деятельности  студентов  при изучении  математики,  развитие творческого потенциала личности студента, как залог его...

"РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ"

"Предмет математики настолько серьёзен, что надо не упускать случая , сделать его занимательным"Б.Паскаль...

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочное время с использованием информационно-коммуникативных технологий

                 Условия возникновения опыта       Развитие внутренних сил человека - это не только социальный заказ о...