технологическая карта урока по теме Лист,его строение и фукциии
план-конспект урока по биологии (6 класс)

малова марина валентиновна

Урок Лист его строение и функции разработан для учащихся 6 класса. Данный урок является частью темы "Органы растений". На уроке используются задания на формирование есатественно- научной грамотности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teehnologicheskaya_karta_list.docx143.07 КБ

Предварительный просмотр:

Урок Лист,его строение и значение

Цель урока 

  • Организация деятельности учащихся направленная на решение практико-ориентированных  задач  

Задачи урока

  • Обеспечить в ходе урока усвоение знаний о внутреннем строении и функциях листа;
  • Устанавливать взаимосвязи между строением и функциями стебля;
  • Развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность;
  • Способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы при решении практико- ориентированных заданий;
  • Содействовать развитию умений применять полученные знания в практической деятельности
  • Формировать и развивать познавательный интерес к природе.

Тип урока: урок открытия нового знания.

По ведущему методу обучения: проблемно – поисковый

 

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Технологическая карта урока по теме: «Лист , его строение и значение»  

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1. Организационный

момент

Приветствует учеников:  

Здравствуйте!  Я очень рада вас видеть и надеюсь, что сегодня у нас будет интересный и плодотворный урок.

Отвечают на приветствие

Личностные проявляют эмоционально-ценностное отношение к учебной проблеме

II. Проверка выполнения домашнего задания

Учитель предлагает учащимся ответить на вопросы устно.

Какую часть растения называют побегом?

Почему побег называют сложным органом?

Из каких частей состоит побег?

Докажите ,что почка – это видоизменённый побег?

Учащиеся выполняют задания ,повторяют изученный материал, оценивают результаты работы

Личностные

проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности

Регулятивные

оценивание результата по алгоритму

адекватное восприятие оценки учителя

Познавательные

развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности

3. Актуализация знаний.

4 Постановка учебной задачи

Мотивирует учащихся к определению темы урока и постановке познавательной цели, показывает задания, которые помогут ребятам это сделать:

1.Учитель читает текст 

Люди пишут о них стихи и песни, любуются ими весной, летом и осенью, с нетерпением ждут их появления зимой. Они – символ жизни и возрождения природы, нежное одеяние, радующее глаз .

2. Задаёт учащимся загадки о листяьх. (приложение 1)

1.Учитель демонстрирует картинки с изображением растений  и задаёт учащимся вопросы.

  • Какие размеры и форму имеют листья?
  • Сколько листьев на каждом растении?
  • Почему их так много?
  • Все ли растения имеют листья?
  • Почему листья зелёные?
  • Почему зимой у  многих деревьев нет листьев?
  • Зачем растению нужен лист?

2.Какую цель перед собой мы поставим?

 

Давайте вместе сформулируем тему нашего урока.

Откроем тетради и  запишем число и тему урока.

слушают загадки учителя

отвечают на вопросы учителя

Учащиеся смотрят на картинки ,сравнивают их отвечают на вопросы учителя,

делают предположения,

осуществляют актуализацию личного жизненного опыта

Учащиеся затрудняются ответить на вопрос. Высказывают предположения.

Учащиеся формулируют цель урока - Изучить  строение  и значение листа.

Определяют тему, цель и задачи урока, этапы их решения.

Записывают тему урока

 Лист ,его строение и значение.

Личностные

реализуют познавательные интересы и мотивы;

умение управлять своей познавательной деятельностью

Познавательные

формирование умения извлекать информацию из иллюстраций, текстов

формирование умения выявлять сущность, особенности объектов;

формирование  умения на основе анализа объектов делать выводы

-формирование умения находить ответы на вопросы

Коммуникативные:

формирование умения вести диалог, слушать товарищей, прислушиваться к мнению других

Регулятивные

 формирование умения определять тему, цель урока и пути её разрешения;

формирование умения прогнозировать предстоящую работу (составлять план)

Личностные

осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению

Коммуникативные

формирование умения учитывать позицию собеседника, осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками

Познавательные        

развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности

5. Организация познавательной деятельности

1.Учитель предлагает учащимся выполнить практическую работу  «Внешнее строение листа»  

Раздаёт учащимся рисунки листьев, инструктивную карточку.(приложение 2)

Разъясняет учащимся задачи  работы и знакомит учащихся со средствами обучения, с помощью которых  будет выполняться задание

Обсуждение результата работы и выполнение заданий (задания в приложении)

Учитель по ходу  ответа учеников  предлагает  дополнить, уточнить, исправить ответы

2.Учитель задаёт вопрос

Какие  функции  выполняет лист?

Что необходимо знать, чтобы ответить на этот вопрос?

Где найти информацию о внутреннем строении листа?

3. Учитель предлагает учащимся составить кластер.

Взаимосвязь внутреннего строения и функций листа

Учитель раздаёт учащимся заготовку кластера, где  часть смысловых едениц уже заполнена. Учащимся необходимо дополнить схему.  В ходе совместного диалога происходит объяснение заполнения схемы, обсуждение спорных вопросов, анализ и аргументация своих действий.

4.Учитель  демонстрирует схему на слайде и задаёт вопросы

Сравните ваши результаты с схемой на слайде

5. Рассказ учителя о видоизменениях листьев

 

Учащиеся выполняют работу по инструктивной карточке Для выполнения работы используют стр 49--50 учебника. -Осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих к усвоению. Получают информацию

Учащиеся выполняют задания, обсуждают полученные результаты.

Учащиеся высказывают предположение, называют функции

Изучить внутреннее строение листа.

В учебнике.

Осмысление  основных вопросов, подлежащих к усвоению. В ходе  дальнейшей  работы с текстом стр 56-58, учащиеся заполняют кластер в котором показана взаимосвязь  строения и функции стебля.

Учащиеся сравнивают свои схемы со схемой учителя. Обсуждают результаты, корректируют свои схемы и делают выводы

Учащиеся слушают учителя смотрят картинки в учебнике

Стр52 ,делают выводы о разнообразии листьв.

Личностные

умение проявлять творческое отношение к процессу обучения

Регулятивные

формирование умения восприятие, осмысление, запоминание учебного материала

умение работать по плану, сверяться  с целью, находить и исправлять ошибки

Познавательные

развитие умения получать информацию из рисунка, текста и строить  сообщения в устной форме

развитие умения проводить сравнение изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям

развитие умения строить простые рассуждения умение  обобщать полученную информацию

Коммуникативные:

умение согласовывать позиции и находить общее решение

6. Закрепление и включение в систему знаний

1.Учитель читает текст и демонстрирует картинку и задаёт вопросы ,которые вызвали затруднения в начале урока. Крапива – это растение, которое известно с давних времен, этакая «собачка–кусачка» среди биологического царства растений. Мало кто из людей не испытывал на себе её жгучих покалываний и зуда на коже, после случайного соприкосновения с ней.

На самом деле, такое воздействие крапивы на внешний раздражитель – это способ самообороны от травоядных животных. Стебель и листья крапивы опутаны сверху тонкими, едва заметными глазу, и очень острыми ворсинками, которые легко прокалывают кожную оболочку человека и животного, и надламываясь остаются в ней. В ворсинках содержится сок.

Сок воздействует как своеобразный яд, богатый муравьиной кислотой, но для человека эта доза не представляет особой опасности. Напротив, от такого укола, кровообращение в организме усиливается и кровь начинает быстрее прокачиваться по сосудам, выводя из организма лишние шлаки, токсины и прочий мусор, который вреден для человека. Не зря же в бане один из популярных веников при банных процедурах – из крапивы. За 7-10 посещений парилки с таким веником, кровь становится чистой, как у здорового маленького ребёнка. Единственный момент, когда действительно стоит переживать по поводу ожога от крапивных кустов – это наличие аллергических реакций в организм

1. Какие функции выполняет лист крапивы?

      Назовите эти  функции

2.Как лист крапивы приспособлен к выполнению своих функций?

3  Можно ли сказать, что лист крапивы это пример видоизменения листа? Приведите доказательства.

4. Опасен ли ожог крапивы для человека?

5. Знаете ли вы ещё растения, сок, которых вызывает ожог кожи человека.

6  Можете ли вы оказать первую помощь при сильных ожогах соками растений?

Учащиеся смотрят на картинки

Учащиеся отвечают на вопросы

Учащиеся применяют  знания на практике и  повторяют  новый материал

.

Познавательные

актуализируют полученные на уроке знания, структурируют знания

Регулятивные

Оценивают  уровень усвоения материала, исправляя  ошибки и сравнивая с эталоном

Коммуникативные        

формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами

6. Рефлексия

Предлагает вспомнить тему и задачи урока, оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом.

- Каковы были цели нашего урока?

- Достигли ли мы их?

- Оцените свой вклад в достижение этих целей.

Кому бы вы сегодня из ребят сказали спасибо и за что?

Оценивают меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом.

Регулятивные:

Умение оценивать степень достижения цели в учебных ситуациях.

Домашнее задание

Инструктирует учащихся по выполнению домашнего задания:

 Изучить§9, вопросы 1-4 устно, составить схему видоизменения листьев.

Проанализировав уровень усвоения  новых знаний и умений и, согласно этому уровню, самостоятельно выбирают домашнее задание и записывают его.

Регулятивные:

Планировать деятельность при подготовке домашнего задания

   

Приложение 1

Сидел на дереве, слетел пропеллером

Короткие загадки про листья для детей 5-6 лет с ответами

***

Лопаются почки,

Растут, растут…

(Листочки)

***

Падают с ветки золотые монетки.

(Листья)

***

Сидел на дереве.

Слетел пропеллером.

(Лист)

***

Он зелёный у цветов

Встретить солнышко готов.

Свеж, изящен, шелковист,

Изумрудный, тонкий…

(Лист)

***

Выполз он на свет из почки

Липкий, гибкий, чистый.

Так на дереве в садочке

Распустился…

(Листик)

***

Сам он в речке не утонет

И в ней воды не замутит.

Уносит осенью поток

Опавший желтенький…

(Листок)

***

Ветер листьями играет,

Их с деревьев обрывает.

Всюду листики кружат —

Это значит …

(Листопад)

***

Листья желтые над городом кружатся, с тихим шорохом нам под ноги ложатся… — Кленовый лист, кленовый лист, ты мне среди зимы приснись… — Листьев зеленый звон всем тем, кто был влюблен…

Источник: http://wikibotanika.ru/polezno-znat/listya-rasteniy.html Энциклопедия растений © Wikibotanika.ru

Люди пишут о них стихи и песни, любуются ими весной, летом и осенью, с нетерпением ждут их появления зимой. Они – символ жизни и возрождения природы, нежное одеяние, радующее глаз и дарящее чистый кислород всему живому на земле.

Источник: http://wikibotanika.ru/polezno-znat/listya-rasteniy.html Энциклопедия растений © Wikibotanika.ru

Приложение 2

Практическая работа  «Внешнее строение листа»  

Цель работы: познакомиться с многообразием листьев, особенностями их внешнего строения, типами жилкования, распознавать листья по морфологическим признакам.

Материалы и оборудование: живые/гербарные образцы листьев (березы, тополя, дуба, липы, клена, пшеницы), комнатные растения – алоэ, элодея, традесканция, скелеты листьев с разными типами жилкования, таблицы, учебник, лупа.

Ход работы

1. Рассмотрите листья осины, тополя, березы, дуба, клена. Сколько частей можно выделить в листе? Как они называются, какой частью прикрепляется лист к стеблю? Какой черешок имеет лист?

2. Рассмотрите комнатное растение хлорофитум. Установите, как прикреплены листья к стеблю.

3. Рассмотрите комнатные растения и установите, как прикреплены листья к стеблю у разных растений. Рассмотрите скелет листьев березы, осины, дуба, тополя, пшеницы, хлорофитума. Рассмотрите с обеих сторон расположение жилок на листьях.

4. Рассмотрите листья других растений, распределите их по типам жилкования. Зарисуйте, подпишите в тетради части листа и тип жилкования. Заполните таблицу.

Растение

Лист сидячий/черешковый

Жилкование листа

 Берёза

 Хлорофитум

 

 

Приложение 2

Задание Лист крапивы

Данное задание  используется  на этапе закрепления знаний

Крапива: почему она жжется и зачем она вообще нужна Иголки крапивы

Крапива – это растение, которое известно с давних времен, этакая «собачка–кусачка» среди биологического царства растений. Мало кто из людей не испытывал на себе её жгучих покалываний и зуда на коже, после случайного соприкосновения с ней.

На самом деле, такое воздействие крапивы на внешний раздражитель – это способ самообороны от травоядных животных. Стебель и листья крапивы опутаны сверху тонкими, едва заметными глазу, и очень острыми ворсинками, которые легко прокалывают кожную оболочку человека и животного, и надламываясь остаются в ней. В ворсинках содержится сок.

Сок воздействует как своеобразный яд, богатый муравьиной кислотой, но для человека эта доза не представляет особой опасности. Напротив, от такого укола, кровообращение в организме усиливается и кровь начинает быстрее прокачиваться по сосудам, выводя из организма лишние шлаки, токсины и прочий мусор, который вреден для человека. Не зря же в бане один из популярных веников при банных процедурах – из крапивы. За 7-10 посещений парилки с таким веником, кровь становится чистой, как у здорового маленького ребёнка. Единственный момент, когда действительно стоит переживать по поводу ожога от крапивных кустов – это наличие аллергических реакций в организм

1. Какие функции выполняет лист крапивы?

      Назовите эти  функции

2. Как лист крапивы приспособлен к выполнению своих функций?

3  Можно ли сказать, что лист крапивы это пример видоизменения листа? Приведите доказательства.

4. Опасен ли ожог крапивы для человека?

5. Знаете ли вы ещё растения, сок, которых вызывает ожог кожи человека.

6  Можете ли вы оказать первую помощь при сильных ожогах соками растений?

Приложение 2 Кластер

1 позиция функции

2 позиция  части внутреннего строения

3 позиция ткани

                                                                 

  Взаимосвязь строения и функций листа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме «Фосфор. Строение атома, аллотропия, свойства и применение фосфора»

Аннотация На уроках химии основное внимание  я обращаю на научное содержание и предметные умения. Но в жизни люди не часто сталкиваются с задачами, аналогичными предметным. Чаще всего решени...

Технологическая карта урока по теме «Особенности строения растительной клетки»

Подробная технологическая карта урока №2 "Особенности строения растительной клетки" в теме "Клеточное строение растений" в 6 классе...

Технологическая карта урока на тему: "Строение и функции почек."

Почки - жизненно важный орган, сложный биологический фильтр, образующий мочу в два этапа, следовательно, почки поддерживают постоянство внутренней среды (гомеостаз...

Технологическая карта урока по теме "Внешнее строение листа"

Урок составлен по учебнику И.Н.Пономарева  О.А.Корнилова  В.С.Кучменко "Биология 6 класс" ФГОС...

Технологическая карта урока по теме "Алюминий, его строение, свойства, применение"

Приводится пример технологической катры урока для 9 класса с основными его этапами...