Рабочая программа по биологии 5 класс
методическая разработка по биологии (5 класс)

Рабочей программой по предмету «Биология» для учащихся 5 «В» класса составлена на основе:

- основной образовательной программы основного общего образования МОУ Синьковской средней общеобразовательной школы №2;

- рабочей программы воспитания обучающихся на уровне основного общего образования МОУ Синьковской СОШ №2 на 2021-2026 гг., утверждённой приказом от 30.08.2021 г. №95/1;

-авторской программы основного общего образования. Биология. 5-9 классы. Авторы: В. В. Пасечник, В. В. Латюшин, Г. Г. Швецов( Биология. 5—9 классы : рабочая программа к линии УМК под ред. В. В. Пасечника : учебно-методическое пособие / В. В. Пасечник, В. В. Латюшин, Г. Г. Швецов. — М. :Дрофа, 2017. — 54, [1] с.) Данная рабочая программа реализуется на основе учебника:Пасечник В.В. Биология. Введение в биологию: Линейный курс: 5кл.: учебник/В.В.Пасечник.- М.:Дрофа,2020

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Синьковская средняя общеобразовательная школа № 2

Утверждаю

директор

________Хомутова Е.В.

приказ № _____

от «_____» ________ 2021г.

Рабочая программа

по биологии
5 В класс

Составитель:

Белякова Любовь Николаевна

с. Куликово, 2021 года.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочей программой по предмету «Биология» для учащихся 5 «В» класса составлена на основе:

- основной образовательной программы основного общего образования МОУ Синьковской средней общеобразовательной школы №2;

- рабочей программы воспитания обучающихся на уровне основного общего образования МОУ Синьковской СОШ №2 на 2021-2026 гг., утверждённой приказом от 30.08.2021 г. №95/1;

вторской программы основного общего образования. Биология. 5-9 классы. Авторы: В. В. Пасечник, В. В. Латюшин, Г. Г. Швецов( Биология. 5—9 классы : рабочая программа к линии УМК под ред. В. В. Пасечника : учебно-методическое пособие / В. В. Пасечник, В. В. Латюшин, Г. Г. Швецов. — М. :Дрофа, 2017. — 54, [1] с.) Данная рабочая программа реализуется на основе учебника:Пасечник В.В. Биология. Введение в биологию: Линейный курс: 5кл.: учебник/В.В.Пасечник.- М.:Дрофа,2020.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ»

Программа обеспечивает достижение следующих предметных, метапредметных и личностных результатов:

Предметные.

1. осознание роли жизни:

– определять роль в природе различных групп организмов;

– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.

2. рассмотрение биологических процессов в развитии:

– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;

– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;

– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.

3 использование биологических знаний в быту:

– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.

4. объяснять мир с точки зрения биологии:

– перечислять отличительные свойства живого;

– различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

– определять основные органы растений (части клетки);

– объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

5. понимать смысл биологических терминов;

– характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;

– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.

6. – оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни:

– использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;

– различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.

В результате изучения предмета «Биология в 5 классе

Ученик научится:

• характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;

 • применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;

• использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);

• ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.

Ученик должен научиться

  • перечислять основные признаки жизни (питание, дыхание, выделение, обмен веществ и энергии, раздражимость, размножение, рост, развитие, подвижность);
  •  по памяти воспроизводить формулировки определений основных признаков жизни.
  •  по памяти воспроизводить формулировку понятия «биология»;
  •  перечислять разделы, входящие в состав биологии (не менее 7 разделов);
  •  называть объекты изучения основных разделов биологии (ботаника, зоология, анатомия, микология, бактериология, физиология, протистология);
  •  описывать значение биологии для повседневной жизни.
  •  перечислять основные методы изучения природы (наблюдение, измерение, эксперимент);
  •  приводить примеры использования каждого метода при изучении природы;
  • различать приборы и лабораторное оборудование.
  • называть и показывать части светового микроскопа;
  •  описывать принцип работы светового микроскопа;
  •  настраивать микроскоп для работы;
  •  соблюдать технику безопасности при работе с микроскопом.
  •  называть и показывать основные части клетки (оболочку, цитоплазму, ядро);
  •  приводить примеры клеток;
  •  указывать, что новые клетки появляются в результате деления.
  •  называть основные элементы, входящие в состав живых организмов (углерод, кислород, водород, азот); ▖ называть основные неорганические вещества клетки (вода и минеральные соли);
  •  называть основные органические вещества клетки (белки, жиры, углеводы);
  •  описывать главные функции органических веществ клетки.
  • указывать на то, что тело бактерий состоит из одной клетки;
  •  описывать принцип строения клетки бактерий (отсутствие ядра);
  •  различать формы клетки бактерий;
  •  описывать особенности проявления признаков жизни у бактерий;
  •  приводить примеры бактерий;
  •  описывать значение бактерий в природе и жизни человека.
  •  называть принцип строения тела гриба;
  •  приводить примеры одноклеточных и многоклеточных грибов;
  •  описывать особенности проявления признаков жизни у грибов;
  •  приводить примеры грибов;
  •  описывать значение грибов в природе и жизни человека.
  •  описывать особенности строения клетки растений;
  •  по памяти воспроизводить формулировку определения понятия «фотосинтез»
  •  описывать особенности проявления признаков жизни у растений.
  •  описывать значение растений в природе и жизни человека.
  •  описывать принцип строения тела простейших;
  •  приводить примеры простейших;
  • различать простейших на иллюстрациях;
  •  описывать особенности проявления признаков жизни у простейших;
  •  описывать значение простейших в природе и жизни человека.
  •  описывать общий план строения тела позвоночных животных;
  • перечислять основные группы позвоночных животных;
  •  называть 2—3 характерные черты каждой группы беспозвоночных животных;
  •  приводить примеры видов беспозвоночных животных, относящихся к каждой группе;
  •  различать представителей основных групп беспозвоночных животных;
  •  описывать особенности проявления признаков жизни у животных.
  •  описывать общий план строения тела беспозвоночных животных;
  •  перечислять основные группы беспозвоночных животных;
  •  называть 2—3 характерные черты каждой группы позвоночных животных;
  •  приводить примеры видов позвоночных животных, относящихся к каждой группе;
  •  различать представителей основных групп позвоночных животных;
  •  описывать особенности проявления признаков жизни у животных.
  •  описывать значение животных в природе и жизни человека.
  •  перечислять среды жизни организмов;
  •  называть особенности условий каждой из сред жизни;
  •  приводить примеры животных, обитающих в разных средах жизни;
  •  различать приспособления животных к различным условиям среды.
  •  перечислять основные природные зоны Земли;
  •  называть виды растений и животных, характерные для каждой природной зоны.

 описывать воздействие человека на природную среду на различных этапах его исторического развития;

  •  называть основные экологические проблемы современности;
  • описывать прямое и косвенное воздействие человека на редкие и исчезающие виды;
  •  приводить примеры видов, уничтоженных человеком;
  •  приводить примеры видов растений и животных, находящихся под угрозой исчезновения;
  •  описывать значение биоразнообразия.

Ученик получит возможность научиться:

• соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;

• использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений, домашних животных;

• выделять эстетические достоинства объектов живой природы;

 • осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;

• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам: живой природы);

• находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;

• выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

Формирование и развитие функциональной грамотности (читательская грамотность)

В результате работы по формированию и развитию основ читательской компетенции учащиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности.  У учащихся будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего».

Учащиеся 5 класса будут уметь:

  • находить и извлекать информацию из различных источников.

Формирование и развитие функциональной грамотности (глобальная компетентность)

Учащиеся будут знать глобальные проблемы:

  • человек и природа (аспект: охрана природы, ответственное отношение к живой природе);
  • продовольственная проблема;
  • здоровье как ценность;
  • права человека как ценность;
  • образование как ценность;
  • семья (аспект: роль семьи в воспитании и образовании ребёнка);
  • образование (роль образования в обществе).

Формирование и развитие функциональной грамотности (креативное мышление)

Учащиеся будут уметь:

  • создавать свободные высказывания и тексты в письменной форме;
  •  выдвигать идеи для создания письменных текстов;
  • делать письменную оценку приводимых высказываний;
  •  выдвигать идеи для своих проектов на основе заданного сценария и исходных установок;
  • видеть и находить социальные проблемы, выдвигать различные идеи для их решения;
  • проводить оценку креативности собственных или чужих идей с позиции их ясности, привлекательности или новизны.

Формирование ИКТ – компетенции учащихся (метапредметные результаты).

Учащиеся 5 класса будут обладать следующими компетенциями в области информационно-коммуникационных технологий:

  • осуществлять информационное подключение к локальной сети и глобальной сети Интернет;
  • получать информацию о характеристиках компьютера;
  • оценивать числовые параметры информационных процессов (объем памяти, необходимой для хранения информации; скорость передачи информации, пропускную способность выбранного канала и пр.);
  • соединять устройства ИКТ (блоки компьютера, устройства сетей, принтер, проектор, сканер, измерительные устройства и т. д.) с использованием проводных и беспроводных технологий;
  • входить в информационную среду образовательной организации, в том числе через сеть Интернет, размещать в информационной среде различные информационные объекты;
  • соблюдать требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ.

        Кроме того, учащиеся смогут:

  • создавать презентации на основе цифровых фотографий;
  • проводить обработку цифровых фотографий с использованием возможностей специальных
  • компьютерных инструментов;
  • проводить обработку цифровых звукозаписей с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов;
  • осуществлять видеосъемку и проводить монтаж отснятого материала с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов;
  • использовать различные приемы поиска информации в сети Интернет (поисковые системы, справочные разделы, предметные рубрики);
  • строить запросы для поиска информации с использованием логических операций и анализировать результаты поиска;
  • использовать различные библиотечные, в том числе электронные, каталоги для поиска необходимых книг;
  • искать информацию в различных базах данных, создавать и заполнять базы данных, в частности, использовать различные определители;
  • сохранять для индивидуального использования найденные в сети Интернет информационные объекты и ссылки на них.
  • осуществлять редактирование и структурирование текста в соответствии с его смыслом средствами текстового редактора;
  • форматировать текстовые документы (установка параметров страницы документа;
  • форматирование символов и абзацев; вставка колонтитулов и номеров страниц);
  • вставлять в документ формулы, таблицы, списки, изображения;
  • участвовать в коллективном создании текстового документа;
  • создавать гипертекстовые документы.
  • создавать и редактировать изображения с помощью инструментов графического редактора;
  • создавать различные геометрические объекты и чертежи с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов;
  • создавать диаграммы различных видов (алгоритмические, концептуальные, классификационные, организационные, родства и др.) в соответствии с решаемыми задачами.
  • записывать звуковые файлы с различным качеством звучания (глубиной кодирования и частотой дискретизации);
  • использовать музыкальные редакторы, клавишные и кинетические синтезаторы для решения творческих задач.
  • создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки, графические изображения;
  • работать с особыми видами сообщений: диаграммами (алгоритмические, концептуальные, классификационные, организационные, родства и др.), картами (географические, хронологические) и спутниковыми фотографиями, в том числе в системах глобального позиционирования;
  • оценивать размеры файлов, подготовленных с использованием различных устройств ввода информации в заданный интервал времени (клавиатура, сканер, микрофон, фотокамера, видеокамера);
  • использовать программы-архиваторы.
  • проводить простые эксперименты и исследования в виртуальных лабораториях;
  • вводить результаты измерений и другие цифровые данные для их обработки, в том числе статистической и визуализации;
  • проводить эксперименты и исследования в виртуальных лабораториях по естественным наукам, математике и информатике.
  • строить с помощью компьютерных инструментов разнообразные информационные структуры для описания объектов;
  • конструировать и моделировать с использованием материальных конструкторов с компьютерным управлением и обратной связью (робототехника);
  • моделировать с использованием виртуальных конструкторов;
  • моделировать с использованием средств программирования.
  • осуществлять образовательное взаимодействие в информационном пространстве образовательной организации (получение и выполнение заданий, получение комментариев, совершенствование своей работы, формирование портфолио);
  • использовать возможности электронной почты, интернет-мессенджеров и социальных сетей для обучения;
  • вести личный дневник (блог) с использованием возможностей сети Интернет;
  • соблюдать нормы информационной культуры, этики и права; с уважением относиться к частной информации и информационным правам других людей;
  • осуществлять защиту от троянских вирусов, фишинговых атак, информации от компьютерных вирусов с помощью антивирусных программ;
  • соблюдать правила безопасного поведения в сети Интернет;
  • различать безопасные ресурсы сети Интернет и ресурсы, содержание которых несовместимо с задачами воспитания и образования или нежелательно.

Учебно - исследовательская и проектная деятельность учащихся (метапредметные результаты).

        В ходе осуществления проектно-исследовательской деятельности, учащиеся овладеют следующими умениями и действиями:

  • ставить проблему и аргументировать её актуальность;
  • формулировать гипотезу проекта, исследования и раскрывать замысел – сущность будущей деятельности;
  • осуществлять планирование проектно-исследовательских работ и выбор необходимого инструментария;
  • проводить собственно исследование, организовывать работу по выполнению проекта с обязательным поэтапным контролем и коррекцией результатов работы;
  • оформлять результаты проектно-исследовательской деятельности как конечного продукта;
  • представлять результаты проекта-исследования широкому кругу заинтересованных лиц для обсуждения и возможного дальнейшего практического использования.

Регулятивные универсальные учебные действия

  1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
  • анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
  • идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
  • выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
  • ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
  • формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
  • обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
  1. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
  • определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
  • обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
  • определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
  • выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
  • выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
  • составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
  • определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
  • описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;
  • планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
  1. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
  • определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
  • систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
  • отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
  • оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
  • находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
  • работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
  • устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
  • сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
  1. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
  • определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
  • анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
  • свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
  • оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
  • обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
  • фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
  1. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:
  • наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
  • соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
  • принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
  • самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
  • ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
  • демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).

Познавательные УУД

1.Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:

  • подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
  • выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
  • выделять общий признак двух или нескольких предметов, или явлений и объяснять их сходство;
  • объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
  • выделять явление из общего ряда других явлений;
  • определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
  • строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
  • строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
  • излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
  • самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
  • вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
  • выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные /наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
  • делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

2. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

  • обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
  • определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
  • создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
  • строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
  • создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
  • преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
  • переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
  • строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
  • строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
  • анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.

3. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:

  • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
  • устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
  • резюмировать главную идею текста;
  • преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);
  • критически оценивать содержание и форму текста.
  • Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:
  • определять свое отношение к природной среде;
  • анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
  • проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
  • прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;
  • распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;
  • выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.
  • Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:
  • определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
  • осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
  • формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;
  • соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

Коммуникативные УУД

  1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
  • определять возможные роли в совместной деятельности;
  • играть определенную роль в совместной деятельности;
  • принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
  • определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
  • строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
  • корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
  • критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
  • предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
  • выделять общую точку зрения в дискуссии;
  • договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
  • организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
  • устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
  1. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:
  • определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
  • отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
  • представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
  • соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
  • высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
  • принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
  • создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;
  • использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;
  • использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
  • делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.

Личностные универсальные учебные действии

  • Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
  • Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
  • Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
  • Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
  • Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров). 6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).
  • Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
  • Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).
  • Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности.
  • Сформированность умения оценивать содержание прочитанного с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей.
  • Сформированность умения формулировать собственную позицию по отношению к прочитанному.
  • Сформированность умения объяснять гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе естественнонаучных знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей.
  • Сформированность умения осуществлять и понимать глобальные проблемы, видеть пути их решения, взаимодействовать, понимать важность и необходимость нравственных ценностей (человеческое достоинство, сочувствие, уважение других культур и культурных отличий);
  • Сформированность умения разрешать проблемы различного характера.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Введение в биологию (7 часов)

 обучения Понятие о жизни. Сходство и различие живого и неживого. Свойства живых тел природы. Роль живого в природе. Живая и неживая природа — единое целое. Биология — система наук о живой природе. Объекты, процессы и явления живой природы. Основные разделы и задачи биологии. Язык биологии: термины, понятия, символы. Источники биологических знаний: наблюдение, опыт и теория. Источники биологической информации: энциклопедии, словари, справочники, определители, карты, фото- и видеоизображения, компьютерные базы данных, Интернет и др. Кабинет биологии. Лабораторное оборудование кабинета биологии. Правила поведения и работы в кабинете биологии. Биология и другие естественные науки. Биология и ненаучное познание (религиозное, мифологическое, художественное). Значение биологических знаний для современного человека. Научный метод изучения живой природы. Наблюдение в биологии. Живые и фиксированные объекты. Биологический рисунок.

Биология — наука о живой природе. Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого. Методы исследования в биологии. Описание результатов исследования. Экскурсия Многообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений и животных.

 Лабораторные работы

  1. Измерение объектов.

Экскурсия «Многообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений и животных.»

Пр.р. №1 «Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений»

Строение и многообразие живых организмов (14 часов)

Использование увеличительных приборов для наблюдения. Лупа. Световой и цифровой микроскопы. Описание в биологии. Научное и художественное описание живых объектов. Использование таблиц, диаграмм для описания объектов, процессов и явлений живой природы. Классификация объектов, процессов и явлений живой природы как прием научного познания. Принцип родства и его использование в биологических исследованиях. Измерение в биологии. Выбор единиц измерения. Длина, площадь, объем, масса, время. Измерение размеров биологических объектов. Эксперимент в биологии. Природный и лабораторный эксперименты. Этапы биологического эксперимента. Объяснение результатов эксперимента. Понятие об организме. Основные части организма: клетки, ткани, органы, системы органов. Взаимосвязь частей организма. Организм — единое целое. Разнообразие организмов. Особенности строения организмов растений, животных, грибов и человека. Бактерии. Понятие о клетке как наименьшей единице живой природы. Доядерные и ядерные организмы. Процессы жизнедеятельности организмов: питание, дыхание, транспорт веществ, выделение, раздражимость, регуляция, размножение, рост, развитие. Классификация организмов. Основные царства живой природы. Царство Растения: отличительные особенности и многообразие. Дикорастущие и культурные растения. Лекарственные растения. Ядовитые растения. Охрана растений. Царство Животные: отличительные особенности и многообразие. Приспособления животных к условиям среды. Значение животных в природе и жизни человека. Меры охраны диких животных

Лабораторные работы

1.Устройство лупы и рассматривание с ее помощью клеточного строения растений.

2. Устройство микроскопа и приемы работы с ним.

3. Рассматривание готовых препаратов клеток растений, животных и грибов

4. Рассматривание одноклеточных грибов дрожжей и мукора

Организм и среда (12 часов) Понятие о среде обитания. Водная, наземно-воздушная, почвенная, внутри организменная среды обитания и их характеристика. Условия жизни организмов: свет, тепло, воздух, вода, минеральный состав почвы, пища. Значение условий жизни для организмов. Приспособленность организмов к среде обитания. Сезонные изменения в жизни организмов. Понятие о природном сообществе. Состав и структура сообщества. Взаимосвязи организмов в природном сообществе. Приспособление организмов к совместному существованию в природном сообществе. Разнообразие сообществ: природные и искусственные. Сообщества, созданные и поддерживаемые человеком. Значение природных и искусственных сообществ. Природные зоны Земли. Флора и фауна природных зон. Ландшафты природные и культурные. Человек — часть природы. Хозяйственная деятельность человека в природе: растениеводство, животноводство, охота, рыболовство, лесозаготовки, градостроение и  др. Охрана живой природы. Особо охраняемые природные территории. Роль учащихся в охране природы своей страны и края. Жизнь и ее многообразие — общечеловеческая ценность. Планета Земля — наш дом.

В соответствии с рабочей программой воспитания обучающихся МОУ Синьковской СОШ №2 на уровне основного общего образования в содержание уроков включена информация по следующим темам:

МОДУЛЬ «ШКОЛЬНЫЙ УРОК»

Визуальные образы (предметно-эстетическая среда, наглядная агитация школьных стендов предметной направленности)

5-9

В течение года

Учителя начальных классов

Учителя-предметники

Внутриклассное шефство

5-9

В течение года

Учителя начальных классов

Учителя-предметники

Игровые формы учебной деятельности

5-9

В течение года

Учителя начальных классов

Учителя-предметники

Интерактивные формы учебной деятельности

5-9

В течение года

Учителя начальных классов

Учителя-предметники

Музейные уроки

5-9

В течение года

Учителя начальных классов

Учителя-предметники

Школьная научно-практическая конференция «Первые шаги в науку»

5–8

Апрель

Учителя-предметники

Замдиректора по УВР

Содержание уроков

5-9

В течение года

Учителя начальных классов

Учителя-предметники

Сентябрь

Правила кабинета

5-9

В течение месяца

Учителя начальных классов

Учителя-предметники

Декабрь

Международный день инвалидов (информационная минутка на уроке биологии)

5-9

03.12

Учителя биологии

Март

Всемирный день иммунитета (минутка информации на уроках окружающего мира, биологии)

5-9

01.03

Учителя начальных классов

Учителя биологии

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА.

Согласно Учебному плану и календарному графику школы на 2021-2022 учебный год на изучение биологии в 5 классе отведено 35 часов учебного времени.

Кол-во часов

Тема

Плановые сроки

Фактические сроки

общее

по разделу

Введение в биологию 7 часов

1

1

Живая и неживая природа-единое целое

01.09-.03.2021

2

2

Биология- система наук о живой природе.

06.09-110.09

3

3

Методы исследования в биологии.

13.09-17.09

4

4

Измерения в биологических исследованиях. Лаб раб. «Измерение предметов»

20.09-24.09

5

5

Описание результатов исследования.

27.09-01-10

6

6

Эксперемент в биологии

11.10-15.10

7

7

 Обобщающий урок по теме.

Экскурсия. Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных

Пр.р. №1 «Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений»

18.10-22.10

Глава 1. Клеточное строение организма 14 часов

8

1

Устройство увеличительных приборов

Л.р.№1 «Устройство лупы и рассматривание с её помощью клеточного строения растений».

25.10-29.10

9

2

Устройство светового микроскопа и правила работы с ним.

Л.р.№2  «Устройство  светового микроскопа. Правила работы с ними»

01.11-03.11

10

3

Клетка- основная структурная и функциональная единица живого организма.

08.11-12.11

11.

4

Л.р.  №3 «Рассматривание готовых микропрепаратов клеток растений, животных и грибов»

22.11-2611

12

5

Организм- единое целое.

29.11-03.12

13

6

Жизнедеятельность организма.

06.12-10.12

14

7

Разнообразие организмов

13.12-17.12

15

8

Царство Бактерии: многообразие и значение

20.12-24.12

16

9

Царство грибы: многообразие и значение

27.12-29.12

17

10

Плесневые грибы и дрожжи

Л.р.  №4 «Строение плесневого гриба мукора. Строение дрожжей»

10.01-14.01.2022

18

11

Царство растений. Многообразие и значение.

17.01-21.01

19

12

Царство животных. Многообразие и значение

24.01-28.01

20

13

Охрана животного мира и растительного мира

31.01-04.02

21

14

Обобщающее повторение по теме: «Клеточное строение организма». Контрольная работа№ 1

07.02-11.02

Раздел 2. Организм- среда обитания – 12 часов

22

1

Среда обитания органумов.

14.02-18.02

23

2

Экологические факторы и их влияние на живы на живые орнанизы.

28.02-04.03

24

3

Сезонные изменения в жизни организмов

09.03-11.03

25

4

Природные сообщества

14.03-18.03

26.

5

Взаимосвязи организмов в сообществах

21.03-25.03

27

6

Сообщества, создаваемые человеком

28.03-01.04

28

7

 Экосистемы природных зон Земли

11.04-15.04

29

8

Природные зоны России

18.04-22-04

30

9

Хозяйственная деятельность человека в природе

25.04-29.04

31

10

  Охрана природы. Особо охраняемые природные территории

04.05--06.05

32

11

Планета земля – наш общий дом

11.05-13.05

33

12

Обобщение и повторение темы «Организм- среда обитания». Контрольная работа по теме: ««Организм- среда обитания».

16.05-20.05

34

13

  Итоговая контрольная работа за курс обучения в 5 классе.

23.05-27.05

35

1

 Анализ Итоговой контрольной работы за курс обучения в 5 классе.

30.05-31.05

ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ.

№ пп

Вид дополнений и изменений

Причина внесения изменений и дополнений.

Дата согласования с заместителем директора по УВР, подпись

Дата утверждения и № приказа директора, подпись

График прохождения практических, лабораторных работ и контрольных работ.

Кол-во часов

Тема

Плановые сроки

Фактические сроки

общее

по разделу

7

7

 Обобщающий урок по теме.

Экскурсия. Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных

Пр.р. №1 «Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений»

18.10-22.10

Глава 1. Клеточное строение организма 14 часов

8

1

Устройство увеличительных приборов

Л.р.№1 «Устройство лупы и рассматривание с её помощью клеточного строения растений».

25.10-29.10

9

2

Устройство светового микроскопа и правила работы с ним.

Л.р.№2  «Устройство  светового микроскопа. Правила работы с ними»

01.11-03.11

11.

4

Л.р.  №3 «Рассматривание готовых микропрепаратов клеток растений, животных и грибов»

22.11-2611

17

10

Плесневые грибы и дрожжи

Л.р.  №4

«Строение плесневого гриба мукора. Строение дрожжей»

10.01-14.01.2022

Раздел 2. Организм- среда обитания – 12 часов

33

12

Обобщение и повторение темы «Организм- среда обитания». Контрольная работа по теме: ««Организм- среда обитания».

16.05-20.05

34

13

  Итоговая контрольная работа за курс обучения в 5 классе.

23.05-27.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...