Практическая работа «Методы, используемые в генетике» .
материал для подготовки к егэ (гиа) по биологии (10, 11 класс)
Задания на развитие естественнонаучной грамотности для учащихся 10-11 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Задания на развитие естественнонаучной грамотности для учащихся 10-11 классов | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
Задание на развитие естественнонаучной грамотности обучающихся 10-11 классов
«Методы, используемые в генетике»
Общая характеристика задания.
Предмет: Биология.
Класс: 10-11.
Цель задания: задание построена на основе материала, предложенного традиционной программой учащимся 10-11 классов, для изучения основных методов, используемых для изучения закономерностей явлений наследственности.
Действия учащихся: данная задача направлена на умения выделять необходимую информацию и использовать для подтверждения выводов при изучении данного вопроса.
Задача поставлена для выработки у учащихся следующих умений:
- нахождение информации ( для этого используется задание, для выполнении которого требуется «пробежать» текс глазами, определить основные элементы и заняться поиском необходимой информации);
- интерпретация текста (сравнить и противопоставить заключенную в тексте информацию, обнаружить в ней доводы для ответа);
- рефлексия (связать информацию, полученную из текста со знаниями из других источников, сделать правильные доводы в защиту своей точки зрения).
Использованные источники:
1.Биология.10 класс: учебник: базовый уровень/ В.В.Пасечник и др./:2 изд. – М.: Просвещение,2019.
2. Интернет-источники
Текст к заданию.
Основной метод генетики – гибридологический (скрещивание определенных организмов и анализ их потомства, этот метод использовал Г.Мендель).
Гибридологический метод не подходит для человека по морально-этическим соображениям, а так же из-за малого количества детей и позднего полового созревания. Поэтому для изучения генетики человека применяют косвенные методы.
1) Генеалогический – изучение родословных. Позволяет определить закономерности наследования признаков, например:
- если признак проявляется в каждом поколении, то он доминантный (праворукость)
- если через поколение – рецессивный (голубой цвет глаз)
- если чаще проявляется у одного пола – это признак, сцепленный с полом (гемофилия, дальтонизм)
2) Близнецовый – сравнение однояйцевых близнецов, позволяет изучать модификационную изменчивость (определять наследственный характер признака, т.е. то, насколько признак зависит от генов и от воздействия среды).
Однояйцевые близнецы получаются, когда один зародыш на стадии 30-60 клеток делится на 2 части, и каждая часть вырастает в ребенка. Такие близнецы всегда одного пола, похожи друг на друга очень сильно (потому что у них совершенно одинаковый генотип). Отличия, которые возникают у таких близнецов в течение жизни, связаны с воздействием условий окружающей среды.
Разнояйцевые близнецы (не изучаются в близнецовом методе) получаются, когда в половых путях матери одновременно оплодотворяются две яйцеклетки. Такие близнецы могут быть одного или разного пола, похожи друг на друга как обычные братья и сестры.
3) Цитогенетический – изучение под микроскопом хромосомного набора – числа хромосом, особенностей их строения. Позволяет выявлять хромосомные болезни. Например, при синдроме Дауна имеется одна лишняя 21-ая хромосома.
4) Биохимический – изучение химического состава организма. Позволяет узнать, являются ли пациенты гетерозиготами по патологическому гену. Например, гетерозиготы по гену фенилкетонурии не болеют, но в их крови можно обнаружить повышенное содержание фенилаланина.
5) Популяционно-генетический – изучение доли различных генов в популяции. Основан на законе Харди-Вайнберга. Позволяет рассчитать частоту нормальных и патологических фенотипов.
Задание 1.
Выберите один, наиболее правильный вариант. С помощью какого метода выявляется влияние генотипа и среды на развитие ребенка
1) генеалогического
2) близнецового
3) цитогенетического
4) гибридологического
Задание 2
Найдите три ошибки в приведённом тексте «Методы генетики». Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
(1)Генеалогический метод генетики человека позволяет определить причину проявления геномных мутаций. (2)Благодаря генеалогическому методу установлены наследования гемофилии, дальтонизма, серповидно- клеточной анемии, альбинизма. (3)Близнецовый метод позволяет прогнозировать рождение однояйцевых близнецов. (4)Цитогенетический метод основан на изучении числа и строения хромосом. (5)С помощью цитогенетического метода выявляют причины наследственных болезней, исследуют хромосомные и геномные мутации. (6)Биохимический метод основан на изучении биохимических реакций и обмена веществ.
Задание 3.
Объясните суть близнецового метода. Какие бывают близнецы? Где можно использовать данный метод?
Лист ответов
Задание 1
Деятельность: Выявление информации в тексте и сопоставление ее с
предложенными вариантами ответов.
Ответ: 2
Балл: 1.
Задание 2
Деятельность: Найти верную информацию и дать объяснение.
Ответ:
(1)Генеалогический метод генетики человека позволяет определить закономерности наследования признаков (а не причину проявления геномных мутаций).
(3)Близнецовый метод не позволяет прогнозировать рождение близнецов, а даёт возможность изучать взаимодействие генотипа и факторов среды, их влияние на формирование фенотипа
(5)С помощью цитогенетического метода исследуют хромосомные и геномные мутации (выявить причины наследственных болезней с помощью этого метода нельзя).
Критерии оценивания:
Ответ включает в себя все названные выше элементы и не содержит биологических ошибок – 3 балла.
Ответ включает в себя два из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок – 2 балла.
Ответ включает в себя один из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок – 1 балл.
Ответ неправильный – 0 баллов.
Задание 3.
Деятельность: Работа с текстом и дополнительной информацией для ответа на задание.
Ответ:
1 – Близнецовый метод применяется для оценки соотносительной роли наследственности и среды в развитии разнообразных признаков, аномалий строения.
2 – Различают однояйцовых (монозиготных) и разнояйцовых (дизиготных) близнецов (можно с пояснениями).
3 – Близнецовый метод широко применяется в изучении наследственности и изменчивости у человека для определения соотносительной роли наследственности и среды в формировании различных признаков, как нормальных, так и патологических.
Критерии оценивания:
Ответ включает в себя все названные выше элементы и не содержит биологических ошибок – 3 балла.
Ответ включает в себя два из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок – 2 балла.
Ответ включает в себя один из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок – 1 балл.
Ответ неправильный – 0 баллов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационные формы и методы, используемые на уроках русского языка, литературы и во внеурочное время
Модернизация российского образования предусматривает масштабные изменения, которые носят системный характер и предполагают последовательный переход к компетентностной модели образования....
Приёмы и методы используемых информационных технологий на уроках производственного обучения и спецтехнологии по профессии «Повар, кондитер»
Мастер класс из педагогического опыта...
Лабораторно-практическая работа по теме"Решение задач на проценты и пропорции". "Расчёт норм закладки продуктов, используемых для приготовления различных блюд".
Лабораторно-практическая работа по калькуляции и учёту пищевых продуктов и математике. Технологические карты и таблицы в помощь преподавателю. Исторические сведения о процентах.Методы решения за...
активные методы используемые на уроках технологии
активные методы используемые на уроках технологии...
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК: ИНФОРМАТИКА И БИОЛОГИЯ. ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД ИЗУЧЕНИЯ ГЕНЕТИКИ ЧЕЛОВЕКА. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: СОСТАВЛЕНИЕ СХЕМ РОДОСЛОВНЫХ.
Урок по теме «Генеалогический метод изучения генетики человека», практическая работа «Составление схем родословных». Программа GenoPro (Живая Родословная) предназначена для создания, редактирован...
Терминология и символика, используемая в генетике.
Технологическая карта урока. ...
Практическая работа (Метод проектов)
Практическая работа (Метод проектов) 11 класс...