Практическая работа «Методы, используемые в генетике» .
материал для подготовки к егэ (гиа) по биологии (10, 11 класс)

Филатова Галина Юрьевна

Задания на развитие естественнонаучной грамотности для учащихся 10-11 классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Задание на развитие естественнонаучной грамотности обучающихся 10-11 классов

 «Методы, используемые в генетике»

        Общая характеристика задания.

Предмет: Биология.

Класс: 10-11.

Цель задания: задание построена на основе материала, предложенного традиционной программой учащимся 10-11 классов, для изучения основных методов, используемых для  изучения закономерностей явлений наследственности.

Действия учащихся: данная задача направлена на умения выделять необходимую информацию и использовать для подтверждения выводов при изучении данного вопроса.

Задача поставлена для выработки у учащихся  следующих умений:

- нахождение информации ( для этого используется задание, для выполнении которого требуется «пробежать» текс глазами, определить основные элементы и заняться поиском необходимой информации);

- интерпретация текста (сравнить и противопоставить  заключенную в тексте информацию, обнаружить в ней доводы для ответа);

- рефлексия (связать информацию, полученную из текста со знаниями из других источников, сделать правильные доводы в защиту своей точки зрения).

Использованные источники:

1.Биология.10 класс: учебник: базовый уровень/ В.В.Пасечник  и др./:2 изд. – М.: Просвещение,2019.

2. Интернет-источники

Текст к заданию.

Основной метод генетики – гибридологический (скрещивание определенных организмов и анализ их потомства, этот метод использовал Г.Мендель).

Гибридологический метод не подходит для человека по морально-этическим соображениям, а так же из-за малого количества детей и позднего полового созревания. Поэтому для изучения генетики человека применяют косвенные методы.

1) Генеалогический – изучение родословных. Позволяет определить закономерности наследования признаков, например:

  • если признак проявляется в каждом поколении, то он доминантный (праворукость)
  • если через поколение – рецессивный (голубой цвет глаз)
  • если чаще проявляется у одного пола – это признак, сцепленный с полом (гемофилия, дальтонизм)

2) Близнецовый – сравнение однояйцевых близнецов, позволяет изучать модификационную изменчивость (определять наследственный характер признака, т.е. то, насколько признак зависит от генов и от воздействия среды).

Однояйцевые близнецы получаются, когда один зародыш на стадии 30-60 клеток делится на 2 части, и каждая часть вырастает в ребенка. Такие близнецы всегда одного пола, похожи друг на друга очень сильно (потому что у них совершенно одинаковый генотип). Отличия, которые возникают у таких близнецов в течение жизни, связаны с воздействием условий окружающей среды.

Разнояйцевые близнецы (не изучаются в близнецовом методе) получаются, когда в половых путях матери одновременно оплодотворяются две яйцеклетки. Такие близнецы могут быть одного или разного пола, похожи друг на друга как обычные братья и сестры.

3) Цитогенетический – изучение под микроскопом хромосомного набора – числа хромосом, особенностей их строения. Позволяет выявлять хромосомные болезни. Например, при синдроме Дауна имеется одна лишняя 21-ая хромосома.
4) Биохимический – изучение химического состава организма. Позволяет узнать, являются ли пациенты гетерозиготами по патологическому гену. Например, гетерозиготы по гену фенилкетонурии не болеют, но в их крови можно обнаружить повышенное содержание фенилаланина.
5) Популяционно-генетический – изучение доли различных генов в популяции. Основан на законе Харди-Вайнберга. Позволяет рассчитать частоту нормальных и патологических фенотипов.

Задание 1.

Выберите один, наиболее правильный вариант. С помощью какого метода выявляется влияние генотипа и среды на развитие ребенка
1) генеалогического
2) близнецового
3) цитогенетического
4) гибридологического

Задание 2

Найдите три ошибки в приведённом тексте «Методы генетики». Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

 (1)Генеалогический метод генетики человека позволяет определить причину проявления геномных мутаций. (2)Благодаря генеалогическому методу установлены наследования гемофилии, дальтонизма, серповидно- клеточной анемии, альбинизма. (3)Близнецовый метод позволяет прогнозировать рождение однояйцевых близнецов. (4)Цитогенетический метод основан на изучении числа и строения хромосом. (5)С помощью цитогенетического метода выявляют причины наследственных болезней, исследуют хромосомные и геномные мутации.  (6)Биохимический метод основан на изучении биохимических реакций и обмена веществ.

Задание 3.

Объясните суть близнецового метода. Какие бывают близнецы? Где можно использовать данный метод?

Лист ответов

Задание 1

Деятельность: Выявление информации в тексте и сопоставление ее с
предложенными вариантами ответов.
Ответ: 2

Балл: 1.

Задание 2

Деятельность: Найти верную информацию и дать объяснение.

Ответ:

 (1)Генеалогический метод генетики человека позволяет определить закономерности наследования признаков (а не причину проявления геномных мутаций).

 (3)Близнецовый метод не позволяет прогнозировать рождение близнецов, а даёт возможность изучать взаимодействие генотипа и факторов среды, их влияние на формирование фенотипа

 (5)С помощью цитогенетического метода исследуют хромосомные и геномные мутации (выявить причины наследственных болезней с помощью этого метода нельзя).

Критерии оценивания:

Ответ включает в себя все названные выше элементы и не содержит биологических ошибок – 3 балла.

Ответ включает в себя два из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок – 2 балла.

Ответ включает в себя один из названных выше элементов и не содержит  биологических ошибок – 1 балл.

Ответ неправильный – 0 баллов.

 Задание 3.

Деятельность: Работа с текстом и дополнительной информацией для ответа на задание.

Ответ:

1 – Близнецовый метод применяется для оценки соотносительной роли наследственности и среды в развитии разнообразных признаков, аномалий строения.

2 – Различают однояйцовых (монозиготных) и разнояйцовых (дизиготных) близнецов (можно с пояснениями).

3 – Близнецовый метод широко применяется в изучении наследственности и изменчивости у человека для определения соотносительной роли наследственности и среды в формировании различных признаков, как нормальных, так и патологических.

Критерии оценивания:

Ответ включает в себя все названные выше элементы и не содержит биологических ошибок – 3 балла.

Ответ включает в себя два из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок – 2 балла.

Ответ включает в себя один из названных выше элементов и не содержит  биологических ошибок – 1 балл.

Ответ неправильный – 0 баллов.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные формы и методы, используемые на уроках русского языка, литературы и во внеурочное время

Модернизация российского образования предусматривает масштабные изменения, которые носят системный характер и предполагают последовательный переход к компетентностной модели образования....

Лабораторно-практическая работа по теме"Решение задач на проценты и пропорции". "Расчёт норм закладки продуктов, используемых для приготовления различных блюд".

Лабораторно-практическая работа по калькуляции и учёту пищевых продуктов и математике. Технологические карты и таблицы  в помощь преподавателю. Исторические сведения о процентах.Методы решения за...

активные методы используемые на уроках технологии

активные методы используемые на уроках технологии...

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК: ИНФОРМАТИКА И БИОЛОГИЯ. ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД ИЗУЧЕНИЯ ГЕНЕТИКИ ЧЕЛОВЕКА. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: СОСТАВЛЕНИЕ СХЕМ РОДОСЛОВНЫХ.

Урок по теме «Генеалогический метод изучения генетики человека», практическая работа «Составление схем родословных». Программа GenoPro (Живая Родословная) предназначена для создания, редактирован...

Терминология и символика, используемая в генетике.

Технологическая карта урока.                                  ...

Практическая работа (Метод проектов)

Практическая работа (Метод проектов) 11 класс...