"Заболевания органов дыхания и их профилактика"
план-конспект урока по биологии (8 класс)

Гринчукова Людмила Сергеевна

Урок-путешествие по биологии 8 кл "Заболевания органов дыхания и их профилактика. Реанимания"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Биология 8 класс.

Дата проведения:____________

Урок 17. Заболевания органов дыхания и их профилактика. Реанимация.

Раздел биологи: человек и его здоровье

Тема: «Заболевания органов дыхания и их профилактика. Реанимация».

Тип урока:  урок-путешествие

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная  

Методы: словесные, наглядные, практические

Цель урока: 

Образовательные: актуализировать и развить знания учащейся о дыхательной системе, познакомить  с заболеваниями органов дыхания, рассмотреть влияние курения на дыхательную систему, сформировать негативное отношение к курению;

Развивающие: развить умение выбирать верное утверждение, анализировать, обобщать, делать выводы; продолжить формирование основ гигиены (правила гигиены дыхания);

Воспитательные: воспитать бережное отношение к органам дыхания и здоровью в целом

Задачи урока:

- сформировать представления о заболеваниях органов дыхания и мерах их профилактики; о реанимации и ее основных приемах;

- продолжить формирование умения использовать теоретические знания в жизни для будущей профессии;

Планируемые результаты обучения:

Предметные: учащаяся получит представление о медицинских профессиях, заболеваниях органов дыхания и мерах их профилактики; о реанимации и её основных приёмах; учится оказывать первую помощь при остановке дыхания; проводить искусственное дыхание.

Метапредметные: учащаяся осваивает умения наблюдать, классифицировать, анализировать, продолжает отрабатывать умение работать с текстом и иллюстрациями учебника; сотрудничают в   процессе выполняемой работы, обсуждении полученных результатов; формируются умения  использовать ИКТ в учебной деятельности.

Личностные: у учащейся формируются ценностно-смысловые установки по отношению к медицинским профессиям и своему организму.

Основные понятия урока: грипп, ОРВИ, туберкулёз, бронхиальная астма, флюорография, клиническая смерть, реанимация, искусственное дыхание.

Ход урока:

  1. Организационный момент
  2. Актуализация опорных знаний:

Заканчивая тему «Дыхание», мы сегодня поговорим о заболеваниях органов дыхания и о том, как обезопасить себя от них. Но прежде, чем приступить к рассмотрению темы нашего сегодняшнего урока, вспомним о строении дыхательной системы.

Используя таблицу « Органы дыхания» ответить на вопрос

Какие органы входят в состав дыхательной системы ? (показать эти органы на таблице)

Ответить на тестовые задания

1.Какую функцию выполняют реснички мерцательного эпителия слизистой полости носа
А) увеличивают поверхность слизистой
Б) являются чувствительными приборами
В) удаляют слизь и частички пыли из полости носа

2.Какие структуры образуют скелет трахеи и главных бронхов
А) хрящевые пластинки
Б) хрящевые полукольца

3.Альвеолы – это
А) разветвления трахеи
Б) лёгочные пузырьки
В) выпячивания лёгочных пузырьков

4.В каких отделах мозга находится дыхательный центр
А) в среднем мозге
Б) в мосту
В) в продолговатом мозге

5.При вдохе
А) диафрагма и межрёберные мышцы сокращаются
Б) диафрагма и межрёберные мышцы расслабляются

6.Орган, в котором образуются звуки
А) носоглотка
Б) гортань
В) трахея

7.Наиболее крупный хрящ гортани-
А) щитовидный
Б) надгортанник

  1. Мотивация учебной деятельности:

А сейчас давайте проверим, как Вы заботитесь о своей дыхательной системе. За каждый правильный  « да» ставим 1 балл, а за ответ « нет» - 0 баллов

  1. Любите ли Вы петь?
  2. Часто ли Вы поете?
  3. Играете ли Вы на духовом инструменте?
  4. Делаете ли Вы ежедневно утреннюю гимнастику?
  5. Занимаетесь ли Вы каким-то видом спорта?
  6. Имеете ли Вы вредные привычки?

4 – 6 баллов. Вы следите за собой. Ваши органы дыхания развиты хорошо.

0 – 3 балла. Вам следует лучше позаботиться о своих легких. Задумайтесь над тем, что ничего не ценится так дорого, как здоровье!

Медики настойчиво советуют как можно чаще и громче петь. По мнениюученых и врачей, которые занимаются изучением легочных функций, пение благоприятствует на только увеличению объема легких, но и укреплению мускулатуры груди. Исследования , которые провели среди певцов разноговозраста, которые выспупают в опере, показали, что органы дыхания у артистов не менее развиты, чем у пловцов и йогов.

Сообщение темы урока , постановка целей и задач

  1. Изучение нового материала:

Гигиена дыхания

О необходимости гигиены дыхания хорошо и метко сказал

 В.В. Маяковский:

Нельзя человека закупорить в ящик

            Жилище проветривай чище и чаще!

Мы сегодня будем путешествовать по станциям:   «Медики», «Валеологи», «Физиологи», «Спасатели».

1 станция «Медики»

  Учитель выводит схему на интерактивную доску специалистов, которые занимаются диагностированием вышеперечисленных заболеваний.

Врач

Терапевт        Отоларинголог        Пульмонолог        Фтизиатр        Онколог

 

«Заболевания органов дыхания». Среди болезней, поражающих органы дыхания, есть инфекционные, аллергические, воспалительные

Наиболее распространены вирусные инфекции - грипп и острые респираторные (дыхательные) заболевания, ангина, туберкулез.  Это воздушно-капельные инфекции.

 

 Заболевания органов дыхательной системы делятся на четыре типа:

  • Инфекционные – их вызывают вирусы, бактерии, грибы, которые попадают в организм и вызывают воспалительные заболевания органов дыхания. Например, бронхит, пневмонию, ангину и т.д.
  • Аллергические – появляются из-за пыльцы, пищевых и бытовых частиц, которые провоцируют бурную реакцию организма на некоторые аллергены, и способствуют развитию заболеваний органов дыхания. Например, бронхиальной астмы.
  • Аутоиммунные заболевания органов дыхательной системы возникают, когда в организме происходит сбой, и он начинает вырабатывать вещества, направленные против собственных клеток. Пример такого воздействия – идиопатический гемосидероз легких.
  • Наследственные – человек предрасположен к развитию некоторых заболеваний на генном уровне.

Содействуют развитию заболеваний дыхательной системы и внешние факторы. Они не вызывают заболевания напрямую, но могут спровоцировать ее развитие. Например, в плохо проветриваемом помещении возрастает риск заболеть ОРВИ, бронхитом или ангиной.

Симптомы

Определить заболевание дыхательной системы можно по следующим симптомам:

  • кашель;
  • боль;
  • одышка;
  • удушье;
  • кровохарканье.

При кашле может возникать боль. Страдающих заболеваниями органов дыхательной системы боль также сопровождает при дыхании или определенном положении тела. Она может отличаться по интенсивности, локализации и продолжительности. Одышка также делится на несколько видов: субъективная, объективная и смешанная. Субъективная появляется у больных при неврозах и истерии, объективная возникает при эмфиземе легких и характеризуется изменением ритма дыхания и продолжительностью вдоха выдоха. Удушье – это наиболее тяжелая форма одышки. Внезапные приступы удушья могут быть признаком бронхиальной или сердечной астмы. При еще одном симптоме заболеваний дыхательной системы – кровохарканьи – при кашле выделяется кровь с мокротой.

Причины

Основная причина кроется в воздействии на организм патогенных микроорганизмов.

Основными бактериальными возбудителями являются:

  • пневмококки;
  • вирусные инфекции;
  • гемофильная палочка;
  • вирусы гриппа;
  • микоплазмы;
  • туберкулезная микобактерия;
  • хламидии.

Помимо инфекций причиной заболеваний органов дыхания являются различные аллергены, которые делят на несколько основных типов:

  • бытовые — пыль, шерсть, частицы кожи и так далее;
  • лекарственные – ферменты, антибиотики;
  • пищевые — например, цитрусовые или молоко;
  • аллергены животных;
  • аллергены, которые содержатся в спорах дрожжевых и плесневых грибов;
  • профессиональные – средства бытовой химии;
  • пыльца растений.

Провоцируют развитие заболеваний органов дыхания:

  • курение;
  • плохая экология;
  • бытовые загрязнения;
  • переохлаждение;
  • плохие климатические условия (повышенная влажность, сильный холод, колебания атмосферного давления);
  • злоупотребление алкоголем;
  • наличие в организме очагов хронической инфекции.

Лечение

Выбор метода лечения того или иного заболевания органов дыхания зависит от степени выраженности патологического процесса, формы заболевания, его вида, наличия осложнений, состояния иммунной системы пациента и ряда других факторов.

Чаще всего проводится консервативное медикаментозное лечение, включающее в себя применение следующих групп лекарственных средств:

  • антибиотики;
  • дезинтоксицирующие средства;
  • противовоспалительные;
  • противокашлевые;
  • отхаркивающие;
  • бронхолитики;
  • стимуляторы дыхания;
  • анальгетики;
  • противоаллергические препараты.

Если консервативное лечение не дает результатов, болезнь прогрессирует, развиваются осложнения, то лечение заболеваний органов дыхания проводится оперативными методами.

Грипп – вирусное заболевание, относящееся к воздушно-капельной инфекции. Быстро распространяется, т.к. вирус устойчив в окружающей среде, и заражение производиться за счет капелек слизи больных, попавших в воздух при кашле и чихании. Грипп опасен возможными осложнениями. Больные и здоровые люди при общении должны закрывать нос и рот марлевыми повязками, большое значение в профилактике гриппа имеет соблюдение чистоты помещений и воздуха.

Вирус гриппа поражает людей всех возрастов. Это самая распространенная болезнь из всех ныне существующих .Чтобы не происходило возникновение массовой эпидемии гриппа врачи рекомендуют вам сделать прививку от гриппа заблаговременно

.

Туберкулёз – хроническое заболевание лёгких, возбудителем которого является микобактерия туберкулёза или палочка Коха. Сначала больной может не знать о том, что он болен. Однако со временем нарастает слабость, появляется покашливание, в мокроте появляются прожилки крови, температура тела повышается до 37,2 – 37,9°С.. Основной источник распространения туберкулёза – больной человек, который выделяет при кашле, чихании, смехе мелкие капли мокроты и слюны, где содержатся микобактерии туберкулёза . Болезнь, несмотря на длительное лечение и большое количество мед. препаратов, излечима. Больной должен строго соблюдать правила личной гигиены: иметь своё полотенце, отдельную посуду и т.д

Проявление болезни: легочная ткань распадается и превращается в рыхлую массу. Яд  выделяемый микробами, отравляет весь организм.

Первый флюорографический кабинет появился в 1924 году в Рио-де-Жанейро.

Наиболее распространённое заболевание в человеческой популяции, которым не раз болел каждый из вас – это острый бронхит . Он представляет собой непродолжительное воспаление слизистой оболочки бронхов. Сопровождается кашлем, отделением мокроты и часто повышением температуры.

Пневмония или воспаление лёгких – острое инфекционное заболевание, при котором поражается участок лёгочной паренхимы. Часто пневмония развивается как осложнение острого бронхита.

Симптомы пневмонии: высокая температура, кашель, иногда одышка и боль в грудной клетке, а также общая слабость и отсутствие аппетита. Точный диагноз ставится после прохождения рентгена лёгких.

Бронхиальная астма - достаточно распространённое заболевание в наши дни. Это аллергическое заболевание, которое может быть вызвано различными аллергенами (пылью, пыльцой, шерстью, пухом, лекарствами и др.). Проявляется заболевание приступами удушья в результате спазма бронхиол. Бронхиальная астма может протекать легко с редкими приступами или тяжело с частыми приступами. Астматику категорически противопоказано курение и нахождение в загрязнённой атмосфере. Больным не обойтись без специальных бронхорасширяющих препаратов. Их отсутствие может привести к смертельному исходу

Болезни, вызванные курением: рак лёгкого, хронический бронхит.

Заболевание

Пути заражения, способ передачи

Возбудитель

Симптомы, очаги поражения

Профилактика

Грипп

Воздушно-капельная инфекция

вирусы

Кашель, насморк, высокая температура. Поражение слизистых.

Изоляция больных, влажная уборка

Туберкулез легких

Воздушно-капельная инфекция, молоко больных животных.

Бактерия-палочка КОХА

Слабость, невысокая температура, похудение, кашель с кровью. Поражение легких.

Прохождение флюорографии. Изоляция больных, длительное лечение в стационаре. Влажная уборка, проветривание

Рак легких

Табачный дым, вирус, наследственная предрасположенность

Сухой кашель, недомогание, поражение нервной системы и всего организма, эпителиальная ткани бронхов, опухоль в легких

Отказ от курения, прохождение флюорографии. Лечение в стационаре, операция.

Вывод и рекомендации:

1.Дышать рекомендуется через нос, т.к. при дыхании ртом в легкие поступает холодный воздух, что и является причиной простудных заболеваний.

2. Обязательно соблюдать правила личной гигиены.

3.Проветривание, влажная уборка помещения.

2 Станция «Физиологи»  

1.Есть такое понятие – жизненная емкость легких - ЖЕЛ

Если сделать глубокий вдох, а затем выдохнуть весь воздух, то выдохнутый объем воздуха и составит жизненную емкость легких. Но и тогда после выдоха в легких остается более 1 л воздуха (остаточный объем). Жизненная емкость легких измеряется при помощи прибора спирометра.  ЖЕЛ зависит от возраста, пола роста.

Степени тренированности Какой должна быть жел:

Жел (л) мужчин=2,5*рост (м) Жел (л) женщин=1,9*рост (м)

2,5 и 1,9 - коэффициенты.

- Людям с низкой жел приходится дышать часто и поверхностно, ткани получают мало кислорода и человек не может выполнять работу.

2.Дыхательная гимнастика.

Йоги – фанатики дыхания. Они разработали целую систему дыхательной гимнастики. Они убеждены, что, умея контролировать свое дыхание можно не только излечить недуги, но и победить в себе страх, любые «низкие» эмоции. 

Дыхательная медитация.
Сядьте прямо. Закройте глаза. Представьте, что вы вдыхаете аромат цветка… Нежный аромат цветка… Старайтесь вдыхать не только носом, но и всем телом. Вдох. Выдох. Тело превращается в губку: на вдохе оно впитывает через поры кожи воздух, а на выдохе просачивается наружу. Вдох. Выдох.
Предлагаем провести несколько упражнений , а остальные проведете дома.
Ныряние. Нужно два раза глубоко вдохнуть и выдохнуть, а затем, после третьего глубокого вдоха, «нырнуть под воду» и не дышать, зажав при этом нос пальцами. Как только ребёнок чувствует, что больше не может «сидеть под водой», он «выныривает». 
Шарик .Предлагаем представить, что вы – воздушные шарики. На счёт: 1,2,3, 4 – дети делают четыре глубоких вдоха и задерживают дыхание. Затем на счёт 1-8 медленно выдыхают. 
 Каша кипит .Вдыхаем через нос, на выдохе произносится слово «пых». Повторить не менее 8 раз. 
Ветерок. Поднять голову вверх – вдох. Опустить голову на грудь – выдох (подул тихий ветерок).Поднять голову вверх – вдох. Опустить и сдуть «ворсинку» (подул нежный ветерок).Поднять голову вверх – вдох. Опустить и задуть свечи (подул сильный ветерок).

«Ладошки» - разводим руки в стороны – глубокий вдох. Быстро сводим их вместе и с хлопком совершаем резких выдох.
«Обнималки»- разведя руки делаем глубокий вдох, потом резко обнимает себя и делаем выдох.
«Ай-ай» - покачиваем головой налево и направо. При наклоне головы – вдох, при выпрямлении – выдох.
Вывод и рекомендации:
Дыхательная гимнастика способствует очищению лёгких от пыли, слизи. 
Дышать нужно глубоко и размеренно.

Движения, связанные с большими усилиями, должны совпадать с выдохом*.

Гребля, ходьба на лыжах, волейбол улучшают дыхание.

Полезно бывать на свежем воздухе.

Дышать надо через нос.

При кашле и чихании следует закрывать нос и рот платком.

Важно бороться с пылью на улице и в помещении.

Для правильного дыхания важна правильная осанка.

3. станция  «Валеологи» (специалисты по здоровому образу жизни).

«Курить – здоровью вредить!»

Колумб Америку открыл,

Великий был моряк.

Но плохо тем, что приучил

Он всех курить табак.

От трубки мира у костра,

Раскуренной с вождём,

Впервые связь между курением табака и некоторых заболеваний органов дыхания была доказана в 1950 году. Табачный дым содержит ядовитые вещества, являющиеся канцерогенными для организма. Всего около 400 веществ губительных для организма человека содержится в табаке.

Самым вредным из них является никотин. Он имеет сложное строение и обладает сильным отравляющим действием.

 Курящие люди значительно чаще заболевают хроническим бронхитом, раком легких, туберкулезом и астмой.

Выявлено, что через 8 ч после последней выкуренной сигареты из крови улетучивается угарный газ, через 9 месяцев восстанавливается функция легких, через 5лет вероятность инсульта уравнивается с таковой для некурящих, через10 лет падает вероятность заболеть раком и через 15 лет снижается вероятность инфаркта.

Пассивное курение. Есть такое понятие «пассивный курильщик». Это человек, который сам не курит, но находится в окружении курящих людей и получает примерно такое же количество никотина и др. вредных веществ, содержащихся в табачном дыме. Табачный дым не проходит через сигаретный фильтр и поэтому содержит больше токсинов. 75% никотина и 70% углерода попадает в атмосферу при курении табака.

Рассмотрим наиболее распространённые болезни органов дыхания, возникающие главным образом из-за курения табака.

Рак лёгкого – одно из наиболее распространённых злокачественных новообразований (опухолей).

 Как образуются опухоли? В слизистой оболочке дыхательных путей содержатся бокаловидные клетки, вырабатывающие слизь, в которых оседают частицы пыли, табачного дыма. Вместе с ресничным дыхательным эпителием эта слизь предохраняет лёгкие от сильного загрязнения. Многолетнее курение табака приводит к разрушению эпителия дыхательных путей. Эпителиальные клетки теряют реснички и становятся гладкими. Клетки, лежащие под ними начинают размножаться, чтобы восполнить поверхностный слой. В процессе такого быстрого деления часть клеток мутирует и становится злокачественными. Так начинается рост опухоли.

Печальная статистика раковых заболеваний курильщиков достаточно красноречива.

Рак лёгкого наиболее часто встречается у мужчин в 10 раз больше, чем у женщин. Курильщики заболевают в 10-20 раз чаще, чем некурящие. Группу наибольшего риска составляют люди, которые начали курить в молодом возрасте. Чаще всего заболевания встречаются в промышленных районах, где экологические условия далеки от совершенства. К сожалению, симптомы болезни на ранних стадиях не проявляются. Наиболее характерны кашель, похудание, боль в груди и спине, одышка.

Для курильщиков также характерно такое заболевание как хронический бронхит .

Хроническое воспаление слизистой оболочки бронхов развивается в результате длительного стажа курения при постоянном раздражении слизистой бронхиального дерева продуктами сгорания табака и папиросной бумаги. Основными симптомами хронического бронхита является кашель, особенно утренний, который продолжается более 2-х лет. Также хронический бронхит (пылевой или токсический) может развиваться у людей, работающих на предприятиях при контакте с пылью или химическими веществами. Хроническое воспаление в бронхах приводит к застою вязкой мокроты, разрастанию соединительной ткани, в результате нарушается лёгочная вентиляция и развивается дыхательная недостаточность. Последняя в свою очередь приводит к нарушению сердечной деятельности, что нередко является причиной смерти на поздних стадиях заболевания.

Вывод и рекомендации:

- Я призываю – любите себя,

Свой мозг, свою печень и сердце, друзья.

Сделайте вывод сами немедля –

Курить человеку опасно и вредно!

4. Станция   «Спасатели»

Реанимация   «Оказание доврачебной помощи при остановке дыхания!»

  • Первая доврачебная неотложная помощь  (ПДНП) - комплекс  простейших мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья человека, проводимых до прибытия медицинских работников.

Ученица работает с учебником и заполняет таблицу расположенную ниже.

Реанимация (от ре... и латинского animatio - оживление) – мероприятие, связанное с выводом человека из клинической смерти. (Определение записывают в тетради).

«Искусственное дыхание “рот в рот”»

Когда пострадавший лежит на спине, прежде всего, удалите изо рта все, что попало туда и может мешать дыханию. Откройте дыхательные пути, запрокинув голову назад и подняв подбородок, сожмите нос указательным и большим пальцами, глубоко вдохните и плотно прижмите свои губы к губам пострадавшего.

Сильно вдохните в рот пострадавшего пока не увидите, как поднялась клетка. Уберите свои губы и пусть грудная клетка опустится.

 «Искусственное дыхание “рот в нос”»

Если вы спасли человека на воде и невозможно открыть рот пострадавшего, можно провести искусственное дыхание «рот в нос». Вдуть воздух в нос легко, но трудно сделать так чтобы воздух попал куда нужно. Мягкие ткани носа могут закрыть проход воздуху.

 «Непрямой массаж сердца»

Если пульс отсутствует, значит сердце остановилось. Вам придется делать непрямой массаж сердца.

Пострадавший лежит на спине на твердой поверхности. Склонитесь над ним и нащупайте пальцами нижние ребра. Положите ладонь другой руки на ребро и опускайте ее ниже до вашего указательного пальца. Это место, где вы будете надавливать на грудь. Положите одну руку на другую .Надавите на грудь на 4-5 см. Потом ослабьте давление, не убирая рук. Повторите надавливания примерно 80 раз в минуту

Практикум

Вопрос № 1.

Вы стали свидетели трагедии – на реке тонет человек! К счастью, его удалось вытащить на берег. Но что делать дальше? Помните, промедление смерти подобно!

Вопрос № 2.

Человека, пораженного электрическим током, люди пытались закопать в землю (в качестве первой помощи). Приехала “скорая помощь” и спасла его от неминуемой гибели. Объясните, почему без врачебной помощи человек мог бы погибнуть и какая первая помощь врача его спасла?

Вопрос № 3.

Произошла остановка сердца с задержкой дыхания. В вашем распоряжении 5 минут. Действуйте!

Вывод и рекомендации:

-не паниковать, уложить пострадавшего на спину и сделать искусственное дыхание и, если необходимо, непрямой массаж сердца.

  1. Закрепление изученного материала

Работа   игра

Задание. Выберите из приведенного списка те признаки заболевания, которые соответствуют болезням, приведенным в таблице, и впишите в таблицу соответствующие им буквы

Признаки заболевания

А. Нарушение носового дыхания, выведение из полости носа слизи, боль в лобной части головы

Б. Вызывает воспаление органов дыхания, кашель, насморк

В. Острое воспаление слизистой оболочки зева, боль во время глотания

Г. Чаще поражаются легкие, возбудитель активизируется в случае плохого питания, антисанитарных жилищных условий

Д. Поражает слизистую оболояку горла, а яд возбудителя может вызвать отравление всего организма

Е. Першение в горле, сухой кашель

Ж. Внезапное повышение температуры, ухудшение состояния, появление отдышки, сильная боль в груди

З. Периодические приступы удушья и кашля

И. Длительный  выматывающий кашель, боль в груди, повышение температуры

Болезнь органов дыхания

Признаки болезни

  1. Ангина

  1. Грипп

  1. Туберкулез

  1. Дифтерия

  1. Трахеит

  1. Бронхит

  1. Пневмония

  1. Бронхиальная астма

  1. Гайморит

  1. Рефлексия: Подумай и ответь на вопросы:

На уроке я работал                         активно/пассивно

Своей работой на уроке я                 доволен/не доволен

Урок для меня показался                           коротким/длинным

За урок я                                         не устал/устал

Мое настроение стало                            лучше/хуже

Материал урока мне был                            понятен/непонятен

                                                полезен/бесполезен

                                                интересен/скучен

VII. Итог урока:

- Понадобятся ли Вам в жизни  знания, полученные на сегодняшнем уроке?

- Сможете ли Вы оказать первую помощь потерпевшему?

Выставление оценок за урок

  1. Домашнее задание: Изучить параграф __, ответить на вопросы, выполнить задание  на карточках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок -проект по биологии в 8-м классе по теме "Заболевание органов дыхания. Профилактика заболеваний дыхательной системы"

В проекте  учащиеся 8 класса исследуют причины заболеваний органов дыхания, их течение, последствия, возбудителей. Прослеживают связь между образом жизни человека и здоровьем дыхательной системы. В хо...

План конспект урока биологии в 8 классе Профилактика заболеваний органов дыхания

Познакомить учащихся с заболеваниями органов дыхания...

Презентация Профилактика заболеваний органов дыхания

Презентация Профилактика заболеваний органов дыхания...

Урок №4. "Заболевания органов дыхания и их профилактика. Реанимация". Индивидуально-групповая методика.

Сценарий  с развернутым план-конспектом к уроку по теме "Заболевания органов дыхания и их профилактика. Реанимация"....

Разработка урока биологии в 8 классе: Дыхание. Дыхательная система. Гигиена органов дыхания. Заболевания органов дыхания и их предупреждение. Вред табакокурения.

Урок разработан в деятельностном подходе с учетом ФГОС. К уроку прикладывается технологическая карта темы Дыхание....

Технологическая карта урока "Заболевания органов дыхания и их профилактика""

Технологическая карта урока "Заболевания органов дыхания и их профилактика" в соответствии с ФГОС...