Формирование естественно-научной функциональной грамотности
методическая разработка по биологии

Осипова Кира Варсанофьвна

Рекомендации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл funktsionalnaya_gramotnost.pptx615.28 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование естественно-научной функциональной грамотности

Слайд 2

Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанными с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.

Слайд 3

К омпетенции научно объяснять явления; понимать основные особенности естественнонаучного исследования; интерпретировать данные; использовать научные доказательства для получения выводов .

Слайд 4

И спользование заданий в учебном процессе н а различных фазах урока: введение нового материала; актуализация знаний; формирование и развитие умений; в составе специального естественнонаучного практикума.

Слайд 5

Основные критерии отбора заданий для формирования и оценки функциональной грамотности.

Слайд 7

Метапредметные тексты Требует перевода с обыденного языка на язык предметной области. Используются иллюстрации: рисунки, таблицы . Имеет широкий диапазон жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности . Текст должен быть интересен обучающимся, стимулировать проявление эмоций( удивление, сочувствие, гнев…) Один и тот же текст используется на разных уроках . Учащиеся осознают, что для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности необходимы знания нескольких предметов.

Слайд 8

Конструктор задач (Л.С. Илюшин)

Слайд 9

Пример метапредметного текста МОЛОКО Прочитайте следующую информацию и ответьте на вопросы. Молоко — это первая в жизни пища, которую получают детеныши млекопитающих. Для их здоровья важно, чтобы питательные вещества в молоке, которое они пьют, были идентичны тем, что и в молоке их матерей. Ниже в таблице указаны основные вещества, со-держащиеся в молоке трех млекопитающих: коровы, волка и человека. Приведенные в таблице данные показывают, сколько в среднем жиров, белков и углеводов содержится в 100 г молока. Коровье молоко (г ) Молоко волчицы (г) Женское молоко (г) Жиры 3,9 9,6 4,0 Белки 3,4 9,2 1,4 Углеводы 4,9 3,4 7,0 Существуют легенды и истории, рассказывающие о маленьких детях, выросших среди волков и вскормленных на молоке волчиц. В одной из таких легенд говорится о ребенке, который был выращен волками в древние времена в одном из лесов Европы. Данные таблицы могут быть использованы как для того, чтобы подтвердить правдивость этой легенды, так и для того, чтобы ее опровергнуть. Вопрос 1: Используя данные таблицы, приведите доказательство того, что эта легенда могла быть правдивой… Вопрос 2: Используя данные таблицы, приведите доказательство того, что эта легенда не могла быть правдивой...

Слайд 10

Пример метапредметного текста Смог в Москве Постоянство состава атмосферного воздуха (чистота) важнейшее условие существования человечества. Состав вдыхаемого воздуха Состав выдыхаемого воздуха человеком

Слайд 11

В августе 2010 года в Москве наблюдался сильнейший смог. Основными ингредиентами загрязнения атмосферы являются: оксид и диоксид и углерода, оксиды азота, оксиды серы, взвешенные частицы (пыль). Предельно допустимые разовые концентрации угарного газа (оксида углерода) 3 мг/м 3 , оксида азота 0,085 мг/м 3 , взвешенные частицы (пыль)0,5 мг/м 3 . Разовые концентрации загрязняющих веществ на территории города превышали предельно допустимые концентрации по угарному газу почти в 7 раз, по взвешенным веществам почти в 16 раз, по диоксиду азота более чем в 2 раза. 4 августа из-за густого смога было задержано около 30 рейсов в аэропорту Домодедово. Из-за ограничения видимости было запрещено движение судов по каналу имени Москвы. Причиной столь неблагоприятной обстановки торфяные пожары. В связи с аномально жарким и сухим летом в Подмосковье было зафиксировано более 100 торфяных пожаров. Первопричиной природно-торфяных пожаров, из-за которых и образуется смог, стало активное осушение подмосковных болот и добыча из них торфа в 20-60 годы XX века. Осушенные торфоразработки закрывались, но при этом не заполнялись водой. 1972 года были начаты работы по обводнению торфяников. С развалом СССР прекратились работы по искусственному обводнению торфяников. В итоге в 2002 и 2010 годах Москву окутал густой и плотный смог. Обводнение торфяников принесло результаты - существенных торфяных и лесных пожаров в Московской области не было.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование естественно-научной грамотности на уроках биологии

laquo; … Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять, обдумывая это выполнение заранее: в каждом уроке он должен чего – нибудь достигнуть, сделать шаг дал...

Формирование естественно-научной грамотности учащихся

Уровень развития науки и техники в государстве – это показатель уровня развития общества. Соответственно, государство предъявляет особые требования к уровню естественнонаучной грамотности выпуск...

Основные подходы к формированию естественно-научной грамотности на уроках биологии.

quot;мир уже вознаграждает людей не за то, что они знают, а за то как они могут использовать то что они знают." А. Шляйхер...

«Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся при обучении химии и биологии: методические особенности формирования естественнонаучной грамотности как компонента функциональной грамотности».

ull;Обучение обучающихся самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества выступает в...

Задания на формирование естественно-научной функциональной грамотности 8 класс

Задания на формирование естественно-научной функциональной грамотности 8 класс...

«Интеграция курсов естественно-научных дисциплин для формирования естественно-научной грамотности обучающихся»

Интеграция – это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области. Понятие «интеграция» может иметь д...

Формирование и оценка функциональной грамотности у обучающихся с ОВЗ: методические особенности проектирования коррекционно-развивающих занятий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся

Основа жизненной компетенции, которая характеризуется системой умений решать практические задачи в основных сферах жизнедеятельности,...