Формирование естественно-научной грамотности учащихся
статья по естествознанию

Гумерова Маргарита Аглямовна

Уровень развития науки и техники в государстве – это показатель уровня развития общества. Соответственно, государство предъявляет особые требования к уровню естественнонаучной грамотности выпускника школы, которая определяется «как способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_eng.docx16.56 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование естественно-научной грамотности учащихся

Гумерова М. А., преподаватель естественнонаучных дисциплин ГБОУ Школы № 2122

     Уровень развития науки и техники в государстве – это показатель уровня развития общества. Соответственно, государство предъявляет особые требования к уровню естественнонаучной грамотности выпускника школы, которая определяется «как способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями».

      Результаты международного исследования PISA-2015, где особое внимание уделялось естественнонаучной грамотности 15-летних школьников, говорят о снижении её уровня у учащихся основной и старшей школы по сравнению с учащимися начальной школы. При переходе из начальной школы в основную происходит переориентация учащихся на антропоцентрические ценности, когда усваивается культура человека-потребителя, а полученные естественнонаучные знания носят отвлечённо-теоретический характер. Исследования констатируют достаточно высокий уровень овладения предметными знаниями и умениями у учащихся и затруднения в применении этих знаний в ситуациях, близких к повседневной жизни. Все это позволяет сделать вывод о недостаточном уровне естественнонаучной грамотности ученика основной и старшей школы.

     Наша школа имеет опыт организации проектно-исследовательской деятельности с учащимися по предметам естественнонаучного цикла, также реализованы значимые инновационные проекты муниципального и регионального уровней по информатизации системы образования, формированию толерантности и развитию креативности учащихся, развитию системы дополнительного образования учащихся, множество социально значимых проектов. Именно такая работа заставила нас по-новому взглянуть на проблемы школьного естественно-научного образования.

     В результате была разработана программа, которая никоим образом не ставит перед собой задачу решения всех проблем школьного естественнонаучного образования, но имеющийся у школы опыт позволяет определить основные направления формирования естественнонаучной грамотности учащихся на всех ступенях школьного образования.

Для этого необходимо решить следующие задачи:

1. Формирование нормативно-правовой базы, методического обеспечения дополнительных курсов, модулей естественнонаучной направленности, необходимых для организации процесса формирования естественнонаучной грамотности учащихся средней школы.

2. Изменение подходов к преподаванию предметов естественно-научной направленности в соответствии с ФГОС через усиление практической части обучения с сохранением принципа научности познания посредством непрерывного повышения научно-теоретического и профессионально – методического уровня подготовки учителей.

 3. Обновление материально-технических условий формирования естественнонаучной грамотности учащихся.

 4. Организация совместной деятельности сетевого сообщества школ, учреждений дополнительного образования для создания единого образовательного пространства естественнонаучной направленности.

 5. Трансляция опыта работы по данному направлению и обеспечение информационного сопровождения реализации данной программы через школьный сайт, СМИ, проведение семинаров и вебинаров различного уровня, мастер-классов, участие в научно-практических конференциях и публикацию методических сборников.

Формирование естественнонаучной грамотности учащихся будет успешным при следующих условиях:

1. Интегративности, непрерывности и преемственности в формировании естественно-научной грамотности на всех этапах общего образования.

 2. Реализации четырех взаимосвязанных направлений:

 - интеграция учебных дисциплин естественно-научной и социальной направленности с учетом современных достижений науки;

 - включение в учебные планы спецкурсов и факультативов естественно-научной направленности, расширение спектра внеурочной работы естественно-научной направленности;

 - межпредметная и метапредметная интеграция, интеграция урочной и внеурочной деятельности с целью углубления естественно-научных знаний учащихся и формирования соответствующих убеждений, приобретения школьниками разностороннего опыта применения полученных знаний на практике в различных сферах жизнедеятельности;

- организация межпредметного взаимодействия путем создания межпредметных модулей, тесного взаимодействия учителей, активного применения межпредметных технологий, организации коллективного решения проблем, в т. ч. в процессе сетевого взаимодействия.

     Предлагаемая программа инновационной деятельности направлена на решение комплекса проблем в процессе формирования естественно-научной грамотности, а именно в содержании и технологиях реализации программ школьного естественно-научного образования, таких как:

1. Проблема перенасыщенности школьной программы академическими знаниями, но недостатка знаний «know how» - «знаю, как». Возможное решение проблемы. Общеизвестно, что от качества работы учителя зависит образовательный уровень его учеников, поэтому, в первую очередь, необходима работа с педагогами естественно-научного направления по повышению их научно-теоретического и профессионально – методического уровня.

2. Слаборазвитая практическая составляющая содержания естественно-научного образования (недостаточное количество практических и лабораторных работ, практико-ориентированных заданий для самостоятельного выполнения и др.). Много знаний, но мало действий. Возможное решение проблемы: переход от виртуальных экскурсий и лабораторных работ к работе с природными объектами.

 3. Проблема учебных программ и пособий. В настоящее время потеряна преемственность между начальной школой (интегративный курс «Мир вокруг нас») и 5-6 классами, так как вместо этого предмета изучается отдельно биология, география, история. Данное противоречие предлагается решать путем расширения базового компонента при изучении дисциплин естественно-научного цикла при переходе в основную школу (5-6 класс), введения дополнительных факультативных курсов и программ внеурочной деятельности естественно-научной направленности, интеграции межпредметной и метапредметной, урочной и внеурочной деятельности, создания новых межпредметных кружков, факультативов и элективных курсов.

 4. Устаревшее оборудование для проведения практических и лабораторных работ по предметам естественно-научной направленности или его отсутствие приводит к необоснованно частому использованию информационно-коммуникативных, в том числе мультимедийных, ресурсов.

5. Недостаточная эффективность сетевых сообществ в области образовательного пространства естественно-научной направленности.

Возможное решение проблемы

Создание модели сетевого взаимодействия общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования, профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования, промышленных предприятий и бизнес-структур для создания единого образовательного пространства естественно-научной направленности. Использование таких форм работы, как вебинар, обучающий семинар, виртуальная конференция, конкурс, проект, акция, мастер-класс, опрос, обсуждение в чате, форма обратной связи между членами сообщества (внутренняя переписка), фотогалерея. Для обновления содержания образования и технологий обучения и воспитания необходимо:

 - изучение, систематизация известного опыта работы в области школьного естественно-научного образования;

 - апробация программ естественно-научной направленности и разработка собственных (авторских) программ педагогами школы;

 - внесение изменений в образовательную программу основного общего образования (введение факультативных, специальных курсов естественно-научной направленности);

 - изменение подходов к преподаванию предметов естественно-научной направленности в соответствии с ФГОС посредством непрерывного повышения научно-теоретического и профессионально-методического уровня подготовки учителей (самообразование, система курсовой подготовки, школьная методическая работа, участие в вебинарах, семинарах в рамках сетевого взаимодействия);

- просветительская работа с родителями с целью популяризации естественно-научных знаний (лектории, дни открытых дверей, конференции и т.п.);

 - приобретение учебного оборудования

- оснащение предметно-образовательной среды школ современным школьным оборудованием для проведения практических, исследовательских работ учащихся;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование естественно-научной грамотности на уроках биологии

laquo; … Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять, обдумывая это выполнение заранее: в каждом уроке он должен чего – нибудь достигнуть, сделать шаг дал...

Основные подходы к формированию естественно-научной грамотности на уроках биологии.

quot;мир уже вознаграждает людей не за то, что они знают, а за то как они могут использовать то что они знают." А. Шляйхер...

Задания на формирование естественно-научной функциональной грамотности 8 класс

Задания на формирование естественно-научной функциональной грамотности 8 класс...

«Интеграция курсов естественно-научных дисциплин для формирования естественно-научной грамотности обучающихся»

Интеграция – это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области. Понятие «интеграция» может иметь д...

Игра по станциям «Новое путешествие Колумба» - формирование функциональной грамотности по предметам естественно-научного цикла для учащихся 5 классов.

Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все постоянные приобретаемые знания, умения, навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сфер...