Методическая разработка по теме: «Программа дополнительного образования «Здоровое питание» как воспитательный и образовательный ресурс реализации программы «Разговор о правильном питании».
методическая разработка по биологии

Корявикова Неля Тариэловна

Методическая разработка  по теме: «Программа дополнительного образования «Здоровое питание»  как воспитательный и образовательный ресурс реализации программы «Разговор о правильном питании».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc129.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка  по теме:

«Программа дополнительного образования «Здоровое питание»  как воспитательный и образовательный ресурс реализации программы «Разговор о правильном питании».

Календарно – тематическое планирование программы дополнительного образования

«Здоровое питание» 5-7 класс 2021-2022 учебный год

(34 часа, 1 час в неделю)

п/п

Тема занятия

Количество часов

Дата

по

плану

Дата

по

факту

Раздел 1. Введение. Здоровье человека и факторы, его определяющие (8 ч.)

1.

Состояние здоровья современного человека.

1

04.09

2.

Режим дня. Исследовательский проект «Секреты хорошего настроения».

1

11.09

3.

Наука о питании – древняя и современная.

1

25.09

4.

Пирамида здорового питания.

1

02.10

5.

Факторы, влияющие на состояние здоровья детей дошкольного и раннего школьного возраста.

1

09.10

6.

Факторы, влияющие на состояние здоровья школьников.

1

16.10

7.

Особенности обменных процессов, происходящих в организме человека в соответствии с возрастными периодами.

1

23.10

8.

Гигиена питания – круглый стол.

1

13.11

Раздел 2. Физиология питания (2ч.)

9.

Механизм пищеварения и правильных характер обмена веществ в организме человека.

1

20.11

10.

Расход энергии. Нормы питания. Режим питания.

1

27.11

Раздел 3. Структура ассортимента свойства пищевых продуктов (13ч)

11.

Основные блюда и их значение.

1

04.12

12.

Три кита питания.

1

11.12

13.

Витаминная азбука.

1

18.12

14.

Овощи и фрукты – полезные продукты.

1

25.12

15.

Аналитический проект «Каникулы – дело серьезное».

1

15.01

16.

Составление индивидуального меню.

1

22.01

17.

Пищевые риски, продукты, опасные для здоровья.

1

29.01

18-

19.

Проект «Дни национальной кухни».

2

05.02

12.02

20.

Создание кулинарной книги «Рецепты моей бабушки».

1

19.02

21-

22.

Продукты питания в разных культурах.

2

26.02

05.03

23.

Ядовитые грибы и растения.

1

12.03

24.

Непереносимость отдельных продуктов и блюд.

1

19.03

25.

Значение жидкости для организма человека. Полезные напитки.

02.04

Раздел 4. Санитария и гигиена питания ( 9ч.)

26.

Нарушение питания и факторы риска развития хронических заболеваний.

1

09.04

27.

Проект «Все сезоны года».

1

16.04

28.

Конкурс презентаций домашнего меню.

1

23.04

29.

Правила поведения в гостях.

1

30.04

30.

Особенности и правила личной гигиены.

1

07.05

31.

Особенности и правила личной гигиены.

1

14.05

32.

Пищевые отравления и их недопущение.

1

21.05

33.

Надёжные помощники – гигиена и спорт.

1

28.05

34.

Правильное питание – это здоровье и красота.

1

28.05

Методика реализации дополнительной общеобразовательной

программы «Здоровое питание»

Пояснительная записка.

Данная программа кружка «Здоровое питание» направлена на формирование у обучающихся культуры питания как составляющей здорового образа жизни и создание необходимых условий, способствующих укреплению их здоровья. Под здоровым питанием понимают питание, обеспечивающее рост, нормальное развитие и жизнедеятельность человека, способствующее укреплению его здоровья и профилактике заболеваний.  Программа кружка  «Здоровое питание» необходима обучающимся для того, чтобы они могли полноценно развиться физически и умственно, обеспечить здоровье и благополучие на всю жизнь.

Программа предназначена для обучающихся 5-7 класса. Срок реализации данной программы –  весь учебный год. Занятия проводятся с учетом возможностей и интересов школьников средней ступени обучения и рассчитана на проведение 1 часа в неделю - 34 часа в год.

Цели программы: формирование у обучающихся культуры питания как составляющей здорового образа жизни и создание необходимых условий, способствующих укреплению их здоровья.

Задачи:

- формирование у школьников знаний о правилах рационального питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья, а также готовности соблюдать эти правила;

- освоение детьми практических навыков рационального питания;  

- формирование представления о правилах этикета, связанных с питанием;

- развитие творческих способностей и кругозора у детей, их интересов и познавательной деятельности;

-развитие коммуникативных навыков у школьников, умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы;

-просвещение родителей в вопросах организации рационального питания детей и подростков.

Содержание программы

Раздел 1. Введение. Здоровье человека и факторы, его определяющие.

Введение. Строение тела человека - общий обзор. Системы органов. Работа систем органов.  Викторина «Знаю ли я себя?» Что такое здоровье? Состояние здоровья современного человека. Факторы, влияющие на состояние здоровья школьников. Пищевые продукты и питательные вещества. Полезные и вредные продукты. Пирамида здорового питания. Режим питания. Составление меню выходного дня.  

Раздел 2. Физиология питания.

Строение пищеварительной системы человека. Механизм пищеварения. Обмен веществ в организме человека. Заболевания, связанные с нарушением обмена веществ. Рацион питания школьника.

Раздел 3. Структура ассортимента и свойства пищевых продуктов.

Традиции питания разных народов. Питание народов России. Диеты. Полезные и вредные продукты. Фастфут. Кулинарная обработка пищевых продуктов. Приемы и способы кулинарной обработки пищевых продуктов.    

Раздел 4. Санитария и гигиена питания.

Основные функции и правила гигиены питания. Пищевые отравления. Инфекционные заболевания. Паразитарные заболевания.  Правила первой помощи при пищевых отравлениях

Результаты освоения курса.

Личностные результаты.

  • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
  • формирование уважительного отношения к иному мнению;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • формирование мотивации к творческому труду, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты. 

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения;
  • развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности;  
  • добывать новые знания,  находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии;  
  • перерабатывать полученную информацию, делать выводы в результате совместной работы всех учащихся,  преобразовывать информацию из одной формы в другую;
  • составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных и схематических рисунков);
  • умение донести свою позицию до других, оформлять свою мысль в устной и письменной речи.

Предметные результаты.  

  • осознание целостности окружающего мира;
  • освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;  
  • развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире;  

Преимущество данной программы заключается в том, что её материал носит практико-ориентированный характер, важен для детей. Всё, что они узнают и чему учатся на занятиях, они могут применить дома и в гостях уже сегодня. Программа реализуется через комплекс мероприятий, направленных на формирование элементарной грамотности и компетентности обучающихся в вопросах здорового питания.

На сегодняшний день существует много разных методов и форм проведения занятий. Учитель может подобрать любую форму работы, все зависит от целей и задач занятия.

Основные методы обучения:

  • фронтальный метод;

 групповой метод;

 практический метод;

 ситуационный метод;

  • игровой метод;

 соревновательный метод;

 активные методы обучения

Формы обучения:  

  • чтение и обсуждение;
  • экскурсии в школьную столовую;
  • встречи с интересными людьми;
  • практические занятия;
  • творческие домашние задания;
  • конкурсы (рисунков и плакатов на тему правильного питания, рассказов и т.д.);
  • сюжетно-ролевые игры, игры с правилами, образно-ролевые игры;
  • праздники, круглые столы.

Важное место в процессе обучения занимает развитие коммуникативных умений учащихся, так как они дают возможность  раскрыться учащимся, проявлять большую активность и заинтересованность в обучении, поэтому необходимо чаще использовать коллективные формы работы.

Преимущества групповой работы:

  • грамотно организованная работа в группе, работает на сохранение психического и физического здоровья учащегося;
  • формирует навыки общения, сотрудничества, взаимопомощи;
  • в результате общения достигается взаимопонимание, столь необходимое для развития личности;
  • учит участвовать и контролировать свое участие в работе группы, уважать ценности и правила, принятые группой, обосновывать свое мнение и отстаивать собственную позицию;

 улучшает творческое мышление, учит самооценке и самоуважению;

 не дает возможности спрятаться, задействованы все;

 вклад и участие каждого члена повышает производительность в целом

Организация групповой работы меняет функции учителя. Он не передает знания в готовом виде, является организатором и режиссером урока, соучастником коллективной деятельности. Функции учителя сводятся к следующему:  

  • ознакомление с этапами предстоящей работы;
  •  комплектование групп;

 комментирование к заданиям для групп;

 контроль за ходом групповой работы;

 участие в работе групп, но без навязывания своей точки зрения как единственно возможной, а побуждая к активному поиску;  

  • после отчета групп о выполненном задании учитель делает выводы, обращает внимание на типичные ошибки, дает оценку работе учащихся.

Среди используемых форм и методов реализации программы используются игровые, что наиболее соответствует возрастным особенностям детей, обеспечивает условия для активного включения их в процесс обучения.

Используемая методика совмещает работу одновременно двух направлений: игровая деятельность и воспитательно-образовательное - знакомство с основами рационального питания, способствует воспитанию у детей культуры здоровья, осознанию ими здоровья как главной человеческой ценности. Занятия внеурочной деятельностью построены с учётом реализации ФГОС в части формирования универсальных учебных действий. Дети не только в игровой форме смогут познакомиться с разнообразием продуктов питания, их составом и пользой для организма и т.д., но и получат возможность научиться планировать, контролировать свой рацион, планировать и анализировать свои действия, самостоятельно получать знания из дополнительных источников информации, работать индивидуально, в парах и группах, научатся самоконтролю и самооценке своей деятельности, определять и формулировать тему, цели занятия, овладеют монологической и диалоговой формами речи и т.д.

В структуру игры как деятельности органично включаются целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностью выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении и  самореализации.

В структуру игры как процесса входят:

  • роли, взятые на себя играющими;
  • игровые действия как средство реализации этих ролей;
  • игровое употребление предметов, т. е. замещение вещей игровыми, условными;
  • реальные отношения между играющими;
  • сюжет (содержание) – область действительности, условно воспроизводимая в игре.

Подготовка и проведение игры включает в себя следующие этапы:

Первый этап – подготовка:

  • разработка сценария
  • план игры
  • содержание инструктажа
  • подготовка материального обеспечения.

Второй этап – проведение игры:

  • постановка проблемы
  • правила игры и регламент
  • распределение ролей
  • формирование групп
  • консультации.

Третий этап – анализ и обобщение:

  • вывод из игры
  • рефлексия игры
  • оценка и самооценка работы
  • выводы и обобщения

Участие родителей в реализации программы:

Родители, бабушки и дедушки принимают очень активное участие в практических занятиях по программе «Разговор о правильном питании», которая проходит в соревновательной, конкурсной форме с обязательными творческими заданиями. Именно родители готовят необходимое оборудование для занятий, помогают детям готовится к творческим конкурсам. Присутствие родителей в качестве зрителей создает более теплую атмосферу, укрепляет связи семьи и школы.

Интересно и увлекательно прошли конкурс семейных презентаций «Каждый день на семейном столе место только полезной еде»,  составление красочного плаката «Мой режим дня» с акцентированием режима питания» и последующей устной презентацией, совместный проект «Дни национальной  кухни» с сервировкой и дегустацией. Наряду с родителями активную роль играют бабушки и дедушки. Тем самым у детей формируется уважительное отношение к старшему поколению, они гордятся и радуются активности своих бабушек и дедушек.

Как показывают опросы родителей, программа "Здоровое питание" позволяет реально сформировать у детей полезные навыки и привычки в области рационального питания, готовность выполнять правила здорового питания, а также определенные вкусовые предпочтения. Дети самостоятельно выбирают наиболее полезные продукты и блюда для своего рациона.

Более того, по признанию большинства родителей, программа "Здоровое питание" оказывает положительное влияние на организацию и структуру питания в семье, сделав их более эффективными и полезными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных образовательных технологий в реализации программы дополнительного образования

Актуальность применения ИКТ в тренировочном процессе: Создание реальных возможностей освоения двигательных действий создавая правильное представление о технике движений на начальном этапе обучени...

Программа дополнительного образования «Здоровое питание»

        Здоровье это одна из важнейших жизненных ценностей человека, залог его благополучия и долголетия. Великий немецкий поэт Генрих Гейне писал:«Единственная красота, кот...

Система работы по реализации программы дополнительного образования в дошкольном образовательном учреждении

Система работы по реализации программы дополнительного образования в дошкольном образовательном учреждении...

Образовательная программа дополнительного образования «ВЯЗАНИЕ». Возрастной диапазон - 11 – 14 лет. Срок реализации программы – 3 года.

Дополнительная образовательная  программа  основного  курса «Вязание» является составной частью учебно-методического  комплекса   МОУ  ДОдД «Центр  дополн...

Презентация по теме: "Развитие робототехники в рамках реализации программ дополнительного образования".

Развитие робототехники в рамках реализации  программ дополнительног образования...

Статья «Реализация программы дополнительного образования «Мастерская «Фитодизайн и бумагопластика» в условиях инклюзивного пространства образовательной организации»

Статья «Реализация программы дополнительного образования «Мастерская «Фитодизайн и бумагопластика» в условиях инклюзивного пространства образовательной организации»...

Методические рекомендации по формированию инженерного мышления кадет при реализации программы дополнительного образования художественной направленности

Цель кадетского образования - ориентация обучающихся на военную службу. В современном военном деле важны научно-технические компетенции, поэтому возникает необходимость введения инженерных знаний в пр...