Рабочая программа элективного курса по биологии 11 класс. "Современные теории биологии".
рабочая программа по биологии (11 класс)

Корнишина Ксения Михайловна

Курс рассчитан на 17 часов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_el.kurs_11_klass.docx32.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Столбищенская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Алексея Петровича Малышева»

Лаишевского муниципального района Республики Татарстан

«Рассмотрено»:

Руководитель МО ___________Кореева Е. А.

« » августа 20  г.

«Согласовано»:

зам. директора по УР

МБОУ «Столбищенская СОШ имени А.П.Малышева»

__________

«__» _____________ 20  г.

«Утверждено»:

Директор МБОУ «Столбищенская СОШ имени А.П.Малышева» ___________Романова И.Ю.

приказ №

от «  » августа 20 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

элективного курса «Современные теории биологии»

по биологии 11 класс

Корнишиной Ксении Михайловны,

учителя биологии

МБОУ «Столбищенская средняя общеобразовательная школа имени Героя Совесткого Союза Алексея Петровича Малышева» Лаишевского муниципального района Республики Татарстан

20   - 20   учебный год

Пояснительная записка

На занятиях элективного курса по биологии «Современные теории биологии» проводится повторение и закрепление наиболее значимых и наиболее слабо усваиваемых школьниками знаний из основной школы по основным теориям биологии. На данный курс в 11 классе отводится 17 часов, 0,5 часов в неделю. При этом используется дифференцированный подход к обучению. Обобщающее повторение проводится с учетом возможностей и способностей каждого учащегося.

 Повторение разделов по теориям биологии проводится последовательно, придерживаясь обычного оглавления действующих учебников и учебных пособий по программе Сонина Н. И. Биология.  В общем виде план повторения материала соответствует следующему содержанию: «Клеточная теория», «Мутационная теория», «Теория эволюции», «Теории о происхождении жизни».

Цель курса: систематизация знаний основных разделов биологии по основным теориям наук.

Задачи курса:

  • обеспечить более осмысленное усвоение учащимися основных биологических понятий, законов, теорий, научных идей, фактов;
  • продолжить формирование специальных биологических умений и навыков;
  • развивать аналитическое и синтезирующее мышление у обучающихся;
  • развивать навыки учебного труда и самостоятельной работы;
  • формировать умения выделять главное, делать выводы, проводить сравнение процессов жизнедеятельности организмов разных систематических групп; воспитывать культуру учебного труда.

Требования к освоению содержания курса

Учащиеся должны знать:

  • строение и процессы жизнедеятельности организмов разных систематических групп и царств живой природы;
  • основные понятия по биологии грибов, растений, животных, человека, закономерности распространения организмов в природе; этапы происхождения и развития царств живой природы; многообразие царств живой природы.
  • основные положения биологических теорий

Учащиеся должны уметь:

  • сравнивать по основным критериям представителей разных систематических групп;
  • определять соответствие строения и функций органов организмов разных систематических групп;
  • работать с рисунками, таблицами, схемами по биологии разных царств живой природы;
  • решать практические задачи;
  • формулировать выводы, выделять правильные положения из предложенных;
  • определять последовательность биологических событий;
  • систематизировать организмы в соответствии с основными таксонами;
  • рационально распределять время при выполнении заданий.

Содержание учебного предмета

Тема 1. Клеточная теория      

           Цитология — наука о клетке. История изучения клетки. Клеточная теория. Многообразие форм и размеров клеток в зависимости от их функций. Клетка как целостная система.

Прокариоты и эукариоты. Методы изучения клетки.

              Химический состав клетки. Макро- и микроэлементы. Роль ионов в клетке и организме. Роль воды. Гидрофильные и гидрофобные молекулы.

              Биополимеры. Регулярные и нерегулярные полимеры.

              Строение белков. Аминокислоты. Пептидная связь. Уровни организации белковой молекулы. Биологические функции белков.

              Углеводы. Моносахариды: рибоза, дезоксирибоза, глюкоза. Дисахариды: сахароза, лактоза. Полисахариды: крахмал, гликоген, целлюлоза, хитин. Функции углеводов.

              Липиды. Химическое строение липидов. Насыщенные и ненасыщенные жирные кислоты.

Жиры, воски, фосфолипиды. Функции липидов.

              Нуклеиновые кислоты. Строение нуклеиновых кислот. Типы нуклеиновых кислот. Функции нуклеиновых кислот. АТФ, макроэргические связи.  

              Биологические мембраны. Строение и функции плазматической мембраны.

             Мембранные органеллы. Ядро. Вакуолярная система клетки. Митохондрии. Пластиды.

              Опорно-двигательная система клетки. Рибосомы. Клеточные включения.

Обмен веществ и превращения энергии в клетке. Понятия метаболизма, анаболизма, катаболизма.

              Источники энергии для живых организмов. Автотрофы и гетеротрофы.

              Фиксация энергии солнечного света растениями. Хлорофилл. Строение хлоропласта.

Фотосинтез. Световая фаза фотосинтеза. Фотолиз воды. Темновая фаза фотосинтеза.

Хемосинтез. Роль хемосинтезирующих бактерий на Земле.

              Расщепление полисахаридов — крахмала и гликогена. Анаэробное расщепление глюкозы.       Цикл Кребса. Окислительное фосфорилирование. Роль кислорода. Аэробы и анаэробы.

Белки — основа специфичности клеток и организмов. Генетическая информация. Матричный принцип синтеза белка. Транскрипция.

              Генетический код и его свойства.

             Транспортные РНК. Биосинтез белка. Регуляция транскрипции и трансляции.

              Удвоение ДНК. Принципы репликации. Особенности репликации ДНК эукариот. Теломераза.

              Современные представления о строении генов. Геном. Строение хромосом.       Генная инженерия.

              Строение вирусов. Размножение вирусов. Вирус иммунодефицита человека. Обратная транскрипция.

Тема 2. Основные закономерности наследственности и изменчивости

Наследственность — свойство живых организмов. Генетика. Работы Г. Менделя.

Гибридологический метод изучения наследственности.  Аллели. Генотип и фенотип. Доминантные и рецессивные признаки. Единообразие гибридов первого поколения. Закон расщепления. Гомозиготы и гетерозиготы.  Дигибридное и полигибридное скрещивания. Закон независимого наследования. Анализирующее         скрещивание.

              Взаимодействие аллельных генов. Неполное доминирование. Кодоминирование. Взаимодействие неаллельных генов. Полигенные признаки. Статистическая природа генетических закономерностей. Сцепленное наследование. Кроссинговер. Карты хромосом. Современные методы картирования         хромосом. Наследование, сцепленное с полом. Инактивация Х-хромосомы у самок. Признаки, ограниченные полом.

Изменчивость — свойство живых организмов. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Комбинативная изменчивость.

              Мутационная изменчивость. Геномные, хромосомные, генные мутации. Генеративные и соматические мутации. Закон гомологических рядов Н. И. Вавилова.       Внеядерная наследственность. Митохондриальные и хлоропластные гены.

             Причины возникновения мутаций. Мутагенные факторы среды. Экспериментальный мутагенез.

              Взаимодействие генотипа и среды. Качественные и количественные признаки. Норма реакции признака. Модификационная изменчивость.

              Множественное действие генов. Летальные мутации.

              Наследование дифференцированного состояния клеток. Химерные и трансгенные организмы. Клонирование.

              Генетические основы поведения. Генетические основы способности к обучению.

Методы изучения генетики человека. Близнецы. Кариотип человека и хромосомные болезни. Картирование хромосом человека. Возможности лечения и предупреждения наследственных заболеваний. Медико-генетическое консультирование.

Тема 3.Эволюция органического мира

         Возникновение и развитие эволюционных идей. Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка.

Жизнь и труды Ч. Дарвина. Основные принципы эволюционной теории Дарвина.

Формирование синтетической теории эволюции. Работы С. С. Четверикова и И. И. Шмальгаузена. Палеонтологические, биогеографические, сравнительно-анатомические, эмбриологические и молекулярные свидетельства эволюции.

Популяция — элементарная единица эволюции. Внутривидовая изменчивость. Генетическая структура популяций. Уравнение и закон Харди — Вайнберга. Мутации как источник генетической изменчивости популяций. Случайные процессы в популяциях. Дрейф генов. Популяционные волны. Борьба за существование. Естественный отбор — направляющий фактор эволюции. Формы естественного отбора. Половой отбор. Адаптация — результат естественного отбора. Миграции как фактор эволюции.

             Понятие вида. Критерии вида. Пути видообразования. Аллопатрическое и симпатрическое видообразование.

              Микро- и макроэволюция. Генетические и онтогенетические основы эволюции. направления эволюции. Ароморфоз, идиоадаптация и общая дегенерация. Дивергенция, конвергенция и параллелизм. Биологический прогресс. Единое древо жизни — результат эволюции.

              Сущность жизни. Определения живого. Гипотезы возникновения жизни. Опыты Ф. Реди и Л. Пастера. Современные представления о возникновении жизни.

              Атмосфера древней Земли. Абиогенный синтез органических веществ. Образование и эволюция биополимеров. Роль ДНК и РНК в образовании систем с обратной связью. Образование и эволюция биологических мембран. Образование первичных гетеротрофов.

              Изучение истории Земли. Палеонтология. Методы геохронологии. Изменение климата на Земле. Дрейф континентов. Развитие жизни в криптозое. Симбиотическая теория образования эукариот. Вспышка разнообразия животных в конце протерозоя. Развитие органического мира в палеозое. Развитие жизни в мезозое. Развитие жизни в кайнозое.

              Место человека в системе живого мира. Сравнительно-морфологические, этологические, цитогенетические и молекулярно-биологические доказательства родства человека и человекообразных обезьян.

              Палеонтологические данные о происхождении и эволюции предков человека. Австралопитеки. Первые представители рода Homo. Неандертальский человек. Место неандертальцев в эволюции человека. Кроманьонцы.

              Биологические факторы эволюции человека. Социальные факторы эволюции человека — мышление, речь, орудийная деятельность. Роль социальной среды в формировании человеческих индивидуумов. Соотношение биологических и социальных факторов в эволюции человека.

              Человеческие расы. Роль изоляции и дрейфа генов в формировании расовых признаков. Критика расистских теорий.

 

 

Учебно-методическое, информационное обеспечение образовательного процесса

  1. Биология. Общая биология. 10-11 классы: учеб, для общеобразоват. учреждений: Профильный уровень: в 2 ч. 4.1 / Н. И. Сонин и др. - М.: Просвещение, 2010.
  2. Биология. Общая биология: практикум для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений: профил. уровень: в 2 ч. Ч.2/Г.М. Дымшиц, О.В.Саблина, Л.В. Высоцкая, П.М.Бородин. -М.: Просвещение, 2010.
  3. Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 2010;
  4. Биологический энциклопедический словарь- М.: Советская энциклопедия, 1998; 3) Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии для поступающих в вузы. - М.:  Оникс21 век; Мир и образование, 2005
  5. Воронцов Н.Н., Сухорукова Л. Н. Эволюция органического мира (факультативный курс): Учебное пособие для 10-11 классов средней школы. - М.: Наука, 1996;
  6. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология: В 3 т. - М.: Мир, 1990;
  7. Козлова Т.А., Кучменко В.С. Биология в таблицах. 6-11 классы: Справочное пособие. - М.:Дрофа, 2002;
  8. Медников Б.М. Биология: Формы и уровни жизни. - М.: Просвещение, 1994;
  9. Одум Ю. Экология. - М.: Мир, 1986;
  10. Пименов А.В., Пименова И.Н. Биология. Дидактические материалы к разделу «Общая биология». - М.: «Издательство НЦЭНАС», 2004;
  11. Реброва Л.В., Прохорова Б.В. Активные формы и методы обучения биологии. - М.: Просвещение, 1997; 11) Фросин В.Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену: Общая биология. - М.: Дрофа, 2008;
  12. Яблоков А.В., Юсуфов А.Г. Эволюционное учение (дарвинизм). - М.: Высшая школа, 1998:

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса по биологии" Занимательная биология" для 9 классов

Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих катастрофе....

Рабочая программа элективного курса по математике 9 класс "Теория и практика решения задач повышенной трудности"

Рабочая программа элективного курса по математике для 9 класса "Теория и практика  решения задач повышенной трудности" рассчитана на 1 учебный год. 70 часов, 2 часа в  неделю...

Рабочая программа элективного курса по биологии « Практикум по общей биологии»

Данный элективный курс поможет учащимся повторить основные разделы школьной программы, синтезировать огромный материал, быстро извлекать необходимую информацию из огромного числа источников, более эфф...

Рабочая программа элективного курса по биологии "Основные вопросы биологии" для 9 класса

Рабочая программа элективного курса по биологии "Основные вопросы биологии" для 9 класса, 34 часа, для универсального класса...

Рабочая программа элективного курса по биологии "Подготовка к ОГЭ по биологии» в 9 классе"

Цель курса состоит в систематизации знаний в понимании биологических закономерностей, присущих живым организмам....

рабочая программа элективного курса по биологии для 10-11 классов "Практическая биология" с использованием оборудования центра "Точка роста"

Программа разработана  с учётом основного биологического материала, изложенного в учебнике «Общая биология. 10 – 11 классы»  Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В. В...

Рабочая программа элективного курса по биологии 6 класс "Юный биолог"

Программа элективного курса по биологии на уровне основного общего образования составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, п...