Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Азбука здоровья"
рабочая программа по биологии (5, 6, 7, 8 класс)

Степкина Светлана Юрьевна

Предназначена для развития естественнонаучной грамотности в области здоровья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vd_azbuka_zdorovya.docx35.89 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ТЕРНОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ЯКОВЛЕВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА»

«Утверждаю»

Директор МБОУ

«Терновская ООШ»

______________ Тарасов Я.А.

Приказ № 128

«31» мая 2022 г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Азбука здоровья»

направление социальное

(11-14 лет)

Срок реализации 1 год

«Рассмотрено»

на заседании МС МБОУ «Терновская ООШ»

Протокол № 10 от

«30» мая 2022 г.

«Согласовано»

заместитель директора МБОУ «Терновская ООШ»

__________ Степкина С.Ю.

«30» мая 2022 г.

«Принято»

на заседании

педагогического совета МБОУ «Терновская ООШ»

Протокол № 12  от

«31» мая 2022 г.

Составитель:

Степкина Светлана Юрьевна


Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Азбука здоровья» является авторской и разработана в соответствии с Федеральными документами: Законом РФ «Об образовании», нормами СанПин 2.4.4., Конвенцией «О правах ребенка». Обучение осуществляется при поддержке Центра образования естественнонаучной направленности «Точка роста», который создан для развития у обучающихся естественнонаучной, математической, информационной грамотности, формирования критического и креативного мышления, совершенствования навыков естественнонаучной направленности, с учетом интеграции основного и дополнительного образования на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта ФГОС основного общего образования утвержденным приказом Минобрнауки России от  17.12.2010 №1897.
  • Примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).

Цель: выявление и развитие способностей каждого ребенка, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей, социально активной личности, обладающей прочными знаниями, ориентированной на высокие нравственные ценности, способной впоследствии на участие в социальном и духовном развитии общества.

Практические задачи данного проекта программы  можно определить следующим образом:

  • обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья профессионального самоопределения и творческого труда детей;
  • адаптация их к жизни в обществе;
  • формирование общей культуры, в том числе культуры здорового образа жизни;
  • организация содержательного досуга.

Учебно-воспитательные задачи проекта программы следующие:

  • сознание и апробация здоровьесберегающих  технологий в образовательном процессе;
  • развитие у учащихся причинно-следственных и межпредметных связей в ходе реализации программы;
  • формирование у учащихся осознанного выбора здорового образа жизни.

Программа рассчитана на учащихся 5 – 9.

Последовательность тем учебного плана данной программы обусловлена логикой развития основных биологических понятий и способствует формированию научного мировоззрения и развитию глубокого понимания биосоциальной сущности человека в системе живого  и не живого на Земле:

В программу введен не только анатомо-физиологический и морфологический материал, но и сведения по экологии человека, растений и животных, о влиянии разнообразных экологических факторов на организм человека, о зависимости процессов жизнедеятельности и здоровья людей от природных и социальных факторов окружающей среды. Практические занятия ориентируют учащихся на активное познание свойств организма человека и развитие умений по уходу за ним.

Предусмотрено также усиление гуманистических и нравственных аспектов знания о человеке и отношение к человеку как личности.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

Ожидаемые результаты:

  1. Снижение уровня заболеваемости детей
  2. Формирование здорового образа жизни в семье.
  3. Развитие экологической культуры.

Способы проверки ожидаемых результатов:

  1. Конкурс для обучающихся на составление собственной программы здоровья.
  2. Диагностика в виде тестов, анкет, опросников у данной категории подростков для выявления отношения их к алкоголю и других вредных привычек.
  3. Исследование проявления формирующегося нравственно-волевого характера подростков; при этом выявление базовых качества личности, проявляющиеся в основных сферах отношений подростков.
  4. Конкурс портфолио «Мои достижения» (проектная, исследовательская и творческая деятельность детей и подростков).
  5. Защита мини – проектов «Программа моего здоровья».

Программа способствует формированию у школьников следующих видов универсальных учебных действий:

Личностные

  • Самоопределение.
  • Смыслообразование.
  • Самооценка и личностное самосовершенствование.
  • Нравственно-этическая установка на здоровый образ жизни.

Регулятивные

  • Определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя.
  • Планировать  последовательность действий, вносить необходимые коррективы.
  • Высказыватьсвоё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, работать по предложенному учителем плану.
  • Давать эмоциональную оценкудеятельности класса на уроке.

Предметные

  • Делать предварительный отбор источников информации:
  • Добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя различные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
  • Перерабатывать полученную информацию, делать выводы в результате совместной работы всего класса.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем)

Коммуникативные

  • Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Виды деятельности: организационно – деятельностные игры, викторины, беседы, исследования.

Планируемые результаты реализации программы курса ориентированы на достижение всех трех уровней воспитательных результатов:

Результаты первого уровня (осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения).

Школьники приобретут знания об  основных вопросах гигиены, особенностях влияния вредных привычек на здоровье, особенностях воздействия двигательной активности на организм человека, основах рационального питания, о полезных и вредных продуктах, о значении режима питания, способах сохранения и укрепление здоровья, о значении физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья.

Ученик научится:

  • Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
  • Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • Строить речевые высказывания в устной форме;
  • Адекватно воспринимать оценку учителя;
  • Осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя;
  • Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.

Результаты второго уровня (социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром)

Ученик научится:

  • Составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;
  • Выполнять физические упражнения для развития физических навыков;
  • Различать полезные и вредные продукты;
  • Определять благоприятные факторы воздействующие на здоровье;
  • Заботиться о своем здоровье.

Результаты третьего уровня (приобретение опыта самостоятельного социального действия, опыт волонтерской деятельности; опыт организации совместной деятельности с другими детьми и работы в группе.)

Ученик научится:

  • Применять коммуникативные и презентационные навыки;
  • Использовать навыки элементарной исследовательской деятельности в своей работе;
  • Включаться в творческую деятельность под руководством учителя;
  • Строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
  • Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • Задавать вопросы, для организации собственной деятельности.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ»

 «Здоровье в системе «человек- абиотические факторы»

Воздух и здоровье. (2 часа)

Информационная часть: Проблема загрязнения воздуха. Основные загрязнители окружающей среды и их действие. Концентрация СО2, О2. Воздух жилых помещений. Воздух города и деревни – сравнение экологической ситуации. Какие заболевания провоцирует загрязнение воздуха.

Практическая часть: дебаты по теме «Жить в городе лучше, чем в деревне».

Вода и здоровье. (2 часов)

Информационная часть: Необходимый объем жидкости. Что пить для восстановления водного баланса организма? Питьевая вода – понятие. Основные источники загрязнения питьевой воды. Способы очистки воды – фильтры. Минеральная вода, классификация. Показания к применению.

Практическая часть: Фильм «Тайны воды».

Практическая работа:Рассмотрение под микроскопом воды из «стоячего водоема». Фильтрация воды с помощью угля, гальки и натуральной ткани.

Биоритмы и здоровье. (1 час)

Информационная часть: Понятие биоритма. Необходимо знать типичные внутренние часы организма, которые выработались в эволюционном развитии человека, и строить свою суточную жизнь в соответствии с ними.

Практическая часть: По суточным ритмам физиологической активности человека относят (в той или иной мере) к одному из хронобиологических типов, условно называемых «сова», «жаворонок», «голубь» (смешанный тип).

Формы организации работы: внеурочная форма; организация деловых игр, дискуссий, диспутов и т. п.; консультации; индивидуальная работа; групповая и коллективная работа; самостоятельная работа; практическая и  творческая работа; проектная работа (мини-проект); презентация.

 «Здоровье в системе «человек – биотические факторы»

Растения и человек. (2 часа)

Информационная часть: Космическая роль растений. Лекарственные растения. Ядовитые растения. Растения в рационе питания человека. Вегетарианство – «за» и «против». Комнатные растения и их влияние на газовый состав к комнате.

Практическая часть: Подготовка «стоячего водоёма». Рассмотрение под микроскопом капельки воды из препарата. Обсуждение увиденных организмов. Анализ растений в школе: подсчёт и определение растения, выявление ядовитых растений. Формулировка «полезных» растений для школы.

Практическая работа: Рассмотрение под микроскопом капельки воды из препарата «стоячего водоёма».

Животные и человек. (2 часа)

Информационная часть: Животные – особенности. Полезные животные – их значение.

Животные-вредители, возбудители заболеваний. Профилактика.

Животные в рационе питания в странах Мира.

Домашние животные. Зоотерапия.

Практическая часть: дебаты на темы: «Пчела – опасное или полезное насекомое для человека», «Змея – символ мудрости», «Человечество сменят крысы» и т.д.

Обсуждение вопроса: «Что для своей деятельности человек позаимствовал у животных?»  

Формы организации работы: внеурочная форма; организация деловых игр, дискуссий, диспутов и т. п.; консультации; индивидуальная работа; групповая и коллективная работа; самостоятельная работа; практическая творческая работа; проектная работа (мини-проект); презентация.

Приложение 1

Тематическое  планирование

№ п/п

Тема

К-во часов

Примечание

1

Проблема загрязнения воздуха. Основные загрязнители окружающей среды и их действие. Концентрация СО2, О2. Воздух жилых помещений. Воздух города и деревни – сравнение экологической ситуации. Какие заболевания провоцирует загрязнение воздуха.

1

Осваивают приемы рациональной организации труда и отдыха. Знакомятся с нормами личной гигиены, профилактики заболеваний. Осваивают приемы оказания первой доврачебной помощи. Доказывают необходимость вести здоровый образ жизни. Приводят данные, доказывающие пагубное воздействие вредных привычек.

Своевременно определяет субъективные признаки переутомления.

Осваивают приемы рациональной организации труда и отдыха. Знакомятся с нормами личной гигиены, профилактики заболеваний. Осваивают приемы оказания первой доврачебной помощи. Доказывают необходимость вести здоровый образ жизни. Приводят данные, доказывающие пагубное воздействие вредных привычек.

2

Практическая часть: дебаты по теме «Жить в городе лучше, чем в деревне».

1

3

Необходимый объем жидкости. Что пить для восстановления водного баланса организма? Питьевая вода – понятие. Основные источники загрязнения питьевой воды. Способы очистки воды – фильтры. Минеральная вода, классификация. Показания к применению.

1

4

Практическая часть: Фильм «Тайны воды».

Рассмотрение под микроскопом воды из «стоячего водоема». Фильтрация воды с помощью угля, гальки и натуральной ткани.

1

5

Понятие биоритма. Необходимо знать типичные внутренние часы организма, которые выработались в эволюционном развитии человека, и строить свою суточную жизнь в соответствии с ними.

Практическая часть: По суточным ритмам физиологической активности человека относят (в той или иной мере) к одному из хронобиологических типов, условно называемых «сова», «жаворонок», «голубь» (смешанный тип).

1

6

Космическая роль растений. Лекарственные растения. Ядовитые растения. Растения в рационе питания человека. Вегетарианство – «за» и «против». Комнатные растения и их влияние на газовый состав к комнате.

1

7

Практическая часть: Подготовка «стоячего водоёма». Рассмотрение под микроскопом капельки воды из препарата. Обсуждение увиденных организмов. Анализ растений в школе: подсчёт и определение растения, выявление ядовитых растений. Формулировка «полезных» растений для школы. Рассмотрение под микроскопом капельки воды из препарата «стоячего водоёма».

1

8

Животные – особенности. Полезные животные – их значение. Животные-вредители, возбудители заболеваний. Профилактика. Животные в рационе питания в странах Мира. Домашние животные. Зоотерапия.

1

9

Практическая часть: дебаты на темы: «Пчела – опасное или полезное насекомое для человека», «Змея – символ мудрости», «Человечество сменят крысы» и т.д. Обсуждение вопроса: «Что для своей деятельности человек позаимствовал у животных?»

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности спортивно оздоровительное направление «Волейбол-путь к здоровью»

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности спортивно оздоровительное направления «Волейбол-путь к здоровью»  разработана  на основе Федерального государственного образов...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Энциклопедия здоровья"

Цель программы: формирование у детей  основ культуры питания как одной из составляющих здорового образа жизни.Реализация программы предполагает решение следующих образовательных и воспитательных ...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Культура здоровья" для 10 классов

      Данная программа позволяет рассмотреть условия сохранения здоровья. Программа охватывает многие аспекты воспитания здорового образа жизни. Достоверная информация помогает у...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности"Основы медицины и здорового образа жизни" 7 класс

Программа внеурочной деятельности «Основы медицины и здорового образа жизни» рассчитана    на учеников 7-х классов. Она    базируется    на обя...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Дневник здоровья"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Дневник здоровья"...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Секретные материалы твоего здоровья"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Секретные материалы твоего здоровья"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Математика здоровья»

Необходимость реализации образовательного курса «Математика здоровья» продиктована многими причинами. Прежде всего – это ухудшение физического и психического здоровья обучающихся....