Рабочая программа по биологии для 9 класса
рабочая программа по биологии (9 класс)

Сафонова Анастасия Владимировна

Рабочая программа по биологии 9 класс к учебнику Пасечника

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 9a.doc168 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение к основной образовательной программе основного общего образования

(для 5-9 классов)

Российская Федерация

Тюменская область

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Нижневартовский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1

с углублённым изучением отдельных предметов»

Рабочая программа

по учебному предмету «Биология»

для 9а класса.

Срок реализации программы: 2022-2023 учебный год.

                                 Составитель:

 Сафонова Анастасия Владимировна

 учитель биологии

                                                                       

гп.Излучинск, 2022

Рабочая программа  по биологии для обучающихся 9 класса разработана на основе:

- основной образовательной программы основного общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов»;  

- Примерной  программы основного общего образования по биологии: Биология рабочие программы  Предметная линия учебников «Линия жизни» 5 – 9 классы под редакцией В.В. Пасечника Рабочие программы В.В. Пасечника, С.В. Суматохина, Г.С. Калинова, Г.Г. Швецова, З.Г. Гапонюка. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений, М.: «Просвещение», 2020.

- учебника: «Биология». 9 класс.  Пасечник В.В., Каменский А.А., Швецов Г.Г. и др.;

- локального акта школы «Положение о рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов».

Данная программа рассчитана на 1 год – 9 класс. Общее число учебных часов в 9 классе - 68 часов (2ч в неделю). Резервное время- 8ч. использовано на организацию повторения содержания образования, освоенного обучающимися в 2021-2022 учебном году в условиях дистанционного обучения (2ч), проведение уроков по темам: «Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Фотосинтез» (1ч.), «Биосинтез белков» (1ч.), «Индивидуальное развитие организмов» (1ч), «Закономерности наследования» (3ч.)

дерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего

образования.

Примерной программы основного общего образования по биологии

Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего

образования.

Примерной программы основного общего образования по биологии

Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего

образования.

Примерной программы основного общего образования по биологии

Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего

образования.

Примерной программы основного общего образования по биологии

     

1.Планируемые результаты изучения учебного предмета

Биология: Общие закономерности

Изучение биологии в основной школе обусловливает достижение следующих

личностных результатов:

  • Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; знание языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоения гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  • Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентации в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
  • Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
  • Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
  • Развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  • Формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
  • формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
  • Осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  • Развитие эстетического сознания через освоение художественного на, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты освоения биологии в основной школе должны отражать:

Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
  • Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
  • Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • Смысловое чтение;
  • Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  • Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
  • Формирование и развитие компетентности в области использовании.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

  • Формирование системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека для создания естественно-научной картины мира;
  • Формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, наследственности и изменчивости организмов, овладение понятийном аппаратом биологии;
  • Приобретение опыта использования методов биологической науки и проведение несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведение экологического мониторинга в окружающей среде;
  • Формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;
  • Формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
  • Освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации охраны труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

Выпускник научится:

  • Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
  • Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
  • Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
  • Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
  • Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
  • Формировать  экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
  • Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.

Выпускник получит возможность для формирования:

• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;

• готовности к самообразованию и самовоспитанию;

• адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;

• компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

• эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Выпускник получит возможность научиться:

• самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

• построению жизненных планов во временной перспективе;

• при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;

• выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;

• осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

• прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.

2.Содержание учебного предмета

«Биология». 9 класс

Содержание программы

68 ч/год (2 ч/нед.)

Общие биологические закономерности

Биология как наука

Научные методы изучения, применяемые в биологии: наблюдение, описание, эксперимент. Гипотеза, модель, теория, их значение и использование в повседневной жизни. Биологические науки. Роль биологии в формировании естественно-научной картины мира. Основные признаки живого. Уровни организации живой природы. Живые природные объекты как система. Классификация живых природных объектов.

Клетка

Клеточная теория. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Строение клетки: клеточная оболочка, плазматическая мембрана, цитоплазма, ядро, органоиды. Многообразие клеток. Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Хромосомы и гены. Нарушения в строении и функционировании клеток — одна из причин заболеваний организма. Деление клетки — основа размножения, роста и развития организмов.

Организм

Клеточные и неклеточные формы жизни. Вирусы. Одноклеточные

  • многоклеточные организмы. Особенности химического состава организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме. Обмен веществ и превращения энергии — признак живых организмов. Питание, дыхание, транспорт веществ, удаление продуктов обмена, координация и регуляция функций, движение и опора у растений и животных. Рост и развитие организмов. Размножение. Бесполое и половое размножение. Половые клетки. Оплодотворение. Наследственность и изменчивость — свойства организмов. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Приспособленность организмов к условиям среды.

Вид, признаки вида. Вид как основная систематическая категория живого. Популяция как форма существования вида в природе. Популя-ция как единица эволюции. Ч. Дарвин — основоположник учения об эволюции. Основные движущие силы эволюции в природе. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Происхождение основных систематических групп растений и животных. Применение знаний о наследственности, изменчивости и искусственном отборе при выведении новых пород животных, сортов растений и штаммов микроорганизмов.

Экосистемы

Экология, экологические факторы, их влияние на организмы. Эко-системная организация живой природы. Экосистема, её основные ком-поненты. Структура экосистемы. Пищевые связи в экосистеме. Взаимодействие популяций разных видов в экосистеме. Естественная экосистема (биогеоценоз). Агроэкосистема (агроценоз) как искусственное сообщество организмов. Круговорот веществ и поток энергии в биогеоценозах. Биосфера — глобальная экосистема. В. И. Вернадский — основоположник учения о биосфере. Структура биосферы. Распространение и роль живого вещества в биосфере. Ноосфера. Краткая история эволюции биосферы. Значение охраны биосферы для сохранения жизни на Земле. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы. Современные экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь окружающих людей. Последствия деятельности человека в экосистемах. Влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.

Примерный список лабораторных и практических работ по раз-делу «Общие биологические закономерности» (на выбор учителя):

  1. Изучение клеток и тканей растений и животных на готовых микропрепаратах.

  1. Выявление изменчивости организмов.

  1. Выявление приспособлений у организмов к среде обитания (на конкретных примерах).

Примерный список экскурсий по разделу «Общие биологические за-кономерности»:

  1. Изучение и описание экосистемы своей местности.

  1. Многообразие живых организмов (на примере парка или природ-ного участка).

  1. Естественный отбор — движущая сила эволюции.

3.Календарно-тематической  планирование

      Биология. «Общие биологические закономерности»

9 класс (68 часов)

№ п.п

Количество часов

Тема

Дата

Примечание

План

Факт

Введение. Биология в системе наук (3 ч)

1.

1

Повторение за курс 8 класса.

2.

1

Биология как наука.

3.

1

Методы биологических исследований. Значение биологии.

Основы цитологии – науки о клетке12ч

4.

1

Цитология – наука о клетке.

5.

1

Клеточная теория.

6.

1

Химический состав клетки

7.

2

Строение клетки. Лабораторная работа «Изучение клеток и тканей растений и животных на готовых микро-

препаратах».

8.

1

Особенности клеточного строения организмов. Вирусы. 

9.

2

Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Фотосинтез.

10.

2

Биосинтез белков.

11.

1

Регуляция процессов жизнедеятельности в клетке.

12.

1

Обобщающий урок по теме «Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Фотосинтез. Биосинтез белков».

                                        Размножение и индивидуальное развитие (онтогенез) организмов (6ч.)

13.

1

Формы размножения организмов. Бесполое размножение. Митоз.

14.

1

Половое размножение. Мейоз.

15.

2

Индивидуальное развитие развитие организма(онтогенез).

16.

1

Влияние факторов внешней среды на онтогенез.

17.

1

Обобщающий урок по теме «Размножение организмов».

                                                                         Основы генетики. (12 ч)

18.

1

Генетика как отрасль биологической науки.

19.

1

Методы исследования наследственности. Фенотип и генотип.

20.

4

Закономерности наследования.

21.

2

Решение генетических задач.

22.

1

Хромосомная теория наследственности. Генетика пола.

23.

1

Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость.

24.

1

Комбинативная изменчивость.

25.

1

Фенотипическая изменчивость.

Генетика человека(2 ч.)

26.

1

Методы изучения наследственности человека.

27.

1

Генотип и здоровье человека.

Основы селекции и биотехнологии (3ч.)

28.

1

Основы селекции.

29.

1

Достижения мировой и отечественной селекции.

30.

1

Биотехнология: достижения и перспективы развития.

Эволюционное учение (8ч)

31.

1

Учение об эволюции органического мира.

32.

1

Вид. Критерии вида.

33.

1

Популяционная структура вида.

34.

1

Видообразование.

35.

1

Борьба за существование и естественный отбор- движущие силы эволюции.

36.

1

Адаптация как результат естественного отбора.

37.

2

Урок семинар «Современные проблемы теории эволюции».

Возникновение и развитие жизни на Земле (5ч.)

38.

1

Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни.

39.

1

Органический мир как результат эволюции.

40.

1

Ненаследственная (фенотипическая)  изменчивость

41.

2

История развития органического мира.

42.

1

Урок- семинар «Происхождение и развитие жизни на Земле».

Взаимосвязи организмов и окружающей среды(16ч.)

43.

1

Экология как наука. Среды обитания организмов.

44.

1

Экология как наука. Экологические факторы. Лабораторная работа» Изучение приспособлений организмов к определённой  среде обитания».

45.

1

Влияние экологических факторов на организм.

46.

1

 Лабораторная работа «Строение растений в связи с условиями жизни».

47.

1

Экологическая ниша.

48.

1

Структура популяции.

49.

1

Типы взаимодействия популяций разных видов.

50.

1

Экосистемная организация живой природы. Компоненты экосистем.

51.

1

Структура экосистем.

52.

1

Поток энергии и пищевые цепи.

53.

1

Искусственные экосистемы.

54.

1

Экскурсия «Сезонные изменения в живой природе».

55.

1

Экологические проблемы современности.

56.

3

Итоговая конференция «Взаимосвязи организмов и окружающей среды»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника

Рабочая программа составлена на  основе Примерной программы  по биологии основного общего образования и  Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 8 класс к учебнику А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш . Биология 8 класс

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 9 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилов, Н.М. Чернова Основы общей биологии 9 класс.

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии, 5 класс к учебнику Д.И. Трайтак, Н.Д.Трайтак «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 5-6 классы»

Рабочая программа включает в себя:1. Календарно-тематическое планирование.2.Пояснительная записка.3.Система оценивания знаний и умений учащихся по биологии.4.Требования к уровню подготовки....