Экологическая экспертиза продуктов питания
план-конспект урока по биологии (8 класс)

Шамыкаева Наиля Анфисовна

На современном этапе развития общества становится очевидным, что человечество должно изменить свое отношение к природе, научиться жить в гармонии с ней. Недаром XXI век объявлен мировым сообществом как «столетие окружающей среды». В этих условиях проблема экологического воспитания подрастающего поколения обретает особую значимость. Задача учителя состоит не только в том, чтобы показывать актуальность экологических проблем, но и формировать у учащихся экологическое сознание как часть общекультурного развития человека, а также особый стиль мышления, способствующий осознанию значимости своей практической помощи природе, развивать навыки научного анализа природных явлений.

Получение положительного результата может быть достигнуто за счет проектирования процесса образования. Образовательная программа, преломленная через призму педагогических технологий, представляет не перечень тем занятий, а сценарий процесса образования, где действие подчинено стремлению к цели данной образовательной области, но в то же время гибко, вариативно, основано на широчайшем спектре приемов и методов, рассчитанных на различные стили познания и творчества, каналы усвоения информации учениками.

Работая в школе, я определила, что знания становятся значимыми тогда, когда они приобретены, «открыты» самими детьми. Такую задачу можно решить, только заинтересовав детей. Мотивация должна быть одним из первых шагов педагога в начале работы с детьми – при изучении новой темы, при подготовке к экскурсии, учебно-исследовательской работе, посильной экологической акции. Постепенно в процессе образования мотивация может стать фактором, способным сделать экологические проблемы личностно значимыми для детей.

            Повысить эффективность обучения возможно, применяя продуктивную образовательную технологию. А именно образовательную технологию, построенную на исследовательском поиске ребенка.

            Исследовательская деятельность учащихся, как особая образовательная технология, позволяет освоить культуру исследования как универсальное средство освоения действительности.

Данный урок является первым в теме 10 «Пищеварение» в курсе «Биология. Человек» 8 класс (автор программы Н.И. Сонин).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekspertiza.docx35.97 КБ

Предварительный просмотр:

“Экологическая экспертиза продуктов питания”, 

(сценарий урока).

        

ВВЕДЕНИЕ.

На современном этапе развития общества становится очевидным, что человечество должно изменить свое отношение к природе, научиться жить в гармонии с ней. Недаром XXI век объявлен мировым сообществом как «столетие окружающей среды». В этих условиях проблема экологического воспитания подрастающего поколения обретает особую значимость. Задача учителя состоит не только в том, чтобы показывать актуальность экологических проблем, но и формировать у учащихся экологическое сознание как часть общекультурного развития человека, а также особый стиль мышления, способствующий осознанию значимости своей практической помощи природе, развивать навыки научного анализа природных явлений.

Получение положительного результата может быть достигнуто за счет проектирования процесса образования. Образовательная программа, преломленная через призму педагогических технологий, представляет не перечень тем занятий, а сценарий процесса образования, где действие подчинено стремлению к цели данной образовательной области, но в то же время гибко, вариативно, основано на широчайшем спектре приемов и методов, рассчитанных на различные стили познания и творчества, каналы усвоения информации учениками.

Работая в школе, я определила, что знания становятся значимыми тогда, когда они приобретены, «открыты» самими детьми. Такую задачу можно решить, только заинтересовав детей. Мотивация должна быть одним из первых шагов педагога в начале работы с детьми – при изучении новой темы, при подготовке к экскурсии, учебно-исследовательской работе, посильной экологической акции. Постепенно в процессе образования мотивация может стать фактором, способным сделать экологические проблемы личностно значимыми для детей.

        Повысить эффективность обучения возможно, применяя продуктивную образовательную технологию. А именно образовательную технологию, построенную на исследовательском поиске ребенка.

        Исследовательская деятельность учащихся, как особая образовательная технология, позволяет освоить культуру исследования как универсальное средство освоения действительности.

Данный урок является первым в теме 10 «Пищеварение» в курсе «Биология. Человек» 8 класс (автор программы Н.И. Сонин).

Тема урока “Экологическая экспертиза продуктов питания”

Цели урока: научиться проводить первичную экологическую экспертизу продуктов питания, оценивать безопасность их использования

Задачи:

Образовательные.

  1. Формирование представлений о категориях качества продовольственных товаров.
  2. Формирование понятий: экологическая безопасность, консерванты, пищевые добавки, красители, эмульгаторы, стабилизаторы, штриховой код, знак соответствия российскому стандарту, ГОСТ, технические условия (ТУ), маркировка.

Развивающие.

  1. Развивать внутреннюю мотивацию к учению, через исследовательскую деятельность, личностно - значимое содержание учебного материала, выполнение практической работы.
  2. Формировать умения проводить первичную экологическую экспертизу упакованных продуктов питания и умения оценивать целесообразность использования продуктов питания.
  3. Формировать необходимое в современной экологической и экономической обстановке экологическое мышление.
  4. Развивать устную речь, коммуникативные способности и умения отстаивать свою точку зрения.

Воспитывающие.

  1. Подвести учащихся к выработке нравственной позиции по вопросам производства экологически безопасных продуктов питания.
  2. Воспитывать ответственное отношение учащихся к своему здоровью.
  3. Воспитывать коммуникативную культуру учащихся.

Методы:

1) словесные – беседа, объяснение

2) наглядные - демонстрация карты, таблиц, схем, упаковок продуктов питании

3) практические – работа с раздаточным материалом

4) частично - поисковые – работа с дополнительным материалом.

5) исследовательские – работа по исследованию выдвинутых проблем, вопросов

6) проблемный – постановка проблемных вопросов

Подготовка к уроку: обучающиеся заранее разделены на группы (количество по усмотрению педагога); нескольким ребятам дано опережающее задание исследовательского характера (в соответствии с темами сообщений); упаковки продуктов питания для всех обучающихся одной группы должны быть одинаковые, в процессе их экспертизы каждый член группы анализирует только один из пунктов, сообщает о результатах остальным, формулируют вывод.

Формы работы:

фронтальная, самостоятельная, групповая работа, самоконтроль и взаимоконтроль;

Форма проведения: урок – практикум (экологическая экспертиза)

Оборудование:

  1. Планшет с цитатой

“Мы не технофобы. Нелепо призывать к отказу от успехов любых наук. Нам по пути с новшествами. Но только с теми, что возникают не за счет горя людей. Мы за науку и технику здоровья и жизни, мы против техники и науки разрушения”.

  1. Консервные банки из-под сгущенного молока, мясных и рыбных консервов.
  2. Пластмассовые коробки из-под маргарина, йогурта.
  3. Банки из-под кофе, какао.
  4. Шоколад.
  5. Детское питание.
  6. Жевательные резинки.
  7. Алгоритм проведения первичной экологической экспертизы упакованных продуктов питания.
  8. Коды стран по данным Международной ассоциации ЕАN.
  9. Перечень запрещенных пищевых добавок.
  10.  Материалы для обучающихся: требования к оформлению практической работы, алгоритм выполнения практической работы, таблица кодов EAN, таблица кодов пищевых добавок и их воздействия (приложение 3,4,5,6,7).

Основные понятия и термины:

– экологическая безопасность:
– консерванты;
– пищевые добавки;
– красители;
– штамп;
– штриховой код;
– знак соответствия российскому стандарту;
– ГОСТ;
– технические условия (ТУ);
– смачиватели;
– эмульгаторы.

Ход урока.

1.Организационный момент (30 сек): Здравствуйте, ребята, садитесь. у вас сегодня открытый урок, к нам пришли гости. Мы должны показать умение работать на уроке. Не стесняйтесь высказывать свои суждения, отстаивайте их.  Я надеюсь, что у нас все получится.

2. Актуализация знаний, знакомство с темой и целью урока (5 минут):

а) проверка основных понятий курса (проверочная работа с фронтальной проверкой, с использованием опорных сигналов) (приложение 1)

б) Посмотрите на доску, тема нашего урока «Пищевые продукты», как вы считаете, о чем пойдет речь на уроке?

Учитель: “Мы не технофобы. Нелепо призывать к отказу от успехов любых наук. Нам по пути с новшествами. Но только с теми, что возникают не за счет горя людей. Мы за науку и технику здоровья и жизни, мы против техники и науки разрушения”.

 мы приобретаем продукты питания в магазине, как правило, в упакованном виде, почему мы можем узнать о качестве этого продукта, сделать вывод о его пригодности употребления в пищу?  (о качестве продуктов питания мы можем судить по информации на упаковке).

Совершенно верно, о качестве продуктов питания мы можем судить по информации на упаковке, согласно закону “о правах потребителя”, на упаковках должна находиться следующая информация: данные о свойствах продукта, причем на русском языке. Это наименование производителя и его адрес; наименование товара и его масса; состав, а при необходимости и химический состав; дата изготовления и срок годности или реализации; обозначение стандарта или ТУ; предупреждения об опасности и рекомендации по применению; наличие спецдобавок. (в повседневной жизни нужная информация, после темы пищеварение большая проверочная работа будут вопросы из этой темы.)

Цель нашего урока – практикума - научиться осуществлять первичную экологическую экспертизу продуктов питания, оценивать безопасность их использования по информации, находящейся на их упаковках.

З. Домашнее задание: оформить отчет по практической работе (15 сек.).

Прежде чем мы приступим к выполнению практической работы, заслушаем ребят, выполнивших небольшие исследования по данной теме.

4.  Изучение нового материала (15 мин):

Сообщение 1 “География нашего питания и сроки годности товаров” (приложение 2)

Учитель: Кроме срока годности очень важно, чтобы информация на упаковке (этикетке) соответствовала штриховому коду, а на консервной банке и штампу. Что такое штрих – код, штамп, какую информацию они в себе содержат, выясняли_____________________

Сообщение 2. Штриховой код: как его расшифровать (приложение 2)

Сообщение 3. Штамп на консервной банке (приложение 2)

Учитель: Производство продуктов питания всегда было трудоемким, поэтому производители всячески стремятся к увеличению выпуска продукции при снижении ее себестоимости.

Способы повышения интенсивности производства продовольствия (удобрения; гербициды и ядохимикаты – для борьбы с вредителями и болезнями растений; белковые антибиотики – для увеличения производства продуктов животноводства и т.д.) снижают качество продуктов, а иногда приводят к появлению в них небезопасных для человека веществ.
На мировом рынке существует три категории качества продовольственных товаров, различающиеся исходным сырьем и особенностями технологии производства.
Товары
первой категории - количество и типы спецдобавок строго регламентированы.
Качество товаров
второй категории контролируется менее строго. Они производятся с учетом требований страны-импортера. Так, например, наличие на упаковке знака РСТ означает соответствие российскому стандарту.
На товары
третьей категории не распространяются многие ограничения на использование спецдобавок, себестоимость их гораздо ниже, а производство выгоднее. К этой категории относится до 80% продуктов питания, сигарет и напитков, поставляемых на мировой рынок.

Как правило на упаковках (этикетках) нет сведений о том к какой категории качества относится товар, но обычно указано, какие спецдобавки он содержит. Спецдобавки обозначены буквенно-цифровым кодом. Многие из добавок далеко не безопасны для здоровья.

Учитель: Как обозначаются определенные спецдобавки и какое влияние они оказывают выяснял _________________.

Сообщение 4 Спецдобавки (приложение 2)

Учитель. Многие производители, в погоне за выгодой, стараются скрыть информацию о спецдобавках, сделать ее непонятной для покупателя, как это делается выясняли_____________________________

Сообщение 5. Гадание на кофейной банке (приложение 2)

Презентация итогов исследования обучающихся по теме «ГМО в продуктах питания» (презентация прилагается)

5. Выполнение практической работы (15 минут).

Теперь вам предстоит провести первичную экологическую экспертизу продукта питания по упаковке, имеющейся у вас на столе. При выполнении этой практической работы (алгоритм – на столах) (приложение 6) вы сможете определить дату изготовления, срок годности продукта, его состав, с помощью имеющейся у вас таблицы можете определить опасность для здоровья спецдобавок, указанных на упаковке (этикетке) (приложение 4, 5). Кроме того, на столах у вас имеются некоторые коды стран по данным Международной ассоциации EAN (приложение 3) и требования к оформлению практической работы (приложение 7). Вопросы анкеты:

  1. Читаете ли вы на упаковке состав продукта и срок годности?
  2. Учитываете ли вы полезность продукта или больше цените вкусовые качества?
  3. Считаете ли вы нужным проведение таких уроков?
  4. Какую пользу вы извлекли для себя после практической работы?

6. Обсуждение результатов. (5 мин)

По истечении отведенного на практическую работу времени несколько учащихся делают краткие сообщения по итогам практической работы.

7. Рефлексия (4 мин)

Итак, мы изучили тему провели исследования. Теперь закончите, пожалуйста, предложение: «Сегодня я понял(а), что …»

- Где вы можете применить знания, полученные на уроке?

- За что вы себя можете похвалить? А одноклассников? какую вы пользу извлекли для себя после практической работы?

В заключение учитель говорит, что если учащиеся теперь при приобретении того или иного товара смогут правильно определить хотя бы срок его годности, то уже это во многих случаях поможет им сохранить свое здоровье, и, следовательно, цель урока будет достигнута.

- А на прощание – маленький секрет. Дотроньтесь языком верхнего нёба. Почувствовали поперечные полоски? А знаете, что это? Это нёбные валики – остатки недоразвитых зубных рядов. Оказывается, у всех зародышей млекопитающих закладываются зубы в несколько рядов, а развивается только один ряд. Вот о зубах мы и поговорим на следующем уроке…

8.Выставление оценок за урок (15 сек.).

Использованная литература.

1. Булдаков А. С. “Пищевые добавки. Справочник.” Санкт-Петербург : “Ut”,1996.

2. Горбатовский В.В., Рыбальский Н.Г. Экология и безопасность питания. – М.: “Экологический вестник России”, 1995 год.

3. Курбатова Т.В. Исследование качества пищевых продуктов.

4. Сафиуллина Н.И. Ток – шоу “Большая стирка” на тему “Есть или не есть, или экологическая безопасность продуктов питания”

5. Шашурина А. Т. “Экологическая безопасность и продукты питания”, газета Биология,  №10, 2000.

Приложение 1.

  1. Что изучает раздел «Экология человека»?

А) историю развития человеческого общества

Б) взаимоотношения людей населяющих нашу планету между собой

В) влияние окружающей среды на здоровье человека

2. Что включает в себя понятие «Здоровье»?

А) отсутствие физических повреждений

Б) отсутствие физических повреждений, дефектов и психических расстройств

В) состояние полного телесного, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и повреждений

3. Расположите «факторы здоровья» в порядке их

А) образ жизни

Б) окружающая среда

В) наследственность

4. Какой из факторов в большей степени зависит от личного отношения к своему здоровью

А) образ жизни

Б) окружающая среда

В) наследственность

  1. Какие из ниже перечисленных составляющих входят в понятие «образ жизни»

А) наследственные болезни, загрязнение водоисточников, закаливание

Б) наличие вредных привычек, соблюдение режима дня, квалификационная своевременная медецинская помощ

В) занятие спортом, отказ от вредных привычек, разнообразное и своевременное питание

Опорные сигналы для фронтальной проверки: А – красный, Б – желтый, В - зеленый

Приложение 2.

Сообщение 1. География моего питания.

Цель:  выяснить страны изготовители продуктов питания которые мы покупаем.

Сообщение 2. Штриховой код: как его расшифровать

Цель моего исследования: выяснить, что такое штрих-код и как его расшифровать.

В последнее время на прилавках магазинов появляются все больше товаров, снабжены штрих – кодом. Специалисты называют несколько причин его введение, но основной является то, что он позволяет легко контролировать качество продукции, ее соответствие первоначальному образцу.

Штрих – код – это ряд вертикальных черные и белые полос, под которыми рассоложено 13 цифр. Товары, имющте небольшие размеры, могут иметь укороченный код – 8 цифр. Первые 2 цифры обозначают страну – изготовителя или продавца продукта, за ними следует 5 цифр кода предприятия – изготовителя. Следующие 5 цифр кодируют наименование товара, его потребительские свойства, размеры, массу, цвет. Последняя цифра – контрольная, используемая для проверки правильности считывания штрихов сканером. Используется также штрих – код, в котором стране соответствуют 3 цифры, а предприятию-изготовителю – 4.

В 1987 г. ассоциация  EAN закрепила за СССР десять трезначныхкодов – с 460-го по 469-й. если вам встретится товар, имеющий код 469 12510000 10, то перед вами десертный шоколад «Люкс» московской кондитерской фабрики «Красный Октябрь» массой 100 г. Рядовой покупатель, не вооруженный специальными справочниками, не  в состоянии определить по одному только коду изготовителя товара. Впрочем, в этом нет большой необходимостью. Главное – определить соответствие штрих-кода названию страны изготовителя, указанному на упаковке, - его наличие служит залогом того, что товар не фальсифицирован (приложение 3).

Сообщение 3. Штамп на консервной банке

Цель моего исследования: выяснить, что такое маркировка 

Для продукции, изготовленной на территории России, предусмотрена единая маркировка металлических консервных банок. У некоторых из них на донышке выбито два ряда цифр, у других – три.
Трехрядная маркировка характерна для мясных, рыбных и овощных консервов. В первом ряду указана дата изготовления, во втором – номер смены. Третий ряд – тип консервов и номер предприятия: «Р» – рыбные, «Д КП», «ПС», «МС», «ОХ» – мясные.

Например, лососевая икра маркируется в 3 ряда: первый ряд – дата изготовления, второй – знак «Икра», третий – номер завода, номер смены и буква «Р» – индекс продукта рыбной промышленности.
Маркировка сгущенного молока – двухрядная. В первом ряду – буква «М» – индекс молочных продуктов, во втором ряду – номер смены (до трех цифр), месяц (2 цифры) и год изготовления (2 цифры).
Осетровая икра также имеет двухрядную маркировку. Первый ряд – декада (1 цифра), месяц и год (по 2 цифры) изготовления, второй ряд – номер мастера (1–2 цифры).

Штамп на консервной банке позволяет узнать дату изготовления, по которой легко определить срок реализации, указанный на упаковке (этикетке).

Сообщение 4 Спецдобавки

Цель моего исследования: выяснить, что такое спецдобавки, для чего они используются

Для увеличения сроков хранения скоропортящихся продовольственных товаров применяются различные технологии: консервирование, замораживание, пастеризация, высушивание и др., многие из которых предполагают использование специальных добавок, улучшающих внешний вид, вкусовые качества и способствующих увеличению срока хранения продукта. Это красители, подсластители, эмульгаторы, антиоксиданты, консерванты и т.п. (приложение 4)

Большинство из них не так уж и безвредно для здоровья (приложение 5)

Сообщение 7. Гадание на кофейной банке

Цель моего исследования выяснить,  как отличить натуральный кофе от подделки

В настоящее время на рынке можно найти много сортов настоящего растворимого кофе, однако встречаются его подделки. Это можно определить по некоторым признакам упаковки. Упаковка подделок обычно изготовлена из картона, легкой жести или полиэтилена, наклеенная бумажная этикетка имеет блеклые тона. На упаковке приведен минимум информации, в графе «Производитель» указано только название фирмы, а то и этого нет – лишь броская надпись «Сделано в...». Цифры штрих-кода, как правило, взяты с потолка.
Настоящий же кофе обычно продается в металлических или стеклянных банках с яркой красочной этикеткой, на которой приведено много полезной информации: название марки, тип продукта (сублимированный, гранулированный кофе с удаленным кофеином и т.д.), фирма-изготовитель с указанием страны и адреса, штрих-код, дата выработки и срок реализации.

Примечание:  задания по темам сообщения даются заранее, поэтому текст сообщений ребят проверяется учителем, корректируется. Демонстрационные материалы сообщений размещаются на доске, т.е. задание предусматривает стендовое оформление.

Приложение 3.

Некоторые коды стран по данным Международной ассоциации EAN

00-09 США и Канада

30-37 Франция

40-43 ФГР

80-83 Италия

90-91 Австрия

50 Великобритания

52 Греция

54 Бельгия

56 Португалия

57 Дания

60 ЮАР

64 Финляндия

73 Швеция

76 Швейцария

87 Нидерланды

93 Австралия

45.49 Япония

380 Болгария

383 Словения

385 Хорватия

400-440 Германия

460-469 Россия, СНГ

471 Тайвань

454Эстония

475Латвия  

477 Литва

482 Украина

484 Молдова

489 Гонконг

520 Греция

529 Кипр

539 Ирландия

690 Китай

729 Израиль

789 Бразилия

888 Сингапур

890 Индия

Приложение 4.

Добавки в нашей пище.

Е 100 – 182 – красители – усиливают и восстанавливают цвет продукта

Е 200 – 299 – консерванты – повышают срок хранения продуктов, защищают от микроорганизмов, грибков и т.д.

Е 300- 399 – антиокислители – защищают от окисления

Е 400- 499 – стабилизаторы сохраняют заданную консистенцию. Загустители – повышают вязкость.

Е 500- 599 – Эмульгаторы – создают однородную смесь несмешиваемых фаз, например воды и масла

Е 600 – 699 – усилители вкуса и аромата.

 Е 900 – 999 – пеногасители – предупреждают или снижают образование пены.

Е 1000 – глазирователи, подсластители, разрыхлители, регуляторы кислотности и другие добавки.

Приложение 5.

Таблица вредных пищевых добавок.

Текст на упаковке

Воздействие

Текст на упаковке

Воздействие

Текст на упаковке

Воздействие

Текст на упаковке

Воздействие

Е 102

О

Е 211

Р

Е 312

С

Е 513

С

Е 103

З

Е 212

Р

Е 320

Х

Е 513 Е

ОО

Е 104

П

Е 213

Р

Е 321

Х

Е 520

Х

Е 105

З

Е 214

Р

Е 330

Р

Е 521

Х

Е 110

О

Е 215

Р

Е 338

РЖ

Е 540

РЖ

Е 111

З

Е 216

Р

Е 339

РЖ

Е541

РЖ

Е 120

О

Е 219

Р

 Е 340

РЖ

Е545

РЖ

Е 121

З

Е 220

О

Е 341

РЖ

Е 550

Р

Е 122

П

Е 222

О

Е 343

РЖ

Е559

РЖ

Е 123

ОО, З

 Е 223

О

Е 400

О

Е 527

ОО

Е 124

О

Е 224

О

Е 401

О

Е 620

О

Е 125

З

Е 228

О

Е 402

О

 Е 626

РК

 Е 126

З

Е 230

Р

Е 403

О

Е 627

РК

Е 127

О

Е 231

ВК

Е 404

О

Е 628

РК

Е 129

О

Е 232

ВК

Е 405

О

Е 629

РК

Е 130

З

Е 233

О

Е 450

РЖ

Е 630

РК

Е 131

Р

Е 239

ВК

Е 451

РЖ

Е 631

РК

Е 141

П

Е 240

Р

Е 452

РЖ

Е 632

РК

Е 142

Р

Е 241

П

Е 453

РЖ

Е 633

РК

Е 150

П

Е 242

О

Е 454

РЖ

Е 634

РК

Е 151

В, К

Е 249

Р

Е 461

РЖ

Е 635

РК

Е 152

З

Е 250

РД

Е 462

РЖ

Е 636

О

Е153

Р

Е 251

РД

Е 463

РЖ

Е 637

О

Е 154

РК, РД

Е 252

Р

Е 465

РЖ

Е 907

С

Е 155

О

 Е  270

О(д/детей)

Е 466

РЖ

Е 951

ВК

Е 160

ВК

Е 280

Р

Е 477

П

Е 952

З

Е 171

П

Е 281

Р

Е 501

О

 Е  954

Р

 Е  173

П

Е 282

Р

Е 502

О

Е1105

ВК

Е 180

О

Е 283

Р

Е 503

О

Е 201

О

Е 310

С

Е 510

ОО

Е 210

Р

Е 311

С

Е 512

С

Условные обозначения вредных воздействий добавок:  О – опасный, З – запрещенный, П – подозрительный, Р – ракообразующий,  РК – расстройства кишечника, ВК – вреден для кожи, Х – холестирин, РЖ – расстройства желудка, ОО – очень опасный, РД – артериальное давление, С – сыпь.

Приложение 6.

Алгоритм проведения первичной экологической экспертизы упакованных продуктов питания.

1. Экспертиза упаковки

А. Вид упаковки (металлическая банка, стеклянная банка с закатанной металлической крышкой, стеклянная банка с пластмассовой крышкой, пластмассовая упаковка, алюминиевая фольга, бумага и т.д.).
Б. Сохранность упаковки (механическое повреждение, коррозия и т.д.).
В. Наличие бомбажа банки.

2. Экспертиза этикетки

А. Полнота информации на этикетке:
– наименование предприятия-изготовителя, его адрес;
– наименование товара, его масса;
– состав;
– калорийность;
– срок годности;
– дата изготовления;
– обозначения ГОСТа или ТУ;
– предупреждения об опасности (в случае необходимости);
– наличие консервантов и пищевых добавок.

Б. Соответствие информации на этикетке штриховому коду:
– номер изделия под штриховым кодом чаще всего состоит из 13 цифр;
– первые две цифры соответствуют шифру страны-изготовителя или продавца товара;
– следующие 5 цифр – код предприятия-изготовителя;
– и еще 5 цифр – наименование товара, его потребительские свойства, размеры, масса, цвет;
– последняя цифра – контрольная, используемая для проверки правильности считывания штрихов сканером.

Код страны-изготовителя может состоять из трех знаков, а код предприятия – из четырех. Товары, имеющие небольшие размеры, могут иметь краткий код из восьми цифр.

В. Соответствие информации на этикетке и штампа на банке.

Трехрядная маркировка

Первый ряд – дата изготовления (например, 301096);
второй ряд – номер смены (например, 102);
третий ряд – тип консервов и номер предприятия (например, Р100): «Р» – рыбные, «Д», «КП», «К», «ЦС», «МС», «ОХ» – мясные.

Икра лососевая маркируется в 3 ряда:

первый ряд – дата (декада – одна цифра, месяц и год – по 2 цифры);
второй ряд – ассортиментный знак «икра»;
третий ряд – до 3 знаков – номер завода, 1 знак – смена, Р – индекс рыбной промышленности.

Двухрядная маркировка.

Сгущенное молоко:

первый ряд – буква М (знак молочной промышленности) и номер предприятия (например, 2000);
второй ряд – номер смены (до трех цифр) и дата (месяц – 2 цифры и год – 2 цифры).

– Икра осетровая:

первый ряд – дата (декада – 1 цифра, месяц и год – по 2 цифры);
второй ряд – номер мастера (1–2 цифры).

Г. Наличие консервантов и пищевых добавок.

Консерванты и пищевые добавки (эмульгаторы, красители, смачиватели и др.) в соответствии с международным шифром обозначаются буквой «Е» с тремя цифрами. Многие из добавок не безопасны для здоровья (приложение 5). 

3. Заключение

Указывается возможность использования продукта для питания. В качестве образца следует использовать одно из трех следующих заключений.

  1. Продукт может использоваться для питания, но противопоказан лицам, страдающим ожирением и сахарным диабетом (большое количество углеводов).
    2. Продукт может быть использован для питания, но не рекомендуется лицам, страдающим частыми расстройствами желудка.
    3. Продукт не рекомендуется к применению, так как содержит запрещенную спецдобавку Е152.

Приложение 7.

Отчет по практической работе

«Первичная экспертиза продуктов питания»

Наименование продукта

1. Экспертиза упаковки

2. Экспертиза этикетки

3, Наличие консервантов и пищевых добавок

4. Заключение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс "Первичная экологическая экспертиза продуктов питания по информации на упаковке

Задачи:1.    Научиться  получать информацию о качестве пищевых продуктов по упаковке.2.    Формирование биологической и экологической компетентности по вопроса...

«Есть или не есть, или экологическая безопасность продуктов питания»

Цели:сформировать представление о категориях качества продовольственных товаров;определить источники загрязнения продуктов питания;научиться  проводить первичную экологическую экспертизу продукто...

Презентация "Поток энергии, цепи питания. Экологическая пирамида. Продукция экосистем."

Раскрываются основные понятия темы. Даются задания на закреплени материала....

Научно-исследовательская работа на тему: «Экологические аспекты современного питания»

Медицина 21 века – медицина профилактическая. Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им...

Экологическая адекватность питания

Исследовательская работа на тему: "Экологическая адекватность питания".Актуальность данной темы заключается в том, что реализация политики здорового питания, то есть экологической адекватности питания...

Поток энергии и цепи питания, экологическая пирамида.

Презентация по теме:Поток энергии и цепи питания, экологическая пирамида....