Конспект урока по теме: Рыбы
план-конспект урока по биологии (7 класс)

Кононова Елена

Конспект урока по теме: Рыбы 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ryby_7_kl.docx17.4 КБ

Предварительный просмотр:

Урок систематизации знаний по теме: "Рыбы" (7 класс)

Цель урока: в процессе обобщения привести знания учащихся в систему и выявить уровень усвоенности изученного материала.

Форма проведения урока: ярмарка знаний.

Оборудование: красочно оформленные названия ярмарочных рядов; сигнальные карточки красного, желтого и зеленого цветов; таблица "Внешнее и внутреннее строение рыбы"; условные денежные единицы - "налимы" и "скаты".

Структура урока:

I. Вступительное слово учителя.

Почему наш урок так называется? Что такое ярмарка? Давайте обратимся к толковому словарю русского языка С.Ожегова. Итак, слово "ярмарка" означает "...большой торг, обычно с увеселениями, развлечениями, устраиваемый регулярно, в одном месте и в одно и тоже время".

Сегодня и у нас будут развлечения. Но самое главное на ярмарке - это торг и товар. Я - покупатель, а вы - купцы. Ваш товар - знания, и всем хочется, чтобы они оказались добротными, не залежавшимися. Совершая торг, я, возможно, куплю ваши знания. Продав свой товар, вы станете очень состоятельными людьми. На нашем базаре своя валюта: за правильные ответы - "налимы", штрафные очки - "скаты".

Каждая ярмарка славится своими торговыми рядами. Обратите внимание на схему на доске. Над схемой - слова академика А. Яблокова: "Все, что вы говорите, любое ваше предположение - это этап познания, поэтому оно правомерно".

Итак, начинаем торги.

I. Торговый ряд "ЭРУДИТ".

Цель: проверить общую информированность учащихся по  данной теме.

Каждая команда получает карточку с 3-мя понятиями, и участники команды объясняют данные понятия по плану:

1. Местонахождение. 2.Строение.   3.Выполняемые функции.

Задания:

1 команда: "Плавники", "Головной мозг", "Нерест".

2 команда: "Чешуя", "Плавательный пузырь", "Органы чувств".

За каждый правильный ответ команда получает "1 налим"; за неправильный - "1 скат".

II. Торговый ряд "Светофор"

Учитель: Из архивных данных известно, что ярмарки всегда устраивались на перекрестках торговых путей. Заранее, до начала торгов, все спешили на ярмарку, всем хотелось оказаться в числе первых очевидцев происходящих событий или покупателей. Вот и на нашем перекрестке подмигивает светофор.

Ребята раскладывают на столах перед собой сигнальные карточки из конверта: красную, желтую, зеленую.

Цель: проверить степень осмысленности знаний и способность в них ориентироваться.

Учитель задает вопросы классу и называет 3 ответа "разного цвета" - ребята должны сигнальную карточку того цвета, который соответствует правильному ответу.

1. Рыбы приспособлены к водной среде обитания:

Красный - дышат при помощи жабр.

Желтый - имеет хорду.

Зеленый - имеют головной и спинной мозг.

2. Рыбы обладают особым органом чувств, воспринимающим направление и силу тока воды:

Красный - органом обоняния.

Желтый - боковой линией.

Зеленый - органом вкуса.

3. Жабры - это органы:

Красный - кровеносной системы.

Желтый - выделительной системы.

Зеленый - дыхательной системы.

4. Кровеносная система рыб:

Красный - незамкнутая.

Желтый - замкнутая.

Зеленый - имеет один круг кровообращения.

5. Нерест - это:

Красный - способ размножения.

Желтый - сложное инстинктивное поведение в период размножения.

Зеленый - условия, вызывающие замор рыбы.

6. С помощью плавательного пузыря рыба:

Красный - быстрее передвигается.

Желтый - переваривает пищу.

Зеленый - опускается на глубину или всплывает.

7. К хрящевым рыбам относят:

Красный - ската;

Желтый - лосося;

Зеленый - акулу.

8. Уплощенная форма тела придонных рыб свидетельствует о:

Красный - способе размножения.

Желтый - наличии у них скелета.

Зеленый - приспособленности к среде обитания.

III. Торговый ряд "ПОЧЕМУЧКА".

Цель: показать детям, что они способны мыслить творчески. В задании заготовлены вопросы, начинающиеся словом "Почему?"

1. Почему зимой на водоемах полезно во льду делать проруби?

2. Известно, что самка окуня выметывает до 300 тыс. икринок, треска - до 9,3 млн. штук, а колюшка от 65 до 550 икринок. Почему существует такая разница в количестве выметываемой икры?

3. Почему ослепленная рыба не натыкается на препятствия и способна ловить движущуюся добычу?

4. Почему не похожих друг на друга акулу и ската относят к одному классу?

Физкультминутка.

IV. Торговый ряд  "Перевертыши".

В этих словах перепутаны буквы. Переставьте в них буквы таким образом, чтобы получились названия рыб. Укажите, к каким отрядам относятся полученные названия рыб.

1 команда:                                      2 команда:

ТАПВОЛ                                        АЛГБЕУ

ЗНААС                                           СЕКРАТ

ТОРЕС                                            МЛИНА

ДУКСА                                           АРЬСАК

МАЛАКБА                                     РОГУШБА

V. Торговый ряд "НЕБЫЛИЦЫ".

(Домашнее задание, заданное учащимся заранее).

Составить рассказ с названием "Однажды на рыбалке", допустив в нем как можно больше ошибок. Одна команда зачитывает свой рассказ, а другая - ищет в нем ошибки и исправляет их. А команда, читающая свой рассказ, затем оценивает ответ команды соперника.

VI. Торговый ряд  "ГОП -СТОП".

Учитель: Всем известно, что и водоемы Орловской области богаты рыбой. В нашей области встречается 33 вида рыб семейств: карповые, осетровые, сиговые, вьюновые, сомовые, щуковые, окуневые, тресковые, бычковые.

Ваше задание: за 1 минуту записать названия рыб Орловской области, сколько успеете. Затем по очереди каждая команда дает название одной рыбы. Побеждает та команда, которая называет последней. По команде "Гоп!" вы начинаете; по команде "Стоп!" - заканчиваете.

VII.  Итог урока. Подсчитывается количество набранных "налимов" и "скатов" у каждой команды. Побеждает та команда, которая заработала больше "налимов".

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока на тему: "Промысловые рыбы Республики Коми"

Данный конспект урока направлен на создание условий для формирования знаний  учащихся о промысловых рыбах РК, их использовании....

конспект урока на тему: "Рыбы водоёмов Республики Коми" (7 класс)

Цель: Сформировать знания у учащихся о рыбах водоёмов Республики Коми: об особенностях внешнего строения рыб в связи с ведущим образом жизни и о видовом разнообразии рыб, обитающих в водоёмах Республи...

Конспект урока "Класс Костные рыбы"

Разработка урока по теме: "Класс Костные рыбы"...

Конспект урока на тему: Надкласс рыбы общая характеристика. Многообразие рыб. Значение рыб в природе и жизни человека.

Реализация личностно – ориентированного подхода в обучении для самостоятельного усвоения знаний  обучающимися характерных признаков хрящевых и костных рыб....

Конспект урока на тему:"Надкласс Рыбы. Внешнее строение."

Конспект урока на тему:"Надкласс Рыбы. Внешнее строение."...