План-конспект урока "Среда обитания живых организмов"
план-конспект урока по биологии (5 класс)

Куулар Долаана Балдыновна

План-конспект урока в 5 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Класс: 5 класс.

Тема и номер урока: «Среда обитания живых организмов»

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний (урок с использованием информационно-коммуникативных технологий).

Технология: проблемного обучения, мини-проектная деятельность.

Цель урока: обобщить имеющиеся и поспособствовать формированию новых знаний о среде обитания организмов.

ЗАДАЧИ УРОКА:

  • Обучающие: сформировать знания учащихся о различных средах обитания организмов; выяснить особенности приспособленности организмов к среде обитания; определить уровень усвоения школьниками учебного материала по теме урока.
  • Предметные: закрепить знания о многообразии живых организмов, о значении благоприятных природных условий для жизни организма; сформировать представление об отличительных особенностях разных сред обитания организмов и их приспособленности к жизни в этих средах.
  • Метапредметные: учить систематизировать, выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи развивать воображение учащихся; развивать поисково-информационные умения: работать с конспектом урока.
  • Личностные: формировать познавательный интерес к предмету через использование нестандартных форм обучения и создание ситуации успеха; прививать любовь к живой природе, формировать устойчивое положительное отношение к каждому живому организму на Земле.

Планируемые результаты:

  • Предметные: усвоить знания о многообразии живых организмов, о значении благоприятных природных условий для жизни организма; сформировать представление об отличительных особенностях разных сред обитания организмов и их приспособленности к жизни в этих средах.
  • Метапредметные: учить систематизировать, выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи, развивать воображение учащихся; развивать поисково-информационные умения: работать в соответствии с поставленной задачей и планом; умение слушать и вступать в диалог, умение работать в группе, а также оказывать взаимопомощь.

Формы работы учащихся: групповая, парная, индивидуальная

Необходимое техническое оборудование:

  • для учителя: компьютер, телевизор;
  • для обучающихся: 4 листа А, карандаши, фломастеры.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Приветствие ребят: «Я рада Вас сегодня видеть.  Повернитесь друг к другу, посмотрите в глаза, улыбнитесь. Разверните ладони друг к другу, но не прикасайтесь. Теперь соединяем пальцы со словами:

Желаю (большой)

Большого (указательный)

Успеха (средний)

Удачи (безымянный)

Во всем (мизинец)

Здравствуй (всей ладонью).

2. Проверка домашнего задания

-Прежде чем приступить к изучению новой темы, давайте повторим прошлую тему, проверим насколько вы хорошо усвоили прошлые темы.

В течение урока вы будете работать с рабочими листами. За каждый правильный ответ вы получаете звездочку. В конце урока мы выясним, кто, сколько набрал баллов.

Задание 1. Установите соответствие между царствами и представителями.

ЦАРСТВА                                        ПРЕДСТАВИТЕЛИ

А)Бактерии                                1) Бледная поганка

Б) Растения                         2) Одуванчик лекарственный

В) Животные                        3) Заяц-беляк

Г) Грибы                                4) Кишечная палочка

Рассмотрите фотографии с изображением представителей различных объектов природы.

Подпишите их названия, используя слова из предложенного списка: бактерии, грибы, растения. Занесите ответы в поля для ввода.

А.   Б.  В. 

get_file?id=51017А   https://avatars.mds.yandex.net/get-mpic/4397559/img_id5702501477419737769.jpeg/orig Б  https://sdelatsamkak.ru/wp-content/uploads/0/6/4/064c9d1092c79f68e2f5c54f8683ba1f.jpegВ  get_file?id=51018Г

Задание 2. Составьте «паспорт» животного, изображенного на рисунке, используя имеющиеся слова.

https://sdelatsamkak.ru/wp-content/uploads/0/6/4/064c9d1092c79f68e2f5c54f8683ba1f.jpeg

 Список слов: 1)  Млекопитающие 2)  Заяц  3) Заяц-беляк   4)  Животные

 Номера правильных ответов занесите в поля таблицы.

 Царство

Класс

Род

Вид

- Молодцы. Я вижу, что вы очень хорошо запомнили предыдущие темы.

3. Определение темы, цели и составление плана, постановка проблемы.

А теперь давайте внимательно текст прочитает Алиса.

- Внимание! Внимание! 22 февраля стартуют Олимпийские игры среди животных. На стартовой линии выстроились спортсмены, которые продолжительное время проводили подготовку к замечательному событию. Перед стартом корреспондент газеты «Необычное в природе» взял интервью у будущих звезд олимпиады.  Первым дал интервью Воробей. Для победы в олимпиаде он готов покорять земные недра. Вторым на стартовой линии стоит Дождевой червь. Он готов покорять воздушное пространство. Третьей на стартовой линии стояла Рыба. Она готова бороться за первенство в наземно-воздушном пространстве. Четвертым на стартовой линии стоит Муха. Она рвется в водное пространство. Корреспондент пришел в недоумение.

- Ребята, как вы думаете, почему корреспондент пришел в недоумение? (Ответы ребят).

- Какие ошибки здесь допущены? (Учащиеся находят ошибки: воробей, муха обитают в воздушно-наземной среде, дождевой червь – почвенной, рыба – водной).

Таким образом, давайте вместе сформулируем тему нашего урока? Как называется тема нашего урока?

Тема урока: «Среда обитания живых организмов».

Записываем в тетрадях дату и тему нашего урока (записи в тетрадях).

- Хорошо, а теперь определим цели нашего урока. Что мы должны узнать в течение нашего урока?

1.Узнать, что такое среда обитания?

2.Познакомиться с особенностями разных сред обитания организмов.

3.Выяснить, как живые организмы приспособились к жизни в разных средах обитания.

4.Представителей животных и растений каждой среды.

- Хорошо! Молодцы!

4.Этап изучения нового материала

- Ребята, как вы думаете, что же можно назвать «средой обитания»? (дают определение).

Дать учащимся текст учебника.

- Хорошо, а теперь давайте поработаем с учебниками.

Найдите в учебниках какое определение дают экологи среде обитания и запишите его себе в тетради.

Среда обитания – часть природы, окружающая живые организмы и оказывающая на них прямое или косвенное воздействие. (запись в тетрадях)

- Ребята давайте перечислим, сколько и какие среды обитания выделяют? (ответы учащихся).

- Хорошо. А теперь перед вами рисунки животных.

(Просмотр рисунков «Дельфин», «Рыбки», «Крот»).

Работа с рисунком.

- При просмотре обратите внимание на внешний вид «главных героев». После просмотра организация беседы.

Беседа.

- Похожи ли между собой дельфины и рыбки? Почему?

(Учащиеся: – Похожи, т.к. обитают в сходной среде – водной.)

- Похожи ли между собой дельфин и крот?

(– Нет. Т.к. обитают в разных средах: крот в почвенной, дельфин - в водной.)

- Какие признаки сформировались у дельфинов и рыбок и почему?

(– Обтекаемая форма тела, плавники.)

- Какие признаки сформировались у крота?

(– Лапки, приспособленные для копания почвы, маленькие глаза, плохо видит.)

- Какой вывод можно сделать из наших наблюдений?

Вывод: – На организмы влияют условия среды, под их влиянием формируются признаки.

 - Каковы условия в почвенной, водной, наземно-воздушной, организменной средах? Организация работы в группах: класс делится на 4 группы, каждая группа получает творческие задания по плану.

План:

1.Вставьте в текст пропущенные слова.

2. Выберите живых организмов, которые соответствуют вашей среде обитания (наклеить на лист А4).

3.Защита мини-проектов.

1 группа. Работает с водной средой.

2 группа. Работает с наземно-воздушной.

3 группа. Работает с почвенной средой.

4 группа. Работает с организменной средой обитания.

Каждая группа работает по плану. У всех есть справочные карточки. На подготовку дается 5 минут. По ходу защиты каждая группа информирует остальных ребят о своей среде обитания.

- Молодцы, ребята!

5.Физминутка. Очень хорошо, теперь я вижу, что вы ориентируетесь кто, где живёт, а теперь поиграем? Если я буду называть животных и растений  наземно-воздушной среды, то вы будете хлопать, а если водной среды, то будете плавать, а если почвенных, то будете топать.

Лиса, дождевой червяк, акула, черепаха, щука, водоросли, ель, капуста, божья коровка, крот, страус, морская звезда, корни растений, кит, личинки, сосна.

- Хорошо, отдохнули.

6.Первичное закрепление нового материала

Задание  1. Распределите организмы в соответствии с характерной для них средой обитания.

ОРГАНИЗМЫ                                        СРЕДЫ ОБИТАНИЯ

А) медведь                                         1) наземно-воздушная

Б) щука                                                 2) водная

В) акула                                                 3) почва

Г) крот                                                 4) другие организмы

Д) заяц

Е) ель

Ж) землеройка

З) дождевой червь

И) паразиты в кишечнике человека

К) простейшие в желудке коровы

Задание 2:

В три колонки написать слова согласно среде обитания: корень моркови лиса, медуза, водоросли, ель, гриб, акула, крот, медведь, пингвин, червяк, морская звезда, личинка майского жука

7. Информация о домашнем задании.

1.Параграф 12 (пересказ)

2. Творческое задание: на примере любого животного описать, как оно приспособилось к условиям обитания? Составить мини-рассказ.

3. Составить кроссворд «Среды обитания»

8.Рефлексия

Ребята, какова тема нашего урока? Как вы считаете, мы достигли поставленных целей? Что нового вы сегодня узнали?

Учащиеся обобщают и оценивают полученные знания. Делают выводы (выводы на экране).

Друзья, сегодня на уроке мы хорошо поработали, узнали много нового.

Оцените, пожалуйста, наше занятие с помощью карточек разного цвета:

Красная – я узнал много нового, мне было интересно.

Жёлтая – я не всё понял, мне было трудно.

Зелёная – я ничего не узнал, мне было не интересно.

9.Подведение итогов урока. Выставление оценок

Ребята, сегодня мы с вами совершили путешествие в разные среды обитания живых организмов. На следующих уроках биологии мы с вами подробнее рассмотрим особенности каждой среды. Желаю вам успехов! До новых встреч!

 

Приложение 1.                                                Оценочные листы

Ф.И. ученика(цы) ____________________________ Класс ________

Дата ___________________

Тема урока _________________________________________________

Баллы

Задание № 1. Тестирование «Среды жизни»

Задание № 2. Условия обитания в различных средах

Задание № 3. Классификация экологических факторов

Устные ответы

Сумма

Приложение 2. Карточки «Среды жизни»

Водная

Наземно-воздушная

Почвенная

Организменная

Задание для группы №1 Вставьте пропущенные слова

Наземно-воздушная среда характеризуется ………………….. количеством кислорода, но нередко в наземно-воздушной среде не хватает……..…......…Поэтому растения и животные, обитающие в засушливых местах, имеют приспособления для добывания, запасания воды. Например,……………… запасает влагу в своем теле. Для наземно-воздушной среды характерны изменения…………….. в течение года, в связи с этим меняется и жизнь организмов. Например, осенью опадает листва, перелетные ……………улетают в теплые края, шерсть животных меняется на более теплую. В наземно-воздушной среде обитания животные передвигаются по воздуху и по………………...

Пропущенные слова: достаточным, влаги, земле, кактус, температуры, птицы,

Задание для группы №2 Вставьте пропущенные слова

Водная среда характеризуется достаточным количеством…………. Температура ……….не так значительно, как в наземно-воздушной среде, кислорода нередко не хватает. Некоторые организмы могут существовать только в богатой ……………….воде, другие могут выдержать недостаток кислорода. В водной среде меньше…………., чем в наземно-воздушной. В водной среде организмы могут передвигаться в воде или по дну. Характерная особенность большинства водных животных - приспособления для плавания. Это ………….(у рыб, китов, дельфинов), ласты (у тюленей, моржей), перепонки между пальцами (у выдр, бобров, лягушек, водоплавающих птиц).

Пропущенные слова: воды, света, плавники, меняется, кислородом

Задание для группы №3 Вставьте пропущенные слова

Почвенная среда нередко характеризуется большим количеством воды, углекислого газа, недостатком…………... Температура более ровная, чем на поверхности земли, …………практически не проникает. Обитатели почвенной среды имеют…………… глаза или лишены органов зрения, зато обладают хорошо развитыми ……………и осязанием.

Пропущенные слова: маленькие , свет, обонянием, кислорода,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Среда обитания живых организмов.

Познакомить обучающихся с различными факторами среды обитания живых организмов, указать основные факторы среды обитания: абиотический,биотический и антропогенный....

Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме: « Среда обитания живых организмов»

Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме: "Среда обитания живых организмов"...

Тема урока: Среды обитания живых организмов.

Сформировать представление об отличительных особенностях разных сред обитания организмов и их приспособленности к жизни в этих средах, познакомится с факторами среды, закрепить знания о многообразии ж...

инструктивная карточка к уроку биологии в 5 классе УМК Пасечник изд. Дрофа Среды обитания живых организмов

Показала пошаговый разбор текста учебника Биологии 5 класс УМК Пасечник изд. Дрофа...

План-конспект урока-экскурсии "Многообразие живых организмов", биология, 5 класс

Представленный материал содержит описание урока, технологическую карту, форму отчета по экскурсии...