"Партеногенез-девственное размножение"
план-конспект урока по биологии (10 класс)

Воронова Юлия Александровна

Технологическая карта  занятия в 10 классе  "Партеногенез-девтсвенное размножение" в рамках курса внеурочной деятельности  "Практическая биология"

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Средняя школа №40» города Смоленска

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ  В 10 КЛАССЕ

 «ПАРТЕНОГЕНЕЗ - «ДЕВСТВЕННОЕ РАЗМНОЖЕНИЕ»

В РАМКАХ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ         ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  

«ПРАКТИЧЕСКАЯ БИОЛОГИЯ»

 Воронова Юлия Александровна,

учитель биологии

Смоленск, 2022


Пояснительная записка

Внеурочная деятельность, являясь частью общего образования, создает дополнительные условия для развития и мотивирует обучающихся. Курс внеурочной деятельности «Практическая биология» углубляет и дополняет базовые знания.

Данная методическая разработка составлена для проведения занятия в 10 классе  «Партеногенез - девственное размножение» в рамках курса внеурочной деятельности «Практическая биология». Целью занятия является углубление знаний о закономерностях партеногенеза у различных живых организмов и его значении.

Планируемые результаты:

Предметные: умение анализировать закономерности  индивидуального развития различных групп организмов, оценивать этические аспекты  некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, направленное изменение генома).  Метапредметные: умение работать с различными источниками информации, анализировать и оценивать информацию,

Личностные: сформированность познавательных мотивов, направленных на получение новых знаний в области биологии.

Используемые методы: репродуктивный, поисковый и исследовательский.

Форма работы: фронтальная и групповая.

Материалы и оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, дидактический материал.

Технологическая карта занятия «Партеногенез - «девственное размножение»

Курс внеурочной деятельности

«Практическая биология»

Класс

10

Тема

Партеногенез - «девственное размножение»»

Цель

 углубление знаний о закономерностях партеногенеза у различных живых организмов и его значении.

Планируемые результаты

Предметные: умение анализировать закономерности  индивидуального развития различных групп организмов, оценивать этические аспекты  некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, направленное изменение генома).

Метапредметные: умение работать с различными источниками информации, анализировать и оценивать информацию.

Личностные: сформированность познавательных мотивов, направленных на получение новых знаний в области биологии.

Материалы и оборудование

Компьютер, мультимедиапроектор, дидактические материалы.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Организационный момент

Приветствует  учащихся.

Приводят в порядок рабочие места, приветствуют учителя.

Актуализация опорных знаний

Сегодня мы продолжаем разговор о размножении и развитии живых организмов.  Для того, чтобы проверить  усвоенные знания по предыдущей теме вы выполните  самостоятельную работу на платформе «Сдам ГИА: решу ЕГЭ» https://bio-ege.sdamgia.ru/problem?id=41856 [3]

 

Вам необходимо выполнить задания ЕГЭ  (линия 24), в которых  требуется найти биологические ошибки и исправить их.

Выполняют задание из раздела «Анализ биологической информации» на платформе платформе «Сдам ГИА: решу ЕГЭ» bio-ege.sdamgia.ru.,    обсуждают ошибки, допущенные в тексте, предлагают свои варианты исправления ошибок.

Ключи к заданию выводятся на экран (Приложение 1).  [3]

Каждый учащийся осуществляет  самопроверку выполненного  задания.    

Открытие новых  знаний

Создание проблемной ситуации. Наиболее совершенным способом размножения является половое размножение. При половом размножении в результате оплодотворения две клетки разного пола – гаметы – объединяются в одну диплоидную  – зиготу, из которой развивается новая особь.  Возможно ли появление организма с диплоидным набором хромосом без оплодотворения? Как называется такой способ развития организма?

 

Попробуйте сформулировать тему занятия и его цель.

Для того, чтобы достигнуть цели нашего занятия я предлагаю вам осуществить совместную работу в группах.  У каждой группы имеется текст «Партеногенез», прочитайте его и запишите в тетрадь тезисы.

Учитель организует обсуждение результата работы групп.

У каждого учащегося имеется таблица «Партеногенез у различных живых организмов». В процессе обсуждения учащиеся заполняют таблицу. Приложение 3.

Называют тему и цель урока.

Партеногенез – это способ развития организма из женской половой клетки  без оплодотворения.

На занятии  мы ставим цель изучение особенностей партеногенезе у различных организмов.

Записывают тему  в тетрадь.

Работают в группах с текстом (Приложение 2).  [1]

Группа №1  работает над вопросом «Партеногенез у животных»

Группа №2  работает над вопросом « Партеногенез у растений»

Группа  №3  работает над вопросом «Партеногенез у человека. Гипотеза Чандры»

Обмениваются  информацией и заполняют таблицу «Партеногенез у различных живых организмов»

Первичное закрепление

(смена вида деятельности)

Для проверки усвоенного материала учитель  организует «Мозговой штурм» по изученной теме. Приложение 4.

https://bio-ege.sdamgia.ru/problem?id=27571 [3]

Выполняют задания устно.

Рефлексивно-аналитический этап

Учитель предлагает оценить работу (умение высказывать и аргументированно доказывать свою точку зрения). учащихся  в группах по пятибалльной системе.

Все ли мы выполнили из того, что запланировали? Достигнуты ли поставленные цели?

Вернемся к вопросу, который прозвучал в начале занятия. Возможно ли появление организма с диплоидным набором хромосом без оплодотворения?

Какое практическое значение имеют знания, полученные Вами на занятии сегодня?

Проводят самооценку своей деятельности.

Учащиеся отмечают, что партеногенез может как диплоидным, так и гаплоидным в зависимости от числа хромосом в яйцеклетке.

Делают вывод  о том, что знания особенностей партеногенеза  различных организмов необходимо для развития биотехнологии и генной инженерии. Значение партеногенеза заключается в возможности размножения при редких контактах разнополых особей, например, на экологической периферии ареала, а также в возможности резкого увеличения численности потомства, что важно для видов и популяций с большой циклической смертностью.

Домашнее задание

Подготовить эссе на тему  «Клонирование человека: за и против»

Записывают домашнее задание


Приложение 1

Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

Вегетативное размножение

 

(1)При вегетативном размножении происходит образование новой особи из части тела родительского организма. (2)Преимущество вегетативного размножения — возможность образования большого количества особей за короткое время. (3)К недостаткам можно отнести отсутствие разнообразия в потомстве. (4)У растений вегетативное размножение может осуществляться стеблями, листьями, семенами, корнями. (5)В садоводстве часто используется искусственная форма вегетативного размножения, называемая прививкой. (6)При этом лист растения одного сорта прививается к стеблю растения другого сорта. (7)Формами вегетативного размножения у позвоночных животных являются фрагментация и почкование.

Пояснение.

1. 4 — у растений вегетативное размножение может осуществляться стеблями, листьями, корнями, а размножение семенами — это половое размножение.

2. 6 — черенок (почка) растения одного сорта прививается к стеблю растения другого сорта.

3. 7 — вегетативное размножение (фрагментация и почкование) характерно для некоторых беспозвоночных животных (кишечнополостные, плоские черви и др.), а у позвоночных животных оно не встречается.[1]





Приложение 3

Партеногенез у различных  живых организмов

Партеногенез у животных

Партеногенез у растений

Партеногенез у человека

  1. Гаплоидный партеногенез характерен для многих насекомых (пчелы, осы, муравьи). Из неоплодотворённых яйцеклеток развиваются  гаплоидные самцы.
  2. Диплоидный партеногенез у тлей, дафний, коловраток, некоторых ящериц и птиц. Ооциты делятся мейозом без расхождения хромосом.  Такие яйцеклетки развиваются в материнском организме,  а не вылупляются из яиц. Молодые самки по сути являются клонами материнских особей.

Значение диплоидного партеногенеза - быстрый рост численности популяции, т. к. все половозрелые особи способны к откладке яиц.

Апомиксис у цветковых растений- имитация полового размножения, т.к. диплоидная клетка семязачатка развивается в зародыш без участия спермиев. В некоторых случаях присутствие пыльцевого зерна требуется, хотя оно не прорастает, а лишь индуцирует гормональные изменения гормональные изменения, необходимые  для развития зародыша.

Согласно гипотезе биолога Чандры развитие зародыша  по мужскому либо по женскому пути определяется дозой «полового гена» в женской яйцеклетке. Если предположить, что  с хромосомами ХХ произошла редупликация гена, ответственного за половую детерминацию, то есть количество таких генов увеличилось (в принципе мутации такого рода в хромосомах случаются), то согласно гипотезе Чандры яйцеклетка могла дать начало мужской особи!!! При этом надо еще допустить, что такая мутационная яйцеклетка будет способна к партеногенезу.


Приложение 4

Среди обитающих в пустыне ящериц часто встречаются партеногенетические виды. При этом численность популяций партеногенетических видов обычно в несколько раз превышает численность обычных двуполых видов. Объясните, в чём особенность размножения партеногенезом и почему в результате него возникает такое соотношение между численностями популяций партеногенетических и обычных видов. Почему такой способ полового размножения встречается крайне редко?

Пояснение.

1. Партеногенез — половое размножение, происходящее без оплодотворения.

2. При партеногенезе размножение может происходить чаще и эффективнее, чем без партеногенеза (быстрее происходит увеличение численности популяции).

3. Однако при партеногенезе не происходит обмен генетической информацией между особями в популяции, что приводит к понижению способности популяции адаптироваться к изменениям в окружающей среде.[2]

Информационные источники

  1. Биология 10-11 класс. Элективные курсы. И.П. Чередниченко - Волгоград: «Учитель», 2007
  2. Биология. Пособие для поступающих в вузы, Н.В. Чебышев – М.: Новая волна, 2004
  3. https://bio-ege.sdamgia.ru/



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок:Размножение, типы размножения. Бесполое размножение.

Материал содержит подробный конспект урока для 6 класса (по линии Сонина) по теме "Размножение". Предлагается целый ряд заданий как для самостоятельной работы, так и для работы в парах. Предложенные з...

Способы размножения растений. Размножение споровых растений. Размножение голосеменных растений. 6 класс

Способы размножения растений. Размножение споровых растений. Размножение голосеменных растений.Размножение – одно из обязательных свойств живого организма. Размножение – увеличение числа ос...

Способы размножения растений. Размножение споровых растений.

Презентация к уроку "Способы размножения растений. Размножение споровых растений."...

Тема урока: Размножение, его виды. Бесполое размножение.

Учебный предмет: биология, 6 класс.  Уровень образования школьников:  базовый. Место урока в системе занятий: урок находится в разделе 2. «Жизнедеятельность организмов», в теме 2.8. «Размн...

урок биологии 6 класс "Размножение, его виды. Бесполое размножение" УМК Н.И.Сонин

                          Тема: Размножение, его виды. Бесполое раз...

Тема 3. Размножение и индивидуальное развитие организма (онтогенез) Урок на тему «Разнообразие форм размножения, особенности бесполого, вегетативного размножения». биология – 9 класс

Сегодня на уроке:Мы проникнем с вами в клетку и увидим, какой механизм лежит в основе деления клетки.Вспомним из курса зоологии и ботаники виды деления клетки.Побываем в роли селекционеров....

ТЕМА УРОКА: РАЗМНОЖЕНИЕ. ТИПЫ РАЗМНОЖЕНИЯ. БЕСПОЛОЕ РАЗМНОЖЕНИЕ.

ЦЕЛЬ УРОКА: - изучить процесс размножения и типы размножения. отличие бесполого размножения от полового;ФОРМЫ РАБОТЫ: фронтальная, работа в парахМЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: частично-поисковыеОБОРУДОВАНИЕ: п...