Учебная задача в условиях современного образования
статья по биологии

Кузьмина Ольга Владимировна

Современное образование требует четких ответов на ключевые вопросы: для чего (цели и ценности), чему(содержание) и как (технологии) необходимо учить подрастающее поколение. Получение нового образовательного результата связано с формированием не только предметных, но и личностных и метапредметных умений. Для жизнедеятельности человека важно не наличие накоплений впрок, запаса какого – то внутреннего багажа всего усвоенного, а проявление и возможность использовать то, что есть, то есть не структурные, а функциональные, деятельностные качества.

Одним из средств достижения целей современного образования является учебная задача.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchebnaya_zadacha_v_usloviyah_sovremennogo_obrazovaniya.docx20.54 КБ

Предварительный просмотр:

Учебная задача в условиях современного образования.

Современное образование требует четких ответов на ключевые вопросы: для чего (цели и ценности), чему(содержание) и как (технологии) необходимо учить подрастающее поколение. Получение нового образовательного результата связано с формированием не только предметных, но и личностных и метапредметных умений. Для жизнедеятельности человека важно не наличие накоплений впрок, запаса какого – то внутреннего багажа всего усвоенного, а проявление и возможность использовать то, что есть, то есть не структурные, а функциональные, деятельностные качества.

Одним из средств достижения целей современного образования является учебная задача.

Учебная задача (англ. learning task) — задача, требующая от учащегося открытия и освоения в учебной деятельности общего способа (принципа) решения относительно широкого круга частных практических задач. Поставить У. з. — значит ввести уч-ся в ситуацию, требующую ориентации на содержательно общий способ ее решения во всех возможных частных и конкретных условиях. (В.В. Давыдов.)

У учащихся часто возникают проблемы , которые мешают продуктивной работе с учебной задачей, к ним относятся:

1.Неумение учиться в новых условиях

2.Пассивное слушание учителя с надеждой на то, что учитель все объяснит

 3. Своей основной задачей учащиеся считают понимание и запоминание того, о чем говорится в учебнике, надеясь воспроизвести эту информацию при проверке

4.Многие ученики,ощущают «разрыв» в содержании и способах деятельности

Отсюда напрашивается вывод: таким действиям учить учащихся необходимо с первого класса.

Учебная задача – цель которую ставит ученик ( Чему?, Зачем?)

Учебное действие –действия направленные на решение задачи (Как?)

Самоконтроль- определение правильности действий

Самооценка- определение качества выполнения

Условия появления и реализации учебной задачи

  1. УЗ происходит из ситуации, в которой возникает разрыв между знанием и незнанием ученика (задача ставится в отношении способа, который ученику пока не известен)
  2. УЗ формулируется учащимся при активизации его деятельности учителем.
  3.  УЗ –это цель, которая формулируется учащимся для устранения разрыва, возникающего из-за незнания способа разрешения проблемы.
  4.   УЗ- не может быть разрешена, если содержание , с которым работает ученик для него непонятно, даже , в какой –то части.
  5.   УЗ- нацелена на получение типовых способов, законы, закономерности, обобщенные выводы , а не на частные случаи.

Этапы решения учебной задачи

 Первый этап работы с учебной задачей. Ученик задает вопросы к учебному содержанию Что? Зачем? Как? Одновременно осуществляется само - и взаимооценка.

 Второй – операционально-исполнительский этап можно назвать движение к результату решения учебной задачи. Он включает в себя реализацию намеченного плана, продолжается само - и взаимооценка.

 На третьем– рефлексивно-оценочном этапе обучающиеся выполняют задания на рефлексию, подытоживают число баллов и осуществляют самооценку и взаимооценку.

 В конце задаем вопрос (предлагаем задание), который(ое) позволяет перекинуть «мостик» к следующей учебной задаче.

В чем же разница между привычными нам практическими задачами и учебными:

Практическая задача нацелена на получение результата, содержащегося в условии самой задачи (например, определить то-то, доказать то-то, собрать то-то, проанализировать то-то и др.). Практическая задача отвечает на вопрос «что нужно делать». практические («закрытые») учебные задачи, такие задачи это  «эффект ленивого мозга» неспособность обучающегося мыслить, рассуждать, строить гипотезы

Учебная задача отвечает на вопрос «как нужно делать», то есть происходит освоение способа решения сходных задач. Решение учебной задачи - это не продукт, а средство достижения целей учебной деятельности. учебные («открытые») учебные задачи познание как открытие истины интеллектуальное развитие

Пример практической и учебной задач

  1. Прочитайте текст о бобрах. Ответьте на вопросы: Сколько весят бобры? Где устраивают свои хатки? Что помогает бобрам справляться с большими деревьями? Практическая задача. Предпосылка выполнения: внимательное прочтение текста. 8 2) Проанализируйте информацию, представленную в тексте, и выберите ту, которую можно поместить в справочник. Учебная задача. Предпосылка выполнения: поставленная исследовательская  задача требует анализа информации.
  2. Учебная задача. В водоеме, лесу, на лугу ты встречаешь представителей разных растений: водорослей, мхов, плаунов, хвощей, папоротников, голосеменных, цветковых (демонстрация фото, видео растений). Ученые относят эти растения к разным систематическим группам. Изучите материал учебника (другие информационные источники) и установите основные признаки, на основании которых происходит разделение растений по группам (или признаки классификации растений).

Для разработки конкретной учебно-познавательной задачи необходимо четко соблюдать ее структуру:
-название;
-описание типа, согласно типологии задач по характеру и уровню познавательной деятельности;
-класс и учебные дисциплины, на которых может быть предложена эта задача;
- текст задачи и основные действия учеников на каждом из этапов решения задачи: осмысление условия, составление плана решения, осуществление плана решения, изучение найденного решения и дополнительные вопросы к задаче, носящие, как правило, проблемный характер.
- образовательные результаты, которые можно ожидать после решения задачи: предметные, личностные и метапредметные (межпредметные понятия и познавательные, коммуникативные, регулятивные учебные действия)
На каждом этапе решения учебно-познавательной задачи должны формироваться универсальные учебные действия.
1этап. Осмысление условия задачи.
Идет отбор необходимой информации, ученикам нужно выделить ключевые моменты: скорость автомобиля- животное бегает быстрее. Затем нужно ·соотнести известные элементы задачи с неизвестными, сделать краткую запись.
2этап. Составление плана решения учебной задачи.
Сопоставить данную задачу с известными классами задач (на составление уравнений, на нахождение процентов от числа) и выбрать возможный путь решения (алгебраический или арифметический).
3 этап. Осуществление плана решения
4 этап. Изучение найденного решения
Сравнить два решения их значимость, экономичность, правильность, эстетичность, доступность.
Соотнести с имеющимися знаниями полезную информацию, полученную из условия задачи.
Образовательные результаты (без учета дополнительных вопросов):
1. Предметные:
2. Метапредметные:
Познавательные учебные действия:
- работать с текстом, извлекать необходимую информацию;
- структурировать информацию и представлять ее в понятной форме;
- строить логические цепочки;
· умение давать определение понятиям;
· умение делать выводы и умозаключения.
Коммуникативные учебные действия:
· с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли и подбирать аргументы, доказывающие, что кит не является рыбой.
Регулятивные учебные действия:
- соотносить учебные действия с известным правилом;
- применять для решения задачи знания из разных предметных областей знаний.
3.Личностные:
- выстраивать аргументацию.
- проявлять находчивость и активность при решении задачи;
- воспринимать объекты окружающего мира через сравнение и сопоставление величин, их характеризующих.
Представленная схема анализа учебно-познавательной задачи дает представление о том, какими именно действиями - познавательными, личностными, регулятивными, коммуникативными, - овладеют обучающиеся в процессе решения конкретной задачи, а также позволяет учителю спрогнозировать объективную сумму образовательных эффектов в процессе решения данной учебно-познавательной задачи.
 

 
Решение учебно-познавательных задач является определяющим в содержании и структуре деятельности на уроках биологии. В данном процессе обнаруживается социальный интеллект старшего подростка, то есть его способность прогнозировать и объективно оценивать результаты учебно-познавательной деятельности, что позволяет школьнику реализоваться в собственной учебно-познавательной деятельности.
Именно учебно-познавательная задача может позволить ученику делать открытия и оказывать преобразующее воздействие на окружающих. Учебно -познавательные задачи при формировании биологических терминов помогают обогатить опыт познания окружающей действительности, расширить представления о своих возможностях, а это является предопределяющим в  развитии собственных качеств ребенка.
Обусловленность учебно-познавательной задачи в процессе формирования биологических понятий определяется источником ее предоставления, главное в том, что ребенок при ее решении проявляет активность в учебной деятельности.
Учебно-познавательные задачи направлены на определение познания внешнего объекта. Направление на субъект будет способствовать выявлению предполагаемых трудностей при возникновении проблемных ситуаций. При прочтении учебно-познавательной задачи, школьникам предлагается ответить на такие  вопросы: «можете ли вы решить предлагаемую вам задачу?»; «что вызывает у вас затруднения?», которые позволяют выявить причины возникновения затруднений, определяемых содержанием задачи; формулировкой задания; установлением логической связи между предметной содержательной областью и необходимым действием.
Решение учебно-познавательных задач при формировании биологических понятий должно привести к созданию условий для полноценной диагностики индивидуальных возможностей ученика, при этом процессе строится прогноз результатов учебно-познавательной деятельности.
Учебно-познавательная задача предназначена для развития гуманитарных качеств человека, которые определяются содержанием внутренних процессов познания, что необходимо для социальной адаптации ребенка в будущем.
Учебно-познавательные задачи, используемые в процессе формирования понятий на уроках биологии являются средством, с помощью которого учитель создает условия для воздействия на составляющие социального интеллекта. Содержание текста задачи приобретает внутреннюю обусловленность, при ее решении у обучающихся происходит реализация потребности узнать то, чего они не знают, поэтому данная биологическая информация приобретает личностный смысл.

Абдулаева О.А. Педагогический потенциал учебно-познавательных задач: учебно-методическое пособие. – СПб.: СПбАППО, 2010. 

.Калмыкова, З.И. Зависимость уровня усвоения знаний от активности учащихся в обучении // Современная педагогика. - 2000. 

https://eduportal44.ru/koiro/fgos1/SiteAssets/SitePages/konf/+Формирование%20способности%20учащегося%20формулировать%20учебную%20задачу%20как%20понимание%20своего%20уровня%20возможностей%20и%20притязаний.%20(2).pdf

https://clck.yandex.ru/redir/nWO_r1F33ck?data=NnBZTWRhdFZKOHRaTENSMFc4S0VQSjNuWnFiNXRLZXZ4a1lSMjZETXpxR0xOenpIUWpZQ1d0MUw5dE1tTUZGV3hGQW9fZC1MQW5VYXRfaVhUY2lkVTkxSW9QSEZNdWQxVS12ZDBnWUhzc0VuSlgxdk94UUJrclJfRVRNYW5XUUxMQ2RaODhTZU42ZTMzbm1PU1paWG4tdVhxbnA5Ym9tYmJMdDU4S3Y4OWdiejV6MjUwTmFoV1hzYV9JNklLTDJaR1o2YnlkVVFaUVU&b64e=2&sign=8cb582f3951d1aea38ce8f6012a89589&keyno=12 

https://lib.rosdiplom.ru/library/prosmotr.aspx?id=733925 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание в условиях современного образования

Духовно-нравственное воспитание в условиях современного образования в рамках изучения национально-регионального компонента, на примере курса "Краеведение"...

Особенности профориентационной работы в условиях современного образования

Рассмотрены вопросы актуальности профориентационной работы в школе, форм деятельности и роль классного руководителя в профориентационной работе с учащимися....

Статья "Инновационная деятельность в условиях современного образования"

Главная задача образования – качество образования – на современном этапе приобретает новый статус и требует новых форм взаимодействия образования, государства и общества.Сущность современного образова...

Самореализация личности в условиях современного образования

Традиционное образование – это образование информационного, эмпирического типа, в основе которого преобладают знания, умения и навыки учащихся. Специфика современного образования – ориентация на всест...

Родительский педагогический всеобуч «Сохранение и укрепление психического и физического здоровья детей и подростков в условиях современного образования»

Главная цель разработки – вооружить педагогов идеями проведения интересных и содержательных родительских собраний. Предлагаемая методика и тема разработана в соответствии с наиболее актуальными пробле...

«Имидж школы в условиях современного образования»

«Имидж школы в условиях современного образования» Цель:Характеристика основных направлений деятельности педагогического коллектива по формированию позитивного имиджа школы Задачи:1. Определи...

Приоритетность формирования универсальных учебных действий в условиях современного образования

Приоритетность формирования универсальных учебных действий в условиях современного образования...