Урок Экологические группы птиц
план-конспект урока по биологии (7 класс)

Ситникова Людмила Владимировна

Урок  открытия новых знаний для 7 класса в курсе зоологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskie_gruppy_ptits_2023.docx45.75 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: биология

Класс: 7

Автор УМК: И.Н.Пономарёва

Тема: Экологические группы птиц

Тип урока: комбинированный (изучение нового материала и первичного закрепления знаний)

Цель: систематизировать знания учащихся о птицах и их приспособленности к условиям разных сред обитания и образу жизни.

Задачи: образовательные: сформировать знания о многообразии птиц, особенностях строения и образа жизни птиц разных экологических групп, их значении в природе и жизни человека; показать на конкретных примерах приспособленность птиц к среде обитания;

развивающие: развивать навыки самостоятельной работы с предложенным текстом; формировать умение сравнивать, анализировать, формировать коммуникативные умения (общаться, работая в парах, высказывать свою точку зрения, кратко излагать ее, учиться слушать товарищей и выражать свое мнение)

воспитательные: воспитание интереса к предмету биологии, расширение кругозора учащихся, формирование экологической культуры.

Оборудование:  таблица: «Многообразие птиц», презентация «Экологические группы птиц», модули ФЦИОР или мультимедийные интерактивные упражнения  https://learningapps.org/my.php , мультимедийный комплекс

Методы обучения: частично-поисковый метод (выполнение самостоятельной работы с текстом), словесный метод (беседа), наглядно-образный метод (работа с таблицами  и модулем).

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Содержание урока:                                                       

Технологическая карта урока:

Этапы урока

Содержание учебного материала. Деятельность учителя

Деятельность обучающихся.

Формирование УУД

Определение потребностей и мотивов

Организационный момент. Приветствие учеников. Проверка готовности к уроку и положительный настрой на урок. Организация познавательной деятельности учащихся (создание проблемной ситуации).

Фронтальная работа с классом по заданиям:

Воробьи вспорхнули на забор.

Кошка слышит воробьиный хор,

Только воробьёв ей не достать:

Было лень учиться ей летать!

1.Это шутка, но автор этого стихотворения говорит о главной особенности птиц. Какой? Какие приспособления позволяют птицам летать?

2.Есть ли среди птиц нелетающие виды? Кто они?

3.В 18 веке французский учёный Реомюр провёл опыт. Он давал крупным хищным птицам проглатывать набитые мясом металлические трубочки с дырочками в стенках. Через сутки птицы извергали трубочки через клюв обратно, но мяса в них не было. Какой процесс исследовал учёный в этом эксперименте? Какие особенности пищеварения, связанные с полётом имеют птицы?

4.Изучите группы птиц и определите, что положено в основу их классификации (группа 1: ласточки, журавли, соловьи; группа 2: голуби, воробьи, сороки)

5.Объясните, почему птицы совершают сезонные миграции

Работа с интерактивными упражнениями:

1.Вставьте в текст пропущенные слова

https://learningapps.org/view14635807 

2.Разделите птиц на группы (осёдлые, кочующие , перелётные)

https://learningapps.org/view252503 

Итак, птицы многочисленны и разнообразны.

https://learningapps.org/view755091 

Вопрос классу: почему птицы отличаются друг от друга?

(разные по форме клювы, ноги, окраска оперения, форма крыла и др.)

Какой раздел зоологии изучает перечисленные вами особенности разных групп животных?

Учитель предлагает определить тему и цели  урока.

Приветствуют учителя, проверяют готовность своего рабочего места к уроку, настраиваются на работу.

Вспоминают и повторяют материал предыдущих уроков.

Выполняют задания, предложенные учителем.

Исправляют ошибки, допущенные одноклассниками

Отвечают на вопрос учителя

Предлагают разные гипотезы

птицы – это животные, которые живут в разных средах и местах обитания, по- разному передвигаются и добывают разными способами разную пищу, ведут разный образ жизни, имеют разную суточную активность.

Наука экология

Формулируют тему урока «Экологические группы птиц», формулируют цели урока.

Делают записи в тетради.

Личностные (самоопределение, смыслообразование)

Коммуникативные (сотрудничество с учителем)

Познавательные:

общеучебные: построение речевого высказывания, выбор наиболее эффективных способов решения; логические: анализ объектов, выбор критериев для сравнения, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование

Познавательные (выдвижение гипотез и их обоснование)

Регулятивные (целеполагание, планирование, прогнозирование)

Познавательные  (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели)

Принятие учебных целей и условий их достижения

Предлагает сформулировать возникшую проблему и высказать предположения о том, как её решить.

Предлагает использовать в качестве источников информации текст учебника  и учебных пособий.

Выдвижение гипотезы «Птицы обитают в разных средах и приспосабливаются к разным условиям, поэтому внутри класса  есть экологические группы, обладающие разными характерными приспособлениями, по которым их можно узнать»

Предлагают найти доказательства в дополнительных источниках информации

Постановка проблемы и её решение

Коммуникативные (учебное сотрудничество со сверстниками)

Проверка принятой гипотезы, сбор данных, их анализ и формулировка выводов

Организует самостоятельную работу с текстом учебника для ответа на вопрос:

Что такое экологическая группа?

Организует фронтальную проверку содержания записей в тетради, корректирует ответы учащихся.

Вопрос к классу: какие же бывают экологические группы у птиц?

О чём может рассказать форма клюва птицы?

Сделайте вывод о характере питания птиц (демонстрация слайдов)

На какие группы их можно разделить?

Заполнить в тетради схему «Экологические группы птиц»

Организует работу в группах по заданию:

Прочитать информацию на предложенных карточках и определить экологическую группу названных птиц. Определить признак, положенный в основу этой классификации. Подчеркнуть ключевые слова в тексте, соответствующие приспособлениям птиц названной экологической группы.

Возвращается к проблемным вопросам и просит учащихся ответить на них с учётом приобретённых знаний

Предлагает закончить оформление в тетради схемы «Экологические группы птиц»

Читают информацию в учебнике, выбирают нужную им информацию и выписывают в тетрадь определение понятия «экологическая группа» (группа организмов со сходными приспособлениями к условиям обитания)

        

Выводы учащихся: по типу питания птиц можно разделить на растительноядных, хищных, насекомоядных и всеядных

Заполнение первой части схемы

Читают текст и выполняют задание, обсуждая ответ на него с партнерами по группе.

Зачитывают свои записи в тетради и корректируют их.

Выводы: в основу классификации положен признак «места обитания птиц» и выделяют следующие группы: лесные (древесные), открытых наземных  и воздушных пространств, водоплавающие, околоводные (болотные), морские,  обладающие многочисленными характерными приспособлениями (форма крыла, длина ног, шеи и хвоста, окраска оперения, плавательные перепонки, форма клюва, место гнездования, форма гнёзд и тип птенцов)

Заполняют схему, вписывая названия групп птиц по местам обитания.

Формулируют выводы по проблеме урока: «Существуют разные экологические группы птиц. Представители каждой группы, обитая в одних и тех же условиях, имеют сходные черты строения, образ жизни и поведения, хотя относятся к разным систематическим группам»

Познавательные (поиск и выделение необходимой информации,  выведение следствий)

Познавательные (смысловое чтение, извлечение информации, определение основной информации, умение структурировать знания) , логические

Регулятивные (преодоление препятствий)

Познавательные (построение речевого высказывания)

Регулятивные (коррекция, оценка)

Познавательные (выведение следствий, построение речевого высказывания)

Регулятивные (коррекция, оценка)

Итоговый самоконтроль и самооценка

Предлагает учащимся назвать, какие новые знания они получили на уроке, и проверить насколько хорошо они их усвоили.

Работа с интерактивными упражнениями:

1.Распределить птиц по экологическим группам

https://learningapps.org/view18440504 

2.Разгадать пазл «Птичий калейдоскоп». Назвать загаданную птицу и определить её экологическую группу.

https://learningapps.org/watch?v=pien51b1a23 

Выставление оценок за урок.

Предлагает учащимся домашнее задание:

изучить §48 (с.218-221) и ответить устно на вопросы №2-3 (с.222). Составить синквейн о любой птице.

Перечисляют новую для себя информацию

Фронтальная работа у интерактивной доски

Записывают информацию о домашнем задании, заслушивают комментарии учителя.

Познавательные (рефлексия, контроль и оценка результатов деятельности)

Регулятивные (самоконтроль и самооценка)

Приложение 1

Схема «Экологические группы птиц»

Приложение 2

Карточка для группы 1:

Первые птицы на Земле появились в лесах и вели древесный образ жизни. Не случайно большинство современных птиц и сейчас связано с лесами. Для лесных птиц характерны укороченные закругленные крылья и относительно длинный хвост. Это позволяет им быстро взлетать, легко маневрировать среди деревьев, точно садиться на ветки.

Королек – птица, характерная для наших лесов. Очень маленькая. Длина не превышает 11 см., а масса 5-7 г. Свое название получил за яркую желтую шапочку на темени. Песня желтоголового королька похожа на скрип телеги. Птички очень подвижны. Постоянно лазают по ветвям, часто «подвешиваясь» на их концах. Держатся в кронах елей, где и устраивают свои гнезда.

Дятел – имеет крепкий хвост, состоящий из жестких перьев. Ноги короткие, на пальцах когти. Два пальца обращены назад, а два вперед. Это позволяет дятлу удерживаться на стволе дерева. Клюв долотообразный, язык длинный, приспособленный для добывания из-под коры насекомых и их личинок. Язык далеко высовывается из клюва, проникая в различные щели и выдолбленные клювом ходы. Зимой питается семенами ели, доставая их из зрелых шишек. Дятел закрепляет шишку в трещину коры, а затем разбивает ее, доставая семена

Глухарь – самая крупная лесная птица. Вес взрослого самца достигает 6,5кг. Походка глухаря быстрая. С земли поднимается тяжело, громко хлопая крыльями

Карточка для группы 2:

Жизнь этих птиц тесно связана с водой. Большинство из них прекрасно плавает, а многие и хорошо ныряют. Тело вытянутое и обтекаемое, ноги расположены ближе к хвосту, что делает их движения быстрыми. У подавляющего большинства видов между пальцами ног развивается плавательная перепонка. По земле ходят медленно и неуклюже. Густое оперение покрыто слоем особого секрета, который выделяется копчиковой железой. Секрет обладает водоотталкивающим свойством и не позволяет оперению намокать в воде. Питаются животной и растительной пищей.

Утка – кряква. Типичный представитель водоплавающих птиц. Хорошо плавает и обычно не ныряет, а по земле ходит, тяжело переваливаясь с боку на бок. Летает быстро, часто взмахивая крыльями и издавая характерный свистящий звук. С воды поднимается легко, а при опасности может взмыть вертикально. Питается водными насекомыми и их личинками, ракообразными, моллюсками, а также водными растениями. У кряквы образуется цедильный аппарат. Края клюва усеяны мелкими роговыми зубчиками. При неполном смыкании клюва по его краям образуется своеобразное мелкое ситечко, через которое утка отцеживает содержащийся в воде корм. Кормится на мелководье.

Лебеди. Красивые крупные водоплавающие птицы. Голова расположена на длинной, изящной шее, которая по длине равна телу. Оперение пышное, густое. При плавании лебеди глубоко погружают перьевую часть тела в воду, приподнимая заднюю. Шея при этом держится вертикально, а голова направлена вперед. С воды лебеди взлетают тяжело, долго разбегаясь и шлепая лапами по воде. Питаются растительной и животной пищей.

 Пингвины. Эти птицы две трети своей жизни проводят в воде. Летать не могут, но отлично плавают и ныряют. Крылья превратились в ласты, которые способны винтообразно вращаться в плечевом суставе. На суше ходят неуклюже, переваливаясь и держа туловище вертикально. Питаются мелкой рыбой, головоногими моллюсками и ракообразными.

Цапли. Обитают около воды, не являются водоплавающей птицей. Держатся по берегам рек, озер, болот. На лапах нет плавательной перепонки. Длинные пальцы ног широко расставлены и не проваливаются, ходя по топким болотам. Охотятся на рыбу. Земноводных, пресмыкающихся. Шея длинная, заостренный клюв, по краю которого располагаются мелкие зубчики. Прекрасное зрение. Отличный глазомер. Прицеливаясь, они оценивают не только расстояние до жертвы, но и степень его искажения водой. Гнездятся большими колониями.

Серый журавль. Рост птицы 1,25 м., вес 5,5 кг., а размах крыльев 2 м. Гнездится на болотистых участках. Питается крупными насекомыми, водными беспозвоночными, мелкой рыбой, лягушками, грызунами. Ест ягоды и семена злаков.

Карточка для группы 3:

Обширные площади на различных материках Земли занимают разнообразные открытые ландшафты: степи, саванны, прерии, пампа, а также полупустыни и пустыни. Обитающие в них птицы почти всю жизнь проводят на земле. У них сильные, хорошо развитые ноги. Некоторые не могут летать,  так как имеют короткие крылья. Шея длинная, помогающая отыскивать корм и замечать хищников . Окраска неброская.

Страус. Самая крупная современная птица. Рост 2,5 м., масса 120 кг. Небольшая грудь страуса лишена киля, а крылья развиты слабо, из-за чего страус не может летать. Мощные двупалые ноги позволяют ему прекрасно бегать, совершая шаги до 4-5 метров и развивая скорость до 50 км/час. Сокращение количества пальцев на ногах связано с быстрым бегом.

Дрофа. Самая крупная птица европейских степей. Масса достигает от 10 до 16 кг. Мощные неоперенные ноги, пестрое оперение и отходящие от подбородка «усы» - пучки удлиненных нитевидных перьев. Взлетает с разбегу, тяжело поднимая и опуская громадные крылья. Питается растительным кормом. Может съесть насекомых. Личинок, грызунов, птенцов мелких птиц.

Коростель. Небольшая, пестро окрашенная птица, длиной около 30 см. Обитает в сырых травянистых лугах, клеверных полях, лесных вырубках. Гнездо размещает на земле среди травы и кустарников. Питается различными насекомыми, а также семенами различных растений.

Карточка для группы 4:

Хищные птицы играют важную роль в природных сообществах. Питаются животными, регулируя их численность. Хищные птицы подразделяются на ночных и дневных птиц. У всех птиц сильные ноги, вооруженные мощными и острыми когтями. С их помощью они ловят и умерщвляют добычу. Крепкий, загнутый крючком клюв помогает разрывать добычу на части. У дневных хищных птиц великолепное зрение, у ночных хищных птиц тонкий слух, бесшумный полет. Поселяются на всех континентах , кроме Антарктиды.

Орлан - белоплечий. Длина тела 1 м., размах крыльев 2,5 м. Гнезда строит на высоких деревьях или на неприступных скалах. Питается рыбой, схватывая ее с поверхности воды. Иногда нападает на уток, чаек, молодых цапель.

Сокол – сапсан

Имеет узкие и острые крылья. Охотится в воздухе на различных птиц. Летает кругами на большой высоте, а завидев добычу, резко бросается вниз, быстро взмахивает крыльями. В момент броска развивает скорость до 280 км/час. Добычу бьет когтями. Гнездится на скалах и береговых обрывах, в лесах, тундре, на кочках среди моховых болот, а также на высоких зданиях в городах. Обязательным условием для гнездования является наличие поблизости открытых пространств, необходимых для охоты.

Филин. Ночная хищна птица. Размах крыльев 1,8 м., а масса 3 кг. Окрашен пестро. На рыжеватом или желтоватом фоне развит черно-бурый продольный и поперечный рисунок. Брюхо рыжее с черными продольными пятнами и поперечными полосками. Две группы перьев на макушке образуют подобие небольших острых ушей. Охотятся на мышевидных грызунов, мелких птиц, зайцев. Изредка на молодых горных козлов. При ночной охоте ориентируются на слух


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологические группы птиц. План-конспект и презентация к уроку.

Представлен план-конспект  презентация урока зоологии в 7 классе по теме: "Экологические группы птиц"....

Экологические группы птиц. Птицы города.

Городские птицы чаще своих собратьев, живущих в природе, изменяют веками сложившиеся формы поведения и «изобретают» новые. Синицы делают гнёзда  в вертикальных полых предметах: чугунных трубах ог...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Экологические группы птиц.

Цель  урока: систематизировать знания учащихся об экологических группах птиц и  их приспособленности к различным средам обитания.Задачи:-обучающие:  сформировать у учащихся знани...

Внеклассное мероприятие "Экологические группы птиц"

В презентации показаны основные экологические группы птиц по способу питания. Презентация может использоваться в урочной и внеурочной деятельности....

Презентация "Экологические группы птиц"

В презентации рассматривается несколько экологических групп птиц....

Урок биологии в 7 классе "Многообразие птиц. Систематические и экологические группы птиц"

Задачи: 1) сформировать знания учащихся о многообразии и систематических группах птиц; 2) раскрыть особенности строения и образа жизни птиц, относящихся к разным экологическим группам; 3) обобщить ...

Урок биологии по теме "Экологические группы птиц"

План-конспект урока по биологии на тему "Экологические группы птиц"...