Статья ТОЧКИ РОСТА - БИОЛОГИЯ. "Плазмолиз и деплазмолиз в клетках растений"
статья по биологии

Семченко Александр Николаевич

Методика проведения работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лабораторные работы ТОЧКИ РОСТА.               ЧАСТЬ 1

    Методическая проблема: совмещение Л/Р лабораторий ТОЧКИ РОСТА с Л/Р учебных и рабочих программ, программ дополнительного образования.

    Решение проблемы № 1 «Последовательный ПЕРЕХОД ОДНОЙ Л/Р в другую Л/Р».

Лабораторная работа ТОЧКИ РОСТА «Плазмолиз и деплазмолиз в клетках растений».

Этапы работы:

1. Проведение базовой Л/Р - «Изучение клеток растений»

- обучение приготовления микропрепарата на основе кожицы репчатого лука.

- наблюдение (наглядность) настоящей, живой клетки и её органоидов.

2. Проведение научной  Л/Р  ТОЧКИ РОСТА - «Плазмолиз и деплазмолиз в клетках растений» 

- приготовление раствора соды.

- добавление раствора соды к готовым микропрепаратам лука и наблюдение плазмолиза (отсоединения клеточных мембран от клеточной стенки).

- добавление обычной воды и наблюдение в микропрепарате процессов деплазмолиза (восстановление размеров клетки до прежних значений).

Схематично процесс исследования выглядит так: Схема № 1 «АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ».        

        

Описание работы:

Этап 1. Думаю, что описывать первый, базовый этап подробно не нужно, его знают все биологи. Подчеркнём ещё раз научную значимость этапа: это формирование базовых, предметных навыков по приготовлению микропрепарата и формирование понятийных, опять же, предметных представлений о том, что все организмы состоят из клеток (на примере лука репчатого). Конечно, велика здесь роль и коммуникативных, регулятивных составляющих метапредметного характера. Это и работа руками по приготовлению микропрепарата. Это и работа с микроскопом. Это работа в группе или команде единомышленников, занимающихся исследовательской деятельностью в рамках ТОЧЕК РОСТА. В плане личностных результатов, это конечно умение оценивать значение микропрепарата и микроскопа в плане научной деятельности, умение описывать клетку, её форму, органоиды и т.д.

Этап 2. На втором этапе идёт углубление знаний о растениях, их способностях «выживать» на клеточном уровне. Рассуждая логически, мы понимаем, что сода – это тип солей, а соли, как известно, убивают всё живое, разъедая их клеточную структуру. И только добавляя воду, мы «спасаем» клетки от гибели.

Схематично этот процесс выглядит так: Схема № 2 «Алгоритм плазмолиза и деплазмолиза»

КЛЕТКА ЭПИДЕРМИСА ЛУКА

                                                                                                                                       ЯДРО

       

                                                                    КЛЕТОЧНАЯ МЕМБРАНА  

                                                                   ПЛАЗМОЛИЗ                                         КЛЕТОЧНАЯ СТЕНКА

ДЕПЛАЗМОЛИЗ

                                      ВОССТАНОВЛЕНИЕ КЛЕТОЧНОЙ СТРУКТУРЫ

Научный вывод: способность растений на клеточном уровне выдерживать кратковременно воздействие незначительных концентраций неорганических веществ, приводит к повышению уровня их выживаемости, более стабильному существованию в природе.

Примечание: Л/Р не содержит всей необходимой для её проведения информации. Смотрите методические рекомендации по биологии - Наулаб. ТОЧКИ РОСТА (в частности концентрация раствора соды и его приготовление и т.д.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лабораторная работа «Явление плазмолиза и деплазмолиза в клетках кожицы чешуи лука»

Лабораторная работа может быть использована при проведении урока в 10 классе по теме: "Строение клетки (свойства плазматической мембраны)". Данная лабораторная работа наглядно показывает свойства плаз...

Центр образования цифрового и гуманитарного профилей "Точка роста" в МБОУ СОШ № 6. Основные цели и задачи, образовательные направления, планирование работы образовательного проекта "Точка роста".

В презентации показаны основные цели и задачи, образовательные направления, планирование работы образовательного проекта "Точка роста" в МБОУ СОШ № 6 МО Темрюкский район....

Статья "Точка роста – позитивно «заряженный» триггер концептуального сдвига в школьном образовании"

В статье раскрыты основные принципы развития Центров цифрового и гуманитарного профилей "Точка роста". Поставлены цели и задачи работы Центра "Точка роста" МОАУ СОШ с. Томское. Рас...

Занятие по практической биологии по теме "Строение клетки" с использованием оборудования центра «Точка роста»

Занятие ориентировано  на развитие практических умений и навыков, на формирование интереса к  экспериментальной и исследовательской деятельности, которые способствуют познавательной и творче...

Статья «Точка роста» как стимулирующий фактор в обучении физики

laquo;Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдём у детей завтра»Джон Дьюи...

Технологическая карта урока биологии в 6 классе "Дыхание растений" с использованием оборудования центра "Точка роста"

Тема урока: «Дыхание растений»Класс: 6 «Б» классЦель урока: изучить процесс дыхания у растений, установить, как происходит газообмен в растениях; продолжить формирование знаний...

Статья "Экологическая проектная деятельность обучающихся центра «Точка роста» «Огород на подоконнике»

В статье представлена проектная деятельность экологической направленности обучающихся Точки роста МБОУ СОШ №3 г. Козьмодемьянска им. С.Н. Сивкова....