Открытый урок в 10 классе "Этапы происхождения человека"
учебно-методический материал по биологии (10 класс)

Итониева Евгения Анатольевна

Изучения этапов антропогинеза человека в 10 классе включается в раздел "Эволюционное учение"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etapy_proishozhdeniya_cheloveka._10_kl.docx42.56 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Этапы происхождения человека. 10б класс.

Класс: 10б, МБОУ гимназия №45

Дата проведения: 20.04.2022 г.

Учитель: Итониева Е.А.

Тип урока: урок комплексного применения знаний

Цель урока: Закрепление знаний “происхождение человека”, полученных в 9- ом классе в ходе изучения эволюционного происхождения человека; формирование знаний об этапах эволюции человека; роли биологических и социальных факторов эволюции человека.                                                              

Задачи урока:

1) Образовательные: формирование научных взглядов  о происхождении человека и основных стадиях антропогенеза.

2) Развивающие: развивать мыслительные процессы через приемы умственных действий, умение самостоятельно работать с учебником, выбирать главное; развитие предметно-речевых навыков. Развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать и устанавливать причинно-следственные связи при изучении антропогенеза.

3) Воспитательные: воспитывать интерес к предмету. Познавательный интерес к биологии. Воспитание любознательности, творческого мышления. Понимание причин биологической эволюции человека, степени влияния социальных факторов.

           

Эпиграф урока:                                           Мне необходимо разобраться самому!

А чтобы разобраться самому, надо думать сообща.

Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приемы, методы обучения

Результат

Организационный

Дает учащимся психологическую установку на урок; призывает в ходе общения не бояться высказывать свое мнение, не подавлять инициативу товарищей, стараться быть активными и получить удовлетворение от работы. Я желаю вам хорошего настроения

Приветствуют учителя, проверяют наличие учебных принадлежностей.

Готовность класса к уроку. Положительный эмоциональный настрой учителя и учащихся

Целеполагание и мотивация.

Вадим Шефнер                   ПЕРВЫЙ МОСТ 

...И вот он вырвался из чащи

По следу зверя. Но поток,

В глубокой трещине урчащий,

Ему дорогу пересек.

На берегу другом - добыча,-

Для всей семьи его - еда:

Нетронутые гнезда птичьи,

Косуль непуганых стада...

Себе представив на мгновенье

Закрытый для него простор,

Затылок он в недоуменье

Косматой лапою потер.

И брови на глаза нависли,

И молча сел на камень он,

Весь напряженьем первой мысли,

Как судорогою, сведен.

И вдруг - голодный, низколобый -

Он встал, упорен и высок.

Уже с осмысленною злобой

В ревущий заглянул поток.

И, подойдя к сосне, что криво

Росла у самого обрыва,

И корни оглядев - гнилье!-

Он стал раскачивать ее.

И долго та работа длилась,

И камни падали в обрыв,

И с хрустом дерево свалилось,

Два берега соединив.

И он тропою небывалой

На берег перешел другой,

И пот со лба отер усталой -

Уже не лапой, а рукой.

Как вы думаете, какой будет тема нашего урока?

Тема урока «Происхождение человека»

А вы встречались с этим понятием? А как человек появился на Земле?

Что вам известно по теме урока? Чего мы не знаем?

Отсюда, какую цель мы поставим?

Итак: над чем нам  необходимо работать на уроке?

Гипотеза: человек произошел от обезьяны или от человекообразной обезьяны.

Какой план работы?  

Какие вопросы нам необходимо рассмотреть в течение урока? 

Какие доказательства происхождения человека от животных Дарвин считал наиболее важными? Почему?

Доказать или опровергнуть  происхождение человека от человекообразных обезьян.

В конце урока мы должны научиться объяснять происхождение человека в процессе эволюции

А зачем нам это необходимо знать? Где мы будем использовать наши знания?

Заслушивают стихотворение

Ответы учащихся:

Как человек появился на Земле

Тема урока« Происхождение человека»

Гипотезы и теории

происхождения Человека разумного

- эволюционная

- божественная

- эволюция в воде

- пришельцы из космоса.

 Выяснить:

«Кто является предком человека?»

«Под влиянием каких факторов произошло возникновение вида Человек разумный?  

Выдвигают гипотезу о том, что человек вероятнее всего произошел от обезьяны.

   

1.Сходство и различия человека с представителями животного мира.

2.Систематическое положение и доказательства.

3.Этапы  становления вида.

4.Факторы (причины) эволюции

Диалог

Анализ

Учащиеся самостоятельно формулируют тему урока

Выдвижение гипотезы о происхождении человека

Создание проблемной ситуации

Формулировка темы и  целей урока в действиях учащихся.

Заполнение таблицы в рабочем листке

Актуализация знаний

Кто создал первую искусственную систему животных и растений?

Где К. Линней поместил человека в своей систематике?

Кто первым писал о происхождении человека от человекообразных обезьян? (Презентация слайд №1)

Какие доказательства происхождения человека от животных Дарвин считал наиболее важными? Почему?

Человек и человекообразные обезьяны относятся к классу Млекопитающие, перечислите  не менее 3-х доказательств принадлежности человека к классу Млекопитающих?   

Укажите признаки сходства человека и человекообразных обезьян. 

Первую искусственную систему животных и растений создал Карл Линней.

К. Линней предположил, что человек относится к отряду Приматы.

Ч. Дарвин «Происхождение видов»

1.сходство строения и систем органов (диафрагма, теплокровность , 4-х камерное сердце)

2.наличие волосяного покрова.

3.развитие зародыша в матке, вскармливание детенышей молоком и забота о потомстве.

1.забота о потомстве,

2.сходно выражение эмоций, 3.расположение лобных пазух, 4.строение верхней и нижней конечности.

Беседа

Анализ информации представленной на слайде презентации

Анализ информации представленной

 на таблице-плакате

(на доске)

Определяют систематическое положение Человека разумного как вида

Заполнение рабочих листов

Заполнение рабочих листов

Формирование знаний

Задание №1   ГРУППА№1

Укажите различия в строении человека и человекообразных обезьян. Чем отличается скелет головы человека от скелета головы человекообразных обезьян? Укажите не менее 4-х отличий. 

Задание №2  ГРУППА№2

Какие ароморфозные изменения произошли у предков человека в их строении в процессе длительной эволюции? Приведите не менее 3-х изменений

Задание №3  ГРУППА№3

Перечислите этапы становления человека как вида, расставив гипсовые  модели в соответствующем порядке

Задание №4  ГРУППА№4

Какое значение имело в последующей эволюции человекообразных обезьян разделение функций между верхними и нижними конечностями, сложившимися у них при жизни на деревьях? 

Какие биологические изменения произошли в процессе антропогенеза?  

В чем проявляется значение мутаций для эволюции органического мира?

В чем заключается решительный шаг на пути очеловечивания обезьяны?

 Ответы учащихся:

1.преобладание мозгового отдела над лицевым;

2. уменьшение челюстного аппарата;

3.наличие подбородочного выступа на нижней челюсти;

4.уменьшение надбровных дуг.

Под воздействием каких факторов увеличился головной мозг?

Изменился рацион питания: роль животной пищи, питание пресноводной рыбой, моллюсками, питание подземными частями растений, богатыми крахмалом

Ответы учащихся

1.увеличение объема мозга и мозгового отдела черепа.

2  хождение на 2-х ногах, прямохождение и соответствующие изменения в скелете.

3.Освобождение и развитие руки противопоставление большого пальца

4.Редукция волосяного покрова.

Ответы учащихся:

1.протоантропы (предлюди)

2.архантропы (древнейшие люди) 3.палеоатнропы (древние люди)

4.неоантропы (новые люди)

Ответы учащихся:

Наши предки были вынуждены ходить на двух ногах, т.к.  передние конечности у них были заняты ношением беспомощных детенышей. Предкам гоминид, обитавшим на открытых пространствах, приходилось перемещаться далеко и быстро.

Редукция волосяного покрова: под действием жаркого климата Африки, с целью защиты от высокой температуры и сухости окружающей среды, кожа увлажняется и редуцируется волосяной покров. Это дает возможность охотиться в дневное время.

Ответы учащихся:

Мутации - материал для естественного отбора. Естественный отбор сохраняет особей с полезными мутациями, что приводит к совершенствованию приспособленности организмов и образованию новых видов.

Опровержение  выдвинутой  в начале урока гипотезы, учащиеся формулируют вывод:

«у человека и человекообразных обезьян был общий предок - дриопитеки»

Работа в группах в течение (5-7 мин) с последующим обсуждением результатов исследования.

Группа №1

работа с моделями черепных коробок

Группа№2

работа с гипсовыми моделями

Группа№3

работа с  гипсовыми моделями предков человека

Группа№4 работа     с гипсовыми моделями конечностей

Беседа, диалог

Заполнение рабочих листов

Заполнение таблицы

Заполнение таблицы

Заполнение рабочих листов

Заполнение рабочих листов

Подведение  итогов: биологические изменения

 в процессе эволюции человека 

Обобщение и первичное закрепление знаний

Задания для подготовки к ЕГЭ по обществознанию.

1. «Человек – разумнейшее животное не потому, что имеет руку, а потому и имеет руку, что он разумнейшее существо» Аристотель.

Какова основная идея высказывания?

Что лежит в основе антропогенеза? Составим логическую схему социального изменения человека.

2. Иван выполнял задание по теме: «Человек как результат биологической и социокультурной эволюции». Он выписывал из учебника черты, свойственные человеку. Какие из них отражают специфику социальной природы человека, в отличие от животного? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) использование предметов, данных природой

2) способность к целеполаганию

3) забота о потомстве

4) приспособление к условиям окружающей среды

5) стремление понять окружающий мир

6) общение с помощью членораздельной речи

3. Представьте, что Вы помогаете учителю классифицировать карточки перед зачётом по теме «Человек как результат биологической и социокультурной эволюции». Соберите все карточки с признаками, отражающими специфику социальной природы человека. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) использование предметов, данных природой

2) стремление объяснить законы природы

3) продолжение рода

4) общение с помощью членораздельной речи

5) приспособление к условиям окружающей среды

6) способность к мышлению

4.  Объясните, что имел в виду Йоганнес Бехер, утверждая: «Человек становится человеком только среди людей». (Приведите три суждения-объяснения.)

5. Известный психолог, читая студентам лекцию о способностях человека, сказал, что способности не могут возникнуть в отрыве от конкретной деятельности. Объясните этот тезис психолога. Предположите, отрицает ли данный тезис роль природных задатков в развитии способностей человека. Как современные учёные решают вопрос о роли природных и социальных факторов в развитии способностей человека?

   Ответы

Отечественный ученый-психолог Б.Г. Ананьев и его последователи утверждали, что личностью является каждый человек, не подвергшийся искусственной изоляции в первые месяцы жизни (как ребенок-маугли). Разделяете ли Вы данную точку зрения? Приведите три аргумента в обоснование своего мнения.

Пояснение.

В случае согласия с приведенным мнением в ответе могут быть приведены аргументы, например:

1) понятие «личность» подразумевает те качества, которые формируются у каждого человека в процессе его вхождения в структуру социальных отношений (поэтому личностью не могут быть дети-маугли);

2) на формирование личностных качеств влияет общение с окружающими, в которое в той или иной степени вступают все люди;

3) под влиянием социальной среды и конкретных социальных ситуаций каждый человек осваивает ту или иную социальную роль, которая, в частности, характеризует его как личность.

В случае несогласия с приведенным мнением в ответе могут быть приведены аргументы, например:

1) чтобы «являться личностью», недостаточно просто находиться среди людей, надо еще и занимать активную жизненную позицию;

2) проявлять себя как личность — значит, выразить себя в каком-то социально значимом деле (например, как выражают себя люди-инвалиды, включаясь в индивидуальную трудовую деятельность);

3) деградирующие индивиды (в том числе алкоголики, наркоманы), ведущие образ жизни, который трудно назвать человеческим, разрушают свое сознание и свою личность.

 Известный психолог, читая студентам лекцию о способностях человека, сказал, что способности не могут возникнуть в отрыве от конкретной деятельности. Объясните этот тезис психолога. Предположите, отрицает ли данный тезис роль природных задатков в развитии способностей человека. Как современные учёные решают вопрос о роли природных и социальных факторов в развитии способностей человека?

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) объяснение мысли психолога, например: способности обуславливают успешность человека в определённом виде деятельности, т.е. проявиться и развиться они могут только в деятельности. Может быть приведено иное объяснение мысли психолога.

2) предположение, например: данный тезис не отрицает роль природных задатков в развитии способностей человека, но акцентирует внимание на социальных факторах развития способностей. Может быть высказано иное предположение.

3) ответ на вопрос, например: современные учёные полагают, что природные и социальные факторы взаимосвязаны — природные задатки являются основой развития способностей, но определяющими являются всё же социальные факторы. Ответ на вопрос может быть сформулирован иначе.

 Объясните, что имел в виду Йоганнес Бехер, утверждая: «Человек становится человеком только среди людей». (Приведите три суждения-объяснения.)

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать три суждения-объяснения.

Примеры.

 1. Человек является биосоциальным существом и его формирование как личности возможно только в обществе людей.

 2. Человек обладает мышлением, членораздельной речью, но получить и развить эти навыки он может только в обществе.

3. Человек в процессе своей деятельности преобразует окружающую действительность, творя "вторую природу" - культуру, но создание и познание культуры невозможно без участия других людей.

Беседа, диалог

Составление логической схемы

Подведение итогов

6. Итоговое задание. Заполнить таблицу.

Отличия человека от животного

Человек

Животное

Анатомические особенности

Мышление и речь

Деятельность

Отношение к природе

Орудия труда

Потребности

Семья

Отличия человека от животного

Человек

Животное

Анатомические особенности

Прямохождение, развиты верхние и нижние конечности, периферическое зрение

Изогнутый скелет, конечности сформированы не полностью…

Мышление и речь

Обладает мышлением и членораздельной речью

Существование направляется инстинктами

Деятельность

Может осуществлять сознательную, целенаправленную, творческую деятельность

Все действия изначально запрограммированы

Отношение к природе

Преобразует окружающий мир, создаёт материальные и духовные блага

Приспосабливается к окружающей среде, которая определяет его образ жизни. Не может осуществлять коренные изменения в своей жизни

Орудия труда

Может изготавливать и использовать орудия труда

Могут использовать подручные предметы. Не изготавливают орудия труда

Потребности

Удовлетворяют материальные и духовные потребности

Воспроизводят только биологическую сущность

Семья

Защита потомства, воспитание, но возможно сознательное уклонение от этого.

Забота о потомстве, защита

Домашнее задание, инструктаж

Выучить параграф 25, ответить на вопросы после параграфа.

Ответить на 5 вопросов заданий ЕГЭ по биологии: 5 вопросов – оценка «5», 4 вопроса – оценка «4» и т.д.

Дифференциро-ванный подход

Рефлексия

Что нового узнали на уроке?

В чем испытывали затруднения?  Как преодолеть возникшие проблемы?

Что помогло выйти из затруднения?

Самооценка учащихся по итогам заполнения таблицы и работе каждого ученика в ходе урока

 

https://s1.studylib.ru/store/data/004421342_1-0256479fab9bcca9536120f9236cfee7.pnghttps://s1.studylib.ru/store/data/004421342_1-0256479fab9bcca9536120f9236cfee7.pnghttps://s1.studylib.ru/store/data/004421342_1-0256479fab9bcca9536120f9236cfee7.pnghttps://s1.studylib.ru/store/data/004421342_1-0256479fab9bcca9536120f9236cfee7.pnghttps://s1.studylib.ru/store/data/004421342_1-0256479fab9bcca9536120f9236cfee7.pnghttps://s1.studylib.ru/store/data/004421342_1-0256479fab9bcca9536120f9236cfee7.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме " Происхождение человека", 11 класс

Применяемые технологии: - групповые технологии - личностно -ориентированное обучение - проблемное обучение...

урок по теме "Происхождение человека"

Презентация к уроку природоведение (5 класс) по теме "Происхождение человека. Его древние предки".Презентацию можно использовать на всех этапах урока. В нейсодержатья основные понятия расматриваемые в...

Разработка урока по теме "Происхождение человека. Факторы и этапы антропогенеза"

Урок расчитан на 2 академических часа. В качестве иллюстративного материала испольузуется презентация Microsoft Office PowerPoint....

конспект урока по теме "Происхождение человека. Доказательства происхождения человека от животных."

Обучающая цель:  определить место человека в системе органического мира; привести доказательства происхождения человека от животных.Развивающая цель:  формировать умения доказывать свои взгл...

Конспект урока "Доказательство эволюционного происхождения человека"

Конспект урока "Доказательство эволюционного происходения человека" составлен для учащихся 9 класса, по УМК И.Н.Пономаревой...

Статья: урок по биологии "Происхождение человека"

Происхождение человека. Древние предки человека...

Разработка урока по теме: "происхождение человека".

Урок о признаке биологического объекта – человека. Определение систематического положения вида - Homosapiens....