Конкурс "Учитель года России 2023" Урок биологии в 6 классе «Рост и развитие — свойства живых организмов»
план-конспект урока по биологии (6 класс)

Семёнова Анжела Николаевна

Исследовательский урок представлен на конкурсе "Учитель года России - 2023"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_uroka.docx36.11 КБ

Предварительный просмотр:

Урок биологии в 6 классе «Рост и развитие — свойства живых организмов. Лабораторный опыт №4 «Определение возраста деревьев по спилу»

         Задачи урока:

-продолжить формирование знаний о свойствах живых организмов на примере их роста и развития, о причинах роста — делении и увеличении размеров клеток, взаимосвязи процессов роста и развития организмов;

-продолжить формирование умений проводить биологические исследования, фиксировать результаты наблюдений, применять полученные знания о росте и развитии растений для проведения агротехнических приёмов, ускоряющих рост растений.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: учащиеся знакомятся с процессами роста и развития организмов; учатся выявлять причины роста и развития организмов; объяснять роль процессов роста и развития в жизни организмов.

Метапредметные: учащиеся осваивают основы исследовательской деятельности, учатся проводить простейшие биологические эксперименты по изучению роста и развития организмов, фиксировать, анализировать и объяснять результаты; развивают навыки работы с природными объектами.

Личностные:   учащиеся развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению процессов жизнедеятельности организмов.

Основные понятия урока: рост, индивидуальное развитие.

Деятельность учащихся: работа с текстом презентации, выполнение заданий в чек-листе, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении особенностей роста и развития организмов, работа в группах.

Оборудование: презентация, спилы деревьев, лупы, компасы.

Ход урока

  1.  Актуализация знаний.

Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас. Давайте сегодня узнаем что-то новое не только из области биологии, но и своих способностях и возможностях. Итак, начнем урок. Проведем брифинг. (слайд 1)

Перед вами понятия, изученные на прошлом уроке. Необходимо разделить их на группы, указав общий признак.

Деление, споры, бесполое, бактерии, половое, мхи, вегетативное, одуванчик, кролик, рост. У кого есть какие предложения?

(слайд 2) Итак, у нас получились следующие группы:

Виды размножения:

Бесполое,

половое

Виды бесполового размножения с примерами

Половое, кролик

Рост

деление,

бактерии

споры,

мхи

вегетативное,

одуванчик

Слово Рост подходит ко всем организмам, ведь это свойство живого. Но мы его подробно еще не рассматривали, как и развитие. Это и будет темой нашего урока. 

(слайд 3) Сегодня мы углубим наши знания о свойствах живых организмов на примере их роста и развития, выясним причины роста, проведем исследовательскую работу.

В центре нашего внимания удивительные процессы, тесно взаимосвязанные друг с другом, поэтому их часто путают.  

        (слайд 4) Давайте разберемся, посмотрим на определения, в чем разница? (Рост это количественное изменение, организмы растут в длину и в ширину. А развитие – качественное. Развитие — изменение в строении и жизнедеятельности живого организма). 

Преобразование организма от зарождения до конца его жизни называется индивидуальным развитием.  Оно бывает эмбриональное (от образования зиготы до рождения) и постэмбриональное (от рождения до смерти).

      (слайд 5) Рост присущ всем живым организмам. Что мы видим на следующем слайде? Большинство животных и человек растут до определенного возраста, затем их рост замедляется и приостанавливается. Скорость роста особенно велика в начальный период жизни.

     (слайд 6) Определить возраст рыбы можно по чешуе, в которой каждый год образуется новый слой.

     (слайд 7) А как растут растения? До определенного возраста или всю жизнь?  всю жизнь. 

    (слайд 8) Да, это их отличительная черта. Рост в длину происходит благодаря делению клеток образовательной ткани на верхушках корней и побегов.

    (слайд 9) Садоводы применяют специальные агротехнические приемы, ускоряющие рост растений – это: прищипка верхушки главного побега, верхушки корня; окучивание; рыхление. Эти приемы помогают развитию каких побегов и корней? Боковых. Часто дизайнеры также используют обрезку для придания определенной формы растениям.

    (слайд 10) Все растения растут и развиваются по-разному. Есть растения, которые живут один год. Такие растения называют однолетними. У других растений продолжительность жизни составляет 2 года. Это двулетние растения. Большинство же растений живет несколько лет. Это многолетние растения. Как вы думаете, в чем их отличие?  

Однолетние растения - это растения, жизненный цикл (до образования семян) которых проходит в течение одного сезона: растение прорастает, цветет, размножается и погибает. Двулетние - растения, жизненный цикл которых, проходит за два сезона, причем, в первом не происходит цветение и размножение. Многолетние - это растения, способные жить несколько лет, при этом, каждый год проходя стадии развития и размножения (корневая система клубники – это корневище, которое является подземным стеблем, и мочковатые корни). К ним относятся все деревья.

   (слайд 11) Есть деревья-долгожители.

Как же узнать возраст дерева?

    (слайд 12) Мы можем вычислить возраст хвойного дерева, например, новогодней ёлочки, посчитав, сколько на ней ярусов ветвей. Каждый год на дереве появляется новый ярус. Но нужно быть внимательным: с возрастом нижние ветви засыхают и опадают. На их месте остаются метки.

    (слайд 13,14) Как же узнать возраст лиственного дерева? Подсчитать число годичных колец на спиле.

   (слайд 15) Что такое годичное кольцо? Разрешим такую проблему: У многих тропических растений нельзя увидеть годичные кольца? Почему? Разберем теорию.

Слои клеток древесины, образовавшиеся весной, летом и осенью одного года, составляют годичное кольцо. Новые клетки древесины образуются за счет деления клеток камбия, состоящего из образовательной ткани.

Каждое годичное кольцо образуют две части: внутренняя часть кольца (светлая и рыхлая) и наружная часть (более темная и плотная). Эти две части одного и того же кольца различаются временем их образования: светлая и более рыхлая — весной и летом (камбий образует тонкостенные сосуды); темная — осенью (толстостенные сосуды). Подобный вид годичных слоев дерева характерен лишь для средней полосы. Зимой в нашем климате деревья не растут.

Итак, почему у тропических растений нельзя увидеть годичные кольца? Деревья, произрастающие в странах с теплым и жарким климатом, где сезонность не выражена, не образуют годичных колец в связи с тем, что равномерно растут в течение всего года.

Как здорово, что мы живем в России с ее сезонным климатом, и можем проводить исследования по годичным кольцам.  

       (слайд 16) К таким растениям у которых нет годичных колец, относится, например, драконово дерево.

У гуанчей, древних жителей Канарских островов, драконово дерево считалось священным, а его смолу (кровь дракона) они использовали в лечебных целях. К сожалению, точно определить возраст этих деревьев не представляется возможным, и современные оценки основаны на числе ветвлений ствола, которые в среднем происходят каждые 15 лет.

     (слайд 17) Чтобы определить возраст дерева, специалисты используют особый инструмент – бур.

     (слайд 18) У нас нет бура, но мы можем с помощью лупы приглядеться внимательно и проникнуть в тайны прошлого и настоящего!

Я предлагаю вам выполнить исследовательскую работу: «Дерево «можно прочесть как книгу». Как вы думаете, чем мы будем заниматься? (из книги мы узнаем новое, и из спила попробуем)

Задача: Изучить строение ствола дерева на поперечном спиле, выяснить, что

можно определить по спилу дерева.

Мы будем сейчас дѐндрохроноло́гами (от др.-греч. δένδρον — дерево, χρόνος — время, λόγος — слово, учение).

(раздача чек-листов)

Какую мы выдвинем гипотезу, что мы хотим проверить? Возраст. Посмотрите на спилы №1 и 2, они почти одинаковы по толщине, но невооруженным взглядом видно, что в спиле №3 больше годичных колец. Отличаются условия жизни. Стороны горизонта.                                                                                                

Гипотеза: (записываем в чек-листе) по спилу можно определить возраст дерева, условия произрастания, стороны горизонта.

Работать будем в группах. Проведем физкультминутку, повернемся к товарищам.

Координаторы работы в группах подойдите, возьмите оборудование на группу.

Итак приступим, я вам шпаргалку еще выведу на экран. (слайд 19)

Давайте разберем первый вопрос вместе.

  1. Рассмотрите распил древесного стебля. Найдите годичные кольца, какие из них старше: те, которые находятся ближе к коре, или те, которые ближе к сердцевине? Почему? (делятся клетки камбия, он находится около коры, будем считать возраст дерева от центра)
  2. Сосчитайте число годичных колец, определите возраст стебля.
  3. Одинакова ли толщина годичных колец? Если нет, то как вы это можете объяснить?
  4. Одинакова ли толщина каждого годичного кольца по всей окружности? Если нет, то как вы это можете объяснить?
  5. Можете ли вы определить, в каких условиях дерево росло?
  6. Сделайте рисунок спила. Укажите сторону, которая у дерева была обращена к северу и сторону, которая у дерева была обращена к югу.
  7. Оценка результатов: (от центра считаем)

№ спила

Возраст

Условия произрастания

Благоприятные

годы                     Неблагоприятные

                  годы

Схема

стороны горизонта

1

9

3,4

5,6

(слайд 20)

Практическое значение - не заблудиться в лесу

2

12 (в 2009 посадили, 2021 срубили))

8-10

1,2 (2009 г жара +41, 2010 засуха)

3

40

последние годы

15, все (2006 мороз -42)

  1. Подтверждение гипотезы: Да, Нет.
  2. Обобщение: (слайд 21)

Деление клеток камбия (образовательная ткань)

Причина  

Образование годичных колец

Факт
                                                           

рост дерева в толщину

возраст дерева

условия произрастания

 

стороны горизонта

климатичес-кий пояс

         

(слайд 22)

 Следствие:


    (слайд 23) Домашнее задание: П. 37, стр.156 (выводы к главе 3).

Творческое задание: Считается, что каждые 2,5 см обхвата соответствуют одному году жизни дерева. Итак: 1) Измерьте обхват дерева на высоте 1,5 м от земли 2) Разделите это число на 2,5 и получите приблизительный возраст дерева.

Итоги: на сегодняшнем уроке мы изучили рост и развитие организмов, выполнили исследовательскую работу, которая может перерасти в проект, если данная тема вас заинтересовала и вы продолжите ее изучение.

А что нового мы узнали о себе, о своих возможностях. Мы умеем наблюдать, сравнивать, проникать в тайны казалось бы обычных объектов природы.

     (слайд 24) Спасибо за урок, мне очень интересно было с вами работать!

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Биология – наука о живом мире. Общие свойства живых организмов».

Данная презентация является вспомогательным материалом для вводного урока по  биологии. Биология (от греч. bios — жизнь, logos — наука) — наука о жизни, об...

Тест по теме «Многообразие живого мира. Уровни организации и основные свойства живых организмов». 9 класс

Тест по теме  «Многообразие  живого мира.Уровни организации и основные свойства живых организмов».9 класс...

урок по биологии 6 класс Рост и развитие животных

Технологическая картаконструирования урока биологии в 6 классе по формированию универсальных учебных действий в системно - деятельностном подходе...

Конспект урока биологии 6 класс по теме "Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах)"

Конспект урока биологии 6 класс ФГОС по учебнику Сонина, линейная программа...

Конспект урока биологии в 8 классе "Обмен веществ и энергии - главное свойство живых организмов"

Методическая разработка урока биологии в 8 классе Маслова Наталья Николаевна, кандидат биологических наук, ГБОУ школа № 509Красносельского района, учитель биологии, г. Санкт-Петербург, Россия,...

Технологическая карта урока биологии в 6 классе на тему: "Раздражимость - свойство живых организмов"

Разработка урока биологии на тему: «Раздражимость – свойство живых организмов» для обучающихся 6 класса. УМК серии «Линия жизни» под редакцией В.В.Пасечника. Предста...