Технологическая карта урока по теме «Дыхание и его значение. Органы дыхания»
план-конспект урока по биологии (8 класс)

Платонова Наталья Андреевна

Технологическая карта урока по теме «Дыхание и его значение. Органы дыхания». 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok._tehnologicheskaya_karta.doc162.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по теме «Дыхание и его значение. Органы дыхания»

Учитель: Платонова Н.А.


Класс – 8

Дата проведения: 29.11.2022 год


Учебник - «Биология», 8 класс, В.В. Пасечник., А.А. Каменский Г.Г., Швецов.: Учебник для общеобразовательных учреждений. Москва «ПРОСВЕЩЕНИЕ». 2018.


Цели урока:
Образовательные:

- изучить особенности строения органов дыхания, убедиться в том, что особенности строение дыхания связаны с выполняемыми функциями;

- раскрыть сущность процесса дыхания, его значение в обмене веществ;

- выяснить механизмы голосообразования;
Развивающие:

- продолжить формирование основ гигиены (правила гигиены дыхания);

- развитие логического мышления, внимания;

- успешное формирование навыков контроля и самоконтроля.
Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к своему организму, к своему здоровью, к здоровью окружающих.

- формирование основ гигиены (правила гигиены дыхания)

«Виды универсальных учебных действий и применяемые технологии для формирования УУД »

1

Предметные результаты обучения

1.1

Знать  особенности строения органов дыхания

1.2

Раскрыть сущность процесса дыхания, его значение в обмене веществ

1.3

Выяснить механизмы голосообразования.

1.4.

Называют органы дыхания

2

Метапредметные результаты обучения

2.1

Регулятивные учебные действия

2.1

Определять цели и формулировать задачи

2.2

Искать пути решения проблемы и средства достижения цели

2.3

Планировать действия в соответствии с поставленной задачей (свои и группы)

2.4

Осуществлять контроль деятельности, оценивать правильность выполнения действия

2.5

Ставят самостоятельно учебную задачу, на основе того, что известно. Осуществляют выбор пути задания и способы выполнения

2.2

Коммуникативные учебные действия

2.2.1

Культура общения

2.2.2

Обсуждать в классе  информацию; слушать товарища и обосновывать свое мнение

2.2.3

Строить монологическое высказывание, выражать свои мысли и идеи.

2.2.4

Владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку зрения

2.2.5

Координировать позиции в сотрудничестве с учетом различных мнений, уметь разрешать конфликты

2.3

Познавательные логические действия

2.3.1

Давать определения понятиям, подводить под понятие

2.3.2

Обобщать, интегрировать информацию из различных источников, учатся строить высказывания

2.3.3

Выявлять черты сходства и различия, осуществлять сравнение,

2.3.4

Ориентироваться в учебнике и использовать нужную информацию

2.3.5

Устанавливать причинно-следственные связи и давать объяснения на основе установленных причинно-следственных связей

2.3.6

Устанавливать аналогии, строить логические рассуждения, умозаключения, делать выводы

2.3.7

Использовать знаково-символических средств и моделей при решении учебно-практических задач

2.3.8

Преобразовывать модели из одной знаковой системы в другую (таблицы, схемы, рисунки)

2.3.9

Проводить исследования (наблюдения, опыты и измерения).

2.3.10

Поиск информации в Интернете. Поиск информации в соответствующих возрасту цифровых (компьютерных) словарях и справочниках, в том числе в Интернет-изданиях.

2.3.11

Создание презентации (письменная и устная) с опорой на тезисы и иллюстративный ряд на компьютере.

Передача сообщений с использованием ИКТ

3

Личностные учебные действия

3.1

Осознавать неполноту знаний

3.2

Проявлять интерес к новому содержанию

3.3

Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

3.4

Оценивать знания

3.5

Оценить собственный вклад в работу группы.

Информационно-технологические ресурсы:  

- компьютер, 

- презентация «Дыхание и его значение. Органы дыхания»,

-учебники,  

- инструктивные карточки,

- дневники исследователя;

- ноутбуки,

- телефоны,

- воздушные шары,

- произведение Н.В. Гоголя «Нос».

Вид используемых на уроке ИКТ средств: презентация, видеоролики

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Технологии: информационно – коммуникационная технология, учебно-исследовательские и элементы здоровье сберегающих технологий.

Формы работы:  индивидуальная работа, фронтальная работа, работа с учебником

.Базовые понятия: Дыхательная система. Дыхательные пути. Лёгкие. Бронхи. Трахеи.  Лёгочные пузырьки – альвеол.

                                                                     

Ход урока

№ п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность

 учащихся

УУД

Использование ЭОР на уроке

1.

Организационный момент

    1 мин

     Приветствие. Проверка организации рабочих мест.        

     Здравствуйте, ребята, садитесь! Надеюсь,  все готовы и мы начинаем наш урок биологии.

организация рабочих мест, приветствие.

2.2.1

2.

Актуализация знаний обучающихся

 1  мин

      Уважаемые коллеги – биологи –  исследователи.

     Прислушаемся к совету Аристотеля: «Сперва собирать факты и только после этого связывать их мыслью».                                                                                  

                                                                                                Слайд 1

отвечают на вопрос

3.2

http://www.prosvetlenie.org/esoteric/7/22.html 

(Аристотель. Афоризмы)

3

Создание проблемной ситуации

3 мин

    Сожмите губы и пальцами зажмите нос. Несколько мгновений посидите спокойно. Что Вы ощущаете?

     Проблемный вопрос:                                                    Слайд 2

     Для чего мы дышим? Какое значение для нас, как и для любого живого организма, имеет дыхание.

    Теперь вы понимаете, почему люди так говорят: «Это нужно нам, как воздух».

отвечают на вопросы.

 

 

2.3.9

2.3.5

3.2

http://www.openclass.ru/

4.

Целеполагание  

4 мин

      Что, в процессе нашего исследования, мы должны сегодня узнать?

     Пожалуйста, сформулируем тему урока

     Тема урока "Значение дыхания. Органы дыхания"                                    

     Всё ли вы знаете о строении органов дыхания?

                                                                                                Слайд 3

    В исследовательских листах подпишите Ф.И., запишите число и тему исследования.

     

     Зачитывается цель и задачи урока                            Слайд 4

    Итак, дыхание – самая драгоценная и оберегаемая «ниточка», от которой зависит наше земное существование.

отвечают

формулируют тему урока

работают в исследовательских листах

2.2.2

2.1

3.1  

3.2       2.2.1

2.3.8

5.

Планирование

2 мин.

   Учитель организует выбор способа и средств реализации  учебной цели. Учитель побуждает к высказыванию предложений о том, как (метод уточнения, если новый способ действия можно сконструировать из ранее изученных или метод дополнения, если изученных аналогов нет, и требуется введение принципиально нового знака или способа действий) и с помощью чего можно достичь поставленной цели.

 - Каким образом мы можем изучить  органы дыхания? (изучить материал учебника)

 - Что нам в этом поможет? (учебник,  рисунки, слайды)  

 стр 90, рис 40

  Высказывают свои предположения.        

   Выбирают способ  (как?) и средства для построения нового знания (с помощью чего?). Обсуждают и составляют план работы. Озвучивают план и  обсуждают его с учителем.             Высказывают свои предположения

2.2

2.3

6.

«Открытие» нового знания.

20 мин

   На уроке мы исследуем особенности строения и работы дыхательного аппарата. Итак, в добрый путь!

  Назовите отделы дыхательной системы

  «Строение дыхательной системы.  Верхние и нижние дыхательные пути»                                                              Слайд 5

отвечают на вопрос

1.1

1.4

2.3.4

3.2

http://player.myshared.ru/1148750/data/images/img14.png (строение)

http://ppt4web.ru/images/797/27776/310/img3.jpg

(органы дыхания)

     НОСОВАЯ ПОЛОСТЬ.                                                Слайд 6     

     Как ни странно, нос из всех воздухоносных путей выделяется больше всего.

записывают в исследовательский лист

1.4

3.2

http://infoniac.ru/upload/medialibrary/b24/b24fe0b64d68bab234e24b2de7670766.JPG

     Даже Н.В. Гоголь писал о носе: «Без носа человек – чёрт знает что – птица не птица, гражданин не гражданин – просто возьми, да и вышвырни за окошко!..».                               Слайд 7

http://ilibrary.ru/text/76/p.2/index.html

При нормальном дыхании человек дышит через нос. А зачем человеку нос? Это украшение лица?

отвечают

      Так ли это?  Посмотрим видеоролик

                                                                               Видеоролик 1

     Это ворота в организм. От правильности нашего дыхания зависит наше здоровье.      

     Почему надо дышать через носовую полость?

     Подпишите название отдела в схему.  

Физминутка

Дыхательная гимнастика (по Стрельниковой)

      1.  Во время выполнения дыхательных упражнений необходимо дышать только  через нос.

      2.Вдох делается одновременно с движением.    

                                              «Ладошки»

        И.п. - встать прямо, руки согнуты в локтях, локти вниз, ладони от себя; Производятся короткие, ритмичные вдохи носом и одновременное сжимание ладоней в ку­лаки. Выдохи происходят самостоятельно без выталкивания с помощью мышц. Делается 4 вдоха с последующей пауза 3 -4 секунды. Норма 24 раза по 4 вдоха.

«Насос»

       И.п. - встать прямо, ноги чуть уже ширины плеч, ступни ног не должны отрываться от пола, руки вдоль туловища.

На вдохе делается легкий поклон, руки тянутся к полу, но не касаются его. На выдохе слегка выпрямляться, но не выходить в основную стойку. Спина круглая, голова опущена.

«Проколотый мяч»

     Сделайте глубокий вдох. При выдохе сымитировать свист воздуха из проколотого мяча..

                       

просматривают

отвечают

подписывают

2.2.3

2.3.2

2.3.8

2.3.7

http://www.youtube.com/watch?v=fbmQWOhkE38

 (носовая полость)

   Второй отдел – НОСОГЛОТКА. Подпишите название отдела в схему.                                                                                Слайд 8

подписывают

1.4

2.3.8

   Нижние дыхательные пути                                             Слайд 9

http://www.zdorovieinfo.ru/upload/contents/478/245134534wylpv.jpg

   Третий отдел – ГОРТАНЬ. Подпишите название отдела в схему                                                                                    Слайд 10

     Гортань подобна воронке, стенки которой образованы хрящами.

    Полость гортани выстлана слизистой оболочкой и снабжена рецепторами – рефлекторный кашель.

    Вход в гортань при глотании закрывается надгортанным хрящом.

    Самый крупный хрящ – щитовидный, защищает гортань спереди.

   Эксперимент № 1.

   Нащупать щитовидный хрящ, сделать глотательное движение. Убедиться, что хрящ уходит вверх, а затем снова возвращается на прежнее место.     Вывод: при этом движении надгортанник _______ вход в трахею и по нему, как по мосту, движется слюна или пищевой комок в пищевод.

   Между хрящами натянуты голосовые связки, а между ними находится голосовая щель.

    Практическая работа № 1.

    Представим, что горлышко шарика – это наша гортань.  Края шарика – это наши голосовые связки.

     Сделаем один вдох и выпустим воздух из шара и посмотрим, как образуются звуки.

    А теперь натяните края связок, а затем свободно выпустите воздух. Так, когда образуется звук.

   

    Человек молчит – голосовая щель треугольной формы и достаточно велика.                                                             Слайд 11

    Звук появляется при неполном смыкании голосовой щели, прохождение через нос воздуха, который колеблет голосовые связки.

  Эксперимент № 3.

    Где происходит окончательное формирование звука?? происходит в полостях глотки, носоглотки, рта и носа и зависит от положения губ, нижней челюсти и языка?

    Скажите «мама» не шевеля губами, языком, челюстью

Функции    гортани                                                        Слайд 12

  1. Обеспечивает прохождение воздуха
  2. Голосовой аппарат
  3. Участвует в акте глотания                                  

    А теперь представим, что мы болеем весь матч за команду…..? Какие возникнут ощущения после этого? Почему? Что происходит с голосом? А когда ещё голос может охрипнуть?

    Постоянные громкие, резкие крики вызывают воспаление голосовых связок.            

Слайд 13        

    Причины воспалений голосовых связок:

    1. Перенапряжение голосовых связок в момент крика;

    2. Переохлаждение, проникновение холодного воздуха через рот;

    3. Курение (никотин раздражает слизистую);

    4. Употребление спиртных напитков;

     5. Воздействие вредных веществ (пыль, газ и т.д.);

     6. Аллергии.

Подписывают название отдела

участие в эксперименте № 1

участие в эксперименте № 2

1.3

экспериментируют и делаю вывод

Функции гортани записывают в тетрадь

 

отвечают

1.4

2.3.9

3.3

2.3.6

2.3.9

3.3

2.3.9

3.3

2.2.2

2.3.5

2.2.1

2.2.2

http://www.transferfaktory.ru/formyi-raka-gortani

(гортань)

http://blog.i.ua/community/3770/768017  (картинка – крик)

http://www.m24.ru/articles/43417

 (на стадионе)

http://relaxmap.ru/news-38

 (вред курения)

http://demotivators.cc/6855/alkogolik

(алкоголик)

http://www.liveinternet.ru/users/4686396/post254433964/

 (зимой)

http://cardiology-club.com/306-allergiya-na-domashnyuyu-pyl.html (пыль)

http://uho-gorlo-nos.com/gorlo/g-lechenie/vospalenie-golosovyh-svyazok.html

(причины воспалений)

     Трахея и бронхи                                                    Слайд 14   

    Трахея – трубка (10-12 см), состоящая их хрящевых полуколец.

     Трахея расположена спереди от пищевода. Её мягкая сторона обращена к пищеводу. При прохождении пищи пищевод расширяется, и мягкая стенка трахеи не мешает этому.      

    Внутренняя стенка трахеи покрыта мерцательным эпителием. Который выводит пылевые частицы из лёгких.

     Трахея делится на два главных бронха – левый и правый

      Бронхи         Слайд 14

   Входят в лёгкие и там ветвятся, образуя бронхиальное дерево. Заканчиваются лёгочными пузырьками – альвеолами.

Подписывают название отдела

рассматривают модель

1.4

2.3.7

http://biouroki.ru/test/138.html

    Лёгкие                                                                          Слайд 15

  Лёгкие расположены в грудной полости. Левое состоит из двух долей, а правое из трёх. Лёгкие  имеют форму конуса:

верхняя - суженная часть -  верхушка, а нижняя – более широкая – основание.

  Снаружи лёгкое покрыто плеврой, состоящей из двух листков. Между листками плевры – плевральная полость, содержащая жидкость,  которая уменьшает трение лёгкого при дыхании.      

  Ткань  лёгких образована ветвящимися бронхами и альвеолами. Альвеолы – это лёгочные пузыри. Плотно прилегают друг к другу  и густо оплетены сетью капилляров.

Слайд 16   

    Какое кол-во альвеол и какова их площадь у взрослого человека?.                                                                            Слайд 17                                                                    

  Газообмен в лёгких и тканях                                      

   Что происходит в легких?                                          Слайд 18             

   Практическая работа № 2: снова возьмём шарик, возьмите его в руки, сделайте один глубокий вдох и максимально выдохните воздух в шарик, зафиксируйте шарик, чтобы не вышел воздух.

    Объём воздуха в шаре – это и ваша жизненная ёмкость лёгких

   Сравните, пожалуйста, ваши ЖЁЛ.

   Как вы думаете, от чего зависит ЖЁЛ?

 

   Эксперимент № 4                                                                                      

     Определение ЖЁЛ при помощи спирометра           Слайд 19

     Дайте мне свои шарики - это альвеолы, в которых воздух. Изнутри они покрыты плёнкой, которая не даёт смыкаться им. 

Возраст, лет

ЖЕЛ мальчиков

ЖЕЛ девочек

11 лет

2,1

1,8

12 лет

2,2

2,0

13 лет

2,3

2,2

14 лет

2,8

2,5

15 лет

3,3

2,7

16 лет

3,8

2,8

 

    Эксперимент № 5

    А что будет, если человек курит?  (спичкой сжигает шарики)                                                                                      

Подписывают название отдела

Работа с текстом учебника, с. 92

Рассказывают о функциях лёгких

Работают

Отвечают и подписывают

Надувают шарики. Измеряют ЖЁЛ

1.4

2.3.4

2.3.3

2.3.9

2.2.5

2.3.3

2.2.2

http://lifesguide.ru/kak-ochistit-legkie-ot-nikotina-4 (лёгкие)

http://images.myshared.ru/4/216843/slide_16.jpg (газообмен в лёгких и тканях)

  Сделаем вывод.

  Так что такое дыхание?                                                Слайд 20

Ответы учеников

делают вывод

.      

2.2.1

2.3.1

2.4

7.

Применение нового знания.

7 мин.

Тест

1. Определите путь воздуха при вдохе

А – носовая полость – трахея – гортань – бронхи – легкие

Б – носовая полость – гортань – трахея – бронхи – легкие

2. Температура воздуха в носовой полости даже в сильные холода приближается к температуре тела, так как носовая полость

А -   обильно снабжается кровью

Б  – клетки слизистой оболочки имеют реснички

3. Болезнетворные микроорганизмы в носовой полости уничтожаются

А – слизью, выделяемой железами слизистой оболочки

Б – лейкоцитами, содержащимися в кровеносных капиллярах

4. Голос возникает при прохождении воздуха через

А – бронхи

Б – голосовую щель между голосовыми связками

5. Газообмену в легких способствует

А – наличие в них воздуха

Б – медленное движение крови по капиллярам

6. Помещение рекомендуется регулярно проветривать так как

А – удалить избыток углекислого газа

Б – увеличить влажность воздуха

7. Жизненная емкость легких это –

А – количество воздуха, которое человек может вдохнуть при спокойном вдохе

Б –наибольшее количество воздуха, которое человек может выдохнуть после самого глубокого вдоха

Самопроверка                                                                Слайд 21

выполняют тест

Соотносят (осуществляют самопроверку) со слайдом, корректируют свои записи.

1.1

1.2

2.3

2.4

3.4

http://lib.repetitors.eu/biologiya/63-2009-12-09-07-41-25/1510----qq

(тест по теме «Дыхание»)

8.

Рефлексивные задания

2 мин.

1.Какую тему рассматривали на уроке?

2.Какие органы относятся к дыхательной системе?

4.Выставление оценок.

Отвечают на вопросы, выбирают рисунок

1.1

1.2

1.3

3.5

9.9

9.

Домашнее задание

1 мин.

Слайд 22

Домашнее задание 1 уровня

1. Прочитать, ответить устно на вопросы к  §  20 на стр 93

2. Заполнить таблицу «Значение отделов дыхательной системы» в дневнике исследователя

3. Создать презентацию по теме «Дыхание и его значение. Органы дыхания». Информацию найти в интернете

4. Научить правильно дышать свою семью

Домашнее задание 2 уровня

1. Прочитать, ответить устно на вопросы к  § 20 на стр 93

2.  Заполнить таблицу «Значение отделов дыхательной системы» в дневнике исследователя

3. Приготовить сообщение по теме на выбор:

1. «Влияние табакокурения на органы дыхания»,

2. «Влияние курения на голосообразование»

3. «О чистоте окружающего воздуха».

4. Научить правильно дышать свою семью

Домашнее задание 3 уровня:

1. Прочитать, ответить устно на вопросы в конце параграфа2 0 на стр 93

2. Заполнить таблицу «Значение отделов дыхательной системы»      

3. Измерить ЖЁЛ своей семьи

                ЖЁЛ (л) у мужчин = 2,5 умножить на рост в метрах

                ЖЁЛ (л) у мужчин = 1,9 умножить на рост в метрах

4. Научить правильно дышать свою семью

выбор уровня домашнего задания

2.5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме: "Прямое и переносное значение слова".

Предметные: научиться различать прямое и переносное значение слова, пользоваться толковым словарем для определения значения слова, находить в текстах примеры средств выразительности (метафору,  о...

Урок №1. "Дыхание и его значение. Органы дыхания". Индивидуально-групповая методика.

Сценарий с развернутым план-конспектом к уроку по теме "Дехание и его значение. Органы дыхания"....

Технологическая карта урока по теме "Органы дыхания. Газообмен"

Конспект урока соответствует требованиям ФГОС 7 класса, составлен по учебнику В.В.Пасечника "Биология. Животные"...

Технологическая карта урока по теме "Репродуктивные органы растения" 6 класс УМК Н.И.Сонин

Технологическая карта урока по теме "Репродуктивные органы растения" 6 класс УМК Н.И.Сонин...

Технологическая карта урока по теме " Дыхание животных".

Тема урока Дыхание животных Цель урока Сформировать знания о  типах  и органов дыхания у животных.Задачи урокаИзучить типы и органы  дыхания у животных;Научить учащихся...

Технологическая карта урока по теме " Органы и системы органов растений. Побег".

Тема урока:  Органы и системы органов растений. Побег. (УМК «Сферы» Л. Н. Сухорукова, В. С. Кучменко, И.Я. Колесникова «Биология. Живой организм».)Класс:  6 классУчит...