Интегрированный урок " Путешествие перелётных птиц"
план-конспект урока по биологии (7 класс)

Малюга Оксана Владимировна

Урок для 7 класса. Вместе с учителем географии мы разработали этот урок. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mbou_sosh_16_integrirovannyy_urok_1.docx38.9 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ 16, г.о. Красногорск, 2022г.

Авторы: учитель биологии  высшей категории Малюга Оксана Владимировна ,  учитель географии первой категории Маркова Лилия Владимировна.

Учебники:

  1. Биология: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. Издательство: Вентана-граф 2018; схема «Внутреннее строение птиц»; мультимедиа презентация.
  2. География: Страноведение: 7 класс: учебник/О.А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким, В.И. Сиротин; под ред. О.А. Климановой. – 9-е изд., стереотип. – М.: Просвещение, 2021. – 320 с.: ил., карт.

Интегрированный урок (биология +география) в 7 класс по теме :

«Кругосветное путешествие птиц».

Тип урока: Интегрированный.

Цели урока:

  1. Сформировать знания об особенностях внутреннего строения птиц, связь такого строения с полётом и миграции птиц;
  2. Сформировать знания о сезонных миграциях перелетных птиц посредством сравнения карт маршрутов миграций на экране и картах в атласе.

Задачи:

Обучающие: Раскрыть особенности внутреннего строения птиц в связи с полетом и с высоким уровнем обмена веществ.

ВоспитательныеПродолжить формирование навыков коллективной работы, работы в группах.

Развивающие: Продолжить формирование навыков самостоятельной работы с текстом, умений анализировать и сравнивать объекты, развивать естественно-научные понятия.

Планируемые результаты личностные, метапредметные, предметные

Формирование эмоционально - ценностного отношения к окружающему миру; формирование личного представления о ценности полученных знаний и применение их в повседневной жизни.

Сформировать умение ставить учебные цели; умение работать с текстовым компонентом учебника и дополнительными источниками информации, объяснять значение изучаемой темы

Дать определение понятиям: выделительная, пищеварительная, нервная, репродуктивная системы; объяснить характерные особенности всех систем.

Оборудование:

1)Биология: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. Издательство: Вентана-граф 2018;

2) схема «Внутреннее строение птиц»;

3) География: Страноведение: 7 класс: учебник/О.А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким, В.И. Сиротин; под ред. О.А. Климановой. – 9-е изд., стереотип. – М.: Просвещение, 2021. – 320 с.: ил., карт.

4) мультимедиа презентация

5) атлас: География. Материки и океаны. 7 класс. Атлас. Авторы: С.В. Банников, Е.М. Домогацких

6) контурные карты: География. Материки и океаны. 7 класс. Контурные карты. Авторы: С.В. Банников, Е.М. Домогацких

Естественно-научные понятия: ферменты, воздушные мешки, теплокровные животные (гомойотермные животные), рефлексы, раздельнополые животные, забота о потомстве, годовой жизненный цикл, орнитология

Ход урока

  1. Организационный момент

Приветствие, проверка отсутствующих, проверка готовности к уроку.

Учитель биологии Малюга Оксана Владимировна : «Здравствуйте! Сегодня на уроке мы продолжим изучать строение птиц».

Релаксация : видео полёта журавля в сопровождении красивой музыки и чтением стихотворения Афанасия Фета ( учитель биологии)

Вольный сокол

Не воскормлён ты пищей нежной,

Не унесен к зиме в тепло,

И каждый час рукой прилежной

Твое не холено крыло.

Там, над скалой, вблизи лазури,

На умирающем дубу,

Ты с первых дней изведал бури

И с ураганами — борьбу.

Дразнили молодую силу

И зной, и голод, и гроза,

И восходящему светилу

Глядел ты за море в глаза.

Зато, когда пора приспела,

С гнезда ты крылья распустил

И, взмахам их доверясь смело,

Ширяясь, по небу поплыл.

                                              1884

  1. Актуализация опорных знаний и изучение нового материала

а) Проблемный вопрос.  Почему люди не летают,  как птицы? А куда и зачем могут совершать птицы свои полёты?

Учитель биологии приглашает 3-х учеников попробовать сделать взмахи руками.

Ученики делают вывод, что им очень сложно было это делать, т.к. затрачивается энергия, наступает усталость и взлёта невозможно – нет в строении у человека того, что имеют птицы в своём строении.

 Ребята, какие цели нужно поставить к сегодняшнему уроку?

Проблемный вопрос.  Вспомните, какие приспособления есть во внешнем строении  и в опорно- двигательной системе у птиц, чтобы летать?

б) Работа по микрогруппам

1группа  изучает  Пищеварительную систему  (Все группы информацию вносят в таблицу и после рассказывают  по слайду презентации учителя , на которой рисунки из учебника). 

1) План строения пищеварительной системы у всех позвоночных одинаковый. У птиц в процессе эволюции появились особенности в пищеварительной системе, связанные с полетом. Запишите их в тетради.

3) Запишите в тетрадь органы пищеварительной системы.

4) В связи, с чем произошло у птиц разделение желудка на железистый и мускульный? В каком органе осуществляется механическая обработка пищи из-за отсутствия зубов?

Примерный ответ ученика

Пищеварительная система птиц по сравнению с таковой у пресмыкающихся имеет большое число отделов, выполняющих разные функции.

Зубы у птиц отсутствуют, их часто заменяет роговой клюв с острыми краями. Им птицы захватывают, удерживают, а иногда размельчают пищу. Во рту она смачивается слюной. Длинный пищевод у зерноядных и хищных расширяется в зоб. Под влиянием слюны пища размягчается и набухает, начинают перевариваться углеводы. Затем она поступает в железистый желудок, где подвергается воздействию желудочного сока. Отсюда пища переходит в мускулистый желудок. Стенки его образованы мощными мышцами, а в полости, выстланной плотной оболочкой, находятся мелкие камешки, проглоченные с пищей. При сокращении стенок пища перетирается. Обратите внимание на схему, представленную на слайде.

Перетертая пища поступает в кишечник. В передний отдел тонкой кишки открываются протоки поджелудочной железы, желчного пузыря и печени. Под влиянием пищеварительных ферментов пища переваривается. На границе тонкого и толстого кишечника находятся два слепых отростка. Толстая кишка короткая, фекалии в ней не задерживаются, переходят в клоаку и быстро выбрасываются наружу, что важно для облегчения веса тела птицы в полете. В клоаку открываются также мочеточники и протоки половых желез.

Учитель

Птицы много и часто едят, обеспечивая интенсивный обмен веществ и восполняя большие затраты энергии на полет. Так масса пищи, потребляемой певчими птицами за день, составляет до 50-80% массы их тела. Пища быстро переваривается. Например, ягоды рябины у свиристеля перевариваются за 8-10 мин, мышь у домового сыча – за 4 ч. У воробьев от заглатывания гусеницы до выведения ее остатков с пометом проходит 15-20 мин, жуков – около 1 ч, зерна – 3-4 ч.

  1. группа изучает Дыхательную систему.

1.Рассмотрите схему строения органов дыхания птиц.

2.Запишите особенности строения дыхательной системы птиц, связанные с полетом, в тетрадь.

3.Используя рис. 241, составьте рассказ о направлении движения воз­духа в органах дыхания птицы при вдохе и выдохе. Как дышат птицы во время покоя? При полете? Что такое двойное дыхание? Каково его значение.

Примерный ответ ученика

Дыхательная система птиц имеет важные черты, связанные с полетом. От гортани отходит длинная трахея, которая разделяется на два центральных бронха. В месте разделения трахеи на бронхи имеется расширение – нижняя гортань голосового аппарата, - в ней находятся голосовые связки. Нижняя гортань хорошо развита у певчих птиц и видов, издающих громкие звуки.

Легкие птиц в отличие от легких рептилий представляют собой плотные губчатые тела. Основную их массу составляют многочисленные трубочки (вторичные и третичные бронхи) – результат ветвления центральных бронхов. Их стенки густо оплетены капиллярами: здесь происходит газообмен.

На вдохе центральные бронхи поставляют воздух и в легкие, и в задние воздушные мешки. На выдохе воздух из легких проходит в передние воздушные мешки, а из задних воздушных мешков – в легкие. Т.о., воздух, богатый кислородом, поступает в легкие и на вдохе и на выдохе. В легких кислород насыщает кровь. Остальной воздух проходит в передние воздушные мешки, из них – в центральные бронхи и через трахею – наружу. Воздух всегда идет в одном направлении – из задних мешков через легкие в передние мешки. Т.о., воздушные мешки играют важную роль в дыхании. Их объем в 10 раз больше, чем объем легких, что уменьшает плотность тела птицы. Поступление свежих порций воздуха в задние воздушные мешки, расположенные между органами, предохраняют тело птицы от перегрева во время полета

  1. группа изучает Кровеносную систему.

1)Транспорт веществ в организме птиц осуществляется, как и у всех позвоночных животных, с помощью кровеносной системы.

Какой общий план строения характерен для кровеносной системы позвоночных животных? Какие особенности кровеносной системы птиц указывают на ее более сложное строение по сравнению с пресмыкающимися? Запишите их в тетрадь.

2)Используя рис. 242, определите направление движения крови по со­судам. Укажите, где начинается и где заканчивается большой круг кровообращения; малый круг кровообращения.

3)Какое значение имеет наличие четырехкамерного сердца у птиц (рис. 243)? Какая кровь поступает к органам тела? в легкие? Какая связь существует между строением кровеносной системы и обменов веществ у птиц?

Примерный ответ ученика

В отличие от рептилий у птиц четырехкамерное сердце. ТЕПЛОКРОВНЫЕ. Потоки крови не смешиваются. В левой половине сердца кровь артериальная (насыщенная кислородом). Она поступает ко всем органам и тканям по сосудам большого круга кровообращения. От левого желудочка отходит только один сосуд – правая дуга аорты, сохранившаяся от предков – пресмыкающихся. Спинная аорта распадается на артерии, несущие кровь к внутренним органам. От органов венозная (насыщенная углекислым газом) кровь по всем венам возвращается к сердцу и поступает в правое предсердие.

В правой половине сердца кровь венозная. Она направляется в легкие по сосудам малого круга кровообращения, который начинается в правом желудочке легочной артерией, разделяющейся на две ветви.

Учитель  Интенсивный обмен веществ у птиц обеспечен эффективным газообменом в легких, быстрой доставкой кислорода и питательных веществ кровью к органам и тканям, углекислого газа – к легким, а продуктов обмена – к почкам. Быстрое движение крови достигается интенсивной работой сердца. Так у голубя оно сокращается 350 раз в минуту, у мелких певчих птиц – более 1000 раз.

  1. группа изучает Нервную систему и органы чувств по муляжу

« Строение головного мозга птицы»

1)Рассмотрите рис. 245. Запишите части нервной системы птиц. Ка­кие особенности строения головного мозга птиц указывают на более высокий уровень его развития по сравнению с пресмыкающимися? Запишите их в тетрадь.

2) Для птиц характерно более сложное поведение по сравнению с ры­бами, земноводными, пресмыкающимися. Приведите примеры сложного поведения птиц. В чем проявляется взаимосвязь поведе­ния птиц и уровня организации их нервной системы?

Центральная нервная система у птиц более сложная по сравнению с центральной нервной системой рептилий. Особенно хорошо развиты полушария переднего мозга, средний мозг и мозжечок.

Хорошее развитие полушарий переднего мозга связано со сложным поведением птиц при строительстве гнезд, уходе за потомством, во время миграций, при добывании корма и избегании опасности.

Рассмотрите схему нервной системы птиц, представленную на слайде. Назовите все элементы, обозначенные цифрами.

Примерный ответ ученика

У птиц быстро вырабатываются условные рефлексы. Птицы могут предвидеть наступление событий, то есть способны к экстраполяции (избегают человека с ружьем, находят спрятанный корм, искусно уходят от хищников, определяют угрозу по поведению других птиц). Хорошее развитие среднего мозга связано с совершенствованием органов зрения. Сложное строение мозжечка связано с точной координацией движений в полете.

Органы чувств.

Наиболее развиты у птиц зрение и слух. Зрение у них развито лучше, чем у всех позвоночных животных. Хищные птицы способны видеть подвижную добычу с расстояния 1 км. На сетчатке глаза у птиц больше чувствительных клеток, чем у человека, значит они могут лучше рассмотреть детали предмета. Птицы обладают цветным зрением: различают не только основные цвета, но и их оттенки и полутона.

Слух у птиц развит не хуже, чем у млекопитающих. Косвенно об этом свидетельствует разнообразие звуков, которые издают птицы. Особенно острый слух свойственен совам, способным поймать мышь, ориентируясь на слабый писк, который она издает.

Обоняние у большинства птиц развито слабо. Пожалуй, только новозеландские киви и некоторые падальщики (грифы) находят добычу по запаху.

  1. группа изучает . Систему органов выделения.

1.Назовите органы выделения птиц. Известно, что почки птиц имеют большие размеры. Как вы думаете, с чем это связано? Какие функции выполняет клоака? Как вы объясните отсутствие у птиц мочевого пузыря?

2.Обратите внимание на схему. С помощью учебника назовите все элементы выделительной системы.

Примерный ответ ученика

Система органов выделения у птиц приспособлена к интенсивному обмену веществ, в результате которого в организме увеличивается объем вредных продуктов белкового обмена, подлежащих быстрому удалению.

Крупные почки лежат в углублениях тазовых костей. От них отходят мочеточники, впадающие в клоаку. Основным продуктом выделения служит мочевая кислота, которая не требует большого расхода воды и быстро выводится в виде кашицеобразной массы через клоаку вместе с фекалиями.

Обмен веществ у птиц по сравнению с пресмыкающимися проходит гораздо интенсивнее. Это связано с быстрым перевариванием пищи, более совершенными дыханием и кровообращением. При окислении органических веществ в организме птиц выделяется много энергии, которая расходуется на работу мышц и поддержание высокой и постоянной температуры тела.

Учитель биологии. Интересно, как и куда летят птицы, об этом вы узнаете  от учителя географии Лилии Владимировны.

Учитель географии

(на экране появляется карта основных маршрутов перелетных птиц). Далее следует рассказ учителя.

Практически все знают о перелетных птицах. Ранней весной большая часть птичьего населения прилетает в суровые сибирские края с юга, а поздней осенью снова улетает к теплу. Но только специалисты знают, что перелетные птицы летят по своим особым путям. Эти перелетные пути складывались тысячелетиями. Называются эти пути - пролетными (или миграционными) путями.

Сезонная миграция птиц, а именно так по-научному называются их весенние и осенние перелеты, очень интересное и до конца не изученное явление. По сути, изучать его начали только последние 20-30 лет. Ученые стали проводить опыты над птицами с целью выяснить, как же они узнают нужное направление в полете. Кроме того, очень широко распространилось движение по окольцовыванию птиц. Орнитологи (ученые, которые изучают птиц) ловят их и надевают на лапки металлические колечки, у каждого из которых свой номер. Птицам эти кольца не наносят никакого вреда, а вот для науки от них большая польза. Ведь теперь, если эту птицу поймают где-то в другой стране и считают номер с ее колечка, то ученые узнают, какой путь она проделала от места окольцовки.

Далее обучающимся предлагается сопоставить карту с экрана с картой климатических поясов и областей климата в атласе. Ученики выявляют взаимосвязь.

Учитель

Перечислить возможные причины миграций перелетных птиц

Примерный ответ:

Очевидно, что это связано с сезонными изменениями (изменениями, вызванными сменой времен года). Меняется погода, пропадает привычная пища.

Опираясь на уже ранее полученные знания о разнице климатических условий на Земле, временах года, а также фауне природных зон, обучающиеся пришли к выводу:

1) к перелетным птицам относятся преимущественно виды, обитающие в арктических, субарктических и умеренных широтах;

2) маршруты различаются в зависимости от вида птиц;

3) главная причина сезонных миграций состоит в том, что происходят сезонные изменения (изменения, вызванные сменой времен года). Меняется погода, пропадает привычная пища.

Далее ученики приступают к нанесению маршрутов перелетных птиц на контурной карте.

IV. Рефлексия 

1.Охарактеризуйте особенности строения и функций  систем органов птиц, связанные с полетом.

2. Выявите признаки, которые свидетельствуют о более совершенном устройстве нервной системы птиц по сравнению с пресмыкающимися и земноводными.

3. Что показалось наиболее интересным при изучении маршрутов перелетных птиц?

4. Какие трудности при изучении нового материала, вы испытывали?

Домашнее задание

§ 31, таблица.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия. Тема: «Перелётные птицы»

Систематизация знаний о перелётных птицах, их внешнем виде, образе жизни....

Праздник перелётных птиц "В царстве Берендея"

Весенний музыкально- фольклорный  праздник , посвящённый встрече весны, прилёту птиц....

Знакомство со звуком «н» на материале лексической темы «Перелётные птицы» ,« Дифференциация звуков «н» – «нь» на материале лексической темы «Перелётные птицы»

Занятие №1 Цель: Знакомство со звуком «н»; Накопление предметного словаря по теме «Перелётные птицы»Занятие №2(Продолжение) - Учить детей различать звуки «н» - «нь» в слогах, словах; - Формировать нав...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе № 4 компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития Образовательная деятельность: коммуникация Раздел: развитие речи Тема «Перелётные птицы»

конспект итоговой НОД составлен для детей старшей группы, имеющих задержку психического развития. к конспекту прилагается презентация с дидактическими играми, которые можно использовать как вне заняти...

дидактические игры для детей "Перелётные птицы"

игры для детей старшего дошкольного возраста по лексической теме: "Перелётные птицы"....