Интегрированный урок " Путешествие перелётных птиц"
план-конспект урока по биологии (7 класс)
Урок для 7 класса. Вместе с учителем географии мы разработали этот урок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mbou_sosh_16_integrirovannyy_urok_1.docx | 38.9 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ СОШ 16, г.о. Красногорск, 2022г.
Авторы: учитель биологии высшей категории Малюга Оксана Владимировна , учитель географии первой категории Маркова Лилия Владимировна.
Учебники:
- Биология: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. Издательство: Вентана-граф 2018; схема «Внутреннее строение птиц»; мультимедиа презентация.
- География: Страноведение: 7 класс: учебник/О.А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким, В.И. Сиротин; под ред. О.А. Климановой. – 9-е изд., стереотип. – М.: Просвещение, 2021. – 320 с.: ил., карт.
Интегрированный урок (биология +география) в 7 класс по теме :
«Кругосветное путешествие птиц».
Тип урока: Интегрированный.
Цели урока:
- Сформировать знания об особенностях внутреннего строения птиц, связь такого строения с полётом и миграции птиц;
- Сформировать знания о сезонных миграциях перелетных птиц посредством сравнения карт маршрутов миграций на экране и картах в атласе.
Задачи:
Обучающие: Раскрыть особенности внутреннего строения птиц в связи с полетом и с высоким уровнем обмена веществ.
Воспитательные: Продолжить формирование навыков коллективной работы, работы в группах.
Развивающие: Продолжить формирование навыков самостоятельной работы с текстом, умений анализировать и сравнивать объекты, развивать естественно-научные понятия.
Планируемые результаты личностные, метапредметные, предметные
Формирование эмоционально - ценностного отношения к окружающему миру; формирование личного представления о ценности полученных знаний и применение их в повседневной жизни.
Сформировать умение ставить учебные цели; умение работать с текстовым компонентом учебника и дополнительными источниками информации, объяснять значение изучаемой темы
Дать определение понятиям: выделительная, пищеварительная, нервная, репродуктивная системы; объяснить характерные особенности всех систем.
Оборудование:
1)Биология: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. Издательство: Вентана-граф 2018;
2) схема «Внутреннее строение птиц»;
3) География: Страноведение: 7 класс: учебник/О.А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким, В.И. Сиротин; под ред. О.А. Климановой. – 9-е изд., стереотип. – М.: Просвещение, 2021. – 320 с.: ил., карт.
4) мультимедиа презентация
5) атлас: География. Материки и океаны. 7 класс. Атлас. Авторы: С.В. Банников, Е.М. Домогацких
6) контурные карты: География. Материки и океаны. 7 класс. Контурные карты. Авторы: С.В. Банников, Е.М. Домогацких
Естественно-научные понятия: ферменты, воздушные мешки, теплокровные животные (гомойотермные животные), рефлексы, раздельнополые животные, забота о потомстве, годовой жизненный цикл, орнитология
Ход урока
- Организационный момент
Приветствие, проверка отсутствующих, проверка готовности к уроку.
Учитель биологии Малюга Оксана Владимировна : «Здравствуйте! Сегодня на уроке мы продолжим изучать строение птиц».
Релаксация : видео полёта журавля в сопровождении красивой музыки и чтением стихотворения Афанасия Фета ( учитель биологии)
Вольный сокол
Не воскормлён ты пищей нежной,
Не унесен к зиме в тепло,
И каждый час рукой прилежной
Твое не холено крыло.
Там, над скалой, вблизи лазури,
На умирающем дубу,
Ты с первых дней изведал бури
И с ураганами — борьбу.
Дразнили молодую силу
И зной, и голод, и гроза,
И восходящему светилу
Глядел ты за море в глаза.
Зато, когда пора приспела,
С гнезда ты крылья распустил
И, взмахам их доверясь смело,
Ширяясь, по небу поплыл.
1884
- Актуализация опорных знаний и изучение нового материала
а) Проблемный вопрос. Почему люди не летают, как птицы? А куда и зачем могут совершать птицы свои полёты?
Учитель биологии приглашает 3-х учеников попробовать сделать взмахи руками.
Ученики делают вывод, что им очень сложно было это делать, т.к. затрачивается энергия, наступает усталость и взлёта невозможно – нет в строении у человека того, что имеют птицы в своём строении.
Ребята, какие цели нужно поставить к сегодняшнему уроку?
Проблемный вопрос. Вспомните, какие приспособления есть во внешнем строении и в опорно- двигательной системе у птиц, чтобы летать?
б) Работа по микрогруппам
1группа изучает Пищеварительную систему (Все группы информацию вносят в таблицу и после рассказывают по слайду презентации учителя , на которой рисунки из учебника).
1) План строения пищеварительной системы у всех позвоночных одинаковый. У птиц в процессе эволюции появились особенности в пищеварительной системе, связанные с полетом. Запишите их в тетради.
3) Запишите в тетрадь органы пищеварительной системы.
4) В связи, с чем произошло у птиц разделение желудка на железистый и мускульный? В каком органе осуществляется механическая обработка пищи из-за отсутствия зубов?
Примерный ответ ученика
Пищеварительная система птиц по сравнению с таковой у пресмыкающихся имеет большое число отделов, выполняющих разные функции.
Зубы у птиц отсутствуют, их часто заменяет роговой клюв с острыми краями. Им птицы захватывают, удерживают, а иногда размельчают пищу. Во рту она смачивается слюной. Длинный пищевод у зерноядных и хищных расширяется в зоб. Под влиянием слюны пища размягчается и набухает, начинают перевариваться углеводы. Затем она поступает в железистый желудок, где подвергается воздействию желудочного сока. Отсюда пища переходит в мускулистый желудок. Стенки его образованы мощными мышцами, а в полости, выстланной плотной оболочкой, находятся мелкие камешки, проглоченные с пищей. При сокращении стенок пища перетирается. Обратите внимание на схему, представленную на слайде.
Перетертая пища поступает в кишечник. В передний отдел тонкой кишки открываются протоки поджелудочной железы, желчного пузыря и печени. Под влиянием пищеварительных ферментов пища переваривается. На границе тонкого и толстого кишечника находятся два слепых отростка. Толстая кишка короткая, фекалии в ней не задерживаются, переходят в клоаку и быстро выбрасываются наружу, что важно для облегчения веса тела птицы в полете. В клоаку открываются также мочеточники и протоки половых желез.
Учитель
Птицы много и часто едят, обеспечивая интенсивный обмен веществ и восполняя большие затраты энергии на полет. Так масса пищи, потребляемой певчими птицами за день, составляет до 50-80% массы их тела. Пища быстро переваривается. Например, ягоды рябины у свиристеля перевариваются за 8-10 мин, мышь у домового сыча – за 4 ч. У воробьев от заглатывания гусеницы до выведения ее остатков с пометом проходит 15-20 мин, жуков – около 1 ч, зерна – 3-4 ч.
- группа изучает Дыхательную систему.
1.Рассмотрите схему строения органов дыхания птиц.
2.Запишите особенности строения дыхательной системы птиц, связанные с полетом, в тетрадь.
3.Используя рис. 241, составьте рассказ о направлении движения воздуха в органах дыхания птицы при вдохе и выдохе. Как дышат птицы во время покоя? При полете? Что такое двойное дыхание? Каково его значение.
Примерный ответ ученика
Дыхательная система птиц имеет важные черты, связанные с полетом. От гортани отходит длинная трахея, которая разделяется на два центральных бронха. В месте разделения трахеи на бронхи имеется расширение – нижняя гортань голосового аппарата, - в ней находятся голосовые связки. Нижняя гортань хорошо развита у певчих птиц и видов, издающих громкие звуки.
Легкие птиц в отличие от легких рептилий представляют собой плотные губчатые тела. Основную их массу составляют многочисленные трубочки (вторичные и третичные бронхи) – результат ветвления центральных бронхов. Их стенки густо оплетены капиллярами: здесь происходит газообмен.
На вдохе центральные бронхи поставляют воздух и в легкие, и в задние воздушные мешки. На выдохе воздух из легких проходит в передние воздушные мешки, а из задних воздушных мешков – в легкие. Т.о., воздух, богатый кислородом, поступает в легкие и на вдохе и на выдохе. В легких кислород насыщает кровь. Остальной воздух проходит в передние воздушные мешки, из них – в центральные бронхи и через трахею – наружу. Воздух всегда идет в одном направлении – из задних мешков через легкие в передние мешки. Т.о., воздушные мешки играют важную роль в дыхании. Их объем в 10 раз больше, чем объем легких, что уменьшает плотность тела птицы. Поступление свежих порций воздуха в задние воздушные мешки, расположенные между органами, предохраняют тело птицы от перегрева во время полета
- группа изучает Кровеносную систему.
1)Транспорт веществ в организме птиц осуществляется, как и у всех позвоночных животных, с помощью кровеносной системы.
Какой общий план строения характерен для кровеносной системы позвоночных животных? Какие особенности кровеносной системы птиц указывают на ее более сложное строение по сравнению с пресмыкающимися? Запишите их в тетрадь.
2)Используя рис. 242, определите направление движения крови по сосудам. Укажите, где начинается и где заканчивается большой круг кровообращения; малый круг кровообращения.
3)Какое значение имеет наличие четырехкамерного сердца у птиц (рис. 243)? Какая кровь поступает к органам тела? в легкие? Какая связь существует между строением кровеносной системы и обменов веществ у птиц?
Примерный ответ ученика
В отличие от рептилий у птиц четырехкамерное сердце. ТЕПЛОКРОВНЫЕ. Потоки крови не смешиваются. В левой половине сердца кровь артериальная (насыщенная кислородом). Она поступает ко всем органам и тканям по сосудам большого круга кровообращения. От левого желудочка отходит только один сосуд – правая дуга аорты, сохранившаяся от предков – пресмыкающихся. Спинная аорта распадается на артерии, несущие кровь к внутренним органам. От органов венозная (насыщенная углекислым газом) кровь по всем венам возвращается к сердцу и поступает в правое предсердие.
В правой половине сердца кровь венозная. Она направляется в легкие по сосудам малого круга кровообращения, который начинается в правом желудочке легочной артерией, разделяющейся на две ветви.
Учитель Интенсивный обмен веществ у птиц обеспечен эффективным газообменом в легких, быстрой доставкой кислорода и питательных веществ кровью к органам и тканям, углекислого газа – к легким, а продуктов обмена – к почкам. Быстрое движение крови достигается интенсивной работой сердца. Так у голубя оно сокращается 350 раз в минуту, у мелких певчих птиц – более 1000 раз.
- группа изучает Нервную систему и органы чувств по муляжу
« Строение головного мозга птицы»
1)Рассмотрите рис. 245. Запишите части нервной системы птиц. Какие особенности строения головного мозга птиц указывают на более высокий уровень его развития по сравнению с пресмыкающимися? Запишите их в тетрадь.
2) Для птиц характерно более сложное поведение по сравнению с рыбами, земноводными, пресмыкающимися. Приведите примеры сложного поведения птиц. В чем проявляется взаимосвязь поведения птиц и уровня организации их нервной системы?
Центральная нервная система у птиц более сложная по сравнению с центральной нервной системой рептилий. Особенно хорошо развиты полушария переднего мозга, средний мозг и мозжечок.
Хорошее развитие полушарий переднего мозга связано со сложным поведением птиц при строительстве гнезд, уходе за потомством, во время миграций, при добывании корма и избегании опасности.
Рассмотрите схему нервной системы птиц, представленную на слайде. Назовите все элементы, обозначенные цифрами.
Примерный ответ ученика
У птиц быстро вырабатываются условные рефлексы. Птицы могут предвидеть наступление событий, то есть способны к экстраполяции (избегают человека с ружьем, находят спрятанный корм, искусно уходят от хищников, определяют угрозу по поведению других птиц). Хорошее развитие среднего мозга связано с совершенствованием органов зрения. Сложное строение мозжечка связано с точной координацией движений в полете.
Органы чувств.
Наиболее развиты у птиц зрение и слух. Зрение у них развито лучше, чем у всех позвоночных животных. Хищные птицы способны видеть подвижную добычу с расстояния 1 км. На сетчатке глаза у птиц больше чувствительных клеток, чем у человека, значит они могут лучше рассмотреть детали предмета. Птицы обладают цветным зрением: различают не только основные цвета, но и их оттенки и полутона.
Слух у птиц развит не хуже, чем у млекопитающих. Косвенно об этом свидетельствует разнообразие звуков, которые издают птицы. Особенно острый слух свойственен совам, способным поймать мышь, ориентируясь на слабый писк, который она издает.
Обоняние у большинства птиц развито слабо. Пожалуй, только новозеландские киви и некоторые падальщики (грифы) находят добычу по запаху.
- группа изучает . Систему органов выделения.
1.Назовите органы выделения птиц. Известно, что почки птиц имеют большие размеры. Как вы думаете, с чем это связано? Какие функции выполняет клоака? Как вы объясните отсутствие у птиц мочевого пузыря?
2.Обратите внимание на схему. С помощью учебника назовите все элементы выделительной системы.
Примерный ответ ученика
Система органов выделения у птиц приспособлена к интенсивному обмену веществ, в результате которого в организме увеличивается объем вредных продуктов белкового обмена, подлежащих быстрому удалению.
Крупные почки лежат в углублениях тазовых костей. От них отходят мочеточники, впадающие в клоаку. Основным продуктом выделения служит мочевая кислота, которая не требует большого расхода воды и быстро выводится в виде кашицеобразной массы через клоаку вместе с фекалиями.
Обмен веществ у птиц по сравнению с пресмыкающимися проходит гораздо интенсивнее. Это связано с быстрым перевариванием пищи, более совершенными дыханием и кровообращением. При окислении органических веществ в организме птиц выделяется много энергии, которая расходуется на работу мышц и поддержание высокой и постоянной температуры тела.
Учитель биологии. Интересно, как и куда летят птицы, об этом вы узнаете от учителя географии Лилии Владимировны.
Учитель географии
(на экране появляется карта основных маршрутов перелетных птиц). Далее следует рассказ учителя.
Практически все знают о перелетных птицах. Ранней весной большая часть птичьего населения прилетает в суровые сибирские края с юга, а поздней осенью снова улетает к теплу. Но только специалисты знают, что перелетные птицы летят по своим особым путям. Эти перелетные пути складывались тысячелетиями. Называются эти пути - пролетными (или миграционными) путями.
Сезонная миграция птиц, а именно так по-научному называются их весенние и осенние перелеты, очень интересное и до конца не изученное явление. По сути, изучать его начали только последние 20-30 лет. Ученые стали проводить опыты над птицами с целью выяснить, как же они узнают нужное направление в полете. Кроме того, очень широко распространилось движение по окольцовыванию птиц. Орнитологи (ученые, которые изучают птиц) ловят их и надевают на лапки металлические колечки, у каждого из которых свой номер. Птицам эти кольца не наносят никакого вреда, а вот для науки от них большая польза. Ведь теперь, если эту птицу поймают где-то в другой стране и считают номер с ее колечка, то ученые узнают, какой путь она проделала от места окольцовки.
Далее обучающимся предлагается сопоставить карту с экрана с картой климатических поясов и областей климата в атласе. Ученики выявляют взаимосвязь.
Учитель
Перечислить возможные причины миграций перелетных птиц
Примерный ответ:
Очевидно, что это связано с сезонными изменениями (изменениями, вызванными сменой времен года). Меняется погода, пропадает привычная пища.
Опираясь на уже ранее полученные знания о разнице климатических условий на Земле, временах года, а также фауне природных зон, обучающиеся пришли к выводу:
1) к перелетным птицам относятся преимущественно виды, обитающие в арктических, субарктических и умеренных широтах;
2) маршруты различаются в зависимости от вида птиц;
3) главная причина сезонных миграций состоит в том, что происходят сезонные изменения (изменения, вызванные сменой времен года). Меняется погода, пропадает привычная пища.
Далее ученики приступают к нанесению маршрутов перелетных птиц на контурной карте.
IV. Рефлексия
1.Охарактеризуйте особенности строения и функций систем органов птиц, связанные с полетом.
2. Выявите признаки, которые свидетельствуют о более совершенном устройстве нервной системы птиц по сравнению с пресмыкающимися и земноводными.
3. Что показалось наиболее интересным при изучении маршрутов перелетных птиц?
4. Какие трудности при изучении нового материала, вы испытывали?
Домашнее задание
§ 31, таблица.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по лексической теме "Перелётные птицы"
Фотокартинки с загадками....
Конспект занятия. Тема: «Перелётные птицы»
Систематизация знаний о перелётных птицах, их внешнем виде, образе жизни....
Праздник перелётных птиц "В царстве Берендея"
Весенний музыкально- фольклорный праздник , посвящённый встрече весны, прилёту птиц....
Знакомство со звуком «н» на материале лексической темы «Перелётные птицы» ,« Дифференциация звуков «н» – «нь» на материале лексической темы «Перелётные птицы»
Занятие №1 Цель: Знакомство со звуком «н»; Накопление предметного словаря по теме «Перелётные птицы»Занятие №2(Продолжение) - Учить детей различать звуки «н» - «нь» в слогах, словах; - Формировать нав...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе № 4 компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития Образовательная деятельность: коммуникация Раздел: развитие речи Тема «Перелётные птицы»
конспект итоговой НОД составлен для детей старшей группы, имеющих задержку психического развития. к конспекту прилагается презентация с дидактическими играми, которые можно использовать как вне заняти...
дидактические игры для детей "Перелётные птицы"
игры для детей старшего дошкольного возраста по лексической теме: "Перелётные птицы"....
Календарный план воспитательно-образовательной работы с детьми 7-го года жизни компенсирующей направленности. Тема "Перелётные птицы, водоплавающие птицы."
Тема "Перелетные, водоплавающие птицы"....