Конспект урока по биологии в 5 классе по "Точке Роста" на тему "Исследования в биологии- измерение"
план-конспект урока по биологии (5 класс)

Данилова Татьяна Николаевна

Урок составлен по обновленным ФГОС ООО для учащихся 5 класса, содержит информацию по использованию оборудования "Зарница" центров "Точки Роста"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ВСПОМНИМ! 1. Что понимается под научным методом? 2. Перечислите основные научные методы, которые изучили… 3. Закончите предложение: - Наблюдение – это …

Слайд 2

Что за приборы лежат у меня на столе?

Слайд 3

– А как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? -Мы с вами проходили тему «Методы изучения живой природы- наблюдение», а сегодня – методы измерения. Так какую цель и задачи мы должны поставить на этом уроке? -А какие задачи ставим? Учитель: -Наши бабушки и деды наблюдали за небесными телами, атмосферой, растениями, животными и делали соответствующие выводы, которые дошли к нам через века в виде примет, предсказаний, устанавливались сроки сельскохозяйственных работ. Повторение. -Как использует человек наблюдения в своей повседневной практической деятельности? Давайте проверим домашнее задание.

Слайд 4

Методы наблюдения Приметы - Если в лесу много ягод рябины, то осень будет дождливая, а зима-долгая и суровая; -много звезд на небе-к хорошей ясной погоде; -кошка мордочку прячет- на холод; -куры начинают линять рано осенью- к теплой зиме; -за сутки до ненастья лоси начинают много ходить. Пословицы: Весенний день год кормит; Летом дома сидеть − зимой хлеба не иметь; Что летом уродится, зимой пригодится; Зимой снег глубокий- летом хлеб высокий.

Слайд 5

Методы изучения живой природы: измерение

Слайд 6

ПЛАН 1. Метод измерения. 2. Практическая работа «Измерение показателей здоровья человека» по Точке Роста. 3. Лабораторная работа «Измерение объектов».

Слайд 7

Часто наблюдения дополняются измерениями. Какими измерениями пользовались в Древней Руси?.

Слайд 8

При проведении научных исследований определяют не только качественные изменения (например, появление корешка, ростка и т.д.), но и количественные , основанные на точном измерении (длина корешков, ширина листьев и т.д.) Что же такое измерение?

Слайд 9

1. Метод измерения. - Изучите рис.22-23, стр. 36-38 учебника и начертим на тетради таблицу и заполним ее . Какие измерительные приборы вам известны? Запись в тетрадь Измерительные приборы Для каких измерений применяется? Термометр Мензурка Линейка компас Песочные часы

Слайд 10

Измерительные приборы Линейка и рулетка – служат для измерения размеров предмета или расстояния. Термометр – служит для измерения температуры тел. Секундомер и часы – служат для измерения времени. Бинокль – служит для наблюдения за предметами, расположен-ными далеко.

Слайд 11

Измерительные приборы Микроскоп – служит для изучения мельчайших деталей, которых нельзя увидеть с помощью невооруженного глаза. Весы – служат для измерения массы тел. Ими пользуются в магазинах и на базарах продавцы. С помощью весов можно узнать вес своего тела. Измерительные мензурки и цилиндры - служат для определения объема жидкостей.

Слайд 12

«ТБ в кабинете биологии» 1. Самостоятельно начинайте работу. Точно выполняйте все указания учителя при проведении лабораторной и практической работы. 2. При нагревании жидкости в пробирке или колбе используйте прихватку. 3. Возьмите защищенными руками нагретую посуду. 4. Осторожно обращайтесь с острыми инструментами и лабораторной посудой. 5. Если разбилась лабораторная посуда, собрать осколки руками нельзя. 6. При получении травмы сообщите об этом учителю. 7. По окончанию работы приводите рабочее место в порядок .

Слайд 13

Практическая работа «Измерение показателей здоровья человека с помощью оборудования « Zarnitza » Показатели Единица измерения Нормативы, не более Температура 18-24 Влажность 40-60% Свет 300 - 500 лк. Показатели, артериальное давление Единица измерения, пульс Нормативы, не более 9 — 10 лет 60 — 80 100 — 123

Слайд 14

Лабораторная работа «Измерение объектов» Цель: научиться применять метод измерения на практике. Оборудование: Объект исследования: Ход исследования: 1. Инструктаж по ТБ в кабинете биологии. 2. Пользуясь памяткой , измерьте ширину листьев нескольких растений в кабинете биологии. Зарисуйте их указав размеры. 3. Занесите данные в таблицу (таблицу начертить в тетр.). Рассчитайте среднее значение измерительных величин. 4. Сформулируйте вывод о проделанной работ.

Слайд 15

Закрепление Задание: Определить метод исследования в биологии. 1) Определение температуры кипения подсолнечного масла (…) 2) Улитка медленно ползет по листу (…) 3) Разведение аквариумных рыбок при температуре +25 и +23. Определение наиболее благоприятной температуры (…) 4) Воробьи купаются в луже (…) 5) Измерение частоты сердечных сокращений (…) (…) 6) Создание благоприятных условий для прорастания семян (…)

Слайд 16

Рефлексия Сегодня я узнал… На уроке я научился… Мне было трудно… Мне было непонятно… Теперь я знаю, что… Меня удивило… Я бы хотел узнать, почему…

Слайд 17

Параграф 5 – прочитать. Подготовить устный ответ по теме. Сделать письменную работу в тетради -выполнить 3 измерения ( свой рост, вес, окружность головы). Домашнее задание



Предварительный просмотр:

МБОУ «Новоильмовская средняя общеобразовательная школа» Черемшанский муниципальный         район РТ

Предмет: биология

Конспект урока на тему : «Методы изучения живой природы: измерение».

Класс: 5

Данилова Татьяна Николаевна, учитель биологии МБОУ «Новоильмовская СОШ», почта: tatyana.danilova.70@mail.ru телефон: 89083333609

Цель урока: сформировать представление об методах изучения природы и лабораторном оборудовании, роли приборов в изучении природы.

Задачи урока:

Обучающие: ознакомить учеников с примерами простого лабораторного оборудования и его применением, научить их описывать назначение простого лабораторного оборудования – приборов измерения;

 Развивающие: развивать умения работать с текстом учебника, рисунками, развивать навыки анализа изученного материала и навыки самостоятельного решения проблемных ситуаций.

Воспитательные: воспитывать интерес к познавательной и творческой деятельности, стремление к знаниям и интерес к предмету, бережное отношение к школьному имуществу.

Планируемые результаты:

Познавательные УУД: 

умение ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию, умение проводить элементарные исследования, умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД: умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе.

Методы: Наглядно - демонстрационный, практический, репродуктивный.

Тип урока: изучение новой темы с элементами лабораторной работы.

Оборудование   и материалы: приборы измерения- линейка, термометр, мензурка, градусник, компас, песочные часы, рулетка, измерительная лента, часики, листья разных комнатных растений; мультидатчик «Экология» с  компьютером,  тонометр, электронные весы с цифровой лаборатории «Точка Роста» , стаканы с водой, луковицы-4 штуки; презентация «Измерительные  приборы». 

Ход урока

1.Организационный момент. –Здравствуйте, дорогие ребята! Скажите, пожалуйста, все ли обучающиеся присутствуют на уроке? Прекрасно, мы начинаем урок самой интересной и увлекательной науки- биология! –У меня к вам такой вопрос: что за приборы лежат у меня на столе? (дети называют измерительные приборы). –А как вы думаете, какая тема  сегодняшнего урока? (дети называют- методы измерения).

-Мы с вами проходили тему «Методы изучения живой природы- наблюдение», а сегодня – методы измерения. Так какую цель и задачи мы должны поставить на этом уроке? (ответы детей- узнать , какие существуют измерительные приборы и что можно измерять с их помощью)

-А какие задачи  (дети называют)

Учитель: -Наши бабушки и деды наблюдали за небесными телами, атмосферой, растениями, животными и делали соответствующие выводы, которые дошли к нам через века в виде примет, предсказаний, устанавливались сроки сельскохозяйственных работ.

2. Повторение. -Как использует человек наблюдения в своей повседневной практической деятельности? Давайте проверим домашнее задание.(Нужно было написать на тетради пословицы и поговорки, приметы, связанные с природой, с сельским хозяйством и с животными)

Ответы детей: Приметы- Если в лесу много ягод рябины, то осень будет дождливая, а зима-долгая и суровая; -много звезд на небе-к хорошей ясной погоде; -кошка мордочку прячет- на холод; -куры начинают линять рано осенью- к теплой зиме;-за сутки до ненастья лоси начинают много ходить.

Пословицы: Весенний день год кормит;

Летом дома сидеть − зимой хлеба не иметь;

Что летом уродится, зимой пригодится;

Зимой снег глубокий- летом хлеб высокий.

-Учитель: - молодцы, ребята, вы справились с домашним заданием. Часто наблюдения  дополняются измерениями. 

3.Изучение новой темы:

Учитель: -открываем тетради, пишем тему «Методы измерения в биологии».

Проблемный вопрос: Представьте дети, что вы живете во времена феодализма и крестьянства. В те далекие времена тоже , наверное, использовались способы измерения.

-Какими методами измерения вы пользовались бы, оказавшись в  эпоху Древней Руси, если бы переместились с помощью «Машины времени»? (дети отвечают, если не смогут- в аршинах, пудах, в локтях и др.)

- Что же такое измерение? -Какие измерения проводятся при изучении природы? Беседа, в ходе которой систематизируются и обобщаются знания учащихся об измерении как методе изучения природы, его значении и использовании человеком, о приборах и инструментах, с помощью которых проводится измерение.

Так были получены данные о размерах Земли, океанов, морей, длине рек, определено число планет входящих в Солнечную систему, и их спутников.

 - Какие измерительные приборы вам известны? Что общего между всеми этими приборами, несмотря на то, что они измеряют совсем разные характеристики? (У них есть шкала, с помощью которой люди и определяют величину той или иной характеристики — температуры, массы, давления или времени.)

 - Изучите рис.22-23,  стр. 36-38 учебника и начертим на тетради таблицу и заполним ее. 

Измерительные приборы

Для каких измерений применяется?

Термометр

Температуру окружающей среды

Мензурка

Объем жидкости

Линейка

Длину, ширину

компас

азимут и  стороны горизонта

Песочные часы

Определенное время- 2 минуты, 5 минут

Физкультминутка: дует ветер нам в лицо

Закружилось деревцо

Ветер тише, тише, тише

Деревцо все выше, выше!.

Практическая работа «Измерение показателей здоровья человека» с помощью оборудования «Зарница» центра «Точка Роста»

-А можно ли каким-то образом измерить свое здоровье? Какие показатели здоровья мы используем? В первую очередь- это температура тела (с помощью градусника). Если она высокая, значит, в организме идут воспалительные процессы, например, ангина или бронхит. С помощью весов измеряем массу тела, измерительной ленты- рост человека, давление- с помощью тонометра, частоту дыхания, пульс и т.д. Для того, чтобы были благоприятные условия в кабинете: температуры, влажности и освещения, существуют  нормативные требования СанПиН. Поэтому сейчас мы проведем лабораторную работу с помощью цифровой лаборатории оборудования «Зарница», используя мультидатчик «Экология». Теперь мы подключаем наш мультидатчик к компьютеру. Запускаем программу измерения, находим датчик и определяем влажность, температуру и освещение кабинета биологии.  Все измерения фиксируем в компьютере и заносим в карточку.

Показатели

Единица измерения

Нормативы, не более

Температура

18-24

Влажность

40-60%

Свет

300 - 500 лк.

    -Итак, делаем вывод: соответствует ли классная комната нормативным требованиям СанПиН? (Дети дают полный ответ по измерениям)

Учитель: - А теперь измерим кровяное давление с помощью тонометра- оборудования «Точка Роста» одного учащегося с каждой группы (всего 4 группы) . Учитель объясняет, как пользоваться прибором измерения давления. В карточках заполняем все измерения.

Показатели, артериальное давление

Единица измерения, пульс

Нормативы, не более

9 — 10 лет

60 — 80

100 — 123

Один ученик с каждый группы делает вывод по измерению своего артериального давления.

Лабораторная работа «Измерение листьев»

-Еще измерим вес листьев комнатных растений, с помощью электронных весов( измеряет до сотых) - оборудования «Точки Роста». Одновременно заполняем измерения длины, ширины, площади разных листьев.

Название растения (лист)

Ширина

Длина

Вес, г

Площадь листа

Колеус

Герань

Бальзамин

Делаем вывод (один ученик с каждой группы)

4. Закрепление изученного материала – 5 мин. 

- Вспомните,  какие методы исследований используют в биологии? (Наблюдение, измерение.)

Задание: Определить метод исследования в биологии.

1) Определение температуры кипения подсолнечного масла (измерение)

2) Улитка медленно ползет по листу (наблюдение)

3) Разведение аквариумных рыбок при температуре +25 и +23. Определение наиболее благоприятной температуры (эксперимент)

4) Воробьи купаются в луже (наблюдение)

5) Измерение частоты сердечных сокращений (пульс) (измерение)

6) Создание благоприятных условий для прорастания семян (эксперимент)

5. Подведение итогов урока

Выставление оценок.

Рефлексия: Сегодня я узнал…

На уроке я научился…

Мне было трудно…

Мне было непонятно…

Теперь я знаю, что…

Меня удивило…

Я бы хотел узнать, почему…

6. Домашнее задание

1. Параграф 5 в учебнике, изучить, выполнить 3 измерения( свой рост, вес, окружность головы).

Учебник: Биология: 5 класс: базовый уровень. В.В. Пасечник, С.В. Суматохин, З.Г. Гапонюк, Г.Г. Швецов; под.ред. В.В. Пасечника. –Москва: Просвещение, 2023г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики в 7 классе "Сложение чисел, полученных при измерении"

Этот учебный материал предназначен для учащихся 7 класса. это урок-путешествие по русской народной сказке "Гуси-лебеди".  К  этому уроку у меня еще есть презентация, но она очень большая по ...

Конспект урока математики в 5 классе по теме "Площади. Единицы измерения площади"

Конспект урока математики в 5 классе по теме "Площади. Единицы измерения площади"...

Конспект урока по информатике в 8 классе "Алфавитный подход к измерению информации"

На уроке рассматривается понятие количества информации, учащиеся знакомятся с  алфавитным подходом при определении количества информации, знакомятся с единицами измерения информации, учатся ...

Конспект урока по биологии по теме: "Непрямое деление - основа роста и развития организма" 9 класс

План- конспект урока по биологии 9 класса. Тема урока: "Митоз- основа роста и развития организмов"  Урок включает изучение нового материала, отработку ведущих понятий. В урок включены игровые мом...

Конспект урока по биологии по теме: "Рост и развитие растений"

Конспект урока с использованием  технологий ЛОО...

Урок по биологии то теме: Рост и развитие растений. Л/Р « Условия для прорастания семян»6 класс

Данный  урок  посвящён   теме: Рост  и  развитие  растений  6  класс  по  Сонину...

урок по биологии 6 класс Рост и развитие животных

Технологическая картаконструирования урока биологии в 6 классе по формированию универсальных учебных действий в системно - деятельностном подходе...