Конспект урока по биологии _6кл._на тему "ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОКАРИОТ"
план-конспект урока по биологии (6 класс)

Тема урока:  ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОКАРИОТ
Задачи урока:
– раскрыть особенности организации прокариот на примере бактерий;
– объяснить функциональные особенности прокариот;
– продолжить формировать умение пользоваться учебником и таблицами, самостоятельно составлять схемы.
Вид урока: вводный урок.
Элементы ОМСО, изучаемые на уроке.
Знать: особенности организации прокариот на примере бактерий; функциональные особенности прокариот; значение их в жизни человека и в природе. 
Уметь: пользоваться текстом учебника; таблицами; схемами; самостоятельно делать рисунки и схемы. 
Элементы содержания образования повышенного уровня.
Знать: систематическое положение бактерий; уровни организации; процесс спорообразования и его значение в жизни бактерий. 
Уметь: составлять схему способов питания, дыхания и размножения бактерий.
Формы контроля:
• Вопросы. Пример. Почему бактерии считают наиболее древними организмами? 
• Тест. Почему бактерии нельзя считать растениями? 
а) … 
б) … 
• Тест на опознание: рисунок в учебнике, с. 13. 
• Биологический диктант: микробиология, кокки, бациллы, муреин, ферменты.
Оснащенность урока: таблицы; рисунки учебника с изображением прокариотических организмов; диапозитивы о бактериях.
Основные положения урока.
• Прокариоты или доядерные имеют клеточное строение, но лишены оформленного ядра.
• Царство прокариот ученые подразделяют на три подцарства: Архибактерии, Настоящие бактерии и Оксифотобактерии.
• В неблагоприятных условиях бактерии образуют споры.
• По типу питания бактерии могут быть гетеротрофами и автотрофами.
• По отношению к кислороду бактерии делятся на аэробов и анаэробов.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

План конспект на тему  ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОКАРИОТ

Задачи урока:

– раскрыть особенности организации прокариот на примере бактерий;

– объяснить функциональные особенности прокариот;

– продолжить формировать умение пользоваться учебником и таблицами, самостоятельно составлять схемы.

Вид урока: вводный урок.

Элементы ОМСО, изучаемые на уроке.

Знать: особенности организации прокариот на примере бактерий; функциональные особенности прокариот; значение их в жизни человека и в природе.

Уметь: пользоваться текстом учебника; таблицами; схемами; самостоятельно делать рисунки и схемы.

Элементы содержания образования повышенного уровня.

Знать: систематическое положение бактерий; уровни организации; процесс спорообразования и его значение в жизни бактерий.

Уметь: составлять схему способов питания, дыхания и размножения бактерий.

Формы контроля:

•  Вопросы. Пример. Почему бактерии считают наиболее древними организмами?

•  Тест. Почему бактерии нельзя считать растениями?

а) …

б) …

•  Тест на опознание: рисунок в учебнике, с. 13.

•  Биологический диктант: микробиология, кокки, бациллы, муреин, ферменты.

Оснащенность урока: таблицы; рисунки учебника с изображением прокариотических организмов; диапозитивы о бактериях.

Основные положения урока.

•  Прокариоты или доядерные имеют клеточное строение, но лишены оформленного ядра.

•  Царство прокариот ученые подразделяют на три подцарства: Архибактерии, Настоящие бактерии и Оксифотобактерии.

•  В неблагоприятных условиях бактерии образуют споры.

•  По типу питания бактерии могут быть гетеротрофами и автотрофами.

•  По отношению к кислороду бактерии делятся на аэробов и анаэробов.

* Предложите учащимся, самостоятельно работая с учебником, выписать многообразие групп бактерий, отличающихся по форме.

Можно предложить учащимся выполнить задание  в рабочей тетради (по усмотрению учителя).

Микрофотография палочковидной бактерии

* Обратите внимание учащихся на отличительные особенности прокариот и эукариот.

Поскольку это один из ключевых вопросов биологии и к нему учащиеся снова будут возвращаться при изучении курса общей биологии в 9 и 10 классах, уже сейчас необходимо заложить прочную базу знаний. Для этого можно заполнить сравнительную таблицу.

Признаки для сравнения

Эукариоты

Прокариоты

1. Органоиды движения

2. Клеточная оболочка

3. Цитоплазматическая мембрана

4. Цитоплазма

5. Ядро

6. Митохондрии

7. Пластиды

8. Рибосомы

9. Эндоплазматическая сеть

10. Комплекс Гольджи

11. Вакуоль

* Познакомьте учащихся с разнообразием способов передвижения бактерий.

* Привлеките внимание учащихся к процессу спорообразования у бактерий и его значению.

Имеющиеся у учащихся знания используйте для сравнения бактериальной, растительной и животной клеток.

Предлагаемый вариант заполненной таблицы.

Характерные
особенности

Прокариоты
(бактерии)

Эукариоты

Растения

Животные

1. Ядро

Неоформленное

Оформленное

Оформленное

2. Клеточная стенка

Жесткая. Состав –
муреин

Жесткая. Состав – клетчатка (целлюлоза)

Отсутствует

3. Хлоропласты

Отсутствуют

Имеются

Отсутствуют

4. Митохондрии

Отсутствуют

Имеются

Имеются

Вопросы для обсуждения.

1. Каковы особенности строения бактериальной клетки?

2. Назовите формы бактериальной клетки.

3. Назовите способы передвижения бактерий.

4. На какие группы по способам получения энергии делятся бактерии?

5. Все ли бактерии аэробы?

6. Каково значение спорообразования в жизни бактерий?

7. Почему бактерии считаются наиболее древними организмами?

Закрепление материала.

•  Дополните схему, показывающую жизнеспособность бактерий в различных условиях.

•  Дайте определение.

Гетеротрофы –

Автотрофы –

Хемосинтез –

Фотосинтез –

Аэробы –

Симбионты –

Патогенные –

•  Пользуясь учебником, выполните задание «Какие утверждения верны?».

•  Сделайте схематический рисунок бактериальной клетки и обозначьте органоиды соответствующими номерами:

1 – клеточная оболочка;

2 – цитоплазматическая мембрана;

3 – жгутики;

4 – цитоплазма;

5 – наследственный материал.

Словарь. Прокариоты, доядерные бактерии, кокки, диплококки, стрептококки, сарцины, стафилококки, бациллы, палочки, вибрионы, спириллы, «реактивный» способ передвижения, целлюлоза, клетчатка, муреин, спора, гетеротрофы, автотрофы, хемосинтез, фотосинтез, аэробы, анаэробы, микробиология.

За страницами учебника.

1683 г. можно считать годом рождения науки о микроорганизмах – микробиологии. В этот год в голландском городе Делфте Антони Ван Левенгук впервые увидел бактерии, о чем сообщил письмом в самое авторитетное научное учреждение того времени – Лондонское королевское общество. С открытием Левенгука познакомился Петр I, во время пребывания в Голландии он пригласил к себе ученого, тот продемонстрировал русскому царю свои наблюдения и опыты.

Домашнее задание: изучить текст на с. 12–16 до слов «В природе бактерии…»; ответить на вопросы 1–4 рубрики «Проверьте свои знания».

Творческое задание: подготовить сообщения о роли бактерий в жизни человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по геогрфии по теме"Общая характеристика Африки. Географическое положение материка"

Урок-исследование с использованием презентации по особенностям природы материка,выполнению индивидуальных заданий опережающего характера,составлению графического конспекта на контурных картах....

Методическая разработка урока по биологии по теме "Сравнительная характеристика класса Земноводные и класса Пресмыкающиеся"

Тема: Сравнительная характеристика класса Земноводные и класса Пресмыкающиеся. Тип урока: обобщающийФорма проведения: игровая (разноуровневое обучение, работа вгруппах, обучение в сотрудничестве)...

Конспект урока по биологии по теме "Тип Членистоногие. Класс Насекомые. Общая характеристика".

Данный урок помогает расширить и углубить знания о типе Членистоногие путем изучения класса насекомых,  выявить наиболее прогрессивные признаки класса в сравнении с ракообразн...

Конспект урока по биологии "Класс паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Многообразие паукообразных и их значение в природе и жизни человека"

Урок разработан к учебнику В.М.Константинова "Биология. Животные. 7 класс". Изучение нового материала сопровождается применением ИКТ (просмотра анимаций, видеофрагментов), самостоятельной работой в па...

Разработка конспекта урока по биологии 7 класс по теме: Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы

Разработка конспекта урока по  биологии   7 класс по теме: Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы...

Конспект открытого урока по биологии для 6 класса "Характеристика основных экологических групп растений"

Технологическая карта урокаУчреждение: ГБОУ лицей №419 Петродворцового района Санкт- ПетербургаАвтор: учитель биологии Сергеева Елена Геннадьевна________________________________________...

План – конспект урока химии в 10 классе «Сравнительная характеристика предельных и непредельных углеводородов ».

Урок - обобщение по темам "Алканы. Алкены" дает возможность закрепить и систематизировать материал используя разнобразные формы работы....