Рабочая программа по биологии 5-9 классы. Линейный курс. В.В. Пасечник
рабочая программа по биологии (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Программа реализуется в учебниках по биологии для 5-9 классов линейного курса и составлена на основе программы авторского коллектива под руководством В.В. Пасечника. (сборник "Биология". Рабочие программы. 5-9 классы."-М.: Дрофа, корпорация Российский учебник, 2020.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_s_2020g_-lineynyy_kurs_po_biologii.doc264 КБ

Предварительный просмотр:

       Программа реализуется в учебниках по биологии для 5—9 классов линейного курса и составлена на основе программы авторского коллектива под руководством В.В.Пасечника (сборник «Биология. Рабочие программы. 5—9 классы.» - М.: Дрофа, корпорация Российский учебник, 2020.)

1. Планируемые результаты освоения предмета

Личностными результатами освоения предмета «Биология» являются следующие умения:

1) сформированность у обучающихся социально значимых понятий, усваиваемых в единстве урочной и воспитательной деятельности:

 об отношениях человека и природы, о сущности, месте и роли человека в природной среде, о сохранении биосферы, об адаптации человека к природным условиям и использовании своих знаний для построения разумных отношений с окружающей средой, о природе как источнике производственной активности и основе материального труда человека;

 о научной картине мира, о сущности закономерностей развития природы и общества, о понимании этих закономерностей как условии формирования осознанной жизненной позиции личности, её социально-политических, нравственных и эстетических взглядов и идеалов;

2) сформированность заинтересованности в расширении знаний об устройстве мира и общества; интереса к самопознанию; к творческой деятельности; готовности к саморазвитию и самообразованию; способность к адаптации в динамично изменяющейся социальной и информационной среде; освоение основ целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки, общественной практики

и индивидуальному своеобразию обучающихся (популяризация научных знаний);

3) сформированность ответственного отношения к жизни и установки на здоровый образ жизни, исключающей употребление алкоголя, наркотиков, курение, нанесение иного вреда здоровью и направленный на физическое самосовершенствование на основе подвижного образа жизни, занятий физической культурой и спортом; навыков безопасного и здорового образа жизни, в первую очередь, санитарно-гигиенических,

связанных с правильным питанием; необходимости самозащиты от информации, причиняющей вред здоровью и психическому развитию, в том числе, в Интернет-среде (физическое воспитание и формирование культуры здоровья);

4) стремление к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования с учетом многообразия мира профессий, профессиональных предпочтений и  участия в профориентационной деятельности; сформированность уважения к людям труда и их трудовым достижениям, к результатам труда других людей, в том числе,  бережного отношения к личному и школьному имуществу,  уважительного отношения к труду на основе опыта заинтересованного участия в социально значимом труде (трудового воспитание);

5) сформированность основ экологической культуры, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях; формирование нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии (экологическое воспитание). 

Метапредметными  результатами освоения курса «Биология» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

1) познавательными универсальными учебными действиями:  переводить практическую задачу в учебную;

  • умение формулировать учебно-познавательную задачу, обосновывать ее своими интересами, мотивами, учебными потребностями, поставленными проблемами;
  • способность выбирать способ решения задачи из изученных, оценивать  целесообразность и эффективность выбранного алгоритма;
  • умение самостоятельно составлять алгоритм (или его часть) для решения учебной задачи, учитывать время, необходимое для этого;
  • умение выбирать методы познания окружающего мира (наблюдение, исследование,
  • опыт, проектная деятельность и пр.) в соответствии с поставленной учебной задачей;
  • умение проводить по самостоятельно составленному плану опыт, эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
  • умение формулировать обобщения и выводы по результатам
  • проведенного наблюдения, опыта, исследования, презентовать полученные результаты;
  • умение использовать уместно базовые межпредметные понятия и термины, отражающие связи и отношения между объектами, явлениями, процессами окружающего мира;
  • умение осуществлять логические операции по установлению родовидовых отношений, ограничению понятия, группировке понятий по объему и содержанию;
  • умение выделять и структурировать признаки объектов (явлений) по заданным существенным основаниям;
  • умение осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;
  • умение распознавать ложные и истинные утверждения;
  • умение устанавливать существенный признак классификации, основания для сравнения; критерии проводимого анализа, формулировать выводы по их результатам;
  • умение приводить аргументы, подтверждающие собственное обобщение, вывод с учетом существующих точек зрения;
  • умение использовать знаково-символические средства для представления информации и создания несложных моделей изучаемых объектов;
  • умение преобразовывать предложенные модели в текстовый вариант представления информации, а также предложенную текстовую информацию в модели (таблица,  диаграмма, схема и др.) в соответствии с поставленной учебной задачей;
  • умение строить план, схему, алгоритм действия, исправлять (восстанавливать, дополнять) предложенный алгоритм на основе имеющихся знаний об изучаемом объекте;
  • умение делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии;
  • умение осуществлять анализ требуемого содержания, различать его фактическую и оценочную составляющую, представленного в письменном источнике, диалоге, дискуссии.

2) овладение навыками работы с информацией:

  • умение работать с информацией (выбор, анализ, ранжирование, систематизация и интерпретация информации различного вида, оценка ее соответствия цели  формационного поиска);
  • находить требуемый источник с помощью электронного каталога и поисковых система Интернета; сопоставлять информацию, полученную из разных источников;
  • характеризовать/оценивать источник в соответствии с задачей информационного поиска; самостоятельно формулировать основания для извлечения информации из источника (текстового, иллюстративного, графического), учитывая характер полученного задания;
  • овладение навыками работы с двумя и более источниками (в том числе разных видов), содержащими прямую и косвенную информацию;
  • умение распознавать достоверную и недостоверную информацию; реализовывать предложенный учителем способ проверки достоверности информации;
  • умение определять несложную противоречивую информацию, самостоятельно находить способы ее проверки;
  • умение подбирать иллюстративную, графическую и текстовую информацию в соответствии с поставленной учебной задачей;
  • соблюдение правил информационной безопасности в ситуациях повседневной жизни и при работе в сети Интернет;
  • участие в коллективном сборе информации (опрос, анкетирование), группировать полученную информацию в соответствии с предложенными критериями.

3) овладение регулятивными действиями:

  • умение самостоятельно планировать деятельность (намечать цель, создавать алгоритм, отбирая целесообразные способы решения учебной задачи);
  • умение оценивать средства (ресурсы), необходимые для решения учебно- познавательных задач;
  • умение осуществлять контроль результата (продукта) и процесса деятельности (степень освоения способа действия) по заданным и/или самостоятельно определенным критериям;
  • умение вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, измененных ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
  • умение предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении данной учебной задачи; объяснять причины успеха (неудач) в деятельности;
  • овладение умениями осуществлять совместную деятельность (договариваться, распределять обязанности, подчиняться, лидировать, контролировать свою работу) в соответствии с правилами речевого этикета;
  • умение оценивать полученный совместный результат, свой вклад в общее дело, характер деловых отношений, проявлять уважение к партнерам по совместной работе, самостоятельно разрешать конфликты;
  • умение осуществлять взаимоконтроль и коррекцию процесса совместной деятельности;
  • умение устранять в рамках общения разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием \ неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога;

4) овладение коммуникативными и универсальными учебными действиями:

  • владение смысловым чтением текстов разного вида, жанра, стиля с целью решения различных учебных задач, для удовлетворения познавательных запросов и интересов: определять тему, назначение текста, резюмировать главную идею, мысль текста, цель его создания; различать основную и дополнительную информацию, устанавливать логические связи и отношения, представленные в тексте; выявлять детали, важные для раскрытия основной мысли, идеи, содержания текста;
  • владение умениями участия в учебном диалоге  — следить за  соблюдением процедуры обсуждения, задавать вопросы на уточнение и понимание идей друг друга; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога;
  • умение определять жанр выступления и в соответствии с ним отбирать содержание коммуникации; учитывать особенности аудитории;
  • соблюдение нормы публичной речи и регламент; адекватно теме и ситуации общения использовать средства речевой выразительности для выделения смысловых блоков своего выступления, а также поддержания его эмоционального характераумение формулировать собственные суждения (монологические высказывания) в форме устного и письменного текста, целесообразно выбирая его жанр и структуру в соответствии с поставленной целью коммуникации и адресатом.

Предметными  результатами освоения курса «Биология» является:

В результате изучения курса биологии в основной школе:

Выпускник  научится:

  • пользоваться научными методами для распознания биологических проблем; давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, их роли в жизни организмов и человека; проводить наблюдения за живыми объектами, собственным организмом; описывать биологические объекты, процессы и явления; ставить несложные биологические эксперименты и интерпретировать их результаты.
  • выпускник овладеет системой биологических знаний – понятиями, закономерностями, законами, теориями, имеющими важное общеобразовательное и познавательное значение; сведениями по истории становления биологии как науки.
  • выпускник освоит общие приемы: оказания первой помощи; рациональной организации труда и отдыха; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием       собственного организма; правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.
  • выпускник приобретет навыки использования научно-популярной литературы по биологии, справочных материалов (на бумажных и электронных носителях), ресурсов Интернета при выполнении учебных задач.

Выпускник получит возможность научиться:

  • осознанно использовать знания основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни в быту;
  • выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

  • ориентироваться в системе познавательных ценностей – воспринимать информацию биологического содержания в научно-популярной литературе, средствах массовой информации и Интернет-ресурсах, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;
  • создавать собственные письменные и устные сообщения о биологических явлениях и процессах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.

Живые организмы

Выпускник научится:

  • выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, животных, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов;
  • аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений, животных, грибов и бактерий;
  • аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных, грибов и бактерий;
  • осуществлять классификацию биологических объектов (растений, животных, бактерий, грибов) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;
  • раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных  организмов в жизни человека;
  • объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений и животных на примерах сопоставления биологических объектов;
  • выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания;
  • различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;
  • сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
  • устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;

ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты; использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы

  • знать и аргументировать основные правила поведения в природе;
  • анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
  • описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
  • знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.

Выпускник получит возможность научиться:

  • находить информацию о растениях, животных грибах и бактериях в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
  • основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее;

  • использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; размножения и выращивания культурных растений, уходом за домашними животными;
  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой
  • природы);
  • осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;
  • создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, животных, растениях и грибах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
  • работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, животных, грибов и бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы. Человек и его здоровье

Выпускник научится:

  • выделять существенные признаки биологических объектов (животных клеток и тканей, органов и систем органов человека) и процессов жизнедеятельности, характерных для организма человека;
  • аргументировать, приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды, родства человека с животными;
  • аргументировать, приводить доказательства отличий человека от животных;
  • аргументировать, приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, травматизма, стрессов, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
  • объяснять эволюцию вида Человек разумный на примерах сопоставления биологических объектов и других материальных артефактов;
  • выявлять примеры и пояснять проявление наследственных заболеваний у человека, сущность процессов наследственности и изменчивости, присущей человеку;
  • различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты (клетки, ткани органы, системы органов) или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;
  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы, системы органов), процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, выделение и др.);
  • делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
  • устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;
  • использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; проводить исследования с организмом человека и объяснять их результаты;
  • знать и аргументировать основные принципы здорового образа жизни, рациональной организации труда и отдыха;

  • анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье человека;
  • описывать и использовать приемы оказания первой помощи;
  • знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.

Выпускник получит возможность научиться:

  • объяснять необходимость применения тех или иных приемов при оказании первой доврачебной помощи при отравлениях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего, кровотечениях;
  • находить информацию о строении и жизнедеятельности человека в научно- популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет-ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;
  • находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах информацию об организме человека, оформлять ее в виде устных сообщений и докладов;
  • анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия  влияния факторов риска на здоровье человека;
  • создавать собственные письменные и устные сообщения об организме человека и его жизнедеятельности на основе нескольких источников информации,  сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории  сверстников;
  • работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с особенностями строения и жизнедеятельности организма человека, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.

2.Содержание учебного предмета

Раздел «Живые организмы» 5-8 классы

5 класс

Тема 1.  Введение в биологию

   Понятие о жизни. Сходство и различие живого и неживого. Свойства живых тел природы. Роль живого в природе. Живая и неживая природа — единое целое.

  Биология  — система наук о живой природе. Объекты, процессы и явления живой природы. Основные разделы и задачи биологии.

 Язык биологии: термины, понятия, символы. Источники  идеологических знаний: наблюдение, опыт и теория. Источники биологической информации: энциклопедии, словари, справочники, определители, карты, фото- и видеоизображения, компьютерные базы данных, Интернет и др.

  Кабинет биологии. Лабораторное оборудование кабинета биологии. Правила поведения и работы в кабинете биологии.

  Биология и другие естественные науки. Биология и ненаучное познание (религиозное, мифологическое, художественное). Значение биологических знаний для современного человека.

  Научный метод изучения живой природы. Наблюдение в биологии. Живые и фиксированные объекты. Биологический  рисунок.

   Использование увеличительных приборов для наблюдения. Лупа. Световой и цифровой микроскопы. Описание в биологии. Научное и художественное описание живых объектов. Использование таблиц, диаграмм для описания объектов, процессов и явлений живой природы. Классификация объектов, процессов и явлений живой природы как прием научного познания. Принцип родства и его использование в биологических исследованиях. Измерение в биологии. Выбор единиц измерения. Длина, площадь, объем, масса, время. Измерение размеров биологических объектов. Эксперимент в биологии. Природный и лабораторный эксперименты. Этапы биологического эксперимента. Объяснение результатов эксперимента.  

Лабораторные работы

Измерение объектов.

Экскурсия

Многообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений и животных.

Тема 2. Строение и многообразие живых организмов

Понятие об организме. Основные части организма: клетки, ткани, органы, системы органов. Взаимосвязь частей организма. Организм  — единое целое. Разнообразие организмов. Особенности строения организмов растений, животных, грибов

и человека. Бактерии. Понятие о клетке как наименьшей единице живой природы. Доядерные и ядерные организмы. Процессы жизнедеятельности организмов:

питание, дыхание, транспорт веществ, выделение, раздражимость, регуляция,

размножение, рост, развитие.

  Классификация организмов. Основные царства живой природы.

Лабораторные работы

Устройство лупы и рассматривание с ее помощью клеточного строения растения.

Устройство микроскопа и приемы работы с ним.

Рассматривание готовых препаратов клеток растений, животных и грибов.

Рассматривание одноклеточных грибов дрожжей и мукора*.

Тема 3. Организм и среда

  Понятие о среде обитания. Водная, наземно-воздушная, почвенная и организменная среды обитания и их характеристика. Условия жизни организмов: свет, тепло, воздух, вода, минеральный состав почвы, пища. Значение условий жизни для организмов. Приспособленность организмов к среде обитания. Сезонные изменения в жизни организмов.

 Понятие о природном сообществе. Состав и структура сообщества. Взаимосвязи организмов в природном сообществе. Приспособление организмов к совместному существованию в  природном сообществе. Разнообразие сообществ: природные и искусственные. Сообщества, созданные и поддерживаемые человеком. Значение природных и искусственных сообществ.

 Природные зоны Земли. Флора и фауна природных зон. Ландшафты природные и культурные.

 Человек — часть природы. Хозяйственная деятельность человека в природе: растениеводство, животноводство, охота, рыболовство, лесозаготовки, градостроение и  др. Охрана живой природы. Особо охраняемые природные территории. Роль учащихся в охране природы своей страны и края.

 Жизнь и ее многообразие  — общечеловеческая ценность. Планета Земля — наш дом.

Экскурсия.

Роль учащихся в охране природы.

6 класс

Тема 1. Растение – живой организм

  Ботаника — наука о растениях. Разделы ботаники. Связь ботаники с  сельскохозяйственными науками. Ботаника и техника — бионика.

 Признаки растений. Уровни организации растительного организма: одноклеточные, колониальные и многоклеточные. Высшие и низшие растения. Споровые и семенные растения.

 Растительная клетка. Части растительной клетки и их функции. Жизнедеятельность растительной клетки. Рост растительной клетки.

 Растительные ткани. Основные типы растительных тканей. Особенности строения и функции растительных тканей.

 Органы и системы органов растений.

Лабораторные работы

Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешую лука под микроскопом.

Пластиды в клетках листа элодеи.

Наблюдения движения цитоплазмы.

Тема 2.Строение покрытосеменных растений

 Строение семян. Корневая и побеговая системы.  Питание растения. Питание почвенное (минеральное) и воздушное.

 Корень  — орган почвенного (минерального) питания. Особенности внешнего и внутреннего строения корня. Поглощение корнем воды и минеральных солей. Плодородие почвы. Удобрения.

 Лист  — орган воздушного питания. Особенности внешнего и внутреннего строения листа. Фотосинтез. Глюкоза как источник энергии для растений. Листорасположение и листовая мозаика. Влияние окружающих условий на интенсивность фотосинтеза и урожай растений. Значение фотосинтеза в природе и для человека.

Лабораторные работы

Строение семян двудольных растений.

Строение семян однодольных растений.

Стержневая и мочковатая корневые системы.

Корневой чехлик и корневые волоски.

Строение почек. Расположение почек на стебле.

Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение.

Строение кожицы листа. Клеточное строение листа.

Внутреннее строение ветки дерева.

Строение клубня. Строение луковицы.

Строение цветка.

Соцветия.

Классификация плодов

Тема 3.  Жизнь покрытосеменных растений

 Транспорт веществ в растении. Неорганические и органические вещества растения. Вода, минеральные соли, белки, углеводы, жиры, витамины. Роль стебля в передвижении веществ в растении. Особенности строения стебля растения в связи с его функцией. Восходящий ток минеральных веществ и воды. Испарение (транспирация) воды листьями, зависимость интенсивности испарения от условий среды. Транспорт органических

веществ по растению. Запасы органических веществ. Видоизмененные запасающие органы растений: корнеплоды, корневые шишки, корневище, клубень, луковица.

 Дыхание растения. Значение дыхания в жизни растений. Газообмен при дыхании. Дыхание корня и побега. Лист — основной орган дыхания. Связь дыхания и фотосинтеза.

 Рост и движение растений. Неограниченный рост растений. Точки роста растения. Конус нарастания побега и корня. Развитие побега из почки. Верхушечный и вставочный рост. Ветвление побегов. Рост стебля и корня в толщину. Применение знаний о росте растений в сельском хозяйстве.

 Размножение растения. Вегетативное размножение цветковых растений. Естественное и искусственное вегетативное размножение и их хозяйственное значение. Семенное размножение. Цветок. Соцветия. Опыление. Оплодотворение. Образование плодов и семян. Разнообразие плодов. Строение семян двудольных и однодольных растений. Условия прорастания семян.

 Развитие растения. Жизненный цикл цветкового растения. Влияние факторов внешней среды на развитие цветковых растений. Жизненные формы цветковых растений: деревья, кустарники, кустарнички, травы.

Лабораторные работы

Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю.

Определение всхожести семян растений и их посев (задание для любознательных).

Практическая работа

Вегетативное размножение комнатных растений.

Экскурсия

Зимние явления в жизни растений.

7 класс

Тема 1. Царства Растения

    Классификация растений. Вид как основная систематическая категория. Современная система растительного мира.

     Водоросли как низшие растения. Одноклеточные, колониальные и многоклеточные водоросли. Строение и размножение зеленых водорослей. Значение водорослей в природе и жизни человека.

    Отдел Моховидные. Общая характеристика. Строение и размножение мхов. Роль мхов в заболачивании почв и торфообразовании.

    Отделы Плауновидные, Хвощевидные и Папоротниковидные. Общая характеристика. Строение и размножение папоротника. Роль древних папоротникообразных в образовании каменного угля.

   Отдел Голосеменные. Общая характеристика. Хвойные растения. Строение и

размножение хвойных (на примере сосны или ели). Значение хвойных растений в природе и жизни человека. Хвойные леса тайги.

   Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения. Общая характеристика.

 Представления об эволюционном развитии растительного мира. Палеонтологические остатки растений. Первые растения. Жизнь в воде. Одноклеточные растения. Колониальные растения. Происхождение многоклеточных растений. Выход растений на сушу. Появление и развитие проводящих и механических тканей. Появление и развитие корней, побегов, органов размножения. Развитие цветка. Эволюция наземных растений основных систематических групп. Вымершие группы растений. Древние папоротникообразные и голосеменные. Живые ископаемые среди современных растений. Группы растений, достигшие эволюционного расцвета.

Лабораторные работы

Строение зеленых одноклеточных водорослей.

Строение мха.

Строение спороносящего хвоща.

Строение спороносящего папоротника.

Строение хвои и шишек хвойных.

Тема 2. Классификация покрытосеменных растений

  Классификация покрытосеменных растений. Отличительные признаки классов Двудольные и Однодольные.

Лабораторная работа

Строение пшеницы (ржи, ячменя).

Тема 3. Растения в природных сообществах 

    Растения и среда обитания. Свет, температура, влажность, почва как факторы среды и их воздействие на растения. Основные экологические группы растений. Приспособленность растений различных экологических групп к условиям среды обитания.

 Популяция растений. Взаимоотношения растений внутри популяций. Самоизреживание.

 Растительное сообщество. Лес. Луг. Болото. Условия существования растительного

сообщества. Сезонные изменения в жизни растительного сообщества.

 Растительность (растительный покров).   Растительность природных зон Земли. Понятие о флоре природных зон Земли.

 Воздействие человека на растения. Растения сельскохозяйственных угодий.        Происхождение культурных растений. Селекция растений. Культурные растения. Понятие о сорте. Важнейшие сельскохозяйственные культуры. Хлебные злаки. Другие продовольственные (овощные, плодово-ягодные, масличные), пряные, технические, лекарственные культуры и кормовые культуры.

 Сорные растения сельскохозяйственных угодий. Деятельность человека в сельскохозяйственных угодьях (применение удобрений и ядохимикатов, сельскохозяйственной техники, мелиорации и др.) и ее влияние на растения.

 Растения города. Значение растений для городской среды.Растения, пригодные для озеленения городов. Взаимоотношения растений и человека в городе. Комнатные растения. Охрана редких и исчезающих видов растений. Охраняемые виды растений.

Лабораторные  работы

 Особенности строения растений разных экологических групп.

Экскурсия

Природное сообщество и влияние на него деятельности человека.

Тема 4. Царство Бактерии

 Бактерии  — доядерные организмы. Общая характеристика бактерий. Бактериальная клетка. Размножение бактерий.

 Распространение бактерий. Значение бактерий в природных сообществах. Болезнетворные бактерии. Меры борьбы с болезнетворными бактериями, принципы гигиены. Бактерии на службе человека: в медицине, пищевой промышленности, переработке мусора, очистке сточных вод и др.

 Тема 5. Царство Грибы

Общая характеристика грибов.

 Шляпочные грибы. Съедобные, условно-съедобные и ядовитые шляпочные грибы. Значение шляпочных грибов в природных сообществах. Продовольственное значение шляпочных грибов. Промышленное выращивание шляпочных грибов.

  Плесневые грибы. Мукор и пеницилл. Значение пеницилла для медицины. Дрожжевые грибы. Значение дрожжевых грибов для хлебопечения, виноделия и производства кормов и для науки. Паразитические грибы. Значение паразитических грибов

для растениеводства и животноводства. Борьба с паразитическими грибами.

  Лишайники — комплексные организмы. Строение, питание, размножение лишайников. Значение лишайников в почвообразовании и питании животных.

Лабораторные работы

Строение плодовых тел шляпочных грибов. 

Строение дрожжей.

8 класс

Тема 1. Введение

 Зоология  — наука о животных. Разделы зоологии. Зоология и техника — бионика.

 Отличительные признаки животных. Особенности животной клетки. Уровни организации животного организма. Животные одноклеточные, колониальные и многоклеточные. 

 Ткани животных, их основные типы. Отличительные признаки тканей животных.

 Органы и системы органов животных. Отличие строения органов и систем органов животных от растений.

 Форма, симметрия, размеры и окраска тела животных.

 Опора и движение животных. Бесскелетные животные и их передвижение. Скелетные системы животных. Животные с наружным скелетом. Особенности наружного скелета и мышечной системы. Животные с внутренним скелетом. Особенности внутреннего скелета и мышечной системы. Способы передвижения животных.

 Питание и пищеварение у животных. Значение питания.

Питательные вещества. Особенности питания животных. Способы захвата пищи. Кишечная полость. Пищеварительный тракт. Пищеварительные железы. Всасывание питательных веществ.

 Дыхание животных. Значение дыхания. Кожное и жаберное дыхание животных водной среды обитания. Воздушное дыхание животных. Кожное, трахейное, легочное дыхание.

 Транспорт веществ у животных. Значение транспорта веществ. Передвижение веществ у одноклеточных. Транспортные системы. Кровеносная система: незамкнутая, замкнутая. Сердце и кровеносные сосуды. Круги кровообращения.

 Выделение у животных. Значение выделения. Выделение у одноклеточных, водных и почвенных беспозвоночных. Выделение у наземных животных. Мальпигиевые сосуды. Почки.

        Покровы тела и защита у животных. Типы покровов животных. Кожа и ее производные. Роль кожи в теплоотдаче. Приспособления животных к жизни в условиях неблагоприятных температур. Средства пассивной и активной защиты у животных.

 Координация и регуляция у животных. Раздражимость. Таксисы. Рефлексы. Нервная система: сетчатая, стволовая, узловая, трубчатая. Головной мозг. Органы чувств. Зрение, обоняние, слух. Эндокринные железы.

 Поведение животных. Инстинкты. Пищевое, оборонительное, половое, ориентировочное и территориальное поведение.

Общественная организация у животных. Стайное и стадное поведение. Условные рефлексы. Поведение, связанное с научением.

 Размножение и развитие животных. Бесполое размножение. Прямое деление. Почкование. Фрагментация. Половое размножение. Обоеполые и раздельнополые животные. Половые органы и половые клетки. Оплодотворение наружное и внутреннее. Зародышевое развитие. Развитие после рождения: прямое, непрямое.

 Вид как основная систематическая категория. Классификация животных.

Лабораторные работы

Изучение многообразия тканей животного*.

Экскурсии

Многообразие животных

Тема 2. Одноклеточные животные

 Простейшие. Общая характеристика. Значение простейших как образователей осадочных пород и возбудителей заболеваний.

Лабораторные работы

Изучение строения и передвижения одноклеточных животных. Наблюдение за

питанием инфузории-туфельки*.

Рассматривание раковин простейших в меле и известняке

Тема 3 Просто устроенные беспозвоночные

Многоклеточные животные.

 Тип Кишечнополостные. Общая характеристика. Кишечнополостные — многоклеточные двуслойные животные. Значение коралловых полипов в рифообразовании.

 Типы Плоские, Круглые черви. Общая характеристика. Черви  — ногоклеточные трехслойные животные.Значение червей как почвообразователей, паразитов растений,

животных и человека.

Тема 4. Целомические беспозвоночные

 Тип Кольчатые черви .

 Тип Членистоногие. Общая характеристика. Членистоногие  — самые высокоорганизованные беспозвоночные. Ракообразные, паукообразные, насекомые. Значение членистоногих

в природе.

 Тип Моллюски. Общая характеристика. Моллюски  — мягкотелые животные. Значение моллюсков в природе.

Лабораторные работы

Изучение внешнего строения дождевого червя, наблюдение за его передвижением и реакциями на раздражение.

Особенности строения раковин моллюсков.

Особенности строения ракообразных на примере креветки.

Внешнее строение насекомых.

Типов развития насекомых*.

Экскурсии

Разнообразие и роль членистоногих в природе родного края

Тема 5. Первичноводные позвоночные

 Тип Хордовые. Общая характеристика. Бесчерепные и позвоночные.

 Надкласс Рыбы — первичноводные позвоночные животные. Общая характеристика. Приспособленность рыб к разным условиям обитания и образу жизни. Значение рыб в природе.

 Класс Земноводные. Общая характеристика. Земноводные — четвероногие первичноводные животные. Приспособление земноводных к жизни в воде и на суше. Значение земноводных

в природе.

Лабораторные работы

Внешнее строение и передвижение рыб.

Тема 6. Первичноназемные  позвоночные

 Класс Пресмыкающиеся. Общая характеристика. Пресмыкающиеся — первичноназемные позвоночные животные. Приспособленность к жизни на суше. Значение пресмыкающихся

в природе.

 Класс Птицы. Общая характеристика. Птицы — теплокровные позвоночные животные. Приспособления птиц к полету. Экологические группы птиц. Значение птиц в природе.

 Класс Млекопитающие. Общая характеристика. Млекопитающие — самые высокоорганизованные теплокровные позвоночные животные. Экологические группы млекопитающих. Значение млекопитающих в природе.

Лабораторные работы

Изучение внешнего строения и перьевого покрова птиц.

Особенности строения яйца птиц.

Изучение внешнего строения, скелета и зубной системы млекопитающих

Экскурсии

Разнообразие птиц и млекопитающих местности проживания (экскурсия в природу, зоопарк или музей)

Тема 7. Эволюция животного мира

Опора и движение животных. Бесскелетные животные и их передвижение. Скелетные системы животных. Животные с наружным скелетом. Особенности наружного скелета и мышечной системы. Животные с внутренним скелетом. Особенности внутреннего скелета и мышечной системы. Способы передвижения животных.

 Питание и пищеварение у животных. Значение питания.

Питательные вещества. Особенности питания животных. Способы захвата пищи. Кишечная полость. Пищеварительный тракт. Пищеварительные железы. Всасывание питательных веществ.

 Дыхание животных. Значение дыхания. Кожное и жаберное дыхание животных водной среды обитания. Воздушное дыхание животных. Кожное, трахейное, легочное дыхание.

 Транспорт веществ у животных. Значение транспорта веществ. Передвижение веществ у одноклеточных. Транспортные системы. Кровеносная система: незамкнутая, замкнутая. Сердце и кровеносные сосуды. Круги кровообращения.

 Выделение у животных. Значение выделения. Выделение у одноклеточных, водных и почвенных беспозвоночных. Выделение у наземных животных. Мальпигиевые сосуды. Почки.        Покровы тела и защита у животных. Типы покровов животных. Кожа и ее производные. Роль кожи в теплоотдаче. Приспособления животных к жизни в условиях неблагоприятных температур. Средства пассивной и активной защиты у животных.

 Координация и регуляция у животных. Раздражимость. Таксисы. Рефлексы. Нервная система: сетчатая, стволовая, узловая, трубчатая. Головной мозг. Органы чувств. Зрение, обоняние, слух. Эндокринные железы.

 Поведение животных. Инстинкты. Пищевое, оборонительное, половое, ориентировочное и территориальное поведение.

Общественная организация у животных. Стайное и стадное поведение. Условные рефлексы. Поведение, связанное с научением.

 Размножение и развитие животных. Бесполое размножение. Прямое деление. Почкование. Фрагментация. Половое размножение. Обоеполые и раздельнополые животные. Половые органы и половые клетки. Оплодотворение наружное и внутреннее. Зародышевое развитие. Развитие после рождения: прямое, непрямое.

 Представления об историческом развитии животного мира.

 Основные этапы эволюции беспозвоночных животных. Одноклеточные животные. Колониальность. Происхождение многоклеточных животных. От низших многоклеточных к высшим многоклеточным животным. Двуслойные и трехслойные животные.

 Основные этапы эволюции позвоночных. Черты сходства и  различия позвоночных и беспозвоночных. Первичноводные и  полуводно-полуназемные хордовые. Первичноназемные хордовые животные. Вторичноводные хордовые.

 Вымершие животные. Древние пресмыкающиеся  — динозавры. Примитивные яйцекладущие млекопитающие. Живые ископаемые. Группы животных, достигших эволюционного расцвета.

Тема 8. Значение животных в природе и жизни человека

 Животные и среда обитания. Приспособленность животных к условиям среды обитания. Жизненные формы. Животные — обитатели воды. Животные  — обитатели суши. Животные 

— обитатели почвы. Животные — паразиты.

 Популяция животных. Одиночный и семейный образ жизни. Колонии, стаи и стада.

 Взаимоотношения между популяциями разных видов животных. Взаимоотношения животных с растениями и другими организмами природного сообщества. Цепи и сети питания. Экосистема.

 Животный мир Земли. Основные закономерности распределения животных на планете. Понятие о фауне природных зон Земли.

 Воздействие человека на животных. Промысловые животные. Рыболовство. Охота. Охрана промысловых зверей, птиц, рыбных богатств. Рыборазведение. Домашние животные. Одомашнивание. Понятие о породе. Животноводство. Птицеводство. Рыбоводство. Пчеловодство. Шелководство.

Животные сельскохозяйственных угодий. Насекомые  — опылители растений. Насекомые — вредители культурных растений. Хищные птицы  — регуляторы численности насекомых и  грызунов. Насекомые  — паразиты вредителей культурных растений.

 Животные города. Состав и особенности городской фауны. Привлечение и охрана животных города. Значение городской фауны.

 Охрана редких и исчезающих видов животных. Охраняемые виды животных Красной книги РФ. Закон «О животном мире». 

Раздел «Человек и его здоровье»

9 класс

Тема1. Введение. Науки, изучающие организм человека

  Биологическое, психическое и социальное в человеке. Науки о человеке. Методы изучения человека. Значение знаний о человеке для самопознания и сохранения здоровья.

Тема 2. Происхождение человека

 Представления о происхождении человека. Место человека в системе органического мира. Черты сходства и различия человека и животных. Антропогенез. Общая характеристика стадий антропогенеза. Формирование морфологических особенностей человека. Телосложение человека. Пропорции тела человека. Трудовая деятельность и речевое общение

 как социальные признаки человека. Человеческие расы и их происхождение.

Адаптивные типы людей.

Тема 3. Строение организма

 Химический состав клетки. Строение и биологические функции неорганических и органических веществ клетки. Строение клетки и ее основных частей. Органоиды клетки и их функции. Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Клеточное дыхание. Гены и хромосомы. Деление клетки — основа размножения, роста и развития организма. Стволовые клетки. Соматические и половые клетки.

 Эпителиальная, соединительная, мышечная, нервная ткани. Строение, функции и происхождение тканей. Развитие из клеток тканей, органов и систем органов организма человека.

Лабораторные работы

Изучение клеток под оптическим микроскопом*.

Выявление особенностей строения клеток разных тканей*

Практические работы

Мигательный рефлекс и условия его проявления и торможения*.

Тема 4. Нервная система

 Нервная регуляция функций и ее особенности. Нервная система, ее строение. Нейроны. Рефлекторный характер деятельности нервной системы. Рефлекторная дуга.

 Центральная нервная система. Спинной мозг, строение и функции. Рефлексы спинного мозга. Головной мозг. Строение и функции отделов головного мозга. Рефлексы головного мозга.

Функциональная асимметрия головного мозга.

 Периферическая нервная система. Соматическая и вегетативная (автономная) нервная системы. Симпатический и парасимпатический отделы вегетативной нервной системы и их влияние на работу внутренних органов. Нервная система как единое целое. 

Лабораторные работы

Пальценосовая проба и особенности движения, связанные с функцией мозжечка.

Изучение строения головного мозга.

Штриховое раздражение кожи — тест, определяющий изменение тонуса симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы при раздражении*.

Тема 5.  Анализаторы. Органы чувств

 Глаз и зрение. Зрительное восприятие. Оптическая система глаза. Сетчатка — рецепторная часть глаза. Зрительные рецепторы. Нарушения зрения: близорукость, дальнозоркость, цветовая слепота. Гигиена зрения.

Ухо и слух. Звуковое восприятие. Строение и функции органа слуха: наружное, среднее и внутреннее ухо. Гигиена слуха.

 Кожное чувство. Рецепторы кожи. Гигиена кожи.

 Органы равновесия, обоняния, вкуса.

Лабораторные работы

Изучение строения и работы органа зрения*.

Иллюзия, связанная с бинокулярным зрением.

Определение остроты слуха*

Тема 6. Эндокринная система

 Гуморальная регуляция функций. Железы и их классификация. Эндокринная система. Гормоны, их роль в регуляции физиологических функций. Гипофиз. Щитовидная железа. Поджелудочная железа. Надпочечники. Гонады. Нарушения деятельности эндокринных желез и их предупреждение. 

Тема 7. Опорно-двигательный аппарат

 Скелет человека, его строение и функции. Состав, свойства, строение и соединение костей. Развитие и рост костей. Особенности скелета человека, связанные с прямохождением.

 Мышечная система. Строение и функции мышц. Динамическая и статическая работа. Управление произвольными движениями. Утомление мышц. Закон среднего ритма и средних нагрузок.

 Гигиена опорно-двигательной системы. Двигательная активность  — фактор здоровья. Значение физических упражнений для формирования скелета и развития мышц. Признаки правильной осанки. Предупреждение плоскостопия и искривления позвоночника.

 Доврачебная помощь при повреждениях скелета и мышц.

Лабораторные работы

Микроскопическое строение кости.

Выявление особенностей строения позвонков*.

Мышцы человеческого тела.

Утомление при статической работе

Практические работы

Выявление нарушения осанки и наличия плоскостопия

Тема 8. Внутренняя среда организма

Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Гомеостаз и его значение.

 Состав и функции крови. Форменные элементы крови, их строение и функции. Плазма крови.

Свертывание крови. Группы крови. Переливание крови. Донорство. Анализ крови и его

значение для диагностики состояния организма. Заболевания крови (анемия, гемофилия).

 Иммунитет. Органы иммунной системы. Виды иммунитета. Инфекционные заболевания. Иммунный ответ организма (гуморальный и клеточный). Факторы, влияющие на иммунитет.

Предупредительные прививки. Лечебные сыворотки. Дефекты иммунной системы (аллергия, иммунодефициты, онкологические заболевания).

Лабораторные работы

Сравнение микроскопического строения крови человека и лягушки

Тема 9. Кровеносная и лимфатическая системы

 Сердечно-сосудистая система. Сердце и кровеносные сосуды (артерии, вены, капилляры). Строение и работа сердца. Сердечный цикл. Регуляция работы сердца. Пульс. Причины движения крови по сосудам. Скорость кровотока в сосудах. Давление крови в сосудах.

 Гигиена сердечно-сосудистой системы. Профилактика заболеваний сердца и сосудов. Влияние гиподинамии на работу сердечно-сосудистой системы. Кровотечения. Доврачебная помощь при кровотечениях.

 Лимфатическая система и лимфоотток.

Лабораторные работы

Изучение особенностей кровообращения.

Измерение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа.

Опыт, доказывающий, что пульс связан с колебаниями стенок артерий, а не с толчками,

возникающими при движении крови

Практические работы

Измерение артериального давления*.

Подсчет пульса в разных условиях. Реакция сердечно — сосудистой системы

на дозированную нагрузку. 

Тема 10. Дыхание

 Система органов дыхания и ее роль в обмене веществ. Строение и функции органов воздухоносного пути и легких. Дыхательные движения. Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Жизненная емкость легких. Транспорт газов. Газообмен в легких и тканях.

 Гигиена дыхания. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. Тренировка дыхательных мышц.

 Заболевания органов дыхания и их профилактика. Вред табакокурения, употребления наркотических и психотропных веществ.

 Доврачебная помощь при поражении органов дыхания.

Практические работы

Измерение артериального давления*.

Подсчет пульса в разных условиях. Реакция сердечно — сосудистой системы

на дозированную нагрузку. 

Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха.

Функциональные пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе*.

Измерение жизненной емкости легких. Дыхательные движения*.

Тема 11. Пищеварение

 Питание и его роль в росте и развитии организма человека. Пищевое и питьевое поведение. Пищевой центр и его функции. Чувство голода. Аппетит. Жажда.

 Пищевые продукты. Питательные вещества и их значение.

 Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный тракт и пищеварительные железы. Роль ферментов в пищеварении.

 Пищеварение в ротовой полости. Зубы и уход за ними. Значение зубов и языка в

механической обработке пищи. Слюнные железы. Глотание. Регуляция пищеварения в ротовой полости. Пищеварение в желудке. Желудочный сок. Регуляция желудочной секреции.

Пищеварение в тонкой кишке. Роль печени и поджелудочной железы в пищеварении. Всасывание питательных веществ. Особенности пищеварения в толстом кишечнике. Регуляция пищеварения.

 Гигиена питания. Режим питания. Пищевые рационы. Рациональное питание — фактор укрепления здоровья.

Лабораторные работы

Действие слюны на крахмал.

Тема 12. Обмен веществ и энергии

 Обмен веществ и превращение энергии. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, углеводов, жиров в организме. Водно-солевой обмен.

 Витамины, их роль в организме, содержание в пище. Суточная потребность организма в витаминах. Проявления гиповитаминозов, авитаминозов и меры их предупреждения.

 Образование и расходование энергии в организме. Нормы питания. Диеты. Ожирение.

Лабораторные работы

Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по

результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки.

Тема 13. Покровные органы. Терморегуляция. Выделение

 Терморегуляция организма. Кожа — орган терморегуляции. Строение кожи. Виды терморегуляции: химическая и физическая. Закаливание  — фактор укрепления здоровья. Факторы риска: переохлаждение и перегревание.

 Тепловой и солнечный удар. Ожоги. Доврачебная помощь при тепловом и солнечном ударах, ожогах и обморожениях.

 Органы выделения. Роль органов выделения в обмене веществ. Мочевыделительная система. Почки, их строение и функции. Нефрон. Образование мочи и ее выделение из организма. Регуляция мочевыделения. Анализ мочи и его значение для диагностики состояния организма. Заболевания органов выделения и их профилактика.

Лабораторные работы

Изучение под лупой тыльной и ладонной поверхности кисти*.

Определение типа своей кожи с помощью бумажной салфетки*. 

Тема 14.  Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика

Взаимодействие сенсорных систем. Сенсорные системы и их роль в жизни человека. Виды ощущений. Рецепторы. Порог различения. Адаптация рецепторов. Сенсорные системы. Сенсорные зоны коры больших полушарий. Потребности и мотивы поведения. Теория доминанты А. А. Ухтомского. Роль гормонов в поведении.

 Наследственные программы поведения: инстинкты, безусловные рефлексы и их биологическое значение для человека. Запечатление. Ненаследственные программы поведения: условные рефлексы, динамический стереотип, рассудочная деятельность, озаре-

ние (инсайт) их биологическое и социальное значение.

 Учение И.П. Павлова о двух сигнальных системах.

 Память, речь, мышление, эмоции. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, накопление и передача информации. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей.

 Индивидуальные особенности личности: темперамент, способности, характер. Типы ВНД и темперамента. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека.

 Рациональная организация труда и отдыха. Факторы риска: стрессы и переутомление. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья. Сон и его значение. Виды сна. Сновидения. Гигиена сна.

 Среда обитания человека. Значение окружающей среды как источника веществ, энергии и информации. Факторы среды обитания в городе и сельской местности. Микроклимат жилых

помещений.

 Здоровье человека. Образ жизни человека как фактор здоровья. Культура движений и отдыха. Культура питания. Профессия и образ жизни. Творческая активность. Семейная жизнь

как фактор здорового образа жизни. Факторы риска. Привычки, их влияние на состояние здоровья человека. Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих.

 Человек — часть биосферы. Антропогенные воздействия на биосферу. Техносфера и социосфера. Проблема охраны окружающей среды. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды.

Лабораторные работы

Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и образования нового динамического стереотипа.

Измерение числа колебаний образа усеченной пирамиды в различных условиях.

Тема 15. Индивидуальное развитие организма

Органы размножения: мужская и женская половая системы. Половые железы и половые клетки.

 Наследственность человека и ее биологические основы. Геном человека. Пол и хромосомный механизм его определения. Наследование признаков у человека. Наследственные заболевания, их причины и предупреждение.

 Оплодотворение. Развитие тканей, органов и систем органов. Развитие зародыша, плода. Беременность и роды. Дородовая диагностика.

 Инфекции, передающиеся половым путем. ВИЧ, профилактика СПИДа. Влияние на развитие организма факторов окружающей среды.

 Развитие после рождения. Биологическое старение. Проблемы долголетия.

3. Тематическое планирование

5 класс

 Введение в биологию

№п/п

Тема

Количество часов

1

Введение в биологию

8

2

Строение и многообразие живых организмов

14

3

Организм и среда обитания

12

итого

34

6 класс

 Покрытосеменных растений. Строение и жизнедеятельность.

№ п/п

Тема

Количество часов

1

Растение – живой организм

7

2

Строение покрытосеменных растений

14

3

Жизнь покрытосеменных растений

13

Итого

34

7класс

 Многообразие растений. Бактерии. Грибы.

№п/п

Тема

Количество часов

 1

Многообразие   растений

12

2

Классификация покрытосеменных растений

9

3

Растения в природных сообществах

5

4

Царства Бактерии

2

5

Царства Грибы

6

Итого

34

8 класс

 Животные

№п/п

Тема

Количество часов

1

Введение

3

2

Одноклеточные животные

4

3

Просто устроенные беспозвоночные

8

4

Целомические беспозвоночные

15

5

Первичноводные позвоночные

8

6

Первичноназемные позвоночные

16

7

Эволюция наземного мира

11

8

Значение животных в природе и жизни человека

3

Итого

68

9 класс

Человек

№п/п

Тема

Количество часов

1

Введение. Науки, изучающие организм человека

2

2

Происхождение человека

3

3

Строение организма

4

4

Нервная система

5

5

Анализаторы. Органы чувств

5

6

Эндокринная система

2

7

Опорно-двигательная система

8

8

Внутренняя среда организма

3

9

Кровеносная и лимфатическая системы организма

6

10

Дыхание

5

11

Пищеварение

7

12

Обмен веществ и энергии

3

13

Покровные органы. Терморегуляция. Выделение

5

14

Высшая нервная деятельность Поведение. Психика

6

15

Индивидуальное развитие организма

4

Итого

68


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии для 5 класса по учебнику: В.В.Пасечник. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс.

Рабочая программа по биологии составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государстве...

Рабочая программа по биологии для 7 класса «Животные» авторов В.В.Пасечника, В.В. Латюшина, В.М. Пакуловой

Рабочая программа по биологии для 7 класса «Животные» авторов  В.В.Пасечника, В.В. Латюшина, В.М. Пакуловой. 2часа в неделю...

Рабочая программа по биологии для 7 класса «Животные» авторов В.В. Пасечника, В.В. Латюшина, В.М. Пакуловой

Рабочая программа по биологии для 7 класса «Животные» авторов В.В. Пасечника, В.В. Латюшина, В.М. Пакуловой...

рабочая программа по биологии 10-11 класс 2015-2016 уч.год Пасечник

РАБОЧАЯ    ПРОГРАММА по биологииуровень образования, класс:основное общее образование 10-11 классучитель: Алексеева Татьяна Петровнаколичество часов: всего 170  про...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии для 7 класса «Животные» авторов В.В. пасечника, В.В. Латюшина, В.М. Пакуловой

Программа разработана на основе  примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 7 класса «Животные» авторов В.В. пасечника, ...

Рабочая программа по биологии 5-9 классы (концентрический курс) к УМК В. В. Пасечника "Линия жизни". Составитель: Е. В. Саитов

Рабочая программа по биологии 5-9 классы (концентрический курс) к УМК В. В. Пасечника "Линия жизни". Составитель: Е. В. Саитов...

Рабочая программа по биологии 5-9 классы (линейный курс) к УМК В. В. Пасечника. Составитель: Е. В. Саитов

Рабочая программа по биологии 5-9 классы (линейный курс) к УМК В. В. Пасечника. Составитель: Е. В. Саитов...