Урок по теме: «Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности» 9 класс
план-конспект урока по биологии (9 класс)

Писаренко Наталия Михайловна

 В работе дана подробная информация о роли И. М. Сеченова, И.П. Павлова, А.А. Ухтомского. Данная работа содержит теоретическую часть, наглядный материал, тестовые задания для учеников по закреплению изученной темы. Представленная разработка способствует формированию у обучающихся знаний о понятии высшая нервная деятельность и вкладе отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности, а также выполняет следующие задачи: способствовать формированию у учащихся знаний о жизни и деятельности И. М. Сеченова, И.П. Павлова, а так же его роли в развитии учения о ВНД; способствовать расширению знаний об условных и безусловных рефлексах о формах торможения условных рефлексов; способствовать формированию у учащихся знаний о роли А.А. Ухтомского в учении о ВНД, знаний о понятии доминанта в учении о ВНД; способствовать развитию умения работать с дополнительной литературой; умения концентрировать внимание; строить причинно – следственные связи; развитию логического мышления и умения делать выводы; способствовать формированию научного мировоззрению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_biologii.docx33.59 КБ
Файл rabochiy_list.docx39.65 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме: «Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности» 9 класс

 В работе дана подробная информация о роли И. М. Сеченова, И.П. Павлова, А.А. Ухтомского. Данная работа содержит теоретическую часть, наглядный материал, тестовые задания для учеников по закреплению изученной темы.

Цель урока: способствовать формированию у учащихся знаний о понятии высшая нервная деятельность и вкладе отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности.

 Задачи:

 - способствовать формированию у учащихся знаний о жизни и деятельности И. М. Сеченова, И.П. Павлова, а так же его роли в развитии учения о ВНД; способствовать расширению знаний об условных и безусловных рефлексах о формах торможения условных рефлексов; способствовать формированию у учащихся знаний о роли А.А. Ухтомского в учении о ВНД, знаний о понятии доминанта в учении о ВНД;

 - способствовать развитию умения работать с дополнительной литературой; умения концентрировать внимание; строить причинно – следственные связи; развитию логического мышления и умения делать выводы;

- способствовать формированию научного мировоззрению.

 Тип урока: комбинированный, изучение нового материала.

 Методы: беседа, рассказ, работа с дополнительной литературой.

 Оборудование: проектор, ноутбук.

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний и определение проблемы

ПРОБЛЕМА!!! 

- Человек – венец природы. Как вы думаете, почему в эволюции животного мира человек стоит на самой верхней ступени?

(у него хорошо развит мозг, имеется речь, мышление, разум, сознание, он способен к трудовой деятельности, имеет познавательные процессы)

- А что лежит в основе перечисленных вами особенностей человека?

(нервная система)

??? Фронтальный опрос:

1. Что представляет собой нервная система человека?

(нейроны, нервные волокна, узлы, ганглии, спинной и головной мозг)

2. Каковы функции нервной системы в организме человека?

СЛАЙД

(интегративная - объединение различных составляющих организма в единое целое (интеграция), их согласованное функционирование обеспечивает центральная нервная система, координирующая: координация деятельности составляющих организм элементов, регулирующая: центральная нервная система регулирует все процессы, протекающие в организме, приспособительная: центральная нервная система осуществляет связь организма с внешней средой, формирование поведения: центральная нервная система формирует определенное поведение животного в соответствии с потребностями, отвечает за психические функции)

III. Изучение нового материала.

Мотивация учащихся (рассказ учителя):

- Существование связи между мозгом и психической деятельностью ученые предполагали давно. Но на вопросы, по каким законам работает мозг человека, что лежит в основе психической деятельности, ответить не могли. Людей постоянно волновала и волнует загадочная жизнь мозга, продуктом которого является мысль.

СЛАЙД

У истоков материалистической мысли стоял французский философ, математик, механик, физик и физиолог Рене Декарт (1596 - 1650). Во всех воззрениях до Декарта устройство организма мыслилось подобным механическим машинам и организующим началом считалась душа, которая состоит из мыслей. К этой категории были отнесены не только разум, но и ощущения, чувства, представления - все, что осознается. Так возникло знаменитое высказывание Декарта: «cogito ergo sum» - «Я мыслю, следовательно, я существую».

- Но, как же мы мыслим? Почему мы обладаем сознанием? Как воспринимаем мир? Эти и сотни других вопросов требовали научного ответа. Эти вопросы во многом блестяще были разрешены отечественной наукой. Общепризнано, что науку о мозге создали русские ученые.

- Ребята, попробуйте сами определить, сформулировать тему нашего урока сегодня…

СЛАЙД

Итак, тема урока: «Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности»

- Кто заложил основы учения о ВНД, как развивались представления о психических функциях человека - нам предстоит выяснить на нашем уроке, с помощью следующих терминов (высшая нервная деятельность, рефлекс, безусловные рефлексы, условные рефлексы, временная связь, торможение, доминанта. Некоторые из них нам уже известны. Также нам предстоит познакомиться с работами таких известных русских ученых как И.М.Сеченов, И.П.Павлов, А.А.Ухтомский.

На столах у вас рабочие листы, которые мы сегодня будем использовать на уроке.

- Начнём с определения понятия «высшая нервная деятельность» -

СЛАЙД

Высшая нервная деятельность - это совокупность множества взаимосвязанных нервных процессов, протекающих в коре головного мозга и обеспечивающих более совершенное приспособление животных и человека к постоянно изменяющимся условиям окружающей среды.

(запись в рабочем листе)

К высшей нервной деятельности относят познание, действие, речь, память и мышление, сознание и др. Поведение организма является венцом результата высшей нервной деятельности. Структурную основу высшей нервной деятельности у человека составляет кора больших полушарий вместе с подкорковыми образованиями переднего и промежуточного мозга.

Изучение основ ВНД прежде всего связано с именами двух великих русских учёных - Ивана Михайловича Сеченова и Ивана Петровича Павлова.

СЛАЙД

- Учение о рефлекторном принципе деятельности организм разработал  русский физиолог Иван Михайлович Сеченов. Его главный труд – книга «Рефлексы головного мозга» (1863 г.). Именно Сеченов выдвинул смелую гипотезу о связи самых сложных проявлений поведения человека и животных – сознания и мышления – с рефлекторной деятельностью головного мозга. Он впервые сделал попытку объективного изучения психических процессов,  описал тормозные процессы, о которых мы поговорим позже.

ВИДЕО И.М. СЕЧЕНОВ

??? Вопросы к фильму:

- Как называлась научная работа И.М. Сеченова, в которой он изложил  учение о рефлекторном принципе деятельности организм?  («Рефлексы головного мозга»)

- В каком году вышла в свет эта книга? (1863 г., 1866 г.)

- Что называют рефлексом? (ответную реакцию организма)

- Какое открытие было сделано Сеченовым при изучении психических функций? (сеченовское торможение)

- Идеи И.М. Сеченова были развиты и экспериментально доказаны И.П. Павловым, 

СЛАЙД

которого мировая наука по праву считает создателем современного учения о высшей нервной деятельности. Как же было положено начало созданию учения о ВНД? Изучая рефлекторное выделение пищеварительных соков, Павлов встретился с непонятными фактами: у животных отделение слюны и желудочного сока происходило не только во время кормления, но и при виде пищи, её запахе…У Павлова появилась мысль о том, что наряду в врождёнными рефлексами у человека и животных есть рефлексы, приобретённые  в течение жизни или условные. Обратимся к видеосюжету…

ВИДЕО УСЛОВНЫЕ РЕФЛЕКСЫ

??? Вопросы к фильму:

- Какие рефлексы были названы Павловым условными? (рефлексы, приобретаемые в течение жизни и требующие определённых условий)

- Что в данном опыте, является для собаки безусловным раздражителем? (пища)

- Какой фактор является условным раздражителем? (свет)

СЛАЙД

- С помощью метода условных рефлексов Павловым был открыт закон взаимной индукции, согласно которому очаг возбуждения «наводит» процесс торможения на соседние конкурирующие с ним участки.

(запись в рабочем листе)

Например, сторожевая собака, спокойно поглощавшая свою порцию корма вдруг заметила приближение чужого человека. Она начинает лаять, рваться с цепи. Возникший очаг более сильного возбуждения затормаживает пищевой центр. В результате слюна перестает выделяться и собака временно забывает о корме. Наблюдается торможение пищевого рефлекса и возникает новый рефлекс (оборонительный).  

С законом взаимной индукции связана смена образов при восприятии двойственных изображений.

СЛАЙД

Работа учащихся с рисунками. Гравюры М. Эшера

 (если удалось сначала увидеть два образа, то через некоторое время два образа будут сменять друг друга. Торможение одного образа по закону взаимной индукции будет вызывать другой, конкурирующий образ).

 

Торможение условного рефлекса

(работа с таблицей на доске)

- У собаки с выработанным условным рефлексом изменим условия опыта: включим лампочку, но пищу давать не будем. Сначала животное будет реагировать на свет – условно-рефлекторно будет выделяться слюна. Однако затем начнётся угасание условного рефлекса. Слюны выделяется меньше, пока условно-рефлекторное слюноотделение не прекратится совсем. Если условный рефлекс не будет подкрепляться безусловным раздражителем – пищей – то вырабатывается тормозная временная связь на отсутствие пищи при загорании лампочки.

Таким образом, условия изменились. В организме появились новые условные рефлексы, а выработанные ранее ослабляются или исчезают благодаря торможению. И.М. Сеченов открыл центральное торможение. Опытным путём Павлов выявил два вида торможения условных рефлексов.

СЛАЙД ВИДЫ ТОРМОЖЕНИЯ

(заполнение схемы в рабочем листе)

ВИДЕО УСЛОВНОЕ И БЕЗУСЛОВНОЕ ТОРМОЖЕНИЕ

??? Приведите примеры условного и безусловного торможения в рабочих листах (боль приводит к торможению условного пищевого рефлекса или при пересыхании водоёма из которого животные пили воду, условный раздражитель – вид ручья – не будет подкрепляться безусловным, будет угасать и животные перестанут ходить на водопой и найдут новый источник воды)  

Поведение определяется жизненными потребностями, все они проявляются периодически. Например, потребность в пище есть всегда, но выходит на первый план, только когда возникает ощущение голода и временно угасает при насыщении. При усилении потребности возникает временно господствующий в ЦНС очаг возбуждения, нацеленный на удовлетворение именно этой потребности. Российский физиолог А.А. Ухтомский (1875-1942) назвал такой механизм временного господства возбуждения доминантой.

 СЛАЙД

IV. Закрепление. Ребята, у вас в рабочих листах - задания по теме урока Решите их, используя полученные сегодня знания. Это задание на оценку

А1. Безусловные рефлексы человека и животных обеспечивают:

  1. приспособление организма к постоянным условиям среды
  2. приспособление организма к меняющемуся внешнему миру
  3. освоение организмом новых двигательных умений
  4. различение животными команд дрессировщика

А2. Центры условных рефлексов, в отличие от безусловных, расположены у человека в:

  1. коре больших полушарий,
  2. продолговатом мозге,
  3. мозжечке,
  4. среднем мозге.

А3. Внешнее торможение возникает:

  1. при действии внешних сильных новых очагов возбуждения
  2. при постепенном угасании существующего условного рефлекса
  3. вне зависимости от действия внешнего раздражителя
  4. по истечении определённого времени для всех условных рефлексо.

А4. Реакция человека на зелёный цвет светофора– это рефлекс:

  1. врождённый
  2. приобретённый
  3. безусловный
  4. наследуемый

В1. Установите соответствие между признаком рефлекса и его типом.

        ПРИЗНАКИ  РЕФЛЕКСОВ                                                   ТИПЫ  РЕФЛЕКСОВ

  1. передаются по наследству,                                                        А) условные,
  2. не передаются по наследству,                                                   Б) безусловные.
  3. приобретаются в течение жизни,
  4. врождённые,
  5. характерны для всех особей вида,
  6. индивидуальны для каждой особи.

БААББА

____________________________________________________________________________

А1. Слюноотделение у человека при виде лимона – рефлекс:

  1. условный
  2. безусловный,
  3. защитный,
  4. ориентировочный.

А2. Угасание условного рефлекса при неподкреплении его безусловным раздражителем – это:

  1. безусловное торможение
  2. условное торможение
  3. рассудочное действие
  4. осознанный поступок

А3. Условный рефлекс будет прочным, если условный раздражитель:

  1. постоянно подкрепляется безусловным раздражителем
  2. нерегулярно подкрепляется безусловным раздражителем
  3. не подкрепляется безусловным раздражителем
  4. подкрепляется безусловным раздражителем через большие промежутки времени

А4. Основной признак безусловных рефлексов:

  1. индивидуальные
  2. кратковременные
  3. наследственные
  4. приобретённые

В5. Установите соответствие между характеристикой торможения условных рефлексов и его типом.

        ХАРАКТЕРИСТИКИ  ТОРМОЖЕНИЯ                           ТИПЫ  ТОРМОЖЕНИЯ

  1. условный рефлекс медленно угасает,                                        А) внешнее,
  2. в коре больших полушарий возникает новый                           Б) внутреннее.

очаг возбуждения,

  1. условный раздражитель не подкрепляется безусловным,
  1. временная нервная связь в коре больших полушарий сохраняется.

БАБА

(Результаты работы обсуждаются совместно)

V. Домашнее задание. §53, задания на стр.273. Привести примеры из своей жизни безусловных и условных рефлексов, их торможения, проявления закона взаимной индукции и доминанты.

VI. Подведение итогов урока. Рефлексия.

PS: http://biology-online.ru/uroki-onlain/8-klass-biologija-cheloveka/urok-onlain-osnovy-vysshei-nervnoi-dejatelnosti.html



Предварительный просмотр:

РАБОЧИЙ ЛИСТ

Тема урока ____________________________________________________________________________________________________________________________________

ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

©Видеосюжет. И.М. Сеченов. 

???Вопросы к фильму

- Как называлась научная работа И.М. Сеченова, в которой он изложил  учение о рефлекторном принципе деятельности организм?  

- Что называют рефлексом?

- Какое открытие было сделано Сеченовым при изучении психических функций в лаборатории К. Бернара?

 ©Видеосюжет. Условные рефлексы. 

???Вопросы к фильму

- Какие рефлексы были названы Павловым условными?

- Что в данном опыте, является для собаки безусловным раздражителем?

- Какой фактор является условным раздражителем?

ЗАКОН ВЗАИМНОЙ ИНДУКЦИИ - ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ТОРМОЖЕНИЕ УСЛОВНЫХ РЕФЛЕКСОВ

(по И.П. Павлову)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

РАБОЧИЙ ЛИСТ

Тема урока ____________________________________________________________________________________________________________________________________

ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

©Видеосюжет. И.М. Сеченов. 

???Вопросы к фильму

- Как называлась научная работа И.М. Сеченова, в которой он изложил  учение о рефлекторном принципе деятельности организм?  

- Что называют рефлексом?

- Какое открытие было сделано Сеченовым при изучении психических функций в лаборатории К. Бернара?

 ©Видеосюжет. Условные рефлексы. 

???Вопросы к фильму

- Какие рефлексы были названы Павловым условными?

- Что в данном опыте, является для собаки безусловным раздражителем?

- Какой фактор является условным раздражителем?

ЗАКОН ВЗАИМНОЙ ИНДУКЦИИ - ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ТОРМОЖЕНИЕ УСЛОВНЫХ РЕФЛЕКСОВ

(по И.П. Павлову)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ВИДЫ ТОРМОЖЕНИЯ

  • Ученик в новой аудитории может на некоторое время «забыть» хорошо известный ему учебный материал. Но как только он «оглядится», ориентировочный рефлекс исчезает, и новые условия перестают быть ему помехой… 

  • Охотникам хорошо известно, что хищное животное все реже и реже появляется в тех местах, где оно меньше находит для себя пищи, хотя ранее это были места наиболее частых удач для «охоты» животного… 

       ___________________________                   _______________________

ДОМИНАНТА - ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

А1. Безусловные рефлексы человека и животных обеспечивают:

  1. приспособление организма к постоянным условиям среды
  2. приспособление организма к меняющемуся внешнему миру
  3. освоение организмом новых двигательных умений
  4. различение животными команд дрессировщика

А2. Центры условных рефлексов, в отличие от безусловных, расположены у человека в:

  1. коре больших полушарий,
  2. продолговатом мозге,
  3. мозжечке,
  4. среднем мозге.

А3. Внешнее торможение возникает:

  1. при действии внешних сильных новых очагов возбуждения
  2. при постепенном угасании существующего условного рефлекса
  3. вне зависимости от действия внешнего раздражителя
  4. по истечении определённого времени для всех условных рефлексо.

А4. Реакция человека на зелёный цвет светофора– это рефлекс:

  1. врождённый
  2. приобретённый
  3. безусловный
  4. наследуемый

В1. Установите соответствие между признаком рефлекса и его типом.

        ПРИЗНАКИ  РЕФЛЕКСОВ                                                   ТИПЫ  РЕФЛЕКСОВ

  1. передаются по наследству,                                                        А) условные,
  2. не передаются по наследству,                                                   Б) безусловные.
  3. приобретаются в течение жизни,
  4. врождённые,
  5. характерны для всех особей вида,
  6. индивидуальны для каждой особи

1

2

3

4

5

6

PS: http://biology-online.ru/uroki-onlain/8-klass-biologija-cheloveka/urok-onlain-osnovy-vysshei-nervnoi-dejatelnosti.html

ВИДЫ ТОРМОЖЕНИЯ

  • Ученик в новой аудитории может на некоторое время «забыть» хорошо известный ему учебный материал. Но как только он «оглядится», ориентировочный рефлекс исчезает, и новые условия перестают быть ему помехой… 

  • Охотникам хорошо известно, что хищное животное все реже и реже появляется в тех местах, где оно меньше находит для себя пищи, хотя ранее это были места наиболее частых удач для «охоты» животного… 

       ___________________________                   _______________________

ДОМИНАНТА - ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

А1. Безусловные рефлексы человека и животных обеспечивают:

  1. приспособление организма к постоянным условиям среды
  2. приспособление организма к меняющемуся внешнему миру
  3. освоение организмом новых двигательных умений
  4. различение животными команд дрессировщика

А2. Центры условных рефлексов, в отличие от безусловных, расположены у человека в:

  1. коре больших полушарий,
  2. продолговатом мозге,
  3. мозжечке,
  4. среднем мозге.

А3. Внешнее торможение возникает:

  1. при действии внешних сильных новых очагов возбуждения
  2. при постепенном угасании существующего условного рефлекса
  3. вне зависимости от действия внешнего раздражителя
  4. по истечении определённого времени для всех условных рефлексо.

А4. Реакция человека на зелёный цвет светофора– это рефлекс:

  1. врождённый
  2. приобретённый
  3. безусловный
  4. наследуемый

В1. Установите соответствие между признаком рефлекса и его типом.

        ПРИЗНАКИ  РЕФЛЕКСОВ                                                   ТИПЫ  РЕФЛЕКСОВ

  1. передаются по наследству,                                                        А) условные,
  2. не передаются по наследству,                                                   Б) безусловные.
  3. приобретаются в течение жизни,
  4. врождённые,
  5. характерны для всех особей вида,
  6. индивидуальны для каждой особи

1

2

3

4

5

6

PS: http://biology-online.ru/uroki-onlain/8-klass-biologija-cheloveka/urok-onlain-osnovy-vysshei-nervnoi-dejatelnosti.html

ВИДЫ ТОРМОЖЕНИЯ

  • Ученик в новой аудитории может на некоторое время «забыть» хорошо известный ему учебный материал. Но как только он «оглядится», ориентировочный рефлекс исчезает, и новые условия перестают быть ему помехой… 

  • Охотникам хорошо известно, что хищное животное все реже и реже появляется в тех местах, где оно меньше находит для себя пищи, хотя ранее это были места наиболее частых удач для «охоты» животного… 

       ___________________________                   _______________________

ДОМИНАНТА - ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

А1. Слюноотделение у человека при виде лимона – рефлекс:

  1. условный
  2. безусловный,
  3. защитный,
  4. ориентировочный.

А2. Угасание условного рефлекса при неподкреплении его безусловным раздражителем – это:

  1. безусловное торможение
  2. условное торможение
  3. рассудочное действие
  4. осознанный поступок

А3. Условный рефлекс будет прочным, если условный раздражитель:

  1. постоянно подкрепляется безусловным раздражителем
  2. нерегулярно подкрепляется безусловным раздражителем
  3. не подкрепляется безусловным раздражителем
  4. подкрепляется безусловным раздражителем через большие промежутки времени

А4. Основной признак безусловных рефлексов:

  1. индивидуальные
  2. кратковременные
  3. наследственные
  4. приобретённые

В1. Установите соответствие между характеристикой торможения условных рефлексов и его типом.

        ХАРАКТЕРИСТИКИ  ТОРМОЖЕНИЯ                           ТИПЫ  ТОРМОЖЕНИЯ

  1. условный рефлекс медленно угасает,                                        А) внешнее,
  2. в коре больших полушарий возникает новый                           Б) внутреннее.

очаг возбуждения,

  1. условный раздражитель не подкрепляется безусловным,
  1. временная нервная связь в коре больших полушарий сохраняется.

1

2

3

4

PS: http://biology-online.ru/uroki-onlain/8-klass-biologija-cheloveka/urok-onlain-osnovy-vysshei-nervnoi-dejatelnosti.html

ВИДЫ ТОРМОЖЕНИЯ

  • Ученик в новой аудитории может на некоторое время «забыть» хорошо известный ему учебный материал. Но как только он «оглядится», ориентировочный рефлекс исчезает, и новые условия перестают быть ему помехой… 

  • Охотникам хорошо известно, что хищное животное все реже и реже появляется в тех местах, где оно меньше находит для себя пищи, хотя ранее это были места наиболее частых удач для «охоты» животного… 

       ___________________________                   _______________________

ДОМИНАНТА - ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

А1. Слюноотделение у человека при виде лимона – рефлекс:

  1. условный
  2. безусловный,
  3. защитный,
  4. ориентировочный.

А2. Угасание условного рефлекса при неподкреплении его безусловным раздражителем – это:

  1. безусловное торможение
  2. условное торможение
  3. рассудочное действие
  4. осознанный поступок

А3. Условный рефлекс будет прочным, если условный раздражитель:

  1. постоянно подкрепляется безусловным раздражителем
  2. нерегулярно подкрепляется безусловным раздражителем
  3. не подкрепляется безусловным раздражителем
  4. подкрепляется безусловным раздражителем через большие промежутки времени

А4. Основной признак безусловных рефлексов:

  1. индивидуальные
  2. кратковременные
  3. наследственные
  4. приобретённые

В1. Установите соответствие между характеристикой торможения условных рефлексов и его типом.

        ХАРАКТЕРИСТИКИ  ТОРМОЖЕНИЯ                           ТИПЫ  ТОРМОЖЕНИЯ

  1. условный рефлекс медленно угасает,                                        А) внешнее,
  2. в коре больших полушарий возникает новый                           Б) внутреннее.

очаг возбуждения,

  1. условный раздражитель не подкрепляется безусловным,
  1. временная нервная связь в коре больших полушарий сохраняется.

1

2

3

4

PS: http://biology-online.ru/uroki-onlain/8-klass-biologija-cheloveka/urok-onlain-osnovy-vysshei-nervnoi-dejatelnosti.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме "Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности"

Тема «Высшая нервная деятельность.  Поведение. Психика.».Урок «Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности».Цель урока:  освоение  учащимися знания о вк...

Методическая разработка по биологии (9 класс) на тему: Контрольная работа по теме "Антропогенез. Высшая нервная деятельность человека" 9 класс

Примеры дифференцированных заданий для осуществления  контроля знаний и подготовки к ГИА  по биологии учащихся 9 классов....

Тема: "Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности"_9класс

Тема: "Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности"_9класс...

конспект урока биологии в 8 классе по теме "Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности"

Конспект урока биологии в 8 классе по теме" Вклад отечественных ученых в разработку теории о высшей нервной деятельности"...

презентация к уроку биологии в 8 классе по теме "Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности"

презентация к уроку биологии в 8 классе по теме "Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности"...