Карта-инструкция. Тема: «Класс Двустворчатые моллюски»
учебно-методический материал по биологии (7 класс)

Добкина Ирина Владимировна

Карта-инструкция. Тема: «Класс Двустворчатые моллюски»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klass_dvustvorchatye.doc124.5 КБ

Предварительный просмотр:

Карта-инструкция. Тема  «Класс Двустворчатые  моллюски». Уровень 1

Задание 1 Прочитайте страницы 95-99. Дополните предложения  базовыми понятиями по строению и жизнедеятельности двустворчатых  моллюсков

1. форма тела   моллюсков – …,   ….., ……

2. в теле двустворчатых моллюсков различают …       и         … ,             отсутствует ….

3.беззубка передвигается с помощью ….

4. на заднем конце тела мантия срастается и образует две трубки- …

5. наружная сторона мантийных складок формирует ….

6. раковина состоит из        ..  ,              ……,                   ….

7. выросты на спинной стороне раковины, усиливающие скрепление створок …

8. инородные частицы, покрытые слоем перламутра             …..

9. в отличии от брюхоногих, у двустворчатых моллюсков, в пищеварительной системе отсутствуют …….                          Причиной этого является ….

10 по типу питания двустворчатые  моллюски относятся к ….  

11. пищеварительная система состоит из            …..

12.кровеносная система двустворчатых моллюсков  состоит из ……

13.нервная система   двустворчатых моллюсков  состоит из ……

14.выделительная система двустворчатых моллюсков  состоит из ……

15. особенности размножения и развития  двустворчатых моллюсков  заключаются в ……

Задания 2. Знаком + , укажите признаки, свойственные классу двустворчатых моллюсков

А. тело состоит из головы, туловища и ноги

Б тело состоит из туловища и ноги, головной отдел отсутствует

В дыхание осуществляется легкими и жабрами

Г раковина спирально закручена

Д дыхание осуществляется только жабрами

Е обитают только в воде

Ж встречаются представители, живущие на суше

З в цикле развития имеется личиночная стадия

И развитие безличиночное

Й раковина состоит из двух створок

Задание 2. Строение беззубки. Изучите рисунок и сделайте к нему подписи.

Строение беззубки

Тема  «Класс Двустворчатые  моллюски». Уровень 3

Задание 1. Прочитайте текст «Характеристика внешнего и внутреннего строения двустворчатых моллюсков».  Выпишите номера предложений, в которых допущены ошибки.

Характеристика внешнего и внутреннего строения Двустворчатых моллюсков.

 1. Представители двустворчатых моллюсков ведут прикрепленный образ жизни.

2. Встречаются в пресных водоёмах, морях и океанах. 3.  Характерная особенность Двустворчатых — отсутствие ноги.  4 . Раковина Двустворчатых моллюсков состоит из двух створок (отсюда и название класса).

5.   Раковина моллюска симметрична и имеет вытянутую макушку, от которой отходит спинной (верхний или замочный) край створки.  

6.Раковина Двустворчатых моллюсков состоит из трех слоёв - рогового, наружного  и  перламутрового.

7. Представитель — беззубка обыкновенная. Её тело состоит из туловища и головы, покрытых мантией.  8. В полости между складками и телом находятся нога и жаберные пластинки.  

9. На переднем  конце тела обе складки мантии прижимаются друг к другу, образуя два сифона.  

 10. Для Двустворчатых моллюсков характерен фильтрационный способ питания.  11. Отфильтрованные пищевые частицы  с помощью ресничек направляется в ротовое отверстие и глотку, затем поступает в пищевод, желудок, кишечник и через анальное отверстие попадает в выводной сифон.
12.Дышат Двустворчатые моллюски с помощью легких

 13.Кровеносная система  замкнутая и в неё входят сердце и сосуды. 

14. Нервная система разбросанно-узлового типа.   15.Хорошо  развиты органы чувств.  

16. Беззубка – однополое  животное. 17. Оплодотворение происходит в мантийной полости самки, куда через нижний сифон вместе с водой попадают сперматозоиды. 18. Из оплодотворенных яиц в жабрах моллюска развиваются личинки.

  19. Двустворчатые моллюски являются фильтраторами воды, кормом для животных, используются в пищу человеком (устрицы, гребешки, мидии), производителями перламутра и натурального жемчуга.

 

 Задание 2.  Знаком + , укажите  правильные суждения.

1. Мантия представляет собой  орган передвижения

2. Двустворчатые моллюски - обитатели воды, имеют  жабры

3. Кровеносная система моллюсков состоит из сердца и сосудов, незамкнутая

4. Для измельчения пищи и ее удержания у моллюсков служит терка

 5. Печень это пищеварительная железа у моллюсков

 6. К двустворчатым моллюскам относят мидий и кальмаров

Задание 3. Решение биологической  задачи

Почему раковины двустворчатых моллюсков открываются с большим трудом, а раковина крупнейшего морского моллюска - трикадны закрывается с такой силой, что может удержать крупное животное или человека.

Тема Тип Моллюски. Уровень 2

Задание 1   Прочитайте текст параграфа Составьте характеристику Класса двустворчатые моллюски, дописав недостающие слова.

  1. Моллюски имеют… …    симметрию
  2. В отличие от кольчатых червей их тело не …….  
  3. Тело моллюсков делится на три отдела……  
  4.  Из –за сидячего или малоподвижного образ жизни у моллюсков отсутствует ……..
  5. У сидячих и малоподвижных форм может отсутствовать…………
  6. Тело моллюска покрыто кожной складкой - ………..
  7. Защитная раковина, состоящая из ………
  8. Моллюски, обитающие в воде, дышат с помощью …………
  9.  Кровеносная система моллюсков ……… .
  10. Между мантией и телом находится …………  
  11. В мантийной полости лежат ……….. и открываются …  , …………… и …………….
  12. Из органов чувств моллюски имеют ………….  и …………. у некоторых есть………….  .
  13. Представители двустворчатых моллюсков обитают в …… , в …………..  

Задание 2.  Соотнесите по трем позициям

Описание органов, процессов                                                          

1. Поперечно-полосатые и гладкие мышцы, удерживающие раковины в закрытом виде

2 Незамкнутая система, артерии открываются в лакуны – полости между органами.

3 органы находятся в мантийной полости по двух сторонам тела

4 Разбросанно-узловой тип. Слабо развитые органы чувств

5 В желудок открываются протоки печени и выделяются ферменты для переваривания. Задняя кишка проходит через желудочек сердца и оканчивается анальным отверстием, открывающимся в верхний сифон

6 Одной стороной открываются в околосердечную сумку, другой – в мантийную полость

7. Размножение раздельнополое или гермафродитизм. Оплодотворение внутреннее, в мантийной полости. Развитие прямое или с превращением.

Системы органов

А. Дыхательная   Б. Пищеварительная В. Опорно-двигательная   Г. Кровеносная система

Д. Нервная система  Е. Половая       Ж. Выделительная

3  используя текст параграфа, заполните таблицу

органы

а  Мышцы, внутренний скелет отсутствует

б Парные, сдвоенные ганглии

в Жабры

г Рот, пищевод, желудок, печень, кишечник

д Сердце из двух предсердий и одного желудочка

е Парные семенники с семяпроводами и яичники с яйцеводами

ж Вытянутые парные почки

 

Задание 3  Выпишите номера признаков, характерных для Класса Двустворчатые.

1. Тело ассиметрично

2 Части тела- туловище, нога

3. Раковина из двух створок

4. Пищеварительная система- рот, глотка, радула, пищевод, желудок, печень, слюнные железы, кишка, анальное отверстие.

5. Органы дыхания - пластинчатые жабры

6 Кровеносная система незамкнутая

7. Выделительная система – левая почка

8. Нервная система это 3 пары нервных узлов – ганглиев

9. Размножение- гермафродиты. Личинка парусник. Оплодотворение внутреннее, перекрёстное.

Задание. Составьте характеристику Класса двустворчатые моллюски, дописав недостающие слова. Проверь себя:

  1. Двустороннюю.
  2. Не сегментировано.
  3. Голова, туловище, нога.
  4. Сидячий или малоподвижный.
  5. Нога.
  6. Мантией.
  7. Из извести и рогоподобного вещества.
  8. Раковину.
  9. Жабрами. Легких.
  10. Незамкнутая.
  11. Из камер: желудочка и одного или двух предсердий
  12. Мантийная полость.
  13. Жабры. Анальное отверстие, протоки почек и половых желез.
  14. Органы равновесия и химического чувства. Глаза.
  15. В море, в пресных водоемах и на суше.

 

Внутреннее строение

В таблице представлено краткое описание строения систем органов.

Системы

Органы

Описание

Опорно-двигательная

Мышцы, внутренний скелет отсутствует

Поперечно-полосатые и гладкие мышцы, удерживающие раковины в закрытом виде

Кровеносная система

Сердце из двух предсердий и одного желудочка

Незамкнутая система, артерии открываются в лакуны – полости между органами. У некоторых представителей в крови (гемолимфе) находится гемоглобин

Дыхательная

Жабры

Находятся в мантийной полости по двух сторонам тела

Нервная система

Парные, сдвоенные ганглии, комиссуры

Разбросанно-узловой тип. Слабо развитые органы чувств – осфрадии (обоняние) находятся на жабрах, статоцисты (равновесие) – на ноге. Некоторые виды имеют глазки или щупальца по краю мантии

Пищеварительная система

Рот, пищевод, желудок, печень, кишечник

В желудок открываются протоки печени и выделяются ферменты для переваривания. Задняя кишка проходит через желудочек сердца и оканчивается анальным отверстием, открывающимся в верхний сифон

Выделительная

Вытянутые парные почки

Одной стороной открываются в околосердечную сумку, другой – в мантийную полость

Половая

Парные семенники с семяпроводами и яичники с яйцеводами

Размножение раздельнополое или гермафродитизм. Оплодотворение внутреннее, в мантийной полости. Развитие прямое или с превращением. Личинки выталкиваются сифоном и прикрепляются к рыбам

 

 

Характеристика внешнего и внутреннего строения Двустворчатых моллюсков.

 1. Представители двустворчатых моллюсков ведут прикрепленный образ жизни.

2. Встречаются в пресных водоёмах, морях и океанах. 3.  Характерная особенность Двустворчатых — отсутствие ноги.  4 . Раковина Двустворчатых моллюсков состоит из двух створок (отсюда и название класса).

5.   Раковина моллюска симметрична и имеет вытянутую макушку, от которой отходит спинной (верхний или замочный) край створки.  

6.Раковина Двустворчатых моллюсков состоит из трех слоёв - рогового, наружного  и  перламутрового.

7. Представитель — беззубка обыкновенная. Её тело состоит из туловища и головы, покрытых мантией.  8. В полости между складками и телом находятся нога и жаберные пластинки.  

9. На переднем  конце тела обе складки мантии прижимаются друг к другу, образуя два сифона.  

 10. Для Двустворчатых моллюсков характерен фильтрационный способ питания.  11. Отфильтрованные пищевые частицы  с помощью ресничек направляется в ротовое отверстие и глотку, затем поступает в пищевод, желудок, кишечник и через анальное отверстие попадает в выводной сифон.

 12.Дышат Двустворчатые моллюски с помощью легких

 13.Кровеносная система  замкнутая и в неё входят сердце и сосуды.

14. Нервная система разбросанно-узлового типа.   15.Хорошо  развиты органы чувств.  

16. Беззубка – однополое  животное. 17. Оплодотворение происходит в мантийной полости самки, куда через нижний сифон вместе с водой попадают сперматозоиды. 18. Из оплодотворенных яиц в жабрах моллюска развиваются личинки.

  19. Двустворчатые моллюски являются фильтраторами воды, кормом для животных, используются в пищу человеком (устрицы, гребешки, мидии), производителями перламутра и натурального жемчуга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме "Класс Головоногие моллюски."7 класс

Презентация включает основные пункты изучения по данной теме ....

План урока по теме "Класс Головоногие моллюски. Обобщение по теме "Тип Моллюски"".

План разработан  по учебнику "Биология 7 класс" под редакцией В.М.Константинова, может применяться и для других учебников, нужно только изменить страницы и параграф. Содержит как основные пункты ...

Класс Двустворчатые моллюски

Характеристика класса Двустворчатые моллюски...

урок на тему "Класс Двустворчатые моллюски." биология – 7 класс

сформировать  знания об особенностях строения и жизнедеятельности двустворчатых моллюсков, их отличии от брюхоногих моллюсков;продолжать формирование умения школьников работать с текстом и рисунк...

урок на тему "Класс Головоногие моллюски. Обобщение знаний по теме." биология – 7 класс

сформировать знания об основных классах  типа Моллюски, о происхождении современных моллюсков и их значении;систематизировать и проверить знания семиклассников....

Карта-инструкция. Тема: «Класс Брюхоногие моллюски»

Карта-инструкция. Тема: «Класс Брюхоногие моллюски»...

Карта-инструкция. Тема: «Класс Головоногие моллюски»

Карта-инструкция. Тема: «Класс Головоногие моллюски»...