Карта-инструкция. Тема: «Класс Головоногие моллюски»
учебно-методический материал по биологии (7 класс)

Добкина Ирина Владимировна

Карта-инструкция. Тема: «Класс Головоногие моллюски»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_klass_golovonogie_mollyuski_-_kopiya.docx27.84 КБ

Предварительный просмотр:

Тема  «Класс Головоногие моллюски». Уровень 1

Задание 1.      Прочитайте страницы 100-104. Дополните предложения  базовыми понятиями по строению и жизнедеятельности головоногих  моллюсков

1. у головоногих  хорошо различимы  все три части тела - …               , …                        и …

2.стороение  тела головоногих  отличается от тела других представителей тем, что …

3.тело у головоногих моллюсков  …          -            симметричное, разделено …………… на туловище и голову

4.   у головоногих, на голове венчиком расположены  …

5.нога видоизменена в …………….  ,     расположенный на  ……………….тела и длинные мускулистые щупальца.

6. многочисленные крупные присоски находятся на ………..

7 у большинства головоногих моллюсков раковина ………….

8. на месте перехода туловища в голову, мантийная полость образует ……..     ……..

9. способ движения рывками задним концом тела вперед называется ……

10. опорно- двигательная система у головоногих моллюсков состоит из  ……..

11. пищеварительная система головоногих моллюсков состоит из  ……………….

12. кровеносная система головоногих состоит из ……

13. нервная система головоногих состоит из ……

14. половая система головоногих состоит из ……

Задание 2. выпишите основные признаки головоногих моллюсков

А. внешнее строение

-

-

-

Б. внутреннее строе

-

-

-

-

-

Задание 3. используя текст параграфа 22, выпишите значение моллюсков

А. в природе

Б. для человека

Рефлексивный этап:  Оцените свою работу на уроке ответив на вопросы.  

  - Как работал на уроке?- мнение ученика и одноклассников

- Какую (и почему) ставлю себе оценку?

- Были ли ошибки при выполнении заданий  (если да, то какие)?

 

Тема класс Головоногие моллюски. Уровень 2

Задание 1   Выберите правильный ответ:

1. Среда обитания моллюсков:

А.Суша

Б.Суша, моря, пресные водоёмы

В.моря

2. Тело большинства моллюсков состоит из:

А.Головы, туловища, ноги, раковины

Б.Головы, туловища, раковины, ноги, мантии

В.Головы, туловища, щупальцев

3. Органы дыхания моллюсков:

А.Лёгкое

Б.У одних – лёгкое, у других - жабры

В.Жабры

4. Кровеносная система моллюсков:

А.Отсутствует

Б.Незамкнутая

В.Замкнутая

5. Органы выделения моллюсков:

6. Нервная система моллюсков представлена:

А.Нервными узлами, нервными стволами, нервами

Б.Нервными стволами,  

В.Нервными стволами, нервами

7. По способу размножения головоногие моллюски:

А.Раздельнополые

Б.Гермафродиты

В.Одни – гермафродиты, другие - раздельнополые

8.  Выберите головоногих моллюсков:

А.Устрицы

Б.Слизни

В.Осьминоги

А.Почки

Б.Жабры

В.Печень

Задание 2.  Заполните сравнительную таблицу (класс двустворчатые и головоногие)

Сравниваемый признак

Двустворчатые моллюски

Головоногие моллюски

Симметрия тела

Отделы тела

Образ жизни

Органы дыхания

Органы размножения

 

 

 

Рефлексивный этап:  Оцените свою работу на уроке ответив на вопросы.  

  - Как работал на уроке?- мнение ученика и одноклассников

- Какую (и почему) ставлю себе оценку?

- Были ли ошибки при выполнении заданий  (если да, то какие)?

Тема класс Головоногие  моллюски. Уровень 3

Задание 1. Прочитайте текст «Характеристика внешнего и внутреннего строения Головоногих моллюсков».  Выпишите номера предложений, в которых допущены ошибки.

Характеристика внешнего и внутреннего строения Головоногих моллюсков.

   

1. Головоногие моллюски — немногочисленная группа высокоорганизованных животных, отличающихся наиболее совершенным среди других моллюсков строением и сложным поведением.  2. Большинство головоногих — ведут малоподвижный образ жизни.  

 3. Тело у Головоногих моллюсков асимметричное. 4.Оно обычно разделено перехватом на туловище и крупную голову, а нога видоизменена в расположенную на брюшной стороне воронку — мускулистую коническую трубку (сифон) и длинные мускулистые щупальца с крючками, расположенные вокруг рта . 5. Плаванию помогает пульсирующее выбрасывание воды из мантийной полости через сифон — реактивное движение. 6.У представителей класса нет никаких дополнительных плавательных органов.

7.Тело большинства головоногих лишено наружной раковины, есть лишь недоразвитая внутренняя раковина .  8. У головоногих моллюсков имеется особый внутренний скелет, образованный хрящом: мозг защищен хрящевым черепом, опорные хрящи имеются в основании щупалец и плавников.

9.  Ротовое отверстие   у головоногих моллюсков окружают две толстые роговые челюсти, изогнутые, как клюв попугая.  10. В мускулистой глотке находится язык с тёркой (радулой).  

11. Пищу размельчают с помощью челюстей. 12.  В глотку впадают протоки ядовитых слюнных желез. 13. Далее идут длинный пищевод, желудок и кишка, которая заканчивается анальным отверстием.

14. В пространство мантийной полости открывается проток особой железы — чернильного мешка.  

  15. Нервные узлы у Головоногих моллюсков крупные, располагаются близко друг к другу и образуют общую окологлоточное образование — мозг.

 16. Большинство головоногих имеет две пары  жабр, которые находятся в мантийной полости.  

17. Кровеносная система  не замкнута. 18. Во многих местах кровь из одних сосудов переходит в другие через капилляры

19. Сердце трёхкамерное: состоит из двух желудочков и двух предсердий.  

20.Головоногие раздельнополы.  21.Стадия личинки отсутствует. 22.Из яйца выходит молодой моллюск, своим обликом похожий на взрослое животное.

 23. Головоногие моллюски служат пищей многим животным: рыбам — акулам, тунцам, макрели; птицам — альбатросам, поморникам, фрегатам, пингвинам; морским зверям — каланам, нерпам, тюленям, кашалотам. Человек употребляет в пищу кальмаров, осьминогов, каракатиц.

 

Задание 2. Используя текст параграфа 22,    ответьте на вопросы. 

 1. Чем объясняется исчезновение раковины  у головоногих моллюсков?

 2. Для чего осьминог использует содержимое  чернильного мешка?

3. Какие приспособления помогают головоногим моллюскам добывать пищу?

Задание 3. Решение биологической задачи

 Частота сокращений сердца у двустворчатых моллюсков составляет от 15 до 30 ударов в минуту, а у осьминога 40-50 ударов. Почему у представителей одного типа наблюдаются столь значительные различия в частоте сердечных сокращений?

Рефлексивный этап:  Оцените свою работу на уроке ответив на вопросы.  

  - Как работал на уроке?- мнение ученика и одноклассников

- Какую (и почему) ставлю себе оценку?

- Были ли ошибки при выполнении заданий  (если да, то какие)?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме "Класс Головоногие моллюски."7 класс

Презентация включает основные пункты изучения по данной теме ....

План урока по теме "Класс Головоногие моллюски. Обобщение по теме "Тип Моллюски"".

План разработан  по учебнику "Биология 7 класс" под редакцией В.М.Константинова, может применяться и для других учебников, нужно только изменить страницы и параграф. Содержит как основные пункты ...

урок на тему "Класс Головоногие моллюски. Обобщение знаний по теме." биология – 7 класс

сформировать знания об основных классах  типа Моллюски, о происхождении современных моллюсков и их значении;систематизировать и проверить знания семиклассников....

Проект урока биологии в 7 классе с использованием современных образовательных технологий по теме "Класс Головоногие моллюски"

Урок разработан для проведения по ФГОС. Основная цель урока - это познакомить с общей характеористикой класса Головоногие моллюски, особенностями их строения со средой обитания, многообразием. Основно...

Презентация к уроку биологии в 7 классе по теме "Класс Головоногие моллюски"

В презентации даётся описание внешнего и внутреннего строения Головоногих моллюсков, их многообразия, значения в природе и в жизни человека.Подробно даётся описание присосок на примере осьминога, пере...

Карта-инструкция. Тема: «Класс Двустворчатые моллюски»

Карта-инструкция. Тема: «Класс Двустворчатые моллюски»...