О ПЕРВЫХ РЕЗУЛЬТАТАХ АПРОБАЦИИ ВНЕДРЕНИЯ ОБНОВЛЕННОГО ФГОС В ПЯТЫХ КЛАССАХ ПО БИОЛОГИИ
материал по биологии (5 класс)

Хайбулина Карина Владимировна
РЕЗУЛЬТАТы АПРОБАЦИИ ВНЕДРЕНИЯ ОБНОВЛЕННОГО ФГОС В ПЯТЫХ КЛАССАХ ПО БИОЛОГИИ 
 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_kuro_nauka_2_2024_3.pptx2.45 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

О ПЕРВЫХ РЕЗУЛЬТАТАХ АПРОБАЦИИ ВНЕДРЕНИЯ ОБНОВЛЕННОГО ФГОС В ПЯТЫХ КЛАССАХ ПО БИОЛОГИИ Хайбулина К.В. к.п.н., доцент, доцент кафедры естественно-математических дисциплин КУРО

Слайд 3

Назначение всероссийской проверочной работы Всероссийские проверочные работы (ВПР) проводятся в целях осуществления мониторинга результатов перехода на ФГОС и направлены на выявление качества подготовки обучающихся. Назначение ВПР по учебному предмету «биология» – оценить качество общеобразовательной подготовки обучающихся 5 классов в соответствии с требованиями ФГОС. ВПР позволяют осуществить диагностику достижения предметных и метапредметных результатов, в том числе овладение межпредметными понятиями и способность использования универсальных учебных действий (УУД) в учебной, познавательной и социальной практике. Результаты ВПР в совокупности с имеющейся в общеобразовательной организации информацией, отражающей индивидуальные образовательные траектории обучающихся, могут быть использованы для оценки личностных результатов обучения. Результаты ВПР могут быть использованы общеобразовательными организациями для совершенствования методики преподавания биологии на начальном этапе обучения предмету, муниципальными и региональными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в сфере образования, для анализа текущего состояния муниципальных и региональных систем образования и формирования программ их развития. Не предусмотрено использование результатов ВПР для оценки деятельности общеобразовательных организаций, учителей, муниципальных и региональных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в сфере образования.

Слайд 4

Документы, определяющие содержание проверочной работы Содержание и структура проверочной работы определяются на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования (приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287) с учётом Примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 15 сентября 2022 г. № 6/22) и содержания учебников, включенных в Федеральный перечень.

Слайд 5

Подходы к отбору содержания, разработке структуры проверочной работы Всероссийские проверочные работы основаны на системнодеятельностном, компетентностном и уровневом подходах в обучении. В рамках ВПР наряду с предметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования оценивается также достижение метапредметных результатов, в том числе уровень сформированности универсальных учебных познавательных, коммуникативных и регулятивных действий (УУД) и овладения межпредметными понятиями. Контрольные измерительные материалы (далее – КИМ) ВПР направлены на проверку достижения целей изучения естественнонаучных учебных предметов: – формирование целостной научной картины мира; – овладение научным подходом к решению различных задач; – овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты; – овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями окружающего мира; – воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде; – формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий, основанных на межпредметном анализе учебных задач. Изучение биологии в 5 классе и содержание ВПР по биологии для 5 класса базируются на образовательных результатах освоения обучающимися предмета «Окружающий мир» в начальной школе.

Слайд 6

Организация для проведения проверочной работы ВПР по биологии в 5 классе осуществлялось по расписанию, составленному на 2023 учебный год. Работа была ориентирована на базовый уровень сложности. В Московской области ее выполняли 90107 пятиклассников из 1061образовательных организаций. Следует отметить, что вариант проверочной работы по биологии содержит 10 заданий, которые различаются по содержанию и проверяемым требованиям. Так задания 1, 4, 5, 6, 7, 9, 10 основаны на изображениях конкретных объектов, статистических данных и требуют их анализа, характеристики изображенных процессов, объектов по предложенному плану, классификации и/или систематизации объектов по определенному признаку, применения биологических знаний при решении практических задач. Задания 2, 3, 8 проверяют знание процессов жизнедеятельности, а также умения пользоваться оборудованием и классифицировать организмы. Максимальный первичный балл, который обучающиеся могут набрать, составляет – 29 На выполнение проверочной работы дается 45 минут. Специальная подготовка к проверочной работе не требуется.

Слайд 7

Типы заданий Задание 1 направлено на выявление уровня овладения умениями выделять существенные признаки биологических объектов. Первая часть задания проверяет умение обучающихся определять на рисунке объекты живой природы (вирусы, растения, животные). Вторая часть проверяет умение сравнивать объекты и находить различия. Третья – контролирует умение находить у одного из объектов отсутствующий признак. Задание 2 проверяет умение по описанию биологического явления определять процесс и формулировать его роль в жизни живого организм. Задание 3 контролирует знание биологических методов и оборудования, необходимого для биологических исследований в конкретных условиях. Задание 4 проверяет знание устройства оптических приборов, и умение ими пользоваться. Задание 5 проверяет умение систематизировать животных и растения. Задание 6 проверяет умение работать с информацией, представленной в графической форме или умение работать с географической картой, проводя описание ареала обитания животного (растения). Вторая часть задания направлена на проверку умения делать выводы на основании проведенного анализа. Задание 7 проверяет умение анализировать текст биологического содержания на предмет выявления в нем необходимой информации. Вторая часть задания проверяет умение делать сравнительное описание двух биологических объектов по заданному плану. Задание 8 проверяет умение находить недостающую информацию для описания важнейших природных зон. Задание 9 проверяет понимание обучающимися схематического изображения правил природопользования и техники безопасности при работе в биологической лаборатории и способность объяснить необходимость соблюдения этих правил. При выполнении задания 10 обучающиеся анализируют профессии, связанные с применением биологических знаний. Задания 1.2, 1.3, 6.2, 7.2, 9 и 10 требуют развернутых ответов.

Слайд 8

Результаты выполнения работы по отметкам -2023 г.

Слайд 9

Результаты выполнения работы по отметкам -2022 г.

Слайд 10

Результаты выполнения работы по отметкам Результаты выполнения работы по отметкам -2023 г. Результаты выполнения работы по отметкам -2022 г.

Слайд 11

Мониторинг доли неудовлетворительных отметок за три года

Слайд 12

Результаты выполнения заданий диагностической работы – 2023 г.

Слайд 13

Результаты выполнения заданий диагностической работы – 2022 г.

Слайд 14

Результаты выполнения заданий диагностической работы Результаты выполнения заданий диагностической работы – 2023 г. Результаты выполнения заданий диагностической работы – 2022 г.

Слайд 15

Количество ОО с указанием не пройденных тем

Слайд 16

Рекомендации 1. Организовать вводную диагностику. 2. Сравнить результаты с аналитическими материалами. 3. Провести поэлементный анализ выполнения ВПР по биологии. 4. Проанализировать работы обучающихся, повысивших свой результат, с целью выявления причины. 5. Рассмотреть работы обучающихся, понизивших свой результат, на предмет правильного оформления бланков ответов. 6. Необходимо организовать работу с текстом и другими источниками информации на каждом уроке по предмету: - умение сравнивать объекты и находить различия; - умение находить у одного из объектов отсутствующий признак; - умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, - классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации. - умение делать сравнительное описание двух объектов по заданному плану. 7. Спланируйте разные формы отработки указанных выше тем выявленных как дефициты заявленных в блоках в ходе уроков биологии и внеурочных занятий. 8. При организации учителем образовательной деятельности следует использовать различные методики, технологии и приемы, способствующие исключению выявленных дефицитов. 9. При организации учебной деятельности учителю необходимо использовать различные виды и формы деятельности, способствующие исключению выявленных дефицитов. 10. Формировать биологические понятия от восприятия натуральных объектов или их отображения к представлениям о них; от представлений к понятиям; от простых понятий к сложным; от специальных понятий к общебиологическим. 11. Учителям необходимо своевременно знакомиться и использовать в своей работе нормативно-правовые документы, кодификатор, демонстрационный вариант ВПР, используя сайт ФИОКО - Образцы и описания проверочных работ для проведения ВПР в 2023 году (fioco.ru) 12. Учителям необходимо организовывать работу в соответствии с требованиями обновленного ФГОС ООО, направленных на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов, заявленных в ФРП по предмету, используя содержание и средства учебного предмета биология. 13. Для преодоления предметных дефицитов блоков по биологии посетить вебинары тренеров ЦНППМПР Московская область - ШПМ Архив вебинаров (биология) (asou-mo.ru).

Слайд 17

Список использованных источников ФИОКО - Образцы и описания проверочных работ для проведения ВПР в 2023 году (fioco.ru) Описание контрольных измерительных материалов для проведения в 2023 году проверочной работы по БИОЛОГИИ 5 класс VPR_BI-5_Opisanie_2023-1.pdf (fioco.ru)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок урока по плаванию по ФГОС в пятом классе

данный урок физкультуры проводился в пятом классе  обучающимся по ситеме ФГОС....

О результатах эксперимента по введению ФГОС в 5 классах по биологии в МКОУ Калачеевская СОШ № 1.

По данной  программе в 5  классе изучение   биологии  проходило  из расчета 35 часов в объеме 1 час в неделю, что крайне мало. Поверьте,  работаю, второй год по данн...

Программа внеурочной деятельности «Экологические тропы парковых зон Тулы» (ориентирована на обучающихся пятых классов, изучающих биологию в рамках ФГОС)

       Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной си­туации начала XXI века.         В...

КАЧЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ –НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ВНЕДРЕНИЯ ОБНОВЛЕННЫХ ФГОС

Одна из проблем современной системы образования - узость и безликость шкалы оценивания качества образования, которая действует, практически, как трёхбалльная и наиболее употребляемыми отметками могут ...

Система оценивания образовательных результатов в рамках обновленных ФГОС по биологии

Система оценивания образовательных результатов в рамках обновленных ФГОС по биологии...

Результаты внедрения обновленного ФГОС ООО по биологии в 5 классах

Результаты внедрения обновленного ФГОС ООО по биологии в 5 классах...

Методический семинар "Формирование метапредметных результатов в рамках обновленных ФГОС"

Цели и задачи: Пересмотреть современные подходы к содержанию и результатам образования.Показать коллегам, что ключевой характеристикой такого образования должна стать не только передача знаний и ...