Занимательная фитотерапия (интеллектуальная игра для школьников среднего возраста)
презентация к уроку по биологии (5, 6 класс)

Бушина Елена Александровна

Из опыта родителей многие вы уже знаете, что горькую таблетку можно заменить отваром лекарственных трав или чашкой ароматного травяного чая. Приготовить лекарство на основе растительного сырья, требует определенных знаний. Эта игра познакомит с азами фитотерапии и, надеемся, вызовет интерес к целебным свойствам различных растений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanimatelnaya_fitoterapiya.pptx1.66 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Занимательная фитотерапия «МКОУ Киреевский центр образования № 3» Автор: Бушина Елена Александровна, учитель биологии 2023 г.

Слайд 2

Задачи игры: 1. Расширить кругозор школьников. 2. Прививать навыки работы с дополнительной и научно – популярной литературой по предмету. 3. Учить оценивать свои знания и способности.

Слайд 3

Мир растений всегда интересовал и интересует людей любого возраста. Многообразие форм, красок, запахов привлекает подростков и формирует желание познать все загадки растительного мира, представители которого сопровождали человека еще в глубокой древности . Миру растений посвящали и посвящают стихи: Зеленый мир растений наших Здоровье щедро дарит нам: Поклонимся мы всем травинкам, Лесам, садам, полям, лугам.

Слайд 4

В последнее время самые разные растения все чаще используются с целью приготовления из них различных целебных снадобий. Преимущество фито препаратов в сравнении с синтетическими лекарствами очевидно: они характеризуются более широким спектром фармакологически активных веществ и гораздо меньшим аллергическим эффектом. Из опыта родителей многие вы уже знаете, что горькую таблетку можно заменить отваром лекарственных трав или чашкой ароматного травяного чая. Приготовить лекарство на основе растительного сырья, требует определенных знаний. Сегодня мы начинаем изучение азов фитотерапии и надеемся вызвать у вас интерес к целебным свойствам различных растений.

Слайд 5

Первый тур загадки о лекарственных растениях ( загадки зачитываются по очереди каждой команде; за верный ответ – 1 балл ) «ТАБЛЕТКИ ЛЕСА, САДА, ОГОРОДА» Часто людям помогает Сбор лечебных разных трав. Ты про свойства их узнаешь. Все загадки отгадав.

Слайд 6

1. Сочный лист, полно колючек И живет до сотни лет. Сок из листьев при простуде Капнешь в нос - насморка нет. ( Алоэ или столетник ) 2. Носит имя девушки, Нежные цветки Ярко-красны ягоды, А на вкус сладки. Лес и сад наш украшает И «от сердца» помогает. (Боярышник) 3. Очень любят эту траву Наши кошки и коты, А настойку ее выпьешь, То дойдешь до дремоты . (Валериана) 4. Белый , нежный граммофончик Дает тонкий аромат, Зацветает в лесу в мае Ягоды содержат яд. Его капли помогают - Людям сердце укрепляют. (Ландыш)

Слайд 7

5. Ягоды , как глаз вороны. По лесам оно растет. Соком ягод рану смажешь - Быстро рана заживет . (Вороний глаз) 6. В виде сердца ее листья, Аромат, когда цветет. Если выпьешь чай при гриппе Из цветков - погонишь пот. (Липа сердцевидная) 7. Зайцы «ходят без очков» И «читают ловко» От того, что постоянно Кушают... (Морковку)

Слайд 8

8. Пусть зверей он «убивает». Только людям помогает. Среди трав он всех полезней; Лечит много он болезней. (Зверобой) 9. «Имя русское мужское», А цветки как небеса. Из цветков этих примочки Смогут вылечить глаза. (Василек посевной) 10. При ангине помогает Водяной его отвар. Им я горло поласкаю, Если у меня катар. Он в садах произрастает И газоны украшает, Яркий огненный цветок, А зовется ... (Ноготки или календула)

Слайд 9

Молодцы! Переходим ко второму туру.

Слайд 10

Второй тур об основных морфологических формах растений и их свойствах «ЦЕЛЕБНЫЕ БУКВЫ» (Команда за три минуты должна вспомнить названия растений указанных морфологических форм, как дикорастущих, так и культурно произрастающих и вписать их в карточки. За каждое правильно вписанное слово – 1 балл, максимум – 18 баллов)

Слайд 11

Буквы Растения А Л О Травы Дикорастущие Культурные Кустарники Дикорастущие Культурные Д еревья Дикорастущие Культурные

Слайд 12

Буквы Растения А Л О Травы Дикорастущие Аир болотный Лопух большой Одуванчик лекарственный Культурные Анютины глазки Лук репчатый Огурец Кустарники Дикорастущие Алыча Лещина обыкновенная Орешник Культурные Абрикос Лавр благородный Облепиха Деревья Дикорастущие Акация белая Липа Ольха чёрная Культурные Алоэ древовидное Лимон Орех грецкий Пример заполнения таблицы

Слайд 13

Отлично! Идём дальше.

Слайд 14

Третий тур о лучшем запоминании названий расте­ний «ДВА ИМЕНИ ОДНОЙ ТРАВИНКИ» Большинство растений имеет несколько названий (ботаническое, народное, связан­ное с определенной легендой и т.д.). Известно, что зна­комство с синонимами тех или иных названий одного растения способствует их луч­шему запоминанию и изучению.

Слайд 15

Выполнение задания Для выполнения вариантов задания составлены таблицы, в кото­рых по горизонтали располагаются вразброс названия растений, а по вертикали их «прозвища» (второе название). Сложенное ключевое слово составлено из букв, находящихся на «правильных» пересечениях двух имен одного растения. Ключевое слово входит в состав стихотворных строк и может ис­пользоваться для проверки задания в случае, если участники конкурса не испытывают затруднений и для возможной подсказки, если затруд­нения встречаются, а также в качестве подсказки, в случае затрудне­ний . (за правильно выполненное задание – 3 балла ---------- 2мин)

Слайд 16

«ЭХ, ЯБЛОЧКО...» - Какие фрукты вы любите? - Какой фрукт распространен больше всего в нашей полосе? - Какие сорта яблок вам известны? - За какие качества вы любите яблоки? - Что можно приготовить из яблок? - Насколько полезны яблоки для нашего организма. Но помимо, всем известных яблок, в природе еще встречаются и сосновое яблоко, чертово яблоко и т.д. Строчки, содержащие ключевое слово: «Здорово всем быть здоровым И никогда не болеть. Чтобы добиться такого, Нам надо яблоки есть»

Слайд 17

Название « Прозвище » Апельсин Абрикос Айва Ананас Гранат Картофель Помидор Клю­чевое слово Чертово яблоко Х А О Ш Ю З X Сосновое яблоко Г Я Л Д М Е Ф Китайское яблоко О Ы П С В У Н Карфагенское яблоко Э А Д И Р В Ц Армянское яблоко Р О Щ Т Х Ь К Золотое яблоко ( яблоко любви) Я Ч Н С Й П В Медовое яблоко С Т О К Е Ю Д

Слайд 18

Информационный материал - если команды сами могут дополнить, то получат дополнительный 1 балл за каждое растение (лечебные свойства растений) Абрикос - в Индии существует племя (около 40 тыс. человек), в котором средняя продолжительность жизни 90 лет, максимальная - 150 лет. Жители этого племени в больших количествах едят абрикосы. У них существует даже такая поговорка «Твоя жена не пойдет за то­бой туда, где не растут абрикосы». Абрикос содержит провитамин А, витамин С , самый богатый плод по содержанию калия. Используют при лечении заболеваний сердца. Курага (сушеный абрикос без кос­точки) используется для выведения из организма лишней жидкости. Айва - семена айвы содержат слизь, которая используется для ле­чения органов дыхания. В плодах - пектиновые вещества, клетчатка, способствует выведению токсических веществ, помогает при болезнях печени, ЖКТ как противорвотное. Ананас - в состав входит бромелайн - сжигатель жира, большое количество минеральных веществ (особенно марганца), что способст­вует обмену белков и углеводов

Слайд 19

Ананас - в состав входит бромелайн - сжигатель жира, большое количество минеральных веществ (особенно марганца), что способст­вует обмену белков и углеводов Апельсин - комплекс витаминов, используется для профилактики авитаминозов, помогает при подагре, гипертонии, атеросклерозе, за­болеваниях печени, при запорах; сок используется для лечения инфи­цированных ран; для профилактики ОРЗ - употребление 2-3 плодов в день. Гранат - богат дубильными веществами, железом. Используется при анемии, обладает бактерицидными свойствами, используется как кровоостанавливающее средство, высушенная кожица - от кашля, мо­чегонное обезболивающее, способствует выведению камней из почек. Картофель - в соке содержится витамин U ; используется для ле­чения язвы желудка, крахмал стимулирует синтез витамина В в орга­низме. Помидор — витамины, органические кислоты, минеральные веще­ства, при атеросклерозе, антивоспалительное средство, укрепляет ка­пилляры.

Слайд 20

Название « Прозвище » Апельсин Абрикос Айва Ананас Гранат Картофель Помидор Клю­чевое слово Чертово яблоко Х А О Ш Ю З X з Сосновое яблоко Г Я Л Д М Е Ф д Китайское яблоко О Ы П С В У Н о Карфагенское яблоко Э А Д И Р В Ц р Армянское яблоко Р О Щ Т Х Ь К о Золотое яблоко ( яблоко любви) Я Ч Н С Й П В в Медовое яблоко С Т О К Е Ю Д о

Слайд 21

Молодцы!

Слайд 22

Спасибо за внимание 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование осанки школьников среднего возраста средствами физической культуры

Лечебная физическая культура — медицинская дисциплина, использующая средства и принципы физической культуры для лечения заболеваний и повреждений, предупреждения их обострений и осложнений, восстановл...

Интеллектуальная игра "Путешествие в средние века"

Развивает интерес учащихся к данному периоду всеобщей истории...

Методическая разработка на тему "Особенности методики совершенствования выносливости у школьников среднего возраста"

Курсовая работа об особенностях методики совершенствования выносливости у школьников среднего школьного возраста...

Методическая разработка экологической акции для школьников среднего возраста «Бой Королю мусора и принцессе Замарашке»

В рамках экологической акции проводятся беседы об истории мусора, конкурс поделок из использованных предметов и вещей, проведение исследовательских работ, анкетирование, изготовление плакатов, л...

«Баскетбол, как инструмент формирования и развития координации у школьников среднего возраста»

laquo;Не трудно видеть, что игра в мяч может развивать свойства души и тела до той высокой степени, к достижению которой стремятся люди». Клавдий Гален...

Занимательная химия. Интеллектуальная игра для учащихся 9 классов.

Занимательная химия. Интеллектуальная игра для учащихся 9 классов. Цель: Продолжить развитие логического мышления, применение теоретических знаний, полученных в ходе уроков; повышение познав...