«Виртуальные экскурсии по Санкт-Петербургу как инновационная форма обучения и воспитания. Выборгский район в годы блокады Ленинграда»
видеоурок

Нанушева Елена Владимировна

познакомить воспитанников с событиями Великой Отечественной Войны – Выборгским районом во время блокады Ленинграда;   рассказать о том, как люди жили в течение 900 дней, как они смогли выжить, и какое значение сыграла Блокада Ленинграда в истории нашей страны; познакомить с судьбами людей, жизни которых Блокада унесла, или изменила полностью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx36.11 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение центр для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

«Центр содействия семейному воспитанию № 4»

СОГЛАСОВАНО                                                                      УТВЕРЖДАЮ

Зам.директора по ВР                                                                 Директор ГБУ МЦССВ № 4

______________С.С.Юдина                                                     _____________О.В.Галкина

«______»_________20___г.                                                      «______»_________20____г.

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ

«Виртуальные экскурсии по Санкт-Петербургу

как инновационная форма обучения и воспитания.

Выборгский район в годы блокады Ленинграда»

Составили  и провели:

Воспитатели ЦССВ № 4

ПОЛЯНСКИХ Е.Г.

НАНУШЕВА Е.В.

Санкт-Петербург

2023

«Выборгский район в годы блокады Ленинграда»

Я никогда героем не была.

Не жаждала ни славы, ни награды.

Дыша одним дыханьем с Ленинградом,

я не геройствовала, а жила.

О.Ф.Берггольц

Методическая характеристика темы: патриотическое воспитание всегда являлось одной из важнейших задач современного образования и воспитания. И сегодня жизненно важно возродить в российском обществе чувство истинного патриотизма как духовно-нравственную и социальную ценность, сформировать в молодом человеке граждански активные, социально значимые качества, которые он сможет проявить в созидательном процессе и в тех видах деятельности, которые связаны с защитой российских рубежей.

Цель: Целью данного мероприятия является на примерах мужества, храбрости вызвать у воспитанников чувства патриотизма, сострадания, сопереживания; развить чувства гражданственности, уважения перед людьми, выстоявшими в годы войны; формирование положительной оценки духовного подвига советского народа.

Задачи:

Познавательные:  познакомить воспитанников с событиями Великой Отечественной Войны – Выборгским районом во время блокады Ленинграда;   рассказать о том, как люди жили в течение 900 дней, как они смогли выжить, и какое значение сыграла Блокада Ленинграда в истории нашей страны; познакомить с судьбами людей, жизни которых Блокада унесла, или изменила полностью.

Развивающие:  развивать у воспитанников умение давать оценку событиям, нравственным поступкам людей, развивать навыки выразительного чтения, развивать умение самовыражаться, излагать свои мысли.

Воспитательные: воспитание патриотизма и гражданственности, нравственное воспитание, воспитание уважения к людям, прошедшим через Великую Отечественную Войну, воспитание чувства гордости за русский народ, воспитание гуманизма (учить, в первую очередь, всегда оставаться людьми).

Использование современных педагогических технологий:

  • технология воспитания духовной культуры молодого поколения. Модель “Воспитание патриотизма и гражданственности”;

  • технология воспитания с помощью аудиовизуальных технических средств.

Метод проведения: виртуальная экскурсия

Форма проведения: открытое  групповое мероприятие.

Участники: воспитанники в возрасте 9-17 лет, воспитатели, педагог-психолог Балаболкина М.Л., методист ЦССВ № 4, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и педагогических технологий ЛГУ Им. А.СМ.Пушкиина Панова Н.В.

Место проведения:  компьютерный класс

Продолжительность занятия:  45 минут

Подготовительная работа: подготовка презентации, посещение Музея блокады Ленинграда, возложение цветов к памятнику защитникам  ленинградского неба аэродрома «Сосновка», чтение стихов и книг о блокадном Ленинграде.

Педагогические средства: эмоциональный фон (речь воспитателя и специально подобранное музыкально-наглядное сопровождение); занимательность, наглядность.

Оборудование: системный блок и монитор, проектор магнитофон, диск с песнями военных лет, «Ленинградская симфония Шостаковича», презентация «Выборгский район в годы блокады Ленинграда».

Оформление: презентация, включить воспроизведение записи “Священная война”.

План занятия:

  • Организационный момент.
  • Актуализация опорных знаний воспитанников.
  • Работа с воспитанниками.
  • Подведение итогов.
  • Обратная связь.

Ход мероприятия

  1. Вводно-мотивационный момент

Слайд 1

         Война – самое страшное слово. А есть еще одно слово, знакомое каждому ленинградцу – Блокада. Как жила Выборгская сторона в страшные годы войны? Сегодня мы поговорим об этом.

Слайд 2

         Тяжелым испытанием стала ленинградская блокада. Жители Выборгской стороны в полной мере разделили судьбу блокадного города. Район подвергался жестоким обстрелам и бомбежкам.

Слайд 3

         Дыханием войны на Выборгской стороне повеяло в конце 1939 года, когда по Старо-Парголовскому проспекту проходили войска в направлении Карельского перешейка – на советско-финскую войну, короткую и необычайно жестокую, справедливо названную Александром Твардовским «незнаменитой».

         На 105 дней войны Ленинград стал военным, прифронтовым городом. Привычная мирная жизнь нарушилась. Горожанам пришлось столкнуться со многими трудностями. Главное, что сразу же ощутили жители города, – начались перебои с продовольствием. Резко подскочили цены, появились очереди за продуктами, стал ощущаться недостаток то в одном, то в другом.

Одним из знаков военного времени стал введенный в Ленинграде режим светомаскировки – полного затемнения в темное время суток. Многие жители обзавелись маленькими фонариками. Темнотой в городе сразу же воспользовался криминальный мир и хулиганы, вечером выходить на улицы стало страшно и опасно.

Часто слышалась стрельба из дальнобойных орудий. Жители жадно ловили любые сообщения с фронта, на улицах возле репродукторов, во время последних известий, выстраивались толпы народа. По утрам моментально раскупались газеты. Когда война закончилась, в Ленинграде вздохнули с облегчением. Как оказалось, ненадолго…

Слайд 4

Тяжелым испытанием стала ленинградская блокада. Она началась 08 сентября 1941 года.  Жители Выборгской стороны в полной мере разделили судьбу блокадного города. Район подвергался жестоким обстрелам и бомбежкам.

Слайд 5

Самым страшным, как и во всем городе, являлся голод. Жителям Выборгской стороны было чуточку лучше, чем ленинградцам, жившим в центральных районах: все зеленые пространства сразу же стали огородами. Даже после войны еще долгое время жители «по инерции» продолжали использовать большое количество огородов.

Слайд 6

Во время войны продолжали работать многие заводы и фабрики в Лесном, выпуская продукцию для фронта. На заводе «Светлана» выпускались снаряды, гильзы и оборонная продукция. В Лесотехнической академии ряд лабораторий в кратчайший срок переоборудовали под производственные мастерские по выпуску продукции для фронта. Здесь выпускались противопехотные мины, ложи к ручным пулеметам Дегтярева и т. д. В электромеханических мастерских производили точные аэронавигационные приборы-индикаторы курса, а также дивизионные и полковые радиостанции. Химическая лаборатория готовила горючую смесь для противотанковых бутылок, наладила выпуск витаминов из хвои.

Слайды 7-9

         Военным объектом стал парк Сосновка, где еще в 1930-х годах расположился общегородской лагерь Осовиахима.

         В самом Сосновском лесопарке осенью 1941 года появился фронтовой аэродром. Его строительство здесь связано с тем, что, после того как Ленинград попал в осаду, все крупные военные аэродромы оказались у противника и Ленинграду срочно требовались новые аэродромы для базирования военной авиации. Фронтовой аэродром в Сосновке строили инженерно-строительный батальон и отряд «стройармейцев», состоявший из мобилизованных девушек. Посреди соснового леса расчистили площадку, разровняли и утрамбовали землю для взлетно-посадочной полосы. По окраинам полосы в лесу построили укрытия для самолетов, землянки для летного состава, склады горючего и боеприпасов. Строился аэродром с сентября по декабрь 1941 года, уже в первые дни 1942 года на него садились большие грузовые самолеты с продовольствием для населения и фронта.

         На территории нынешнего мототрека находился специальный питомник, куда в начале войны, когда объявили «всеобщую собачью мобилизацию», ленинградцы отдавали своих четвероногих друзей. Здесь собак учили премудростям связного дела.

Слайд 10

Все 900 дней ленинградской осады в Лесном работала Центральная районная библиотека имени A.C. Серафимовича. Она находилась в это время в особняке на Старо-Парголовском проспекте – знаменитой «даче Шаляпина». Сюда приходили бойцы, медсестры, рабочие, брали книги, бережно заворачивали их в обрывок бумаги или просто прятали за пазуху. Для местных жителей библиотека служила не только настоящим культурным очагом, но и просто очагом жизни, где можно было отогреться. Недаром ее называли «огонек в Лесном». По воспоминаниям жителей, каждый день сюда приходила библиотекарша, топила печь в одной из комнат и очень доброжелательно выдавала книги посетителям.

Слайд 11-13

В осажденном городе работали 30 школ. Местом учебы стали и некоторые бомбоубежища жилых зданий. Даже в таких жутких условиях дети учились. Это был подвиг. Опасен и тяжел путь в школу. На улицах часто рвались снаряды.

В школах и бомбоубежищах, где проводились занятия, стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках, рукавицах. Руки коченели, а мел выскальзывал из пальцев. Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь - дистрофия. А к ней еще прибавилась и цинга. Кровоточили десны. Качались зубы. Ученики умирали не только дома, на улице, по дороге в школу, но, случалось и прямо в классе.

Слайд 14

В первую блокадную зиму горожане съели практически всех домашних животных, в том числе кошек. Это вызвало небывалый рост популяции крыс.

После прорыва блокады в январе 1943 года власти провели спецоперацию: в Ярославской области было собрано четыре вагона дымчатых кошек, которых перебросили в осажденный город.

Слайд 14-16

Осенью 1941 года баня закрылась из-за отсутствия воды и электричества. С апреля 1942 года она продолжила свою работу, что стало очень заметным событием в блокадном городе. Сюда подавалась только горячая вода, холодную было необходимо приносить с собой. Ее брали в роднике на нынешнем пр.Непокоренных. Женщины и мужчины мылись вместе, на что в блокадное время просто не обращали внимания. Зденсь же работала парикмахерская. В самом конце войны баню называли "баня с музыкой". Директор бани, демобилизовавшийся моряк-радист, установил везде динамики.

Слайд 17

  По льду Ладожского озера была проложена автомобильная дорога, названная “дорогой жизни”. Она позволила подвозить боеприпасы, продукты, вывозить больных из блокадного города. За 102 дня работы ледовой трассы по ней было доставлено в Ленинград более 200 т грузов. Работа ледовой трассы сделала возможным уже с 25 декабря повысить нормы выдачи хлеба рабочим на 100 г, служащим, инвалидам и детям - на 75 г в сутки.

По дну озера был проложен энергетический кабель, а также трубопровод, снабжавший Ленинград горючим. Хлеб доставляли теперь не только по воздуху, но и по ледовой дороге через Ладожское озеро. Грузовики шли по льду под постоянными бомбежками, поэтому этот путь прозвали “Дорогой смерти”.

Слайд 18

В начале 1944 года, наши силы были в собраны  в мощный кулак, достаточный для уничтожения врага. Стояла весенняя погода: оттепель, туманы, метели... Все это осложняло проведение крупной операции.  Наши двигались скрытно через леса и болота, по разбитым, раскисшим дорогам. Важнейшим результатом этого наступления было полное освобождение города.

Слайд 19

900 осадных дней не прошли даром. Ленинград понес огромные и невосполнимые потери. В дни блокады умерло только от голода более 600 тыс, человек. Но ни голод, ни холод, ни артиллерийские обстрелы не сломили дух его защитников. Родина  высоко оценила заслуги города —   героя. 26 января 1945 года он был награжден орденом Ленина. Более 930 тыс, солдат, воевавших у его рубежей, удостоились медали «3а оборону Ленинграда».

Слайд 20

Те, кто пережил блокаду, были обычными людьми. Они сумели совершить невозможное - пережить ледяной ад. И не только пережить, но и остаться людьми. Они уходят, и вместе с ними уходит история. От нас с вами зависит, чтобы она не ушла навсегда.

Почтим память павших под Ленинградом минутой молчания.

Чтение воспитанниками стихов о блокадном Ленинграде

(2 человека)

Закрепление просмотренного  материала.

-Когда началась блокада Ленинграда? 8 сентября 1941 г.

-Почему Гитлер хотел разрушить Ленинград? сломить русский дух, уничтожить то, что дорого народу и истории.

-Что предприняли ленинградцы для защиты своего города?

-Какие трудности и лишения пережили ленинградцы?

-Почему дорогу через Ладожское озеро назвали Дорогой жизни?

- Сколько времени длилась блокада? 900 дней

-Каково значение блокады для всего народа? Схватка с фашизмом, отстоять свободу и достоинство. В этом подвиг народа.

Ребятам предлагается заполнить лист-опросник для оценки проведенного занятия.

Домашнее задание:  творческое задание -  рисунок в любой технике

Благодарность ребятам за участие в работе.

Список литературы и интернет ресурсов.

  1. «Ничто не забыто. 320 страниц о 900 днях блокады Ленинграда», литературно-художественное издание. ФГУП «Детгиз-Лицей», СПб, 2005г.
  2. А.С.Никольский. Ленинградский альбом. Издательство «Искусство», СПб, 1984г.
  3. «Мойжес А.Л. «Дети города-героя». «Лениздат», 1973г.
  4. Адамович А., Гранин Д., «Блокадная книга», «Лениздат», 2013г.
  5. В.Инбер, «Душа Ленинграда», «Лениздат», 1978г.
  6. Воронов Ю.П. Блокада: книга стихов. М., Сов.Россия, 1986г.
  7. http://biofile.ru/his/24679.html
  8. http://www.memorial.krsk.ru
  9. http://er3ed.qrz.ru/berggolts-leningradskaya.htm
  10. http://easyen.ru/load/metodika/k_prezentacijam/shirokoformatnye_shablony_saljut_pobedy/277-1-0-28717

     11. http://pedsovet.su/

     12. http://tbrus.ucoz.ru/publ/blokada_leningrada_100_foto/1-1-0-861

     13. http://nnm.me/blogs/west_yura/redkie-foto-iz-blokadnogo-leningrada/

     14. https://ru.wikipedia.

     15. http://p-w-w.ru/index.php?topic=6247.0

Приложения

  1. Презентация к занятию

  1. Стихи ленинградских поэтов о блокаде Ленинграда

Ю.Воронов. Блокада

В блокадных днях

Мы так и не узнали:

Меж юностью и детством

Где черта?..

Нам в сорок третьем

Выдали медали

И только в сорок пятом –

Паспорта.

И в этом нет беды.

Но взрослым людям,

Уже прожившим многие года,

Вдруг страшно оттого,

Что мы не будем

Ни старше, ни взрослее,

Чем тогда.

В.Инбер. Залпы победы

Улицы, ограды, парапеты,

Толпы… Толпы… Шпиль над головой.

Северным сиянием победы

Озарилось небо над Невой.

Гром орудий, но не грохот боя.

Лица… Лица…Выраженье глаз.

Счастье… Радость… Пережить такое

Сердце в состоянье только раз.

Слава вам, которые в сраженьях

Отстояли берега Невы.

Ленинград, не знавший пораженья,

Новым светом озарили вы.

Слава и тебе, великий город,

Сливший воедино фронт и тыл.

В небывалых трудностях который

Выстоял. Сражался. Победил.

  1. Лист-опросник для оценки проведенного занятия.

Содержание

Ответы

1

Информация была новой и интересной

2

Информация была полезной

3

Все ли тебе было понятно в предложенной информации?

4

Что Вы для себя узнали нового и важного во время занятия?

5

Что захотелось сделать после мероприятия?

6

Мне особенно понравилось

7

Я бы хотел еще узнать


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к виртуальной экскурсии "Основание Санкт-Петербурга"

В своей презентации я немного углубился в историю основания Санкт-Петербурга, чтобы познакомить своих кадет с городом, в котором они учаться, т.к.  мои воспитанники приехали в культурную столицу ...

Виртуальная экскурсия по Санкт-Петербургу.

Конспект занятия.Электронная презентация" Достопримечательности Петербурга".Аудиозапись песни "Which land is the best?"Материал содержит в себе описание маршрута виртуальной экскурсии по Централ...

“Виртуальные экскурсии по Санкт-Петербургу на английском языке для 5-7 классов”.

Ознакомление с достопримечательностями города Санкт-Петербург. Роль "Северной столицы" в истории России. Создание виртуальной экскурсии по Санкт-Петербургу. Проведение экскурсий по Санкт-Петербургу дл...

Методическая разработка на тему: “Виртуальные экскурсии по Санкт-Петербургу на английском языке для 5-7 классов”.

Ознакомление с достопримечательностями города Санкт-Петербург. Роль "Северной столицы" в истории России. Создание виртуальной экскурсии по Санкт-Петербургу. Проведение экскурсий по Санкт-Пет...

Тематический урок "Блокадной памяти страницы" (виртуальная экскурсия по Санкт-Петербургу).

Тематический урок "Блокадной памяти страницы" позволяет совершить виртуальную экскурсию по памятным местам Санкт- Петербурга, связанным с блокадным прошлым нашего города. Урок состоит из дву...

«Виртуальные экскурсии по Санкт-Петербургу как инновационная форма обучения и воспитания»

       Виртуальные экскурсии – один из самых эффективных и убедительных на данный момент способов представления информации, поскольку они создают у зрителя полную иллю...

«Виртуальные экскурсии по Санкт-Петербургу как инновационная форма обучения и воспитания»

       Виртуальные экскурсии – один из самых эффективных и убедительных на данный момент способов представления информации, поскольку они создают у зрителя полную иллю...