Дополнительная образовательная программа "Основы общепринятого этикета"
методическая разработка (11 класс) по теме

Что такое этикет? Когда он появился? И одинаков ли он для всех? Как вести себя в разных ситуациях и в различных местах?  И какие виды этикета существуют? На все эти вопросы я полыталась дать ответы в данной программе (на эту разработку была получена лицензия министерства образования Красноярского края). Программа рассчитана на учащихся 10-11 классов, однако в случае необходимости её несложно расширить и адаптировать для учащихся более младших возрастов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osnovy_obshcheprinyatogo_etiketa.doc163 КБ

Предварительный просмотр:

Чуракова В.П., «Основы общепринятого этикета»

Содержание

Стр.

Пояснительная записка

2

Цели и задачи изучения курса

3

Требования к подготовке учеников по курсу

4

Тематический план курса

5

Содержание курса

7

Литература для учащихся

13

Литература для учителя

13

Пояснительная записка

Сложившиеся нормы нравственности являются результатом длительного по времени процесса становления взаимоотношения между людьми. Без соблюдения этих норм невозможны политические, экономические, культурные отношения, ибо нельзя существовать, не уважая друг друга, не налагая на себя определенных ограничений.

Одним из основных принципов современной жизни является поддержание культурных отношений между людьми и стремление избежать конфликтов. Поэтому ничто не цениться окружающими нас людьми так дорого, как вежливость и деликатность. Но в жизни нам нередко приходится сталкиваться с грубостью, резкостью, неуважением к личности другого человека. Причина здесь в том, что очень часто мы недооцениваем культуру поведения человека, его манеры.

        К сожалению, сейчас совершенно затерто прекрасное высказывание Сервантеса: «Ничего не стоит так дешево и не ценится так дорого, как вежливость». Истинная вежливость может быть лишь доброжелательной, так как она – одно из проявлений искренней, бескорыстной благожелательности по отношению ко всем другим людям, с которыми человеку приходится встречаться на работе, в доме, где живет, в общественных местах.

Воспитывать в себе нужно не столько манеры, сколько то, что выражается в манерах: бережное отношение к миру, к обществу, к природе, к своему прошлому и прошлому своей Родины.

        Интеллигентность не только в знаниях, но и в способности к пониманию другого проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя за столом, в умении незаметно помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя – не мусорить окурками или руганью, дурными идеями.

        Интеллигентность - это терпимое отношение к миру и к людям.

        Мы живем в окружении других людей и нам небезразлично их отношение. Но часто мы сами бываем повинны в том, что знакомства прекращаются, что возникают казусные, нелепые, а то и конфликтные ситуации… Как избежать их – на улице, в театре, в ресторане, на теплоходе, наконец, в собственном доме? Всем этим вопросам посвящен данный курс.

        Половина занятий будет носить лекционный характер, остальные – совмещать лекционный материал и практику, некоторые же будут посвящены исключительно практике. Совмещение различных форм работы позволит учащимся не только закрепить новый материал, но и научится применять свои новые знания.

Цель и задачи изучения курса

Цель курса: формирование у учащихся знаний об основах общепринятого этикета для их успешной социализации и адаптации в обществе.

Задачи курса:

  • сформировать у учащихся представление о том, что такое культура поведения, вежливость, манеры;
  • содействовать выработке у учащихся активной жизненной позиции;
  • привить учащимся навыки того, как следует держать себя в различных жизненных ситуациях;
  • дать учащимся знания о некоторых русских и зарубежных праздниках, обычаях и обрядах, тем самым знакомя их с культурным наследием своей Родины и мира в целом;
  • помочь учащимся повысить уровень своей коммуникативной культуры.

Требования к подготовке учеников по курсу

Учащиеся должны знать:

  • правила и возможности поведения в тех или иных жизненных ситуациях;
  • этические принципы формирования благоприятных межличностных отношений;
  • правила самопрезентации;
  • основные законы моды и стиля;
  • наиболее известные русские и зарубежные праздники, а также традиции, связанные с ними.

Учащиеся должны уметь:

  • контактировать с людьми, обеспечивать положительный морально-психологический климат как в собственной семье, так и вне ее;
  • оценивать конфликтные ситуации, в которых по какой-либо причине оказались, и находить выход из них;
  • вести переговоры и переписку (в том числе деловые);
  • корректно преподносить собеседникам разного рода информацию.

Учащиеся должны получить навыки:

  • применения этикета в повседневной жизни человека;
  • коммуникационной культуры.

Тематический план курса

Темы занятий

Количество часов

всего

лекц.

лекц.-практ.

практ.

1

Кратко об истории этикета. Виты этикета.

1

2

Знакомство, представление, приветствие.

2

1

1

3

«Ты» или «Вы»? Правила обращения.

1

1

4

Телефонный разговор. Правила общения по телефону.

1

1

5

Сотовый телефон и SIM-карта. Что такое SIM-карта? Мобильный этикет: десять базовых правил, которые должен знать каждый.

5

1

3

1

6

Переписка. Виды писем.

2

1

1

7

Правила общения во Всемирной Паутине. Net-этикет.

2

1

1

8

Правила поведения в городском транспорте.

1

1

9

Как следует вести себя в магазине.

1

1

10

Устройство на работу. Резюме.

1

1

11

Первый рабочий день.

1

1

12

Деловые отношения.

1

1

13

Как следует вести себя во время путешествия, проживая в гостинице.

1

1

14

Этикет путешествующего автостопом.

1

1

15

Как вести себя в кафе, в ресторане.

1

1

16

Суши-бар. Этикет по-японски.

1

1

17

Как держаться на балу и как должно одеваться на бал.

2

2

18

Из истории бальных танцев.

2

2

19

Посещение театров, концертов, музеев, библиотек.

2

1

1

20

Одежда, мода и стиль.

2

1

1

21

Драгоценности и бижутерия. Виды камней. Украшения для мужчин и женщин.

4

4

22

Косметика женская и мужская.

1

1

23

Цветы. Значения цветов и цвета.

1

1

24

Подарки близким.

1

1

25

Подарки коллегам.

1

1

26

Вы – гость, у Вас – гости.

2

2

27

Визиты. Прием визитов.

2

2

28

Размещение гостей. Шведский стол.

2

2

29

Сервировка стола. Что, когда и как надо подавать.

2

2

30

Поведение за столом.

1

1

31

Праздничное меню и блюда.

2

1

1

32

Напитки.

2

2

33

Этикет курения.

1

1

34

Мой дом – моя крепость.

1

1

35

Государственные праздники.

1

1

36

Посещение церкви.

1

1

37

Праздники католической и православной церкви. Старый и Новый стиль.

3

2

1

38

Счастливого Рождества!

1

1

39

Традиции празднования Святок, Масленицы, Троицы. Гадания и Колядки.

3

2

1

40

Помолвка, обручение; свадьба, венчание.

2

2

41

Рождение ребенка, крестины, именины.

2

2

42

Семья.

1

1

Итого:

68 часов

Содержание курса

1. Кратко об истории этикета. Виды этикета. (1 час)

В этой лекции будет кратко рассказано о том, что такое этикет, где и в какое время он зародился. Также будут рассмотрены главные виды этикета: общегражданский, дипломатический, придворный, воинский и пр. Особый акцент будет сделан на общегражданском.

2.Знакомство, представление, приветствие. (2 часа)

Как грамотно знакомится с людьми, как представить своего спутника (спутницу) и в каких случаях этого не стоит делать, как в различных ситуациях приветствовать встречающихся людей – всем этим вопросам будет посвящена тема второго занятия.

3. «Ты» или «Вы»? Правила общения. (1 час)

На занятии будет рассмотрено, к кому и как нужно обращаться, в каких случаях оптимальным вариантом будет обращение в третьем лице, а также вежливые формы ответов.

4.Телефонный разговор. Правила общения по телефону. (1 час)

Лекционно-практическое занятие будет проводиться в форме беседы, во время которой планируется совместно с учащимися выработать некоторые правила, которые следует учитывать, общаясь по телефону (возможно, поговорить о тех правилах, о которых учащиеся могут забыть), а также обсудить, все ли эти правила соблюдают.

5. Сотовый телефон и SIM-карта. Что такое SIM-карта? Мобильный этикет: десять базовых правил, которые должен знать каждый. (5 часов)

Данное занятие является логическим продолжением предыдущего. Здесь будет рассказано, что такое SIM-карта и сотовый телефон, каковы основные принципы их работы; также учащимся будут представлены последние исследования мобильных операторов, посвященные этикету общения по телефону. Дискуссия о законодательстве, разрабатываемом в данной области жизнедеятельности человека. Учащимся будет предложено разработать собственные проекты в русле данной тематики.

6. Переписка. Виды писем. (2 часа)

Форма, содержание и оформление письма, через которые можно показать свое уважение к адресату. Примеры писем. Виды писем (уведомления, прошения, благодарственные, рекомендательные, поздравительные и пр.). Учащимся будет предложено написать письмо в соответствии с правилами, предъявляемыми к письмам.

7. Правила общения во Всемирной Паутине. Net-этикет. (2 часа)

Пожалуй, большая часть современной молодежи с той или иной частотой посещает Internet, но далеко не все они знают, что в сети тоже есть правила этикета. Цель занятия – ознакомить учащихся с этими правилами, помочь им стать более грамотными пользователями.

8. Правила поведения в городском транспорте. (1 час)

Цель занятия – объяснить детям правила поведения в общественном транспорте, а также обсудить, часто ли люди применяют их в повседневной жизни.

9. Как следует вести себя в магазине. (1 час)

Основной целью занятия является знакомство учащихся с нормами поведения в магазине; с тем, как следует общаться с продавцом, как вести себя в очереди и т.д.

10. Устройство на работу. Резюме. (1 час)

Статистика показывает, что большинство устраивающихся на роботу людей прежде всего интересует, как следует себя вести в разговоре с работодателем, о чем говорить и о чем лучше умалчивать, как произвести хорошее впечатление. Данное занятие будет посвящено всем этим вопросам.

11. Первый рабочий день. (1 час)

В продолжение предыдущего занятия – беседа о «первых шагах» человека, только что принятого на работу.

12. Деловые отношения. (1 час)

Данное занятие будет посвящено деловому этикету, тому, как грамотно выстраивать деловые отношения с коллегами, партнерами и т.д.

13. Как следует вести себя во время путешествия, проживая в гостинице. (1 час)

Цель занятия – объяснить детям, как лучше всего собираться в путешествие, как вести себя во время переезда (перелета), как бронировать номер в гостинице и т.д.

14. Этикет путешествующего автостопом. (1 час)

В последнее время путешествия автостопом становятся все более популярны, особенно в молодежной среде.  Целью данной лекции является знакомство учащихся со способами «голосования», поведения в машине, возможных тем для беседы с шофером, а также с таким щекотливым моментом, как оплата проезда.

15. Как вести себя в кафе, в ресторане. (1 час)

Правила поведения в кафе, ресторане. Как выбирать столик. Как себя вести при встрече со знакомыми. Как расплачиваться по счету и как давать официанту чаевые.

16. Суши-бар. Этикет по-японски. (1 час)

Восточная кухня обретает все большую популярность, традиционные рестораны и суши-бары открываются повсюду, но правила поведения в таких заведениях могут быть столь же экзотичны, сколь и блюда. Цель занятия – ознакомить учащихся с некоторыми особенностями поведения в восточном ресторане.

17. Как держаться на балу и как должно одеваться на бал. (2 часа)

Традиция устраивать балы постепенно возрождается, и целью данного занятия является объяснить учащимся, как следует вести себя на балу, как принимать приглашения или же приглашать на танец; и, наконец, какая одежда допустима на подобных мероприятиях.

18. Из истории бальных танцев. (2 часа)

Наиболее популярные танцы, их краткая история, а также особенности поведения во время танца.

19. Посещение театров, концертов, музеев, библиотек. (2 часа)

Как следует готовиться к посещению различных общественных мест и как должно там себя вести.

20. Одежда, мода и стиль. (2 часа)

Цель занятия – объяснить учащимся разницу между понятиями «мода» и «стиль», а также то, что быть стильным и быть модным – это не одно и то же.

21. Драгоценности и бижутерия. Виды камней. Украшения для мужчин и женщин. (4 часа)

Драгоценные, полудрагоценные камни и самоцветы. Виды камней. Как подбирать украшения. В каких случаях какие украшения уместно одевать. Украшения для мужчин и женщин.

22. Косметика женская и мужская. (1 час)

Косметика как средство подчеркнуть свои достоинства. Краткая история косметических средств. Особенности дневного и вечернего макияжа. Мужская и женская косметика. Личная гигиена.

23. Цветы. Значения цветов и цвета. (1 час)

Цветы как самый универсальный подарок. Выбор букета. Значение цвета бутонов. Цветок как символ. Выражение чувств с помощью цветов.

24. Подарки близким. (1 час)

Виды подарков, подарки к конкретным праздникам, стоимость подарка. Как дарить и принимать подарки. Как подбирать подарки с учетом возраста и степени родства.

25. Подарки коллегам. (1 час)

На какие праздники уместно дарить подарки начальству и коллегам по работе, какие это могут быть подарки. «Повторные» подарки.

26. Вы – гость, у Вас – гости. (2 часа)

Как принимать гостей и ходить в гости, как вести себя в гостях. Благодарность за приглашение или прием.

27. Визиты. Прием визитов. (2 часа)

Отличие визитов от похода в гости. Цели визитов. Виды визитов. Особенности этикета во время того или иного визита.

28. Размещение гостей. Шведский стол. (2 часа)

«Планировка» стола и варианты размещения гостей. Почетные места. Варианты сервировки шведского стола.

29. Сервировка стола. Что, когда и как надо подавать. (2 часа)

Сервировка стола для закусок. Сервировка обеденного стола. Сервировка стола для ужина. Сервировка чайного вечернего стола. Посуда и столовые приборы. Перемены блюд.

30. Поведение за столом. (1 час)

Как держать себя за столом. Одежда для застолья. Тосты, здравицы и речи. Пение за столом.

31. Праздничное меню и блюда. (2 часа)

Что такое меню и как его составлять, что при этом необходимо учитывать. Как подавать и как кушать различные блюда.

32. Напитки. (1 час)

Виды напитков. Температура, при которой следует подавать напитки. Закуски. Бокалы для напитков.

33. Этикет курения. (1 час)

Все знают о вреде курения, но далеко не все знакомы со сводом правил которые должен знать и которым следовать каждый курильщик. Цель занятия – ознакомить учащихся с этими правилами.

34. Мой дом – моя крепость. (1 час)

Дом как иллюстрация жизни человека. Как создать уют в маленькой квартире. Как содержать свой дом в порядке. Дом как место приема гостей.

35. Государственные праздники. (1 час)

Виды, традиции и история государственных праздников. Какие государственные праздники имеют народные корни. Какие торжества устраиваются в честь различных праздников.

36. Посещение церкви. (1 час)

Форма одежды, приемлемая для посещения церкви. Поведение в церкви. Литургия и таинство.

37. Праздники католической и православной церкви. Старый и Новый стиль. (3 часа)

Различия Старого и Нового стиля. Католические и православные праздники. Праздники конкретных религий, ставшие международными.

38. Счастливого Рождества! (1 час)

Традиции, связанные с празднованием Рождества. Рождественские венки и украшения из теста. Пряничный домик. Украшение Рождественского стола.

39. Традиции празднования Святок, Масленицы, Троицы. Гадания и колядки. (1 час)

Что такое Святки, Масленица и Троица. Истоки и традиции праздников. Когда и как гадали наши предки. Колядки и традиции колядования.

40. Помолвка, обручение; свадьба, венчание. (2 часа)

Разница между помолвкой и обручением, гражданским и церковным браком. Традиции, связанные со всеми этими событиями. «Мальчишник» и «девишник». Свадебные чины и их обязанности.

41. Рождение ребенка, крестины, именины. (2 часа)

Поздравления с новорожденным. Таинство крещения. Именины и значения имен. Почему необходимо подбирать имя исходя из отчества. Подарки на именины.

42. Семья. (1 час)

Семья как ячейка общества. Семейный этикет. Важность терпения, понимания и взаимоуважения среди членов семьи. Семья и работа.

Литература для учащихся

  1. Будагов Р. Как мы говорим и пишем. М.,1988.
  2. Глазычев В.Л. О нашем жилище. М.,1987.
  3. Иванов В.Г. Очерк истории этики, Л., 1980.
  4. Формановская Н.И. Вы сказали:"3дравствуйте!". М.,1989.

Литература для учителя

  1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. М. ,1993.
  2. Байбурин А.К., Топорков А.Л. У истоков этики. Л.,1990.
  3. Библер В.С. Нравственность. Культура. Современность. М.,1990.
  4. Гусейнов А.А. Золотое правило нравственности. М., Любое издание.
  5. Гусейнов А.А. Введение в этику. М., 1985.
  6. Гусейнов А.А. Социальная природа нравственности. М.,1974.
  7. Гусейнов А.А., Иррилтц Г. Краткая история этики. М. ,1987.
  8. Дробницкий 0.Г., Кон И.С. Словарь по этике. М.,1970.
  9. Дробницкий 0.Г. Понятие о морали. М.,1977.
  10. Земска М. Семья и личность. М.,198б.
  11. Иванов В.Г. История этики древнего мира. Л.,1980.
  12. Иванов В.Г. История этики средних веков. М.,1984.
  13. Карнеги Д. Как перестать беспокоиться и начать жить. М.,1990.
  14. Ковалев С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни. М., Просвещение, 1991.
  15. Мень А. История религии. М.,1992.
  16. Муравьева 0.С. Как воспитывали русского дворянина. М.,1995.
  17. Психология. Словарь / Под редакцией А.В.Петровского, М.Г. Ярошевского / М.,1990.
  18. Супрун А., Хилановский Г. Почему мы так одеты. М., 1990
  19. Тимошенко Л.Н. Воспитание старшеклассниц. М.,1983.
  20. Чиненный А.И., Стоян Т.А. Этикет на все случаи жизни. М.,1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж"

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж" ( Косметология, визаж)...

Из опыта реализации дополнительной образовательной программы «Основы этической культуры»:формирование нравственных качеств учащихся на уроках этикета.

Программа для педагогов, учителей и работников образования.Советую прочитать и почерпнуть для себя что-то новое, интересное, современное....

Дополнительная образовательная программа "Школа этикета"

Данная программа предназначена для педагогов дополнительного образования, а также может быть использована учителями начальных классов, среднего звена, а также классными руководителями...

Дополнительная общеобразовательная программа "Школа этикета"

Мы постоянно находимся среди людей хорошо знакомых или малознакомых. Но готовы ли мы вести со всеми окружающими людьми так, чтобы и мы сами и они чувствовали взаимное удовлетворение общением? Культура...

Дополнительная общеразвивающая программа «Школа этикета»

В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относится воспитание свободной, творческой, инициативной, ответственной и саморазвивающейся личности. Программа реализует основные пр...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог

Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...

Рабочая программа дополнительного образования по курсу "Этикет"

Данная программа рассчитана на воспитанников 5-9 классов кадетского корпуса.  Изучение этикета заложено в традициях кадетских корпусов России практически с самого их основания. Стать гармоничной ...