Программа Музыкатерапия
методическая разработка по теме

 Программа МЕЛОДИЯ музыкально-терапевтических занятий

 Формирование эмоционально-волевой сферы обучающихся младших классов через различные средства искусств

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_muz.doc120 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

РЕСПУБЛИКА ХАКАСИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 8 г.САЯНОГОРСКА

655600 Республика Хакасия г. Саяногорск, Интернациональный м/район, дом 20

тел. 8 (39042) 2-36-33

Рассмотрено на заседании                                                                             Утверждено

методического совета                                                                 приказом от_____№______

от__________протокол №_____                                                 директор школы

председатель совета______                                                    _________/______________/

Принято на заседании

 педагогического совета

№_____от____________________

ПРОГРАММА

курса коррекционно – развивающих занятий  музыкотерапии

«МЕЛОДИЯ»

Формирование положительного эмоционального фона реабилитации

и позитивной самооценки

у детей с ограниченными возможностями здоровья

( 15часов)

           

Составитель: Долгополова Е.С.

учитель музыки

Высшая квалификационная категория

г. Саяногорск

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

          Проблема эмоциональных нарушений и их коррекции принадлежит к числу наиболее важных в детской психологии и педагогике. Большое внимание уделяется этим вопросам, и работам в данном направлении.

«Под эмоциональными нарушениями понимается аффективные нарушения создающие трудности в формировании у ребенка адекватного образа мира, активной позиции, устойчивости и подвижности в отношении с этим миром. Эмоциональные нарушения в последствии ведут к дезадаптации личности» (В.В. Лебединский, О.С. Никольская «Эмоциональные нарушения и  их коррекция» - М.: 1990 г. стр.13). Дети могут постоянно испытывать противоборство разнонаправленных эмоций и если боязнь, тревожность, страхи становятся ведущими, то, как правило, они начинают играть роль побудительной силы в конфликтной ситуации влиять на успешность ребенка в учебной деятельности. Устойчивые негативные переживания являются наиболее опасным для развития психики ребенка, препятствуют развитию активной внутренней позиции, формированию адекватной самооценки. Существенную помощь детям, имеющим проблемы в эмоциональных нарушениях, могут оказать занятия под музыку. В музыке заложен колоссальный потенциал для оздоровления в силу воздействия на многие сферы жизнедеятельности через три основных фактора: вибрационный, физиологический и психологический. Музыка развивает экспрессию человека – двигательную, речевую, мимическую. С помощью музыкального ритма устанавливается равновесие в деятельности нервной системы ребёнка, нормализует слишком возбужденные темпераменты и помогает растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения.

Программа предназначена для преподавания основ музыкального искусства в младших классах в режиме занятий дополнительного образования, рассчитана на один учебный год. Данная программа предусматривает систематическое и последовательное обучение. Придерживаясь содержания программы, учитель может творчески подходить к проведению занятий. Это зависит от уровня общего и музыкального развития детей, мастерства педагога, условий работы.

Программа музыкально – терапевтических занятий составлена по принципу контраста, с учётом физиологических законов сопоставления звучащей музыки и обуславливает лучшую «заряжаемость» положительными эмоциями. Сопоставление и чередование тихой и громкой, быстрой и медленной, мажорной и минорной музыки (с относительным преобладанием той или иной в зависимости от вида и степени эмоционального расстройства, отклонения в поведении и этапа коррекции) следует тому же закону контраста. В последовательности двигательных упражнений также соблюдается чередование и сравнение противоположных по характеру движений, что рефлекторно влияет на гармонизацию психической деятельности мозга: упорядочивается его психическая и двигательная активность, улучшается настроение, сбрасывается инертность самочувствия, что очень важно для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Цель программы: формирование эмоционально-волевой сферы    обучающихся, воспитанников младших классов, через различные средства искусств (музыка, рисование, игра),

Задачи программы:

образовательная:

  • приобщать детей к различным видам искусства (музыкальное, изобразительное)
  • активизировать интеллектуальную деятельность,
  • способствовать открытому проявлению эмоций и чувств, умению слушать и понимать других, социально-приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими).

коррекционная:

  • корригировать поведение и оптимизировать эмоциональное состояние детей имеющих ограниченные возможности здоровья.

воспитательная:

  • обогащать практический опыт и положительную адаптацию в жизненных условиях.

Возраст детей, участвующих в реализации программы – учащиеся младших классов.

Формы и режим занятий: 1 раз в неделю, продолжительность занятий – 1 учебный урок.

Организация образовательного процесса.

Основная форма образовательной работы с детьми: музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование эмоционально-волевой сферы учащихся. Занятия включают чередование различных видов деятельности: слушание музыкальных произведений, музыкально-ритмические упражнения, пение, музыкальные игры, музицирование, творческие задания. Программой предусмотрены занятия теоретическими дисциплинами: музыкальная грамота, беседы о музыкальном и изобразительном искусстве. Беседы, проводимые на занятиях, детьми проводятся беседы — диалоги, обсуждения, которые соответствуют возрасту и степени развития детей, помогают развитию способности логически мыслить.

Критерии эффективности коррекционно – воспитательной работы средствами музыкотерапии:

  • симптоматическое улучшение состояния;
  • достижение осознания и понимания подростом психологических механизмов эмоционального расстройства и отклонения поведения;
  • реконструкция нарушенной системы отношений, проявляющаяся в позитивном изменении эмоциональной сферы, отклонений поведения, контактов с людьми, жизненных планов;
  • восстановление полноценности социального функционирования подростка.

Основные методы:

  • коммуникативные игры;
  • психогимнастические упражнения;
  • пение песен различного характера;
  • пальчиковая гимнастика;
  • элементы релаксации;
  • беседы и дискуссии;
  • рисунок;
  • музыкально-дидактические игры;
  • упражнения на развитие образного восприятия и воображения.

Практическая значимость:

Данная программа предназначена для работы с детьми, имеющими нарушения  эмоционально- волевой сферы и различными нарушениями в развитии и позволяет более успешно решать вопросы коррекции личности ребёнка Программа составлена с учётом особенностей познавательной деятельности  обучающихся, воспитанников младших классов.

Длительность одного занятия  35 - 45 минут с группой учащихся из 6-12 человек. Занятия предполагают смену деятельности в соответствии с возможностями ребёнка. Пространство помещения должно быть условно разделено на творческую и игровую половины.

Ожидаемые результаты: 

  • выразительная передача эмоций через песни, инсценировки, упражнения, этюды, музыкальные и дидактические игры.
  • развитие умения выражать различные эмоциональные состояния, обучение элементам саморасслабления.
  • умение  слушать и понимать   музыку, чувствовать  её  настроение, характер и выражать  их  на  вербальном   уровне.
  • развитие коммуникативно-компетентного благополучия ребёнка через формирование чувства внутренней устойчивости и автономности.
  • успешная психологическая адаптацию в школе.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: диагностика уровня эмоционального состояния ребёнка; выставка рисунков; выступления на концертах, праздниках: пение песен различного характера, инсценировки (сценки) перед родителями на праздничных концертах в образовательном учреждении.

Содержание курса

Содержание занятий направлено на обеспечение разносторонней подготовки обучающихся воспитанников на основе требований музыкальных дисциплин. Это связано с тем, что одна из задач работы — способствовать коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы используя различные средства искусств (музыка, рисование, игра). 

Материал программы включает следующие разделы:

1. Музыкальные занятия

Цели занятия: обучение выразительной передачи эмоций через песни, инсценировки, психогимнастические упражнения, этюды,   танцевальные импровизации, музыкальные игры; развитие саморегуляции и волевых качеств личности.

Занятия начинаются с музыкально-ритмических упражнений, которые помогают настроить детей на положительное эмоциональное настроение и закрепить навык согласованности движений с музыкой. Следующий психогимнастический этюд или упражнение – воспроизведение какого-либо эмоционального настроения, где обращается внимание на мимику, пластику движений, развитие творческого начала.

Через исполнение потешек, детских песен развивать у детей положительные эмоции, чувство общности. Дети учатся высказваться о музыке, передавать голосом и мимикой настроение песен.

Танцевальные движения и музыкальные игры, используемые  на   занятиях,  снимают у детей напряжение, развивают  выразительность движений, пластику, чувства единения, групповой сплоченности, а также навыки  самоконтроля.

2. Психогимнастика

Цели занятия: формирование у детей различных психических функций  (внимание, память, автоматизированная и выразительная моторика); развить умение выражать различные эмоциональные состояния, обучение элементам саморасслабления.

Каждое занятие по психогимнастике состоит из ряда  этюдов и игр. Они коротки, разнообразны  и доступны детям по содержанию.

У учащихся первых классов   внимание  развито недостаточно, ещё    не  устойчиво, дети  отличаются   большой  подвижностью  и впечатлительностью, поэтому  они  нуждаются   в  частой  смене  заданий. Для   отдыха  используются  подвижные   игры. Для проведения занятий используется методика М.И.Чистяковой "Психогимнастика" и Р.Р.Калининой "Тренинг развития личности".

 3. Занятия  по  восприятию музыки (с элементами музыкотерапии и арттерапии)

Цель занятия: учить  слушать и понимать   музыку, чувствовать  её  настроение, характер и выражать  их  на  вербальном   уровне, мимикой и пластическим   движениями, а  также в рисунках.

На  занятиях  дети  проживают   эмоциональные  состояния, вербализуют   свои  переживания, знакомятся с культурным   наследием  человечества (литературой, живописью, музыкой). У  них  расширяется   круг  понимания  эмоций, чаще   наблюдаются  эмпатийные  проявления   по  отношению  к  окружающим.

Рисование  под  музыку  помогает   ребёнку  самовыражаться, ощутить   удовольствие, снять  эмоциональное   напряжение.

4. Игротерапия

Цель занятий – развитие коммуникативно-компетентного благополучия ребенка через формирование чувства внутренней устойчивости и автономности.

Каждая часть, состоящая из  серии занятий, направлена на развитие эмоциональной сферы и имеет свои определённые цели. Все части логически связаны между собой, но и могут существовать самостоятельно.

Теоретическая часть каждого раздела содержит перечень знаний, получаемых в процессе обучения: знания по музыкальной грамоте, знания по музыкальному этикету.

В практическую часть входит перечень умений и навыков: упражнений, движений, пения.

Программа предназначена для обучающихся, воспитанников младших классов коррекционно-развивающего обучения

Продолжительность

Периодичность в неделю

Количество часов в неделю

Количество классов

Количество часов в год

1

1

1

1

32

Тематический план занятий

Содержание занятия

Теория

Практика

1

Где живут звуки. Знакомство с окружающими звуками природы. Подвижные развивающие игры. Слушание музыки.

1

2

Где живут звуки. Знакомство детей с окружающими звуками улицы, дома и т.д. Подвижные развивающие игры. Слушание музыки.

1

3

Звук живет в любом предмете. Подвижные развивающие игры. Слушание музыки.

1

4

Звук – волшебник. Закрепление знаний детей о не музыкальных звуках. Подвижные развивающие игры. Слушание музыки.

1

5

Звук – волшебник. Знакомство детей со звуками музыки. Подвижные развивающие игры. Слушание музыки.

1

6

Знакомство детей с ударно-шумовыми музыкальными инструментами. Подвижные развивающие игры. Слушание музыки.

1

7

Знакомство детей с ударно-шумовыми музыкальными инструментами. Подвижные развивающие игры. Слушание музыки.

1

8

Знакомство с чувствами. Психогимнастика. Подвижные развивающие игры. Слушание музыки.

1

9

Знакомство с чувствами. Психогимнастика. Подвижные развивающие игры. Слушание музыки.

1

10

Радость. Передача эмоции музыкой. Восприятие музыки. Психогимнастика. Рисование эмоции под музыку.

1

11

Радость. Передача эмоции с помощью ударно-шумовых музыкальными инструментов. Подвижные развивающие игры.

1

12

Удивление. Передача эмоции музыкой. Восприятие музыки. Психогимнастика. Рисование эмоции под музыку.

1

13

Удивление. Передача эмоции с помощью ударно-шумовых музыкальными инструментов. Подвижные развивающие игры.

1

14

Интерес. Передача эмоции музыкой. Восприятие музыки. Психогимнастика. Рисование эмоции под музыку.

1

15

Интерес. Передача эмоции с помощью ударно-шумовых музыкальными инструментов. Подвижные развивающие игры.

1

16

Гордость. Передача эмоции музыкой. Восприятие музыки. Психогимнастика. Рисование эмоции под музыку.

1

17

Гордость. Передача эмоции с помощью ударно-шумовых музыкальными инструментов. Подвижные развивающие игры.

1

18

Страдание и печаль. Передача эмоции музыкой. Восприятие музыки. Психогимнастика. Рисование эмоции под музыку.

1

19

Страдание и печаль. Передача эмоции с помощью ударно-шумовых музыкальными инструментов. Подвижные развивающие игры.

1

20

Чувство обиды. Передача эмоции музыкой. Восприятие музыки. Психогимнастика. Рисование эмоции под музыку.

1

21

Чувство обиды. Передача эмоции с помощью ударно-шумовых музыкальными инструментов. Подвижные развивающие игры.

1

22

Отвращение. Передача эмоции музыкой. Восприятие музыки. Психогимнастика. Рисование эмоции под музыку.

1

23

Отвращение. Передача эмоции с помощью ударно-шумовых музыкальными инструментов. Подвижные развивающие игры.

1

24

Гнев. Передача эмоции музыкой. Восприятие музыки. Психогимнастика. Рисование эмоции под музыку.

1

25

Гнев. Передача эмоции с помощью ударно-шумовых музыкальными инструментов. Подвижные развивающие игры.

1

26

Вина и стыд. Передача эмоции музыкой. Восприятие музыки. Психогимнастика. Рисование эмоции под музыку.

1

27

Вина и стыд. Передача эмоции с помощью ударно-шумовых музыкальными инструментов. Подвижные развивающие игры.

1

28

Страх. Передача эмоции музыкой. Восприятие музыки. Психогимнастика. Рисование эмоции под музыку.

1

29

Страх. Передача эмоции с помощью ударно-шумовых музыкальными инструментов. Подвижные развивающие игры.

1

30

Создать условия отреагирования отрицательных эмоций, осознания переживаемых проблем. Восприятие музыки. Психогимнастика

1

31

Повторение, обобщение, закрепление пройденного материала. Ролевые игры на знание эмоций, сопровождение игр ударно-шумовыми музыкальными инструментами.

1

32

Итоговое занятие

1

Итого в год:  

32

Литература:

1. Арт-терапия./ Под ред. А.И.Копытина. СПб.: Питер, 2001 г.
2. Бреслав Г.А. Цветопсихология и цветолечение для всех. СПб., 2000 г.
3. Бурлачук Л.Ф. Основы психотерапии. М.: Алтейа, 1999 г.
4. Ермолаева М.В. Психология развития. М., 2000 г.
5. Журнал Начальная школа.// №4, 1989 г., стр.18.
6. Запорожец А.В. Об эмоциях и их развитии у ребенка. М., 1986 г.
7. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М., 1986 г.
8. Зиневич-Евстигнева Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь особому ребенку. СПб., 2001г.
9. Измайлов Ч.А. Цветовая характеристика эмоций./ Вестник МГУ, №4, 1995.
10. Клюева Н.В., Косаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Ярославль: Академия развития, 1996г.
11. Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии. СПб.: Питер, 2002 г.
12. Кэдьюсон Х., Шефер Ч. Практикум по игровой психотерапии. СПб.: Питер, 2002 г.
13. Лендер Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. М.,2000 г.
14. Леонтьев А.Н. Психология общения. М.: Смысл, 1997 г.
15. Мухина В.С Использование детских рисунков в целях диагностики. М.,1976.
16. Петровский А.В. Проблема развития личности с позиций социальной психологии.// Вопросы психологии. 1984, №4.
17. Погосова Н.М. Цветовой игротренинг. СПб., 2002 г.
18. Рахматуллина Р. Коррекционно-развивающие игры и психогимнастика. //Школьный психолог, 1999, №26, с.10.
19. Хухлаева О.В. Лесенки радости. М.: Совершенство, 1998 г.
20. Цыркун Н.А. Социально-психологические закономерности развития воли у дошкольников. Минск: НМ Центр, 2000 г.
21. Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника. М.: МПСИ, 1998 г.
22. М.И.Чистяковой "Психогимнастика"
23. Р.Р.Калининой "Тренинг развития личности".
24. В.В. Лебединский, О.С. Никольская “Эмоциональные нарушения и  их коррекция”-М.: 1990г стр.13
25. К.Орф пособие по музыкальному воспитанию “Шульверк”.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).

Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р

Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года  Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...

музыкатерапия

использование  ИКТ  на занятях...

Музыкатерапия пед технология

МУЗЫКАЛЬНАЯ  ТЕРАПИЯ  НА  УРОКАХ МУЗЫКИ  В  ШКОЛЕ...