Противодействие распространению экстремисткой идеологии среди несовершеннолетних и молодежи.
план-конспект урока (7 класс) на тему

Жилионис Ольга Николаевна

Работа предсталена в виде конспекта заняти "Круглый стол" для воспитанников 7-9 классов. Обсуждается тема толерантности и распространения экстремисткой идеологии, причины возникновения конфликтов на рассовой почве. Ребятам предлагается решить ряд проблем практическим путем. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon scenariy_kruglova_stola.doc579.5 КБ

Предварительный просмотр:

Круглый стол

Противодействие распространению экстремисткой идеологии среди несовершеннолетних и молодежи.

Театральная студия «Веселый ветер»

педагог: Жилионис О.Н.

Цель:  профилактика распространения экстремистской идеологии среди несовершеннолетних и  

             молодежи.

Оформление:

                                    

Ход мероприятия:

  1. Вступление. Объявление темы круглого стола.
  2. Просмотр фильма о подростковом экстремизме.

Вед. Ребята, вы посмотрели документальный фильм о подростковом экстремизме и нетерпимости  по отношению к людям разной национальности. А теперь я предлагаю вам присесть за наш круглый стол, за которым мы обсудим все негативнее стороны этого вопроса.

Экстремизм – это на самом деле сложное явление, несмотря на то, что его сложность часто бывает трудно увидеть и понять. Проще всего определить его как деятельность (а также убеждения, отношение к чему-то или кому-то, чувства, действия, стратегии) личности, далёкие от обычных общепринятых. В обстановке конфликта – демонстрация жёсткой формы разрешения конфликта.

Толерантность – терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.

А теперь давайте обратимся к «букве Закона»

В России подобные действия признаются преступлениями против основ государственного строя и безопасности государства.

Статья 29 Конституции Российской Федерации гласит, что

Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть или вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

Согласно части 1 статьи 282 «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства» Уголовного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ,

Действия, направленные на возбуждение ненависти, либо вражды, а также на унижение достоинства человека, либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично или с использованием средств массовой информации наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Таким образом, одним из способов совершения данного преступления является распространение информации в средствах массовой информации, что повышает вероятность ознакомления с высказываниями, разжигающими межнациональную рознь, большой аудиторией.

  1. Из-за чего же подростки могут испытывать ненависть к сверстникам других национальностей? (варианты детей) Можно ли решить его мирным путём?

Основная проблема в том, что экстремизм, присутствующий в ситуациях затяжного конфликта – не самое жестокое, но самое заметное из действий сторон. Жёсткая и нетерпимая позиция экстремистов крайне сложно поддаётся изменениям.

В российском законодательстве, а конкретно в Федеральном Законе от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности", понятие "экстремистская деятельность (экстремизм)" раскрывается как: (пример некоторых вариантов)

  1. насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;

  1. публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;

  1. возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;

  1. пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

  1. нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

  1. воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;

  1. пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;

  1. публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;

  1. публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;

  1. организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;

  1. финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг.

Одной из причин различных экстремистских организаций является все более увеличивающееся количество безработной и полубезработной молодежи, оказавшейся в последнее время в особенно тяжелом положении. Возмущение, протест, назревшие у молодых людей при столкновениях с проблемами взрослой жизни, все чаще вызывают в молодежной среде различные, основанные на отчаянии агрессивные настроения, которые принимают крайние, экстремистские формы. Кроме того, именно для молодежи привлекательны такие установки, как жертвенность, романтика риска, иллюзорная значимость экстремистской деятельности, возможность самоутвердиться, почувствовать себя "спасителем человечества". Таким образом, тяжелое положение молодежи в современном обществе, бескомпромиссность, свойственная этой возрастной группе, делает экстремизм молодежным явлением.

Игра «ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

Ведущий предлагает детям выучить новые иностранные языки в дополнение к тем, которые они знают. А для этого нужно взять всем известную песню:

Жили у бабуси

Два веселых гуся.

Один серый, другой белый.

Два веселых гуся.

 И попробовать спеть ее на другом языке. А сделать это очень просто: все гласные в словах необходимо поменять на какую нибудь одну. Если заменить все гласные на "А", то на английском языке эта песня будет выглядеть так:

Жала а бабаса

Два васалах гаса.

Адан сарай, драгай балай.

Два васалах гаса.

Польский - "Э";

Испанский - "И";

Французский - "Ю";

Немецкий - "У";

Английский - "А";

Японский - "Я";

И так далее. Только потренируйтесь сами заранее. Вы работаете с микрофоном, а значит вас слышно лучше всего. Учтите это и не ошибайтесь.

Профилактика экстремизма в педагогическом процессе.

На сегодняшний день молодежный экстремизм выражается в пренебрежении к действующим в обществе правилам поведения, к закону в целом, появлении неформальных молодежных объединений противоправного характера. Экстремисты нетерпимы к тем гражданам России, которые принадлежат к другим социальным группам, этносам и придерживаются иных политических, правовых, экономических, моральных, эстетических и религиозных идей. Развитие молодежного экстремизма – это свидетельство недостаточной социальной адаптации молодежи, развития асоциальных установок ее сознания, вызывающих противоправные образцы ее поведения.

Как же решить эту проблему? Что необходимо делать? (Варианты детей)

  1. усовершенствовать культурно-досуговую деятельность подростков, направленную на сплочение детского коллектива с разными национальностями:
  2. творческая реализация личности в среде сверстников;
  3. создание авторитетных массовых общественных молодежных организаций, которые объединяют и воспитывают на положительных образцах подрастающие поколения;
  4. больше уделять внимание подростку в его самоопределении и самосовершенствовании;
  5. работа всех органов власти по предупреждению и выявлению экстремистских взглядов как единое целое.

Профилактика терроризма и экстремизма проводиться в образовательной системе. Данная работа по профилактике в первую очередь начинается с формирования у работников сферы образования навыков воспитания толерантного сознания у обучающихся, представлений о толерантной городской среде, идеологии и культуре толерантности.

Вот уже на протяжении многих лет в нашем коллективе занимаются ребята разной национальности, но никогда у нас не было проявлений экстремистских взглядов. Как вы думаете почему? (варианты ответов детей)

Из года в год мы с вами трудимся как один дружный коллектив, и все благодаря нашей работе.

Упражнение «Кораблекрушение»

Команда разбита на группы по 10 человек. Предыстория: все мы плывем на корабле, но никто не обратил внимания на то, что это «Титаник». Удар айсберга. Но не все потеряно, у вас есть три плота, на которых вам надо продержаться до прилета самолета. Каждая команда получает по 3 коврика. 1) Группы должны договориться и как-то уместиться на своих плотах (ноги участников команды не должны касаться пола) и продержаться в течение 1 минуты. Время на договоренность и построение не ограничено. Ведущий периодически спрашивает о готовности команд. 2) Уже темнеет. Чтобы игроков нашел самолет, им важно не потеряться в темноте. Задача: уместиться на плотах, соединить их (с помощью рук, ног, одежды) и в такой связке продержаться 1 минуту. 3) Море разбушевалось, поэтому плоты начинают постепенно разваливаться. У участников остается по 2 коврика. Необходимо уместиться на них, сделать связку из плотов и продержаться еще в течение 1 минуты.

Упражнение «Тропа доверия»

На полу рисуется весьма извилистая не широкая дорожка, вдоль которой рисуются кружочки, которые при проведении этого этапа займут игроки. Одному из игроков завязываются глаза, затем его раскручивают и ставят на линию старта. Задача этого игрока, а значит и всей команды в целом, пройти до линии финиша, по возможности, не наступив на линии дорожки. Игроки, которые расположились вдоль дорожки в кружочках помогают игроку с завязанными глазами командами: «вперед», «назад», «влево», «вправо», «стоп», оставаясь при этом на своих игровых местах.

Тренинг уверенного поведения в общении «Поздороваться как...»

Организуется «карусель». В паре выполняется задание, затем по команде ведущего внешний круг сдвигается на одного участника вправо. Задания: здороваться, как хорошие знакомые; большие начальники; люди, которые сердятся друг на друга; очень стеснительные люди; при первой встрече — очень уверенные в себе люди; хорошие друзья.

«Цветок толерантности».

У каждого из вас есть цветок с лепестками запишите, пожалуйста, положительные качества человеке. (Сравниваем с образцом).

Подведение итогов круглого стола.

Мини опрос обучающихся

- является ли для тебя проблема экстремизма и толерантности?

- достаточно ли проводится мероприятий в нашем коллективе для его сплочения?

- понятен ли был тебе материал, рассмотренный на сегодняшней встрече?

Анкета – опросник для подростков.

Задачей опроса является выявление факторов развития экстремистских настроений, для организации более эффективной профилактики экстремизма. Анкету – опросник лучше дать детям заполнить до проведения круглого стола, т.к. за круглым столом вы можете обсудить некоторые вопросы, предварительно проанализировав анкеты. Для этого можно будет использовать анкету следующего содержания:

1.  Ксенофобия – это:

  1. боязнь Ксенона;
  2. нетерпимость (плохое, несправедливое отношение) к людям другой национальности, взглядов, вероисповедания;
  3. заболевание, при котором часто снятся ночные кошмары;
  4. боязнь потерять свою национальную культуру;
  5. затрудняюсь ответить.

2. Толерантность – это:

  1. редкое заболевание глаз;
  2. смирение и непротивление злу;
  3. уважительное отношение к людям другой национальности, взглядов, вероисповедания и др.;
  4. процесс разрушения национальных культур и замещение их однородной "попсой";
  5. затрудняюсь ответить.

Необходимо будет уточнить, откуда они узнали о таких понятиях.

3.  Как вы считаете, националист – это тот, кто:

  1. нарушает правила дорожного движения за границей;
  2. считает представителей своей национальности лучше всех других людей;
  3. досконально знает свою национальную культуру;
  4. пишет книги о достоинствах и недостатках представителей своей национальности;
  5. затрудняюсь ответить.

4. Поддерживаете ли вы практику милиции проверять документы на улице у людей не-славянской внешности?

  1. да, это нужно делать обязательно;
  2. да, нужно проверять документы у всех подряд;
  3. нет, это не приемлемо ни в каких условиях;
  4. мне все равно;
  5. в некоторых случаях ___________________________ (каких?)
  6. иное __________________________________

5. Вы когда-нибудь проявляли нетерпимость к представителям какого-либо меньшинства?

  1. никогда;
  2. да, по национальному признаку;
  3. да, по имущественному признаку;
  4. да, по другим признакам;
  5. затрудняюсь ответить.

6. Поддерживаете ли вы организации, которые выступают против миграции и за "Россию для русских"?

  1. полностью поддерживаю и готов быть членом такой организации;
  2. вообще согласен, но вступать в организацию не хочу;
  3. не поддерживаю такую позицию
  4. считаю, что такие организации надо запретить

7. Вы сталкивались со случаями унижения достоинства человека из-за его национальности или вероисповедания?

  1. да, наблюдал лично;
  2. да, испытал на себе;
  3. да, слышал от знакомых;
  4. да, читал в газете;
  5. да, видел по телевизору;
  6. нет, не сталкивался;
  7. никогда не обращал внимания.

8. По вашему мнению, существует ли в нашем городе нетерпимое отношение к людям другой национальности и вероисповедания?

  1. да, и это большая проблема;
  2. да, но встречается редко и не является проблемой;
  3. нет, у нас ко всем относятся одинаково хорошо;
  4. нет, у нас ко всем относятся одинаково плохо;
  5. я не хочу об этом думать;
  6. не знаю.

9. Какие вы испытываете чувства при виде людей другой национальности:

  1. Мне все равно, не обращаю внимания
  2. Злюсь, или пытаюсь задеть их
  3. Положительно, Россия многонациональна

10. Какие взаимоотношения важны между людьми в мире:

  1. Денежные/Экономические
  2. Взаимоуважение/Толерантные
  3. Безразличные/Отчужденные

11. Могли бы вы представить себя или своих близких в браке с человеком другой национальности или другой вероисповедания:

  1. Нет, это не может произойти у меня в семье.
  2. Почему бы и нет/не знаю
  3. Да, это вполне возможно

СПАСИБО!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в среде несовершеннолетних учащихся"

Педагогическая профилактика может рассматриваться как вспомогательное звено антинаркотической политики. Между тем именно она способна стать той самой «прививкой», которая защитит ребенка от наркогенно...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ЭКСТРЕМИЗМУ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ

​МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ЭКСТРЕМИЗМУВ МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ(разработаны Минспорттуризмом России совместно с МВД России и ФСБ России)...

Извлечения «Методические рекомендации по профилактике и противодействию экстремизму в молодежной среде»

Правовые основы противодействия молодежному экстремизму.Уголовная ответственность.КУРЕНИЕ ЗАПРЕЩЕНО...

Программа профилактики наркомании, распространения и употребления психоактивных веществ среди несовершеннолетних «Линия жизни»

При разработке данной программы учитывались возрастные психологические особенности младшего школьного возраста. В этот период происходит формирование произвольности, и таких познавательных процессов к...

Противодействие распространению экстремисткой идеологии среди несовершеннолетних и молодежи

Воспитательное мераприятие (классны час) на тему Противодействие распространению экстремисткой идеологии среди несовершеннолетних и молодежи...

Профилактика конфликтных ситуаций, фактов проявления «буллинга» (травли) в школьном коллективе, недопущения распространения деструктивной идеологии в молодежной среде в МКОУ «Камызякская СОШ №4»

Несмотря на намеченные положительные тенденции в развитии современного общества, мы понимаем, что живем в сложный переходный период нашего государства, и представители молодого поколения оказываются н...

Работа по реализации программы «Гражданское население в противодействии распространению идеологии терроризма».

Цели: расширение представления обучающихся о многонациональном составе населения России, сформировавшемся в процессе становления Российского государства; формирование представления о проблемах совреме...