Методическая работа как фактор развития способности учителей к самоанализу своей профессиональной деятельности
статья по теме

Темникова Ирина Геннадьевна

     Методическая работа как фактор развития способности учителя к самоанализу профессиональной деятельности взята не спроста, т.к.  – это одна из форм методической работы к развитию и готовности педагога к самоанализу, обеспечения продуктивного обучения, повышения квалификации и профессионального роста педагога.  Сообщение на педсовете.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_rabota.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая работа

 как фактор развития способности учителя

 к самоанализу профессиональной деятельности

    Уважаемые коллеги!

        Свое сообщение по данной теме мне бы хотелось начать с небольшой политинформации.

        Я введу вас в курс дела, что сейчас происходит в стране и, в нашем регионе в частности, в области модернизации дополнительного образования.

       Художественное образование, несомненно, является фундаментом российской культуры. Проблемы развития, сохранения специфики и традиций все чаще обсуждаются на разных уровнях.

       Система дополнительного образования детей РФ в ее новом качественном состоянии развивается на протяжении 10 лет. («Межведомственная программа развития системы дополнительного образования детей»  - распоряжение  Правительства РФ от 27.12. 2000г).

        В любом процессе развития наступает момент, когда необходимо оглянуться назад, проанализировать все, что мы имеем, и выяснить,  не назрела ли необходимость каких-то изменений. И сегодня мы пришли к тому, что, живя в новом времени, нужно пересмотреть некоторые критерии, по которым оценивается деятельность преподавателя  ДШИ.

      Раньше главным был количественный показатель: чем больше учебных заведений дополнительного образования, чем больше в них учеников – тем лучше. Соответственно осуществлялось финансирование музыкальных школ и школ искусств.

       Однако современная государственная реформа в сфере художественного образования подразумевает финансирование результата, замену количественного показателя качественным:

  1. каких выпускников подготовит школа;
  2. будут ли они продолжать образование;
  3. каково качество их обучения. 

     Исследователи состояния художественного образования в условиях современных образовательных учреждений (дошкольного, школьного, студенческого уровней) постоянно констатируют «изрядную запущенность» этой сферы педагогической деятельности.

     Отрасль культуры оказалась беспомощной перед начинающимися реформами. «Чем может обернуться это для специалистов ДМШ, ДШИ и других специализированных образовательных учреждений культуры при повсеместном отношении властей предержащих к искусству как области только развлекательной, а значит, второстепенной, можно представить без разъяснений».

     Что сегодня можно изменить в данной ситуации? Доказать важность дополнительного художественного образования через мастерство педагога, его кропотливый труд, самообразование.  

     Успешное решение задач обучения и воспитания детей во многом зависит от педагога, его культуры, убежденности, профессионального мастерства. Совершенствование подготовки педагогических кадров тесно связано с формированием духовной культуры педагога.

   Методическая работа как фактор развития способности учителя к самоанализу профессиональной деятельности - вопрос, достаточно, актуален для всех педагогов дополнительного образования.

    Для начала я перечислю компоненты самоанализа: самоконтроль, самодиагностика, осознание трудностей, самооценка

      Мы не первый раз обсуждаем вопрос активизации методической работы в школе. Я выражаю благодарность Фокиной Елене Валентиновне, Карповой Ирине Аркадьевне, Колобовой Елене Павловне, Олех Наталье Викторовне. поддержавшим эту линию работы школы (создание программ «Компьютерная графика», «Синтезатор»). Да, действительно, «еще одна модернизация» выпала на нашем профессиональном пути. Методическая работа - составная часть всего образования, именно через нее модернизация и возможна.

        Особая роль в решении этой актуальной задачи принадлежит методической деятельности.

     Методическая работа как фактор развития способности учителя к самоанализу профессиональной деятельности взята не спроста, т.к.  – это одна из форм методической работы к развитию и готовности педагога к самоанализу, обеспечения продуктивного обучения, повышения квалификации и профессионального роста педагога.

    Процесс осознания педагогом самого себя как профессионала  осуществляется путем контроля, самодиагностики, осмысления затруднений и самооценки. Именно эти составляющие мы выделяем как компоненты, способствующие развитию способности педагога к самоанализу.

Рост профессионального мастерства педагога включает овладение им всеми видами самоанализа.

  1.    Открытые уроки.

       В процессе педагогической практики происходит всестороннее развитие педагога, формирование его отношения к профессиональной деятельности.

 Самоанализ в данном случае способствует постоянному открытию нового, что педагог как личность приобретает и осознает.

      Я не раз говорила об итогах анализа посещенных уроков. Экспертиза этих уроков дает все основания считать, что они у всех нас без исключения построены однообразно. Только для открытого урока мы стараемся покопаться в методической литературе. Да, действительно, мы перегружены концертными выступлениями, наши семьи дома хотят нас видеть не только сидящими за книжками.  

    Но готовность педагога к самоанализу базируется на формировании умений проводить анализ собственной деятельности на уроке.  

    А это, в свою очередь, ведет к формированию таких личностных характеристик, как самоутверждение, самоопределение, самовыражение, самореализация в педагогической практике.

       Анализ результатов по работе с группой и индивидуальной работе с учащимися ставят педагога в ситуацию, когда постоянное повышение профессионального мастерства становится необходимым. Переход в диагностике от анализа результатов к анализу действий педагога, взаимоотношений «учитель-ученик», «группа – учитель» позволяет предотвратить развитие деструктивного конфликта на этих уровнях, обеспечить креативно-поисковый режим деятельности: вариативность, свободу творчества, постоянный рост профессионального мастерства.  

  1. Учебная деятельность.  

        Мониторинг знаний учащихся является одновременно диагностикой профессионального мастерства педагогов. В ходе мониторинга поступает обширная информация о результатах учебной       деятельности педагога.

     Для преподавателя диагностической информацией являются результаты контрольных уроков, технических зачетов, просмотров и их динамики в продвижении от «нулевого» результата к «промежуточному», от «промежуточного» к «итоговому».

    Уже третий год мы ведем анализ степени обученности учащихся каждого педагога. Но, к сожалению, результаты диагностики интересуют педагогов только в период аттестации. А ведь сравнительный анализ уровня знаний и умений учащихся может стать основой для принятия решений о методических мерах совершенствования работы педагогов. Что это такое?

     Совершенствование педагога – это его умение и стремление оценивать себя и свою деятельность, во–первых, с профессиональной стороны (умение активизировать учащихся, организовать их самостоятельную деятельность на уроке, правильно рассчитывать время, выбирать методы и темпы проведения урока). Во-вторых, с личностной стороны – какие он допустил просчеты как личность (поведение педагога на уроке, его отношение к ученикам, какие-то его личные качества и их проявления). Для многих этот факт признания своих ошибок и упущений, осознаний недостаточной профессиональной подготовки оказывается трудно преодолимым препятствием.

      Проводимая в этом году аттестация, как и в прошлом году, является свидетельством педагогического роста наших педагогов. Аттестация – это возможность самораскрытия для педагога. Это повод показать во всей полноте его высокий профессионализм. Для каждого, кто аттестуется, предоставляется возможность привести в порядок свои методические материалы, систематизировать знания, чтобы потом двигаться дальше.

     Мы сегодня говорим о методической работе как факторе развития способности педагога к самоанализу профессиональной деятельности.

   Методическая работа - это наше лицо, это уровень нашего профессионализма. Методическая работа для педагога - это обращение к новому знанию. Без этого наша работа теряет смысл. Я - за осмысленную работу. А вы?

    Я еще раз подчеркиваю, что методическая работа имеет большое значение в работе педагога. Даже тогда, когда она не оплачивается.        

   Представьте себе детского врача, который лечит, используя знания своей студенческой юности, закончившейся тридцать лет назад. Станете вы спорить с тем, что мы в такой же степени ответственны за растущего человека.

        В своем выступлении я акцентирую внимание на то, что делает методическую работу жизненно необходимой для педагога.

     Первое, о чем следует помнить, что ребенок, которого мы учим, меняется на глазах. Детей нынешнего времени нельзя учить так, как мы учили бывших выпускников прошлых лет. Нужно искать другие методики, даже другими словами объяснять учебный материал.

      Второе. Педагог, занимающийся методической работой, - это уважаемый нами, родителями и учениками преподаватель. В ситуации падения престижа нашей профессии мы обязаны (я подчеркиваю - обязаны) обеспечить уважительное отношение к нашему труду.

       Третье. Мы - то, что оставим после себя. Если память - то пусть мы запомнимся как блестящие профессионалы своего дела. А еще лучше - как авторы «методичек», своих наработок и педагогического опыта.

      В заключении мне бы хотелось задать такой вопрос: «Самообразовательная методическая работа педагога – повинность, профессиональная обязанность или педагогическое творчество для избранных?»

     Здесь можно выделить проблему, как может педагог чему-либо научить других, если он сам не учиться и не развивается методически.

     Спасибо за возможность обо всем этом сказать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специфика развития способности учителя к самоанализу в процессе педагогической деятельности.

Анализируя свою профессиональную деятельность, педагоги ценят прежде всего уверенность в своих силах и интерес к работе. В процессе профессионального самоанализа учителю нередко приходится преодолеват...

САМОАНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ

Самоанализ результатов профессиональной деятельности учителя направлен на выявление и анализ причин отклонений полученных результатов от запланированных, что позволяет построить индивидуальную траекто...

Самоанализ результатов профессиональной деятельности учителя математики

Самоанализ результатов  профессиональной деятельности учителя математикипо теме «Применение современных педагогических технологий, соблюдая преемственность по отношению к традиционным...

Личный вклад в повышение качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, активного участия в работе методических объедин

Для успешной реализации цели школы и своей педагогической деятельности, важным для меня становится выбор и активное использование в учебном процессе современных педагогических технологий, использовани...

Личный вклад в повышение качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, активного участия в работе методических объедин

Для успешной реализации цели школы и своей педагогической деятельности, важным для меня становится выбор и активное использование в учебном процессе современных педагогических технологий, использовани...

Личный вклад в повышение качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, активного участия в работе методических объедин

Для успешной реализации цели школы и своей педагогической деятельности, важным для меня становится выбор и активное использование в учебном процессе современных педагогических технологий, использовани...