Специфика развития способности учителя к самоанализу в процессе педагогической деятельности.
методическая разработка по теме

Митрофанская Анжела Петровна

Анализируя свою профессиональную деятельность, педагоги ценят прежде всего уверенность в своих силах и интерес к работе. В процессе профессионального самоанализа учителю нередко приходится преодолевать внешние и внутренние барьеры. Педагог не всегда знает о том, чего недостаёт в его деятельности для получения более высоких результатов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_doklad.docx27.27 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

«Специфика развития способности учителя к самоанализу в процессе педагогической деятельности»

Учителя русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 30

 Митрофанской Анжелы Петровны

Современные изменения российского образования определили переход от традиционной системы обучения и воспитания к расширению спектра образовательных услуг, требующего от учителя способности самостоятельно выстраивать и реализовывать собственную концепцию деятельности. Определение учителем образовательной стратегии  обеспечивается непрерывным изучением собственного педагогического потенциала, в основе которого лежит самоанализ профессиональной деятельности.

Существует различное понимание роли учителя: одни видят в нём простого преподавателя конкретного учебного предмета, другие – педагога, воспитателя, наставника молодёжи, человека, способствующего становлению личности ученика. Не секрет, что результативность деятельности школы определяется личностью педагога, который должен обладать широкими знаниями в сфере культуры, в области психологии, педагогики и методики. Но главное – учитель должен сам обладать всеми теми качествами, которые он хочет воспитать у учащихся. В этой связи значимыми звеньями содержания педагогического профессионализма являются самооценка и самоанализ его практической деятельности. И конечно же, прежде чем приступить к педагогическому самосовершенствованию, учитель должен хорошо изучить себя, оценить свои возможности, организовать объективный самоконтроль на каждом этапе деятельности.

Анализ собственной деятельности как процесс осмысления педагогического опыта является важнейшим и своеобразным инструментом преодоления существующих в работе трудностей.

Формирование у учителя готовности к выявлению реально существующих затруднений может быть при наличии специально организованной в этом направлении работы школьной методической службы.

Самоанализ опирается на логический приём познания, который включает в себя разложение ситуации на элементы, соединение их в единое целое, определение причин и видение перспектив их развития. Анализ собственной деятельности выстраивается с позиции критического отношения учителя к профессиональной деятельности в прошлом, настоящем и будущем.

Значение самоанализа педагогической деятельности повышается также в связи с тем, что в настоящее время актуальность приобретает мысль выбора содержания и форм методической работы на основе образовательных запросов.

Развитие способности учителя к самоанализу базируется на формировании умений проводить анализ собственной деятельности и выработке потребности в нём. Поэтому самоанализ имеет глубокую психологическую основу, которая связана с появлением индивидуального рефлексивного сознания.

В то же время самоанализ является средством успешного взаимодействия и взаимопонимания учителя с учениками, родителями, коллегами. Самоанализ можно рассматривать как переосмысление учителем своей деятельности. Этот процесс отражает проблемно-конфликтные ситуации и порождает действенное отношение педагога к своему поведению и общению, к осуществляемой деятельности, социокультурному отражению. Следовательно, анализ собственной деятельности ориентирован на усвоение социального опыта и осуществляется посредством развития внутреннего мира педагога, в котором выражается отношение к тому, что он делает и что происходит вокруг него.

Самоанализ способствует выявлению учителем причин профессиональных затруднений с помощью получения систематической оперативной информации и установления педагогического диагноза. Данный процесс обеспечивается самодиагностикой, с помощью которой учитель сам определяет круг педагогических проблем и выявляет главные.

Степень освоения основ анализа собственной деятельности зависит от активной профессиональной позиции учителя. Для её развития в методической работе нужно использовать инновационные формы, которые обеспечивают раскрепощение, профессиональное самоутверждение и самовыражение учителя.

Всестороннее развитие учителя, формирование его отношения к совершенствованию происходит в ходе общения и педагогической практики.  Критическая позиция учителя по отношению к собственной деятельности пребывает в зависимости от его самообразования в сочетании с содержанием работы школьной методической службы. Выработка устойчивой направленности педагогов на самоанализ сопровождается проведением соответствующих тренингов, которые включают в себя работу межпредметных групп по решению профессиональных проблем. Важным аспектом в организации методической работы является проведение консультаций опытными учителями, а также творческие группы, научно-практические конференции, круглые столы с обсуждением конкретных задач.

Согласно характеристикам и критериям оценки выделены следующие уровни сформированности самоанализа учителя: невысокий (чувственно-эмоциональный), средний (осознанный), рослый (системно-осознанный) – разработаны показатели их развитости.

Таблица 1. Критерии уровней сформированности компонентов самоанализа.

Компоненты самоанализа

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Самоконтроль

Спонтанный контроль, когда всё определяется с помощью интуиции.

Осознанный отбор, сравнение, сопоставление необходимых фактов, явлений.

Установление ассоциаций с ранее изученными и знакомыми фактами, явлениями, а также с новыми качествами предмета в целостности их связей и характеристик.

Самодиагностика

Невладение навыками проведения диагностики.

Умение определять проблему и причины её возникновения.

Выявление проблем и определение их приоритетности, а также причины возникновения.

Осознание затруднений

Слабо выражена осознанность затруднений.

Осознание результатов деятельности.

Предвидение возможных последствий принимаемых решений, установление причинно-следственных связей.

Самооценка

Слабо развитые навыки самооценки.

Комбинирование ранее используемых методов и нахождение причин их возникновения.

Критическая оценка педагогической проблемы и умения прогнозировать результаты своего труда.

Предлагаемая модель развития способности к самоанализу в процессе профессиональной деятельности позволяет формировать потребность и устремлённость педагогов на осознанное повышение профессионального роста.

Для того чтобы тот самый анализ был максимально точным, учитель должен иметь чёткие представления о личностных качествах, которые должны быть сформированы у учащихся во время учёбы (уровни воспитанности, обученности, образованности), о классе, в котором он работает, о преподаваемом предмете. Он должен представлять типичные для своей работы проблемные ситуации и действия, предпринимаемые для их преодоления (например, чтение какой-либо статьи или книги, подготовка урока с элементами нововведений, обсуждение на методическом объединении, внесение изменений в учебную программу).

Учитель также ищет ответы на вопросы: каковы его образовательные и текущие задачи, ведущие педагогические проблемы и шаги, предпринимаемые для их преодоления. Классифицируя учащихся какого-либо класса, можно учитывать разные параметры (уровень владения предметом, степень самостоятельности в обучении, уровень владения пропедевтическими знаниями и умениями, темп учебной работы, темперамент и т.д.). Главное знать, для чего эта классификация нужна.

Классификация учащихся по типу образовательной нацеленности ориентирует педагога на поиск таких средств организации познавательной деятельности, которые приводили бы к появлению у учащихся личного смысла учебной работы. Выделив в своём классе эти мотивационные группы, учитель получает вероятность выстроить учебную деятельность таким образом, что в неё будут включены все учащиеся класса.

Таблица 2. Мотивационные группы.

Тип учащихся

Тип образовательной нацеленности

1.Учащиеся, для которых наиболее ценным результатом является новое знание.

Познавательная нацеленность – интересно просто учиться, узнавать что-то новое для себя.

2.Учащиеся, для которых наиболее ценным результатом обучения является объём знаний по данному предмету.

Предметная нацеленность – интересен конкретный предмет.

3.Учащиеся, для которых наиболее ценным результатом обучения является умение мыслить.

Интеллектуальная нацеленность – интересно решать сложные нестандартные задачи.

4.Учащиеся, для которых наиболее ценным результатом обучения является высокая отметка.

Реальная социальная нацеленность – подготовка к экзаменам, социальное самоутверждение.

5.Учащиеся, для которых наиболее ценным результатом обучения является формальная высокая отметка.

Формальная социальная нацеленность, борьба за первенство в классе, формальное самоутверждение, стремление понравиться, давление родителей.

6.Учащиеся, для которых наиболее ценным результатом обучения является формальная положительная отметка.

Усилия направлены на то, «чтобы отделаться тройкой»: коммуникативная нацеленность – вероятность находиться в данном коллективе, остаться с тем, кто нравится; нацеленность застраховаться от гнева родителей или наказания учителя.

7.Учащиеся, у которых нет определённого отношения к учёбе.

Инфантильность, проживание сегодняшним днём, отсутствие определённых жизненных целей.

8.Учащиеся, для которых обучение не представляет ценности.

Нулевая учебная нацеленность.

Карта молодого учителя

Параметры деятельности

Параметры оценки

Да

Скорее да, чем нет

Скорее нет, чем да

Нет

Отношение к предмету

Увлечённое

Планирование

Умеет модифицировать готовый план урока.

Умеет модифицировать отдельные задания применительно к целям урока и уровню обученности учащихся.

Методическая компетенция

Умеет отобрать и действенно применить методические приёмы.

Контрольно-оценочная деятельность

Умеет выставить оценки, адекватные качеству ответа.

Управление учебным процессом

Поддерживает ровный, устойчивый темп на уроке.

Критикует доброжелательно и заслуженно.

«Лист самооценки» даёт учителю возможность проанализировать то, что он знает и умеет в своей профессии.

Лист самооценки

Я знаю_________________________________________________Да____________Нет

1.Общедидактические требования к организации

 процесса обучения.

2.Нормативные документы.

3.Типичные ошибки и заблуждения учеников в моём

предмете.

4.Что мои ученики изучают по другим

предметам.

Я умею_________________________________________________Да___________Нет

1.Отслеживать эффективность применяемых

учебных приёмов.

2.Стимулировать интеллектуальную

познавательную деятельность.

3.Успешно решать возникающие конфликтные ситуации.

4.Формировать у учащихся учение учиться.

5.Конструктивно реагировать на критику.

Цель работы с подобными формами по самооценке – развивать в учителе осознанное, критическое отношение к своим профессиональным возможностям, уяснять для себя лично, что у него получается лучше, что – хуже, а чего он пока ещё не умеет. Однако надобно помнить, что для формирования адекватной профессиональной самооценки нужно давать учителю возможность постоянно сопоставлять результаты своей самооценки с независимыми экспертами. В этом случае можно избежать целого ряда конфликтов и недопонимания, которые могут появиться при проведении аттестации.

Подводя итоги по вышеизложенному материалу, следует сделать вывод о том, что анализ собственной деятельности как процесс осмысления педагогического опыта является важнейшим и своеобразным инструментом преодоления существующих в работе трудностей, стимулом самосовершенствования.

Проектирование по образовательной нацеленности как метод самоанализа деятельности учителя показало, что учитель, умеющий анализировать свою деятельность, - это важнейший инновационный ресурс любой школы.

Анализируя свою профессиональную деятельность, педагоги ценят прежде всего уверенность в своих силах и интерес к работе. В процессе профессионального самоанализа учителю нередко приходится преодолевать внешние и внутренние барьеры. Педагог не всегда знает о том, чего недостает в его деятельности для получения более высоких результатов (знаний, умения видеть и решать психологические проблемы, способов самоорганизации, самоуправления). Начинающие учителя, как правило, плохо представляют себе сильные и слабые стороны своей личности, не знают и не используют потенциальные возможности. Чаще всего попытки саморазвития направлены у них только на накопление знаний, а не на развитие качеств, необходимых для повседневной педагогической деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

самоанализ методической и педагогической деятельности

Это самоанализ методической  и педагогической работы за последние 3 года....

Методическая работа как фактор развития способности учителей к самоанализу своей профессиональной деятельности

Методическая работа как фактор развития способности учителя к самоанализу профессиональной деятельности взята не спроста, т.к.  – это одна из форм методической работы к р...

Публичное представление инновационного опыта учителя русского языка и литературы Буртяковой Светланы Владимировны. Перед каждым учителем в течение всей его педагогической деятельности стоит вопрос: чему учить и как учить. Решение этого вопроса на раз

Публичное представление  инновационного опыта учителя русского языка и литературы Буртяковой Светланы Владимировны.    Перед каждым учителем в течение всей его педагогической деяте...

Самоанализ обобщенного опыта педагогической деятельности

[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"4959273","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"103","width":"145"}}]]Мои публикации по физике[[{"type":"media","view_mode":"media...

Самоанализ результатов моей педагогической деятельности

Самоанализ результатов моей педагогической деятельности за последнии три года работы тренером-преподавателем по футболу...

Развитие социальных способностей подростков с ОВЗ в процессе внеурочной деятельности специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната для детей с нарушениям зрения

В настоящее время ведущее место в отечественной педагогической науке занимает осмысление идей и практического опыта работы ведущих педагогов, основанных на принципе личностно – ориентированного ...

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Для детей начальной школы игровая деятельность играет очень важную роль, потому что в дошкольном возрасте игровая деятельность является основным занятием для детей. Уже в начальной школе происходит см...